Тема: «Употребление прилагательных в речи». (5 класс).
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Обобщить знания о морфологических признаках и синтаксической роли имён прилагательных; сформировать у учащихся умение определять роль прилагательных в речи; проводить анализ текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
upotreb.prilag.v_rechi_5_kl..doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Употребление прилагательных в речи». (5 класс).
Цели:1) обобщить знания о морфологических признаках и синтакси ческой роли имени прилагательного; 2) сформировать у учащихся умение определять роль прилагательных в речи; проводить анализ текста; обрабатывать навык выразительного чтения; создавать тексты с использованием имен прилагательных;
3) расширить представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли имен прилагательных в речи.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Cловарная работа: кабинет, корзина, мандарин, расписание, вагон, балкон, здоровье, конфета, шоколад, компьютер.
3.Работа с текстом:
Текст №1.
-О какой птице идёт речь? Как вы это определили?
К дереву летит небольшая птица, поменьше галки. Сама вся пёстрая – белая с чёрным, а на голове чёрная с красным бантиком шапочка. Сразу узнал я …
Летит…, несёт в клюве сосновую шишку. Прилетел и уселся на осинку. Да не на ветку, как все птицы, а прямо на ствол, как муха на стену. Зацепился за кору острыми когтями, а снизу ещё хвостом подпирается. Перья у него на хвосте жёсткие, крепкие.
( по Г.Скребицкому).
-Какие средства языка помогли вам узнать дятла, хотя название птицы ни разу не упоминается в тексте? К какой части речи относятся слова, с помощью которых дано точное и выразительное описание птицы?
-Выписать прилагательные, которые описывают дятла?
Отгадайте загадку:
1.Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз). 2. Золотое решето чёрных домиков полно; сколько чёрненьких домов – столько беленьких жильцов. (Подсолнух).
Текст №2.
Вспомните героев книги финской писательницы Туве Янссон «В счастливой долине мумии-троллей» Шнырька и Юксаре, которые собирались играть в пуговицы.
Шнырёк, собиравший ракушки в прибрежной воде, пулей выскочил на берег и начал высыпать на скалу содержимое своих карманов.
-Одной пуговицы хватит!
-Пожалуйста! – обрадовался Шнырёк. – Какую лучше? Костяную, металлическую, плюшевую, деревянную, стеклянную, перламутровую? Однотонную, пёструю в крапинку, полосатую или клетчатую? Круглую, овальную, вогнутую, выпуклую, восьмиугольную или…
-Можно обыкновенную брючную пуговицу,- сказал Юксаре.
-С каких сторон охарактеризованы пуговицы с помощью прилагательных? Что вы знаете об этой части речи? Что обозначает? На какие вопросы отвечает? Как изменяется?
4.Физминутка:
- сидя, руки поднять вверх. Сжать кисти в кулак, разжать кисти, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями;
- быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно. Медленно считая до пяти.
-крепко зажмурить глаза (считать до трёх), открыть их и посмотреть вдаль (считать до пяти).
5.А теперь поиграем: игра «Составь слово».
Составь слово, предварительно выполнив несколько действий.
1.Взять приставку от слова, являющегося определением в предложении: Шёл бесконечный дождь.
2.добавить подлежащее предложения Страх овладел им.
3.добавить суффикс прилагательного прелестный и окончание прилагательного красные.
Бесстрашные.
-какое фонетическое явление вам повстречалось? (х||ш)
-составьте предложение со словом бесстрашные и сделайте синтаксический разбор.
Бесстрашные альпинисты покоряют горные вершины.(повест., невоскл., простое, двусост., распр.,)
-выделите из этого предложения словосочетания прилагательное + существительное?
6.Текст №3.
Творческое списывание. Списать текст, вставляя по смыслу прилагательные.
Олень.
Олень – животное Севера, живёт в тундре. Он привык к … климату. Питается олень ягелем, который добывает копытами из-под снега. Олень очень…У него …, ....рога,…ноги. О нём заботятся жители севера. Оленя запрягают в нарты, совершают на нём….поездки.
Слова для справок: холодную, суровую; красив, строен; красивые, ветвистые; тонкие; дальние.
7.Задание на доске по рядам:
Продолжите ряды прилагательных:
Цвет: белый…
Вкус: сладкий…
Размер: большой…
Погода: холодная….
Качество характера: добрый…
8.Итог урока. Выставление оценок. Во время урока за каждый правильный ответ учащиеся получают фишки. Подсчитывают в конце кто сколько набрал и получают оценку.
9.Домашнее задание: описать утро завтрашнего дня при помощи прилагательных.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Тарко-Салинская средняя общеобразовательная школа №2».
Тема: «Употребление прилагательных в речи». (5 класс).
Учитель русского языка и литературы:
Кузнецова Евгения Владимировна.
Тарко-Сале 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-презентация по русскому языку "Употребление имен прилагательных в речи"(6 класс).
Урок носит обучающий, воспитывающий и развивающий характер, отличается разнообразием приемов, типов заданий....
презентация к уроку по русскому языку "Употребление прилагательных в речи (на основе стихотворения С.А. Есенина)
На основе стихотворения Есенина даётся понятие прилагательного, эпитета, прямого и переносного значения прилагательных, а также учащиеся смогут сами побыть немного поэтами, работая с карточками,...
презентация к уроку по русскому языку "Употребление прилагательных в речи (на основе стихотворения С.А. Есенина)
На основе художественного текста (стихотворения С.А. Есенина) показана роль имени прилагательного в художественной речи, самостоятельная работа по карточкам предполагает развитие у учащихся образного ...
урок по теме"Употребление причастий в речи" 7 класс по программе В.В.Бабайцевой
Урок по теме "Употребление причастий в речи" по программе В.В.Бабайцевой 7 класс....
Употребление имен прилагательных в речи 6 класс
Урок русского языка в 6 классе по теме «Употребление имен прилагательных в речи». С какой целью мы употребляем имена прилагательные? В чем проявляются изобразительные возможности этой части речи? – во...
Материалы открытого урока по теме: "Употребление частиц в речи" 7 класс
Урок обобщения и закрепления знаний по теме "Частицы"...
Тексты для лабораторной работы по русскому языку "Употребление имён прилагательных в речи" (6 класс)
Урок изучения нового материала.Цель урока: формирование знаний учащихся о роли прилагательных в речи.Задачи:1. рассмотреть роль имён прилагательных в речи;2. развивать наблюдательность, умение читать ...