Рабочая программа. Русский язык. 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Бурашева Марина Хамибулловна

Рабочая программа по русскому языку в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_9_klass.docx40.56 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АЛЕКСАНДРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ГРАЧЕВСКОГО РАЙОНА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

«Рассмотрено»

Руководитель МО

__________/                 /

Протокол № 1

«  »               201  г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

_________/                     /

        «                    201  г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ

«Александровская СОШ»

_________/                 /_

        «  »                   201  г.

Рабочая программа

по предмету «Русский язык» (мод.)

(9 класс)

 (базовый уровень)

\

     Рабочая программа по русскому языку для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку, программы для образовательных учреждений по русскому языку 5 - 9 классы под ред. М.М.Разумовской М. Дрофа, 2013 г. с учетом учебника М.М.Разумовской «Русский язык. 9 класс». М. Дрофа, 2013 г.

      В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

      Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  - воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

 - совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

 - освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

 - формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

    Данная программа рассчитана на 65 часов (2 часа в неделю). Промежуточная аттестация проводится в виде тестовой работы с использованием КИМ. Итоговая – ОГЭ.

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета

В результате изучения русского языка в основной школе ученик должен

знать:

-изученные разделы науки о языке;

-смысл понятий «Речь устная и письменная»,«Монолог», «Диалог», «Сфера и ситуация речевого общения»;

- функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры; текст, его функционально-смысловые типы;

- основные единицы языка, их признаки;

- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические,  орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

- уметьобъяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

-определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю; анализировать структуру и языковые особенности текста;

- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: адекватно понимать информацию устного сообщения;

- читать тексты разных стилей, используя разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (пересказ, изложение, конспект, план);

- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;

- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, смешанный вид монолога) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

- свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

- соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета);

соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;

- извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).

        К концу 9 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:

- по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;

- по лексике и фразеологии: разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их употреблять; пользоваться толковым, фразеологическим словарями и словарями иностранных слов, антонимов;

- по морфемике и словообразованию: владеть приемом разбора слов по составу: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре; толковать значение слова исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа лог, поли, фон и т.п.); пользоваться этимологическими и словообразовательными словарями;

по морфологии: распознавать изученные в 5-7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическими словарями;

- по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5-7 классах орфограммами, слова общественно-политической и морально-этической тематики с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами; пользоваться орфографическим словарем;

- по синтаксису: различать изученные виды простых и сложных предложений; интонационно выразительно произносить предложения изученных видов;

- по пунктуации: правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.

  1. Содержание учебного предмета

  Русский язык среди языков мира.

Речь

Систематизация и обобщение сведений о тексте, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи предложений в тексте, о стилях и типах речи.

Жанры публицистики: эссе, путевые заметки, рецензия. Особенности их строения: коммуникативная задача, содержательно-композиционные особенности жанра, типологическая структура текста, характерные языковые и речевые средства.

Деловые бумаги: заявления (стандартная форма, языковые средства, характерные для этого вида деловых бумаг), доверенность.

Создание текста. Строить устные и письменные высказывания типа рассуждения-объяснения и рассуждения-доказательства. Писать сочинение в публицистическом и художественном стиле с использованием разных типов речи. Составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи).

          Совершенствование  написанного. Исправлять речевые недочеты и грамматические ошибки, нарушения логики высказывания; повышать выразительность речи, добиваться целесообразного выбора языковых средств.

Обобщение и систематизация изученного в 5-8 классах

Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значение слова. Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки. Основные правила правописания.

 Синтаксис сложного предложения

Сложное предложение

        Сложное предложение и его признаки. Сложные предложения с союзами и без союзов. Классификация сложных предложений: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.

Сложносочиненные предложения

        Строение сложносочиненных предложений и средства связи в нем: интонация и сочинительные союзы (соединительные, разделительные и противительные). Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.

        Культура речи. Интонация сложносочиненного предложения. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Стилистические особенности сложносочиненного предложения и ряда простых предложений.

Сложноподчиненное предложение

        Строение сложноподчиненного предложения: главное и придаточное предложение в его составе; средства связи в сложноподчиненном предложении. Основные виды придаточных предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (места, причины, времени, образа действия и степени, цели, условия, уступительные, сравнительные, следствия). Место придаточного предложения по отношению к главному.

        Предложения с несколькими придаточными.

        Знаки препинания между главными и придаточными предложениями.

        Культура речи. Синонимика союзных предложений. Стилистические особенности сложноподчиненного и простого предложений. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах речи.

Бессоюзное сложное предложение

        Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения.

        Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Культура речи. Выразительные особенности бессоюзных предложений. Синонимика простых и сложных предложений с союзами без союзов.

 Сложное предложение с разными видами связи

        Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. Знаки препинания в нем.

        Культура речи. Правильное построение сложных предложений с различными видами связи. Уместное употребление их (преимущественно в книжной речи). Стилистические особенности сложного предложения с разными видами связи и текста с разными способами связи простых предложений.

  1.         Учебно-тематический план

Разделы и темы

Количество часов

1

Русский язык среди языков мира.

1

2

Речь

20

3

Обобщение и систематизация изученного в 5-8 классах

7

4

Синтаксис сложного предложения

33

4.1

 Сложносочиненные предложения

5

4.2

Сложноподчиненное предложение

19

4.3

Бессоюзное сложное предложение

5

4.4

Сложное предложение с разными видами связи

4

5

Повторение и обобщение изученного

4

Итого

65

  1. Календарно - тематическое планирование

урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Примечания

план

факт

1

Русский язык – национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира.

1

03.09.2018

Обобщение и систематизация изученного в 5-8 классах

2

 Фонетика.  Орфография. Графика.

1

05.09.2018

3

Лексика. Лексическое значение слова.

1

10.09.2018

4

Морфемика и словообразование.

1

12.09.2018

5

Морфология и синтаксис. Части речи, их смысловые, морфологические и синтаксические признаки.

1

17.09.2018

6

РР Обобщение изученного о тексте: тема и основная мысль текста. Стили речи, типы речи.

1

19.09.2018

7

Систематизация знаний по морфемике, морфологии и орфографии. Трудные случаи правописания.

1

24.09.2018

8

Обобщение по теме «Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах».

1

26.09.2018

9

РР Составление собственного речевого высказывания публицистического стиля.

1

01.10.2018

10

Входная мониторинговая работа

1

03.10.2018

11

РР Составление собственного речевого высказывания публицистического стиля

1

08.10.2018

Синтаксис сложного предложения

Сложносочиненные предложения

12

Сложное предложение. Понятие сложносочиненного предложения (ССП).

1

10.10.2018

13

14

Виды сложносочинённых предложений и знаки препинания в них. Средства связи в сложных предложениях

2

15.10.2018

17.10.2018

15

Виды ССП и знаки препинания в них. Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях.

1

22.10.2018

16

Контрольная работа по теме

«Сложносочиненные предложения» .

1

24.10.2018

17

РР Художественный стиль речи и язык художественной литературы

1

07.11.2018

Сложноподчиненное предложение

18

19

Понятие о сложноподчинённом предложении (СПП).

2

12.11.2018

14.11.2018

20

21

Виды сложноподчинённых предложений.

2

19.11.2018

21.11.2018

22

РР Сжатое изложение.

1

26.11.2018

23

24

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.

2

28.11.2018

03.12.2018

25

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными.

1

05.12.2018

26

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными времени и места.

1

10.12.2018

27

РР Строение текста.

1

12.12.2018

28

Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнения.

1

17.12.2018

29

Контрольная работа за первое учебное полугодие.

1

20.12.2018

30

Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени.

1

24.12.2018

31

32

РР Использование различных стилей в художественных произведениях.

2

26.12.2018

14.01.2019

33

РР Сочинение по картине .

1

16.01.2019

34

Сложноподчинённое предложение с придаточным цели и условия.

1

21.01.2019

35

Сложноподчинённое предложение с придаточными причины и следствия.

1

23.01.2019

36

Сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным.

1

28.01.2019

37

Систематизация и обобщение изученного по теме «Сложноподчинённое предложение».

1

30.01.2019

38

Зачетная  работа   по теме «Сложноподчиненное предложение».

1

04.02.2019

39

РР Публицистический стиль. Изложение текста данного стиля.

1

06.02.2019

40

РР Эссе. Понятие о жанре.

1

11.02.2019

41

РР Устное собеседование

1

13.02.2019

42

43

Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными.

2

18.02.2019

20.02.2019

44

Диктант с грамматическим заданием.

1

25.02.2019

Бессоюзное сложное предложение

45

Понятие о бессоюзном сложном предложении.

1

27.02.2019

46

Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления.

1

04.03.2019

47

Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения.

1

06.03.2019

48

Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления или времени, условия и следствия.

1

11.03.2019

49

50

РР Сжатое изложение.

Анализ изложения.

2

13.03.2019

18.03.2019

51

Пробный экзамен в форме ОГЭ.

1

19.03.2019

52

РР Путевые заметки.

1

01.04.2019

Сложное предложение с разными видами связи

53

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи.

1

03.04.2019

.

54

55

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи .

2

08.04.2019

10.04.2019

56

РР Рецензия. Понятие о жанре.

1

15.04.2019

57

РР Рецензия на газетную статью

1

17.04.2019

58

Диктант с грамматическим заданием.

1

22.04.2019

Повторение и обобщение изученного

59

Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия.

1

24.04.2019

29.04.2019

60

РР Сочинение-рассуждение.

1

06.05.2019

61

РР Деловая речь. Написание деловых бумаг по образцу.

1

08.05.2019

62

63

Морфология и орфография.

2

13.05.2019

15.05.2019

64

Тестовая работа с использованием КИМов (допуск к ОГЭ).

1

20.05.2019

65

РР Стили и типы речи

1

22.05.2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)

Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...

Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова

тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...

Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...

Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС

Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...