Обстоятельство. 5 класс.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Урок по ФГОС
.-стратегия смыслового чтения «ЗУХ»(знаю-узнал-хочу узнать),
- стратегия смыслового чтения «Работа с деформированным текстом».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obstoyatelstvo_5_klass.docx | 148.89 КБ |
obstoyatelstvo.pptx | 126.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Русский язык
Класс: 5
Тема: Обстоятельство.
Место урока в системе уроков по данной теме: первый.
Цель деятельности учителя:
Создать условия для формирования умения находить обстоятельства в предложении, выделять их графически, определять разряд.
Организовать работу по восстановлению текста и составлению своего устного высказывания.
Планируемые результаты:
Предметные:
- дают определение обстоятельств, определяют их виды обстоятельств, графически их обозначают;
-отличают обстоятельства от других членов предложения;
- совершенствуют текст;
Метапредметные результаты:
Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания, совершенствуют речь .
Регулятивные: совместно с учителем анализируют существующие и планируют будущие образовательные результаты( определяют тему и цели урока);
Познавательные: преобразуют лингвистический текст в таблицу, составляют устное монологическое высказывание по предложенной теме, делают выводы на основе анализа текста, подтверждают вывод собственной аргументацией.
Коммуникативные: сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи); договариваются друг с другом; принимают позицию собеседника, отстаивают свою точку зрения.
Методы/приемы обучения:
-стратегия смыслового чтения «ЗУХ»(знаю-узнал-хочу узнать),
- стратегия смыслового чтения «Работа с деформированным текстом».
Образовательные ресурсы:
- Учебник «Русский язык. 5 класс». Авторы М.М. Разумовская и т.д.
- А.Н.Рыбаков «Кортик».
Оборудование, наглядность:
Предварительная подготовка: создание рабочего листа, подбор текста.
Ход урока:
- Мотивация.
Работа с пословицей. «Мир освещается солнцем, а человек – знанием».
Вопросы:
Как вы понимаете данное высказывание?
Как вы думаете, почему я выбрала данную пословицу девизом нашего урока?
- Актуализация знаний, проблематизация.
Синтаксическая разминка.
Мы с ежом замечательно жили, уважали друг дружку, дружили.
- Найдите и графически объясните изученные орфограммы.
- Объясните постановку знаков препинания.
- Выделите главные члены. Чем они выражены?
- Найдите дополнение, графически обозначьте его, чем оно выражено?
- На какой вопрос отвечает оставшийся член предложения? Как он называется?
- Определение темы и целей урока.
1.Данная тема для вас новая? А чем же мы будем заниматься сегодня на урок?
2. Попробуйте определить цели на наш урок, опираясь на глаголы на слайде.
3. Зафиксируйте их на индивидуальных листах.
4. Открытие нового.
Использование смыслопоискового приема «ЗУХ»(Знаю-Узнал-Хочу узнать).
1.Откройте учебники на стр. 176, прочитайте правило и заполните таблицу.
Знаю | Узнал | Хочу узнать |
|
|
|
2.В парах расскажите друг другу, что вы уже знали, что узнали нового, что ещё хотите узнать по данной теме.
Выступление от пар.(2-3 пары).
Промежуточная рефлексия.
1.Каких результатов на данном этапе урока мы достигли?
2. К достижению каких целей приступим ?
5. Первичное закрепление (индивидуальная, фронтальная).
Работа на индивидуальных листах.
Они уселись на деревянный тротуар и начали по очереди втыкать в землю перочинный ножик: просто, с ладони, броском, через плечо, солдатиком…
Миша первый сделал все десять фигур. Генка протянул ему руку. Миша состроил зверскую физиономию и поднял кверху два послюнявленных пальца. Генке эти секунды кажутся часами, но Миша не ударил. Он опустил руку, сказал: «Смазка просохла», и снова начал слюнявить пальцы. Это повторялось перед каждым ударом, пока Миша не влепил наконец Генке все пять горячих, и Генка, скрывая выступившие на глазах слезы, дул на посиневшую и ноющую руку…
Солнце поднималось все выше и выше. Тени укорачивались и прижимались к палисадникам.
- Прочитайте отрывок из произведения А.Н. Рыбакова «Кортик».
- Найдите все обстоятельства, графически их обозначьте, определите разряд.
Проверка по цепочке.
Промежуточная рефлексия.
6.Творческая работа.(индивидуальная, групповая).
Миша ….. встал с дивана, оделся и выскользнул на крыльцо.
Улица, широкая и пустая, дремала, согретая ранним утренним солнцем. Лишь перекликались петухи да ……….. из дома доносился кашель, сонное бормотанье – первые звуки пробуждения в прохладной тишине покоя.
Миша жмурил глаза, ёжился. Его тянуло …………… в тёплую ……………, но мысль о рогатке, которой хвастал ……………рыжий Генка, заставила его ………………. встряхнуться.
Фрагмент рассказа А.Н. Рыбакова «Кортик».
1.Прочитайте текст, вставьте подходящие по смыслу обстоятельства.
2. Сравните и проанализируйте свой вариант текста и авторский. Все ли Ваши обстоятельства соотносятся со смыслом авторского текста? Если нужно, внесите изменения в свой текст.
3. Внимательно прочитайте свой текст с обстоятельствами и без них. Что изменилось? Сделайте вывод о роли обстоятельств в тексте.
4.Обсудите свои выводы в группе, подготовьте устное высказывание на тему «Роль обстоятельств в речи», используя в качестве примеров предложения из вашего текста.
7. Итог урока.
Давайте обратимся к нашим целям, проанализировать которые помогут вспомогательные глаголы.
8. Рефлексия.
А теперь еще раз вернемся к нашей пословице. Какими знаниями вы сегодня себя осветили? Что было сложно? Что больше всего понравилось?
Домашнее задание
Изучить параграф 59 стр.167.
(по выбору).
1.Упражнение №466.
2. Из произведения А.Н. Рыбакова «Кортик» выпишите 5 предложений с обстоятельствами, обозначьте их графически, определите разряд.
Приложение 1.
Индивидуальный рабочий лист.
«Мир освещается солнцем, а человек – знанием».
Тема:
Цели:
- Теоретический блок.
1.Откройте учебники на стр. 176, прочитайте правило и заполните таблицу.
Знаю | Узнал | Хочу узнать |
|
|
|
2.В парах расскажите друг другу, что вы уже знали, что узнали нового, что ещё хотите узнать по данной теме.
2. Закрепление.
1.Прочитайте отрывок из произведения А.Н. Рыбакова «Кортик».
- Найдите все обстоятельства, графически их обозначьте, определите разряд.
Они уселись на деревянный тротуар и начали по очереди втыкать в землю перочинный ножик: просто, с ладони, броском, через плечо, солдатиком…
Миша первый сделал все десять фигур. Генка протянул ему руку. Миша состроил зверскую физиономию и поднял кверху два послюнявленных пальца. Генке эти секунды кажутся часами, но Миша не ударил. Он опустил руку, сказал: «Смазка просохла», и снова начал слюнявить пальцы. Это повторялось перед каждым ударом, пока Миша не влепил наконец Генке все пять горячих, и Генка, скрывая выступившие на глазах слезы, дул на посиневшую и ноющую руку…
Солнце поднималось все выше и выше. Тени укорачивались и прижимались к палисадникам.
Справка:
Рыбаков Анатолий Наумович (1911-1998) прозаик. Родился 1 января (14 н.с.) в Чернигове .
С 1918 жил в Москве. После войны А.Рыбаков обращается к литературной деятельности, начав писать приключенческие по вести для юношества - повесть "Кортик" (1948) и ее продолжение - повесть "Бронзовая птица" (1956).
3.Творческая работа.
Миша ….. встал с дивана, оделся и выскользнул на крыльцо.
Улица, широкая и пустая, дремала, согретая ранним утренним солнцем. Лишь перекликались петухи да ……….. из дома доносился кашель, сонное бормотанье – первые звуки пробуждения в прохладной тишине покоя.
Миша жмурил глаза, ёжился. Его тянуло …………… в тёплую ……………, но мысль о рогатке, которой хвастал ……………рыжий Генка, заставила его ………………. встряхнуться.
Фрагмент рассказа А.Н. Рыбакова «Кортик».
1.Прочитайте текст, вставьте подходящие по смыслу обстоятельства.
2. Сравните и проанализируйте свой вариант текста и авторский. Все ли Ваши обстоятельства соотносятся со смыслом авторского текста? Если нужно, внесите изменения в свой текст.
3. Внимательно прочитайте свой текст с обстоятельствами и без них. Что изменилось? Сделайте вывод о роли обстоятельств в тексте.
4.Обсудите свои выводы в группе, подготовьте устное высказывание на тему «Роль обстоятельств в речи», используя в качестве примеров предложения из вашего текста.
Домашнее задание (по выбору).
Изучить параграф 59 стр.167.
1.Упражнение №466.
2. Из произведения А.Н. Рыбакова «Кортик» выпишите 5 предложений с обстоятельствами, обозначьте их графически, определите разряд.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели деятельности учителя. Создать условия для формирования умения находить обстоятельства в предложении, выделять их графически, определять разряд . Организовать работу по восстановлению текста и составлению своего устного высказывания.
Предметные результаты. дают определение обстоятельств, определяют их виды обстоятельств, графически их обозначают; отличают обстоятельства от других членов предложения; совершенствуют текст.
Метапредметные результаты: Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания, совершенствуют речь. Регулятивные: совместно с учителем анализируют существующие и планируют будущие образовательные результаты( определяют тему и цели урока); Познавательные: находят необходимую информацию в тексте, преобразуют лингвистический текст в таблицу, составляют устное монологическое высказывание по предложенной теме, делают выводы на основе анализа текста, подтверждают вывод собственной аргументацией. Коммуникативные: сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи); договариваются друг с другом; принимают позицию собеседника, отстаивают свою точку зрения.
Эпапы урока. Мотивация. Проблематизация . Определение темы и постановка целей. Открытие нового. Первичное закрепление. Творческая работа. Итог урока, рефлексия. Домашнее задание.
Мотивация. « Мир освещается солнцем, а человек - знанием » Вопросы: Как вы понимаете данное высказывание? Как вы думаете, почему я выбрала пословицу девизом нашего урока?
П роблематизация . Синтаксическая разминка. Мы с ежом замечательно жили, уважали друг дружку, дружили. Найдите и графически объясните изученные орфограммы. Объясните постановку знаков препинания. Выделите главные члены. Чем они выражены? Найдите дополнение, графически обозначьте его, чем оно выражено? На какой вопрос отвечает оставшийся член предложения? Как он называется?
Наши действия на уроке У – ( узнавать, удивляться) Р – ( развивать, рассуждать) О – ( обсуждать, открывать) К – ( корректировать)
Открытие «нового». Использование смыслопоискового приема «ЗУХ»(Знаю-Узнал-Хочу узнать). Знаю Узнал Хочу узнать
Первичное закрепление. Они уселись на деревянный тротуар и начали по очереди втыкать в землю перочинный ножик: просто, с ладони, броском, через плечо, солдатиком… Миша первый сделал все десять фигур. Генка протянул ему руку. Миша состроил зверскую физиономию и поднял кверху два послюнявленных пальца. Генке эти секунды кажутся часами, но Миша не ударил. Он опустил руку, сказал: «Смазка просохла», и снова начал слюнявить пальцы. Это повторялось перед каждым ударом, пока Миша не влепил наконец Генке все пять горячих, и Генка, скрывая выступившие на глазах слезы, дул на посиневшую и ноющую руку… Солнце поднималось все выше и выше. Тени укорачивались и прижимались к палисадникам.
Творческая работа. Миша ….. встал с дивана, оделся и выскользнул на крыльцо. Улица, широкая и пустая, дремала, согретая ранним утренним солнцем. Лишь перекликались петухи да ……….. из дома доносился кашель, сонное бормотанье – первые звуки пробуждения в прохладной тишине покоя. Миша жмурил глаза, ёжился. Его тянуло …………… в тёплую ……………, но мысль о рогатке, которой хвастал ……………рыжий Генка, заставила его ………………. встряхнуться. Фрагмент рассказа А.Н. Рыбакова «Кортик».
Задания к творческой работе. 1.Прочитайте текст, вставьте подходящие по смыслу обстоятельства. 2. Сравните и проанализируйте свой вариант текста и авторский. Все ли Ваши обстоятельства соотносятся со смыслом авторского текста? Если нужно, внесите изменения в свой текст. 3. Внимательно прочитайте свой текст с обстоятельствами и без них. Что изменилось? Сделайте вывод о роли обстоятельств в тексте. 4.Обсудите свои выводы в группе, подготовьте устное высказывание на тему «Роль обстоятельств в речи», используя в качестве примеров предложения из вашего текста.
Итог урока. У – что узнали, чему удивились? Р – что развивали? О – что обсуждали, или какие делали открытия? К – что корректировали?
Рефлексия. А теперь еще раз вернемся к нашей пословице. Какими знаниями вы сегодня себя осветили? Что было сложно? Что больше всего понравилось?
Домашнее задание. Изучить параграф 59 стр.167. (по выбору). 1.Упражнение №466. 2. Из произведения А.Н. Рыбакова «Кортик» выпишите 5 предложений с обстоятельствами, обозначьте их графически, определите разряд
Литература Учебник «Русский язык. 5 класс». Авторы М.М. Разумовская и т.д. А.Н.Рыбаков «Кортик».
Рефлексия При подготовке модели урока Было легко : договориться в группе, определить тему урока. Было трудно : определить цели урока, подобрать задания, проследить соответствие заданий и результатов урока
Информационный блок Материал подготовили: 1. Дедюхина Л.В., МБОУ « Дороховская СОШ» Назаровский район 2. Ковалева С.В., МАОУ «Лицей№8» г.Назарово . 3. Лопатина Л.В., МОУ « Зотинская СОШ» Туруханский район. 4. Шаферова Л.В. КГБПОУ « Сосновоборский механико-технологический техникум» г.Сосновоборск .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока русского языка. 8 класс. Тема занятия: «Обособление обстоятельств. Построение предложений с обособленными обстоятельствами»
Данная презентация демонстрирует работу учеников по закреплению изученного материала по теме "Обособление обстоятельств". Детям предлагаются упражнения, связанные с преобразованием с...
Обстоятельство. Виды обстоятельств
Урок русского языка с исользованием ИКТ для 8 класса...
Методическая разработка урока по теме: "Обстоятельство. Виды обстоятельств"
Методическая разработка содержит материалы, позволяющие провести бинарный интегрированный урок по темам: "Виды обстоятельств" по русскому языку в 8 классе и "Файловая система" по информатике....
План-конспект учебного занятия по русскому языку "Обстоятельство как второстепенный член предложения. Виды обстоятельств" Проект урока.
Цель урока: создание ситуации успеха и комфортныхпсихо-педагогических условий на основе: - углубления имеющихся у учащихся сведений об обстоятельствах; -закрепления ...
План-конспект учебного занятия по русскому языку "Обстоятельство как второстепенный член предложения. Виды обстоятельств" Проект урока.
Цель урока: создание ситуации успеха и комфортныхпсихо-педагогических условий на основе: - углубления имеющихся у учащихся сведений об обстоятельствах; -закрепления ...
Технологическая карта урока "Второстепенные члены предложения. Обстоятельство. Виды обстоятельств" 5 класс
Технологическая карта урока "Второстепенные члены предложения. Обстотельство. Виды обстоятельств". УМК "Школа 2100". Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. 5 класс...
Урок на тему "Обстоятельство.Виды обстоятельств."
Технологическая карта урока предназначена для учащихся 8 класса. Тип урока. Урок «открытия» нового знания. Цель урока. Научить учащихся находить второстепенный член предложения – обс...