Фразеологизмы.
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс) на тему
Урок русского языка в 6 классе по ФГОС( технология развития критического мышления):
-прием "Верно-неверно";
- прием "Инсерт";
- прием "Кластер".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dedyuhina_l.v._proekt_uroka_6_klass_russkiy.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема | ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ | |||
Тип урока | Открытие нового знания. | |||
Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные) | Создание условий для формирования представлений о фразеологизмах как устойчивых сочетаниях, , путях и способах изучения прошлого человечества. Создание условий для применения учащимися способов действий в нестандартной форме по форме и содержанию приближенных к реальным условиям через выполнение творческого задания. | |||
Задачи урока (образовательные, развивающие, воспитательные) | Формировать систему знаний с помощью ключевых понятий урока. Развивать познавательный интерес к предмету. Развивать умения анализировать, делать выводы, проводить рефлексию. | |||
Планируемые результаты Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока | Предметные: Дают определения фразеологизмов; умеют отличать фразеологизмы от других словосочетаний; использует фразеологизмы в тексте; умеют находить фразеологизмы в тексте и объяснять их значение. умеют толковать значение фразеологизмов , заменять их синонимами и антонимами; Употреблять в речи с учетом сферы и ситуации общения | |||
УУД | Личностные Регулятивные: совместно с учителем анализируют существующие и планируют будущие образовательные результаты( определяют тему и цели урока); Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, осознанно и произвольно строят речевого высказывание в устной форме, систематизируют изучаемый материал, анализируют языковые явления, преобразовывают информацию из рисунка во фразу Коммуникативные: сотрудничают в совместном решении проблемы (проектной задачи); распределяют роли в группе, договариваются друг с другом; принимают позицию собеседника, отстаивают свою точку зрения, строят речевое высказывание в устной форме. | |||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Диагностика достижения результатов (как проверяете, достигнуты ли планируемые результаты) | |
Мотивация. | Учитель. Здравствуйте, ребята! Рада вас всех видеть. Какую установку мы даём с вами на сегодняшний урок? Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Всё делаем внимательно. Ребята, а какой раздел языка мы изучали на предыдущих уроках? Я предлагаю вспомнить все и проверить, как вы поняли пройденные темы. Готовы? Задание «Верно-неверно».
Оцените себя по критериям. Какие сейчас вы можете сделать выводы по усвоению пройденных тем. А какую тему в этом году мы еще не повторяли, а вопрос по ней был? Как же мы можем сформулировать тему нашего урока? Данная тема для вас новая? А чем же мы будем заниматься сегодня на уроке? Попробуйте определить цели на наш урок. Переведите наши цели в умения, которые мы сможем проверить в конце урока. Знаю что такое фразеологизмы. Умею отличать фразеологизмы от словосочетаний. Умею объяснять фразеологизмы, подбирая синонимы или антонимы. Умею находить фразеологизмы в тексте. 1.Прием «Инсерт» Фразеологизмы Одним из ярких стилистических средств речи являются фразеологические обороты, или фразеологизмы (от греч. phrasis – оборот речи, logos – учение). Их называют также "устойчивыми сочетаниями", "фразеологическими единицами". Основная масса фразеологических оборотов обладает оценочным значением, то есть выражает положительную или (чаще) отрицательную характеристику лица или предмета. Удачно употребленный фразеологический оборот оживляет речь, делает ее более эмоциональной. Выразительные возможности фразеологизмов наиболее полно и ярко раскрываются в произведениях художественной литературы. Фразеологизмы часто можно заменить одним словом, менее выразительным. Сравните: на краю света (земли) – далеко; намылить шею – проучить, наказать; пешком ходит под стол – маленький; зуб на зуб не попадает – замерз; зарубить на носу – запомнить; как в воду глядеть – предвидеть и так далее. Фразеолотизм выполняет роль одного члена предложения:"Отделкой, чистотой ларец в глаза кидался"(выделялся, отличался).(И.Крылов.) Ребята работали засучив рукава (хорошо, прилежно). Промежуточная рефлексия. 2.А сейчас мы с вами отправимся в лингвистическую лабораторию исследовать фразеологизмы. Разделимся на группы, каждая группа проведёт своё исследование и поделится с нами полученными результатами. 1группа: Выясните все ли словосочетания будут фразеологизмами. Выпишите только словосочетания, которые являются фразеологизмами, объясните их значение. Сделайте взвод. Волчий аппетит, дрова разгорелись, глаза разгорелись, приходить в школу, волчий хвост, сбивать с толку, сбивать с дерева, горькая правда, задрать нос, приходить в голову, горькое лекарство. 2 группа: Используя слова для справок, сравните их с предложенными фразеологизмами, попробуем найти в них что-то общее, сделайте вывод. Жить душа в душу - Пруд пруди - … За тридевять земель - … Засучив рукава - … Слова для справок: с гулькин нос, рукой подать, как кошка с собакой, спустя рукава. 3 группа: Прочитайте предложения. Замените выделенные слова фразеологическими оборотами. Как изменились предложения? Сделайте вывод о роли фразеологизмов в речи. Вера Сергеевна объяснила решение задачи, но Петя не слушал. Кирилл целый день бездельничал. Мы догадывались, что он нас обманывает. Первого сентября Ира проснулась очень рано. 4 группа: Вы исследуете синтаксическую функцию фразеологизмов в предложении, попробуем выяснить, какими членами предложения они являются.
Объясните значение выделенных фразеологизмов. Сделайте вывод. Выступление от групп: Составление кластера. Давайте вернемся к нашим целям на урок, вспомним, какие результаты мы ставили перед собой. Все ли получилось? Что оказалось сложным? Что удивило? Оцените свою работу на уроке, используя фразеологизмы: Работал засучив рукава Работал в поте лица Поломал голову Знаю как дважды два Бил баклуши. А теперь я предлагаю вам поработать с оценочным листом. Домашнее задание. Сформулируйте, какие умения вы будете тренировать дома. НА ВЫБОР 1) Сделать свою книжку фразеологизмов, с иллюстрациями. 2). Выписать 5 фразеологизмов из произведений художественной литературы, подобрать к выписанным фразеологизмам синонимы и антонимы. | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок. | Наблюдение. | |
Вызов | Фронтальный опрос | |||
Осмысление. Рефлексия. | Работают самостоятельно, находят верные и неверные ответы, осуществляют взаимопроверку по образцу. Формулируют тему урока: «Фразеологизмы». формулируют цели урока. Формулируют умения, корректируют умения, предложенные учителем. Работают с текстом, используя пометы. Анализируют информацию, делают выводы. Анализируют достигнутые результаты, планируют работу дальше. Работают в группах, анализируют информацию, делают выводы. Составляют кластер «Фразеологизмы». Делают анализ своей деятельности на уроке. Заполняют оценочный лист. Выбирают домашнее задание. | Определена тема урока, осуществлено целеполагание. Фронтальный опрос. Выступление от групп. Составлен кластер. Самооценка. |
. Лист самооценки ____________________________________
№ п\п | Критерии оценивания | Оценка | Моя оценка за первое задание | ||
Всё получилось | Не совсем всё получилось | Не получилось (почему) | |||
1 | Найти информацию самостоятельно |
|
|
| |
2 | Выбрать самое основное для сообщения |
|
|
| |
3 | Оформить работу |
|
|
| |
4 | Оцени свой вклад в работу группы. Выбери одно утверждение. |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Свойства и источники фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи.
Материал по теме "Свойства и источники фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи" с конспектом урока и презентацией к нему....
Конспект урока русского языка на тему: «Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари».
Обобщающий урок по теме «Русская фразеология»....
Технологическая карта урока к учебнику «Русский язык. 6 класс.» авторов: М. Т. Баранова, Т. А .Ладыженской, Л .А. Тростенцовой и др. под науч. ред. Н. М. Шанского по теме "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов"
Технологическая карта урока дистанционного обучения по теме "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов" составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Кроме учебника был использован мате...
Конспект урока русского языка по тем "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари"
Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний.Обеспечить возможность усвоения материала по теме «Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.Фразеологичес...
Презентация для 6 класса по теме:Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.Фразеологические словари
Презентация для 6 класса по теме: Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари....
Конспект урока "Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологические словари"
Русский язык — один из самых красивых и богатых языков в мире. За долгую историю своего формирования он претерпел множество преображений, изменений и напитался различными словарными оборотами, к...
Изучение фразеологизмов как приобщение учащихся к культуре родного языка ( Источники фразеологизмов).
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме "Изучение фразеологизмов как приобщение учащихся к культуре родного языка". Урок посвящен знакомству с источниками фразеологизмо...