Неопределённые местоимения.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Учитель: Рублёва Оксана Валерьевна
Класс: 6 класс
Тип урока: Урок «открытия» новых знаний
Тема: Неопределённые местоимения.
Учебник: Русский язык. 6 класс. Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. М.: «Просвещение». 2016г
Учебно- методическое обеспечение: ПК, проектор, презентация, учебники, дополнительный материал к уроку
Цели урока:
1. Образовательная: познакомить с отличительными признаками неопределенных местоимений, способом их образования, особенностями их склонения; сформировать умение правильно употреблять неопределенные местоимения в речи, определять их синтаксическую функцию; определить условия выбора слитного, дефисного и раздельного написания неопределенных местоимений;
2. Развивающая: развивать умение находить неопределённые местоимения, объяснять роль в предложении;
развивать орфографическую зоркость;
3. Воспитательные: создавать положительную культурно-речевую среду, атмосферу комфортного доверительного общения, воспитание коммуникативности, интереса к предмету, привитие культуры общения.
Планируемые результаты:
познавательные УУД:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого
высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;
личностные УУД:
установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;
регулятивные УУД:
целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
коммуникативные УУД:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Технологии и методы построения уроков: здоровьесберегающие, педагогика сотрудничества, проблемный и частично-поисковый метод.
Формы работы учащихся на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная
№ | Этапы | Содержание, деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД Планируемые результаты |
Вхождение в урок (организационный момент) | Приветствие. Чтение эпиграфа урока. Хотелось бы начать урок словами китайской народной мудрости. Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь. (Китайская мудрость) (Слайд 2) - Как вы понимаете, ребята, эпиграф нашего урока? ( В процессе урока ученики самостоятельно изучают новый материал и так быстрее его осваивают, даже если ошибаются). | Подготовка к уроку, настрой на работу. Высказывают свое мнение. | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Л: мобилизация внимания, уважение к окружающим; | |
Актуализация знаний | Фронтальный опрос. - Что называется местоимением? - Какие разряды местоимений вы уже знаете? (личные, возвратные, относительные, вопросительные). - Как отличить вопросительные местоимения от относительных? | Формулирование цели урока и задач урока. Выполнение задания поискового характера, направленного на активизацию мыслительных операций и навыков. | Познавательные: анализ объектов с целью выделения их существенных признаков. Коммуникативные: умение слушать и слышать текст; умение полно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения; умение принимать чужую точку зрения | |
Сообщение темы и цели урока | Прочитайте записи. (слайд 3) 2 мин 1. Она идет по школьному коридору. В классе слышны ее шаги. 2. Кто-то идет по школьному коридору. В классе слышны чьи-то шаги. - Чем похожи эти записи, чем они отличаются? - К какому разряду местоимений относятся местоимения в первой записи? - Как могут называться местоимения, которые используются во второй записи? - Как пишутся неопределенные местоимения в данном случае? - Как вы думаете, ребята, что нам нужно знать о неопределенных местоимениях? Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? - Запишите число, тему урока в своих тетрадях | Дети отвечают на вопросы | Регулятивные: определять цель и задачи урока, формулировать тему урока. Коммуникативные: осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих знаний. | |
Изучение нового материала | 1. Давайте прочитаем отрывок из стихотворения Ю. Коваля «На яхте» и ответим на вопросы. (Текст распечатан). (Слайд 4) 3 мин Однажды куда-то на яхте Откуда-то Кто-то поплыл. Летали какие-то чайки О чем-то кричали ему . Какой - то дельфин остроносый В зеленые волны нырял. И ветер, почти незаметный, Чуть-чуть паруса надувал. - Кто плыл на яхте? (Кто-то) - О чём кричали чайки? (О чем-то) - Какой дельфин в волны нырял? (Какой-то) - Какой частью речи являются выделенные слова? Почему? Аргументируйте. - Какую атмосферу создают эти местоимения? (Атмосферу таинственности, загадочности, неопределённости) - Сделайте вывод, ребята, какие местоимения называются неопределёнными? 2. Работа с правилом Учебник, стр.76. Прочитайте правило. 3. Рассмотрите таблицу (Слайд 5) 3 мин. Подумайте, что она иллюстрирует. Ответьте на вопросы: -От каких местоимений образуются неопределенные местоимения? - Как образуются неопределенные местоимения? - Ребята мы добились с вами первой цели? Посмотрели особенности неопределенных местоимений? 4. Групповая работа 8 мин. - Предлагаю поработать в группах. (Создаются 3 группы) ответьте на следующие вопросы: 1) Правописание неопределенных местоимений. ( Как они пишутся? В чём особенность их правописания?) (1 группа ) 2) Особенности склонения неопределенных местоимений.(2 группа) 3) Синтаксическая роль неопределенных местоимений.(3 группа) (группам раздаются карточки с языковым материалом и указанием на материал в учебнике)
1 группа. (Слайд 6) Правописание неопределенных местоимений. Проанализировать как пишутся неопределенные местоимения с приставкой –не, - кое и суффиксами –то, -либо, - нибудь, поставить ударение в местоимениях некто, некоторое. 1) Вечером к вам придет некто в черном. 2) Я при этом испытал некоторое удивление. 3) На берегу реки росла какая-то пышная зелень. 4) Расскажите что-нибудь о вашей поездке по стране. 5) Если вы заметите что-либо подозрительное, тут же сообщите мне. 6) Кое-где по стенам были развешаны картины. 7) Кое с кем случился истерический припадок. 2 группа. Склонение неопределенных местоимений. Проанализировать особенности склонения неопределенных местоимений. Какие из неопределенных местоимений могут изменяться по падежам? 3 группа. Синтаксическая роль неопределенных местоимений. Подчеркните как член предложения неопределенные местоимения. Каким членом предложения могут быть неопределенные местоимения? 1) Некто шел по какой-то дороге. 2) К кому-то принесли от мастера ларец. 3) Какой-то непонятный звон слышен в лесах. 4) Когда-то я уже слышал эту песню. | Дети отвечают на вопросы Дети отвечают на вопросы (Атмосферу таинствен-ности, загадочности, неопределённости). (Неопределенными называются местоимения, которые указывают на предметы и признаки неопределенно и создают настроение неизвестности, неуловимости, загадочности). Да Дети работают в группе После работы представители каждой группы отчитываются у доски. Ребята оцените свою работу в группе по пятибалльной системе. Поставьте определенное количество баллов . | Познавательные: структурирование знаний, умение анализировать информацию, умение рассуждать и на основе наблюдений, делать выводы Регулятивные: саморегуляция, контроль Коммуникативные: умение работать в группе, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Личностные: оценивать поступки, объяснять нравственные оценки и мотивы, самоопределяться в системе ценностей . Познавательные: структурирование знаний, умение анализировать информацию, умение рассуждать и на основе наблюдений, делать выводы Регулятивные: саморегуляция, контроль Коммуникативные: умение работать в группе, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Личностные: оценивать поступки, объяснять нравственные оценки и мотивы, самоопределяться в системе ценностей . | |
Физкульминутка | ||||
Закрепление нового материала. | Задание 1: Вставить подходящие по смыслу неопределенные местоимения с суффиксами - то, - либо, - нибудь, с приставкой кое-. в тетради . Цель: формирование умения лексической сочетаемости глаголов и неопределенных местоимений, правильного написания неопределенных местоимений, развитие речи учащихся. 1. Поздно вечером (:) постучался к нам. 2. На берегу реки росла (:) пышная зелень. 3. Расскажите (:) о вашей поездке по стране. 4. Товарищ вытащил из шкафа (:) книгу. 5. Вскоре мы заметили на дороге (:) черное. Проверка записанных предложений. Объяснение правописания неопределенных местоимений. Поменяйтесь работами с соседом по парте. Проверьте работу. Графический диктант. 1. (Не)сколько 2. Какой(либо) 3. (Кое)(с)кем 4. (Кое)какие 5. Чей(то) 6. Сколько(нибудь) 7. (Не)кто 8. (Кое)(о)чём Проверь себя! (слайд 7) 1. С 2. Д 3. Р 4. Д 5. Д 6. Д 7. С 8. Р - Поставьте себе отметку. (слайд 8) Критерии оценивания: Ни одной ошибки- поставили «5». 1-2 ошибки- поставили «4». 3-4 ошибки- поставили «3». 5-6 ошибок- поставили «2». | Самостоятельная работа учащихся Взаимопроверка Написание графического диктанта. Самопроверка по ключу, выведенному на экран. | Познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач Логические: анализ объектов с целью выделения признаков Регулятивные: взаимопроверка, оценивание работы Коммуникативные: работать в парах, взаимопроверка Регулятивные: самопроверка, осуществляют по шаговый контроль | |
Рефлексия | Задайте вопросы друг другу о местоимениях. Выставление оценок. | Коммуникативные: понимание возможности различных точек зрения, не всегда совпадающих с собственной, Познавательные: умение точно выражать свои мысли. Регулятивные: Выделение и осознание того, что усвоено и что еще предстоит усвоить | ||
Домашнее задание | Параграф 80, составь текст, используя в нем местоимения разных разрядов (12-13 предложений) | Ребята записывают домашнее задание, спрашивают, если непонятно. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Неопределённые местоимения (урок русского языка в 6 классе)
Представлен урок русского языка для обучающихся 6 класса по теме "Неопределённые местоимения"....
неопределённые местоимения
Презентация к уроку-объяснению нового материала по программе М.М.Разумовской. С помощью презентации обучающиеся анализируют лексическое значение, способы образования и написания неопределённых м...
"Неопределённые местоимения some, any, no и их производные" для 7-11 классов
Первое задание представляет собой выбор правильной формы неопределённого местоимения из 2-х предложенных, второе - выбор правильной формы производного местоимения из 6-ти предложенных. Тест может быть...
Неопределённые местоимения
Презентация к уроку"Неопределённые местоимения"...
Неопределённые местоимения
Урок изучения нового материала...
Урок русского языка по теме: "Неопределённые местоимения".
Урок русского языка в 6 классе с применением технологии проблемного обучения....
Урок русского языка в 6 классе по теме "Неопределённые местоимения. Правописание НЕ- в неопределённых местоимениях".
План-конспект урока русского языка для 6 класса с презентацией....