Урок русского языка по теме: "Неопределённые местоимения".
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Урок русского языка в 6 классе с применением технологии проблемного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_6a_klasse_s_primeneniem_tekhnologii_problemnogo_obucheniya.docx | 28.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6 классе с применением технологии проблемного обучения.
Тема: Неопределённые местоимения.
Кузнецова Елена Васильевна, учитель русского языка и литературы
Цели урока:
- узнать всё о значении неопределённых местоимений, об их образовании, морфологических признаках и синтаксической роли;
- научиться правильно писать неопределённые местоимения.
Ход урока
- Оргмомент. (Приветствие)
- Фронтальный опрос.
- Давайте вспомним, что такое местоимение? (Самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, на его признаки, количество, но не называет их)
- Какие разряды местоимений вам уже известны? (Личные, возвратные, вопросительные, относительные)
- В чём особенность возвратного местоимения себя? (Не имеет именительного падежа, рода и числа)
3. Задание №1 Определим разряды местоимений.
- Определите разряды местоимений в задании1. (На карточках напечатаны задания, у каждого ученика на парте). Устно поставьте местоимения в начальную форму:
со мной, у тебя, с ним, о них, у неё, перед собой, с кем, к чему, сколькими, какого, о себе
4. Задание №2 Исправим ошибки.
- Как пишутся личные местоимения с предлогами? Исправим ошибки:
взял у ней, работал с ими, ихние книги, сел напротив его, тоскую по вам, грустить по нам
5. Новая тема.
1) Подводящий к теме диалог.
- Послушайте загадку:
Некто шёл по дороге и нашёл какой-то предмет. Кое-кто удивился этому. Некоторое время они молчали, а потом кто-то заговорил. (Текст на доске)
- Можно ли по этому тексту определить, о ком или о чём идёт речь? В чём затруднение?
- Почему выделенные местоимения создают впечатление загадочности, таинственности? (Они не дают точного, конкретного представления о предмете, признаке, такие местоимения называются неопределёнными)
2) Формулировка темы урока.
- Предположим, какова тема урока? (Неопределённые местоимения)
- А что значит слово неопределённый? (Точно не установленный)
- Давайте определим цели урока. Я начну фразу, а вы продолжите:
- Познакомиться с… (неопределёнными местоимениями)
- Узнать… (всё о значении неопределённых местоимений, об их образовании, морфологических признаках и синтаксической роли)
- Научиться… (правильно писать неопределённые местоимения)
3) Побуждение к проблеме.
- А теперь определим, на что указывают неопределённые местоимения. На доске местоимения:
некто | некоторый | несколько |
нечто | какой-нибудь | сколько-нибудь |
кто-то | чей-либо | |
кое-кто | какой-то |
- Поставьте вопросы к местоимениям каждого столбика и попытайтесь сформулировать, на что они указывают? (На неопределённый предмет, признак, количество)
- Как образованы неопределённые местоимения? Ответить на данный вопрос нам помогут местоимения, написанные на доске. Закроем у них приставку не и суффиксы то, либо, нибудь.
- Прочитаем, какие местоимения получились? Какие они по разряду? Значит, от чего же образовались неопределённые местоимения?
- При помощи каких морфем образованы неопределённые местоимения от вопросительных?
- Сделайте вывод. Попытайтесь сформулировать правило образования неопределённых местоимений?
- Поставьте ударение в местоимениях с приставкой не. Что вы заметили? (Приставка не всегда ударная)
- Попробуем просклонять по одному местоимению из каждой группы.
- Какой вывод сделаем? (Все местоимения изменяются по падежам, кроме некто и нечто.)
4) Создание проблемной ситуации.
- Запишем слова под диктовку:
некто нечто несколько некоторый | кое с кем кое для кого кое о чём кое по чему | кое-кому чей-нибудь какой-то о ком-то |
- Я выписала эти слова на доске, сравните с вашим написанием.
- Кто выполнил верно? Что же произошло? Почему мы написали по-разному? (Мы не знаем правило)
- Значит какой возникает вопрос? (Как правильно писать местоимения?)
5) Побуждение к гипотезе.
- Вывести правило нам помогут слова на доске. Сравните неопределённые местоимения в трёх колонках. Чем они различаются по написанию?
- Когда, по вашему мнению, пишутся местоимения слитно, раздельно, через дефис? Ваши версии?
- От какого условия зависит выбор раздельного и слитного написания приставки кое?
- Попробуйте сформулировать правило правописания местоимений? Твоя версия? А ты как считаешь? (Приставка не пишется слитно; в падежных формах с предлогами приставка кое с местоимениями пишется раздельно; приставка кое, суффиксы то, либо, нибудь пишутся через дефис.)
- Сравним свой вывод с тем, что предлагает учебник 73.Значит мы верно сформулировали орфограмму.
6. Закрепление изученного материала.
1) Упражнение №1 (Распечатка на парте)
Перепишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
Выяснить (кое)какие подробности, (кое)(о)чем сообщить, с кем(либо) посоветоваться, (кое)(с)кем переговорить, какие(то) неприятности, чьи(нибудь) возражения, (кое)(в)ком ошибиться, (кое)(на)кого надеяться, о чем(то) договориться, уехать с кем(нибудь)
2) Запись под диктовку:
По тёмному небу золотым узором звёзд написано нечто торжественное. Перед костром сидело несколько человек. Вдруг раздались чьи-то шаги. Кто-то постучался в дверь. К кому-то принесли от мастера ларец.
- Подчеркните неопределённые местоимения как члены предложения, объясните их написание. Найдите и объясните другие изученные орфограммы.
3) Упражнение №2 (Распечатка на парте)
Замените словосочетания фразеологизмами и объясните написание местоимений:
Дурачить кого(то) - … (обвести вокруг пальца);
Говорить что(либо) пустое - …(переливать из пустого в порожнее);
Обманывать кого(нибудь) - …(водить за нос);
Делать что(то) плохо, с ленью - …(спустя рукава);
Кому(либо) всё нипочём - …(как с гуся вода);
Очень хорошо ориентироваться, хорошо в чём(либо) разбираться - …(как рыба в воде)
7. Итог урока.
- Какие местоимения называются неопределенными?
- Как образуются неопределенные местоимения?
- Как пишутся неопределенные местоимения?
- Как изменяются неопределенные местоимения?
8. Рефлексия: А теперь, ребята, я попрошу вас высказать своё отношение к уроку.
Для этого нарисуйте смайлику улыбку.
- Если сегодняшний урок вам понравился, был интересным, заставил вас работать, нарисуйте смайлику улыбку.
- Если урок обычный, нормальный, нарисуйте смайлику на месте рта полоску.
- Если урок прошёл скучно, вы работали без интереса, нарисуйте опущенные уголки губ.
9. Домашнее задание
Выучить 73, сделать упражнение 416.
Задание №1 Определим разряды местоимений. Устно поставьте местоимения в начальную форму:
со мной, у тебя, с ним, о них, у неё, перед собой, с кем, к чему, сколькими, какого,
о себе
Задание №2 Исправим ошибки.
взял у ней, работал с ими, ихние книги, сел напротив его, тоскую по вам, грустить по нам
Упражнения для закрепления
Упражнение №1 Перепишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
Выяснить (кое)какие подробности, (кое)(о)чем сообщить, с кем(либо) посоветоваться, (кое)(с)кем переговорить, какие(то) неприятности, чьи(нибудь) возражения, (кое)(в)ком ошибиться, (кое)(на)кого надеяться, о чем(то) договориться, уехать с кем(нибудь)
3) Упражнение №2
Замените словосочетания фразеологизмами и объясните написание местоимений:
Дурачить кого(то) -
Говорить что(либо) пустое -
Обманывать кого(нибудь) -
Делать что(то) плохо, с ленью -
Кому(либо) всё нипочём -
Очень хорошо ориентироваться, хорошо в чём(либо) разбираться -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока русского языка в 7 классе "Местоимение как часть речи"
План-конспект урока русского языка в 7 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида "Местоимение как часть речи"...
Презентация к уроку русского языка по теме "Личные местоимения"
Тема урока "Личные местоимения" Учитель: Агафонова Вера Васильевна. Статья отнесена к разделу "Коррекционная педагогика"Цель урока: Обобщить знания детей по теме: "Местоимение". Совершенствовать...
Урок русского языка по теме "Неопределённо-личные предложения".
Урок русского языка , проведённый в 8 классе. Цели урока: научить распознавать неопределённо-личные предложения, находить их главный член, определять способ его выражения....
Конспект урока по русскому языку на тему "Неопределённо-личные предложения"
Цель урока: познакомить учащихся с понятием "неопределённо-личные предложения", продолжить формировать умние различать предложения по характеру грамматической основы, по способу выражения главных член...
Конспект урока русского языка в 6 классе "Местоимение. Урок-обобщение"
Конспект урока русского языка в 6 классеТема: «Местоимение. Урок – обобщение»Тип урока: повторение и обобщение изученного материала Форма урока: урок - исследован...
Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.
Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...
Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.
Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...