Неопределённые местоимения
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема урока: Неопределенные местоимения.
Класс 6
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний.
Цели урока:
1. Обучающие:
- Знакомство с неопределенными местоимениями;
- Совершенствование орфографических навыков.
- Формирование практических умений и навыков обучающихся по осознанному применению полученных знаний в практике.
2. Развивающие:
- Развитие логического мышления, коммуникативных умений, познавательного интереса у обучающихся.
3. Воспитывающие:
- Воспитание культуры речи, толерантности.
Задачи урока:
- Знать об отличительном признаке неопределенных местоимений, их образовании и написании;
- Уметь находить неопределенные местоимения, объяснять условия выбора дефисного написания с НЕ;
- Освоить способы определения и применения неопределенных местоимений.
Оборудование урока:
- мультимедийный проектор;
- презентация;
- записи на доске.
ХОД УРОКА.
1. Орг. момент.. (Приветствие учителем учащихся и гостей, психологический настрой к уроку).
Учитель:
Я рада приветствовать вас, ребята и уважаемые гости, в классе нашем. Возможно, есть классы и лучше, и краше, но пусть в нашем классе вам будет светло. Пусть будет уютно и очень легко!
Пусть сегодняшний урок, ребята, принесёт вам радость общения. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. (Работа с оценочными листами). Улыбнитесь, мы начинаем урок. ( Слайд №1)
2. Опрос-повторение: Ребята, какую часть речи мы изучаем сейчас на уроках русского языка? (Местоимение):
(Слайд № 2) 1. Какая часть речи называется местоимением? (Это такие слова, которые обозначают лицо (я, ты; мы, вы; он (она, оно, они), а также указывают на предметы, признаки, количества, не называя их конкретно (тот, это, всякий, столько).
2. Какие местоимения вы услышали в моем приветствии? (Я, вас, нашем, вам, те, которые, вы, мы).
3. К какому разряду они относятся? (Личные, притяжательные, указательные, вопросительно – относительные).
4. Какие разряды местоимений вы ещё знаете? (Возвратное местоимение себя, определительные, отрицательные, неопределённые).
5. В чем особенность возвратного местоимения себя? (Указывает на подлежащее, не имеет именительного падежа, в предложении всегда является дополнением, не имеет форм рода и числа).
6. Как пишутся личные местоимения с предлогами? (Раздельно).
- Ребята, какова цель выполнения данного задания? (Вспомнили всё, что знаем о местоимении).
Запись числа, классной работы. Ставим оценку в оценочных листах.
3. Актуализация знаний учащихся:
Как – то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан. Писатель А.И.Куприн посмотрел меню и сказал:
-Шесть порций орфографических ошибок.
-Этого подать не можем, не держим, - ответил официант.
-Однако в меню большой выбор ошибок на все вкусы, - сказал Куприн и зачитал злополучное меню.
Задание 1: исправить ошибки: (На доске). Один ученик исправляет написанное, остальные уч –ся работают в тетрадях.
1. Позови ихнего брата. (Позови их брата.)
2. Спроси у ней о поездке. (Спроси у неё о поездке.)
3. Мы гостили у евойного деда. (Мы гостили у его деда.)
- Ребята, какова цель выполнения этого задания? (Правильное употребление в устной и письменной речи местоимений).
Задание 2. Известного французского писателя Марселя Пруста вызвал на дуэль безграмотный писака. Вручая писателю свою визитную карточку, он сказал Прусту:
- Предоставляю вам право выбора оружия.
- Превосходно, - ответил Пруст, - предпочитаю орфографию! Вы убиты.
Выполним следующее задание. Орфографическая разминка (по цепочке). ( Слайд № 3)
Списать словосочетания, раскрыть скобки, объяснить написание.
(Надо) мной, (из)(за) ненастной погоды, (ярко)б..гровый закат, (не) беспокойся (обо) мне, пр…близит…ся (к) нему, чита…ш. . про себя, необ…ятные просторы, держ…ш… себя в руках.
Подберите синонимы к слову НЕОБЪЯТНЫЕ (бескрайние, необозримые).
- Ребята, какова цель выполнения орфографической разминки? (Правильное написание слов в словосочетании, работа с синонимами). Ставим оценку в оценочных листах.
II. Переход к новой теме.
Что? Что… - это местоимения - близнецы. Назовите их разряд. Чем они отличаются? ( Ответы учащихся).
Учитель: Оказывается, что у вопросительно- относительных местоимений есть дети: что-то, что - нибудь, кое-что и другие. Сегодня, ребята, вы познакомитесь ещё с одним разрядом местоимений. Для этого отправимся на небольшой яхте по морю. (Слайд № 4).
Учитель читает текст.
Стихотворение А. Коваля « На яхте».
Однажды куда- то на яхте
Откуда-то
Кто-то поплыл.
Летали какие-то чайки,
О чем-то кричали ему.
Какой-то дельфин остроносый
В зеленые волны нырял.
И ветер, почти незаметный,
чуть-чуть паруса надувал.
Наверно, какие-то люди
Глядели уплывшему вслед.
И кто-то, наверное, думал:
«Скорей возвращайся назад».
И мне бы хотелось на яхте
В открытое море уйти.
Послушать, о чем кричат чайки,
Дельфина увидеть в волнах.
А вечером после заката
На берег вернуться домой.-
Но пусть меня кто-нибудь встретит,
Но пусть меня кто-нибудь ждет.
Учитель спрашивает: А теперь, пожалуйста, ответьте на вопросы:
-Кто поплыл на яхте? (Кто – то).
-О чём кричали чайки? (О чём – то).
-Какие люди встретили его? (Какие – то).
-Какой дельфин нырял в волны? (Какой – то).
Почему эти местоимения создают впечатление загадочности, таинственности?
(Они не дают точного, конкретного представления о предмете, признаке).
Как называются такие местоимения, вы узнаете, прочитав теоретический материал п.64.
(НЕОПРЕДЕЛЁННЫЕ)
Учитель: Записываем тему сегодняшнего урока « Неопределённые местоимения».
-Какова же цель нашего урока? Чему вы должны научиться? (Слайд № 5)
-А что значит «неопределённый»? (Ответы учащихся). (Слайд № 6)
Словарь С.И.Ожегова определяет значение слова «неопределённый»: (Слайд № 7).
1. Точно не установленный;
2. Не вполне отчётливый, уклончивый. Ставим оценку в оценочных листах.
-А теперь давайте посмотрим, как образуются и как пишутся неопределённые местоимения.
Кто -, кое - кто, кто - нибудь, кто - то, некто.
(слайд № 8).
1 вариант: просклонять неопределённое местоимение НЕКОТОРЫЙ. (Слайд № 9)
2 вариант: изменить местоимение НЕКОТОРЫЙ по родам и числам.
Лингвофизминутка. (Слайд № 10)
Что-нибудь, кое с кем, некто, кое к кому, некоторый, кое-кому, чьи-нибудь, несколько, нечто, какой-либо, чего-то, кое о каком, кое-чему, кое из кого, кое с кем.
(Ученики встают и выполняют движения в зависимости от того, как пишутся неопределенные местоимения. Если слитно - приседания, если через дефис - наклон вперед, если раздельно - руки вверх). Ставим оценку в оценочных листах.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
-Светло и ярко солнце светит,
Но загрустил Ошибкин Петя
Глядит мечтательно в тетрадь
- Вот если б получить мне пять.
- Выполняем Выборочный диктант « ПРОВЕРЬ СЕБЯ». Выписать неопределённые местоимения.
Неопределённые местоимения.
Чьи-то голоса раздаются за окном, мешают сосредоточиться. Витька уже несколько раз повторил про себя местоимения, которые кем-то названы неопределёнными: некто, кое-кто, кое в чём. Он задумывается. Мечты у него неясные, неопределённые. «Хоть бы кто- нибудь, с кем-нибудь зашёл кое за кем»,- вертится у него в голове.
Но никто за ним не заходит, и Витька зубрит дальше. (Слайд № 11)
Ставим оценку в оценочных листах.
2. Работа в группах: ПРАВО ВЫБОРА. (Слайд № 12)
Задание 1: 1 группа. Вставить подходящие по смыслу неопределенные местоимения с суффиксами -то, -либо, -нибудь, с приставкой кое-.
1. Поздно вечером (:) постучался к нам. (Кто - то).
2. На берегу реки росла (:) пышная зелень. (Какая - то).
3. Расскажите (:) о вашей поездке по Москве. (Кое - что).
4. Товарищ вытащил из шкафа (:) книгу. (Какую - то).
5. Вскоре мы заметили на дороге (:) черное. (Что - то).
Проверка записанных предложений. Объяснение правописания неопределенных местоимений.
Задание 2: 2 группа. Списать предложения, раскрывая скобки.
1. По тёмному небу золотым узором звёзд написано (не)что торжественное.
2. Перед костром сидело (не)сколько человек.
3. Вдруг раздались чьи (то) шаги.
4. Кто (то) постучал в дверь.
5. Что (то) прошелестело рядом, кто(то) прош…л ( не)видимый.
Задание 3: 3 группа. Составить несколько предложений с неопределёнными местоимениями по рисунку на стр.315.
- Ребята, какова цель выполнения выборочного диктанта «Проверь себя» и упражнения Право выбора? (Первичное закрепление знаний, полученных на уроке о неопределённых местоимениях). Ставим оценку в оценочных листах.
3. Решаем занимательные задачи. (Работа по карточкам).
- Замени фразеологизмом.
-Дурачить кого (то) -………..(обвести вокруг пальца)
- Говорить что (либо) пустое -………….(переливать из пустого в порожнее)
- Обманывать кого – ( нибудь) -…………(водить за нос)
- Делать что (то) плохо, с ленью -……….(спустя рукава)
-Кому-либо всё нипочём -…………..(как с гуся вода)
- Очень хорошо ориентироваться, хорошо в чём- либо разбираться -………
( как рыба в воде)
- Какие неопределённые местоимения встречаются в народных сказках?
(В некотором царстве, в некотором государстве), (В некием царстве, в некием государстве жил - был богатый купец, именитый человек. С.Аксаков « Аленький цветочек»).
3. Отгадайте загадки.
- Если ты дашь его кому-нибудь, всё равно сам держать его должен. ( Слово).
- Кто-то проплакал всю ночь на лугу,
Сколько слезинок - я счесть не могу. (Дождик). Ставим оценку в оценочных листах.
Учитель: Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.
Итог урока: (Слайд №13)
-Какие местоимения называются неопределенными? (Неопределённые местоимения указывают на неопределённые, неизвестные предметы, признаки, количество предметов).
-Как образуются неопределенные местоимения? (От вопросительно – относительных местоимений с помощью приставок и суффиксов).
-Как пишутся неопределенные местоимения? (Слитно, раздельно, через дефис).
-Как изменяются неопределенные местоимения? (По родам, числам и падежам).
Ставим оценку в оценочных листах, выставляем общую оценку.
Рефлексия: (Слайд № 14) А теперь, ребята, я попрошу вас высказать своё отношение к уроку.
Для этого нарисуйте смайлику улыбку. (Дети рисуют на листах).
1.Если сегодняшний урок вам понравился, был интересным, заставил вас работать –нарисуйте смайлику улыбку.
2.Если урок обычный, нормальный - нарисуйте смайлику на месте рта полоску.
3.Если урок прошёл скучно, вы работали без интереса - нарисуйте опущенные уголки губ.
Домашнее задание: п. 64, упр. 689. (Слайд № 15)
Индивидуально: На «5» написать рассказ или сказку с неопределенными местоимениями.
Учащиеся выходят из класса под музыкальное сопровождение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Неопределённые местоимения (урок русского языка в 6 классе)
Представлен урок русского языка для обучающихся 6 класса по теме "Неопределённые местоимения"....
неопределённые местоимения
Презентация к уроку-объяснению нового материала по программе М.М.Разумовской. С помощью презентации обучающиеся анализируют лексическое значение, способы образования и написания неопределённых м...
"Неопределённые местоимения some, any, no и их производные" для 7-11 классов
Первое задание представляет собой выбор правильной формы неопределённого местоимения из 2-х предложенных, второе - выбор правильной формы производного местоимения из 6-ти предложенных. Тест может быть...
Неопределённые местоимения
Презентация к уроку"Неопределённые местоимения"...
Урок русского языка по теме: "Неопределённые местоимения".
Урок русского языка в 6 классе с применением технологии проблемного обучения....
Урок русского языка в 6 классе по теме "Неопределённые местоимения. Правописание НЕ- в неопределённых местоимениях".
План-конспект урока русского языка для 6 класса с презентацией....
Презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме "Неопределённые местоимения. Правописание НЕ- в неопределённых местоимениях"
Презентация сопровождает урок открытия новых знаний по теме "Неопределённые местоимения. Правописание НЕ- в неопределённых местоимениях....