Конспект урока« Русь моя, жизнь моя»
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)

Логутова Валентина Васильевна

Уро получение новых знаний по творчеству А.Блока,путём анализа стихотворений показать, как развивалась тема Родины, каким видел поэт прошлое, настоящее и будущее России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 


Конспект открытого урока

« Русь моя, жизнь моя»

(Тема Родины в лирике Блока)

(11 класс)

Учитель МОУ «СОШ с.Октябрьский Городок» Логутова В.В.

Дата проведения:  09.11.2018г

Цели урока:

образовательная – путём анализа стихотворений показать, как развивалась тема Родины, каким видел поэт прошлое, настоящее и будущее России.

развивающая – создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и интеллектуальных навыков сравнения, обобщения, готовить учащихся к исследовательской деятельности;

воспитательная – прививать любовь к поэзии как к особому виду искусства, учить понимать авторскую позицию, философские идеи, формировать интерес к филологическому анализу как особому виду творческой деятельности, учить чувствовать, воспитывать чувство патриотизма.

Методические приёмы: слово учителя, выразительное чтение, анализ текста, беседа по вопросам, комментарии учителя.

Оборудование: 

Ход урока

Эпиграф: …                        Стоит со мной моя тема, тема о России…

                                              этой теме я сознательно и бесповоротно

                                             посвящаю жизнь…

Учитель: 

Тема Родины относится к числу вечных в поэзии. К ней обращались  поэты во все времена. Ей посвящали вдохновенные строки Жуковский и, Рылеев, Кюхельбехер и Баратынский, Кольцов и Тютчев.  В Пушкинской любви к Отечеству – главное – высокая гражданственность: «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы». М.Ю.Лермонтов пишет: «Люблю Отчизну я, но странною любовью». Любовь поэта к Родине сочетается с ненавистью к стране господ. Любовь – ненависть особенно характерна для поэзии Н.А.Некрасова. Но в творчестве А.Блока, на мой взгляд, эта тема обретает особое звучание. Какое? Это и предстоит выяснить на сегодняшнем занятии. Подумайте, пожалуйста, каковы цели урока?

1) какая же она, Россия у Блока,

2)определить, какой видится нам Родина в стихах Блока,

3)из чего складывается наше чувство Родины.

Ш. Изучение нового материала

I.Слово учителя 

Блок назвал своё творчество процессом “вочеловечивания” и поделил его на три этапа”.Назовите эти этапы.

Первым было поклонение идеалу – «Прекрасной Даме».

Вторым – жизненное разочарование, связанное с утратой идеала .Россия предстает в лирике Блока с совершенно новой, неожиданной стороны. Переживания лирического героя носят личный, интимный характер.

На третьем этапе происходит “синтез”- обретение новых положительных ценностей.

Собирательным образом всех утраченных ценностей становится Родина. Поэт охвачен тревогой за её судьбу.

Россия – это сама жизнь, она неотделима от сердца поэта: «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?»  Это вопрос риторический. Ответ ясен: вместе.

Тема России – центральная в творчестве А.А.Блока

В 1908 году в письме к К.С.Станиславскому он писал: «…Стоит со мной моя тема, тема о России… этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Всё ярче сознаю, что это - первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни, и знаю, что путь мой в основном своём устремлении – как стрела, прямой…».

II. Чтение и анализ стихотворений.

Учитель: В 1915 году выходит книга под названием «Стихи о России». В лирическом трёхтомнике, который автор назвал «романом в стихах», в третьей части цикл «Родина» объединяет написанное в 1907-1916 гг.

Учитель : Россия для Блока – это прежде всего Родина, А Родина для поэта –

это «огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку, но

бесконечно более уютное, ласковое».

«Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь,»- писал Блок

К.Станиславскому.

Образ Родины проявляется в лирике поэта постепенно, она будто открывает

то один свой лик, то другой. В стихотворении «Русь» (1906) Россия - это

таинственная, колдовская земля, разноликая, овеянная ворожбой,

непостижимой тайной:

2.Стихотворение «Русь» - одно из первых посвящённых Родине.

Читает Мухаметшина Л.

Вопросы для анализа:

1. Какова история создания этого стихотворения?

Краткая история создания. Стихотворение «Русь» написано 24 сентября 1906 года и вошло во второй том лирики Блока. В этом произведении чувствуются отголоски творчества Гоголя, образы из фольклора и старинных преданий.

2. Какова тема стихотворения?

Тема стихотворения. С приходом революции 1905-1907 гг. тема Родины становится одной из ключевых в творчестве Блока.

3.Установите элементы сюжета.

Сюжет. На улице ночь и автор находится в легком состоянии дремоты, где переплетаются грани реальности и сна. Мысленно он пытается перенести нас в те далекие времена, когда Русь была «необычайна»«где ведуны с ворожеями»«и ведьмы тешатся с чертями». Все стихотворение пропитано духом древности. И даже вихрь поет нам «преданья старины».

4.Какой рисуется родина в представлении Блока?

 Но вместе с необычайностью своей Руси поэт с грустью замечает «страны родимой нищету» и лоскутки «ее лохмотий». Мы видим Русь разную: и сказочную, и волшебную, и убогую, но все же необычайную

5.  Почему именно Русь, а не Россия? (древняя, языческая, заколдованная)

6.Каковы поступки и душа лирического героя данного стихотворения?

как исповедь лирического героя, его душевные метания, заблуждения:

и сам не понял, не измерил,

 Кому я песни посвятил,

В какого бога страстно верил,

Какую девушку любил.

И дальше благодарность за спасение души: «Живую душу укачала,/ Русь на своих просторах ты, /И вот - она не запятнала/Первоначальной чистоты»

- О чём говорит поэт?

( Об интуитивном постижении тайны народного духа, духа Руси, которым она жива)

7.Каков же лирический герой стихотворения?

 Лирический герой стихотворения влюблен в свою Родину и относится к ней с трепетом и благоговением. Для него Русь таинственна и необычайна. Даже во сне лирический герой не решается приоткрыть завесу этой тайны «твоей одежды не коснусь». Она разная — его Русь. В ней есть не только очарование древности, сказка, тайна, но и нищета, печаль, страдания. Однако, живая душа лирического героя при этом не потеряла своей душевной чистоты. И в этом главная загадка Руси, которую наш герой пытается постичь. В начале стихотворения он обращается к Руси «ты и во сне необычайна», а в конце подводит итог своим размышлениям «она и в снах необычайна».

9.Какими средствами создается образ Руси? Андрианова В.

Художественные средства.

  • стихотворный размер, четырехстопный ямб (ударение на втором слоге), чередующийся с пиррихием (два кратких безударных слога). Схема:
    Ты/ и/ во/ сне?/ не-/о-/бы-/ча?й-/на.
    Тво-/е?й/ о-/де?ж-/ды/ не/ кос-/ну?сь.
    Дрем-/лю?/ — и/ за/ дре-/мо?-/той та?й-/на,
    И/ в та?й-/не/ — ты/ по-/чи?-/ешь/, Ру?сь.

    _ _ /_ _?/_ _ /_ _?/_
    _ _?/_ _?/_ _ /_ _?
    _ _?/_ _ /_ _?/_ _?/_
    _ _?/_ _ /_ _?/_ _?
    рифма перекрестная (АбАб), чередуются мужская (ударение падает на последний слог) коснусь-Русь и женская (ударение на предпоследнем слоге) необычайна-тайна рифмы. По точности созвучия рифма считается богатой, т.к. совпадают опорные согласные звуки.
  • ... необычайна.(А)
  • ... коснусь.(б)
  • ... тайна,(А)
  • ... Русь.(б)
  • тропы:
  • гипербола (преувеличение) опоясана реками, дебрями окружена. Блок показывает нам, насколько велика Русь.
  • олицетворение (персонификация) Русь сравнивается с женщиной: твоей одежды не коснусь, ты почиешь, живую душу укачала.
  • метонимия (переименование) горящих сел.
  • стилистические фигуры:
  • кольцо (повтор речевой конструкции) — в данном случае повторяется целая строфа. С нее начинается стихотворение, ею и заканчивается. Таким образом, автор выделяет главную мысль, что Русь была и будет всегда непостижимой тайной.
  • эпитеты (образные определения) мутным взором, ночные хороводы, снеговых столбах, утлое жилье, злого друга, живой клюкой, голых прутьях, страны родимой, тропу печальную, ночную, первоначальной чистоты.

Если прислушаться к ритму стихотворения, то все оно звучит как заклинание того самого колдуна, который стоит над костром и монотонно приговаривает «опоясана реками и дебрями окружена». Магия звучит в каждой строфе «ночные хороводы»«ведуны с ворожеями»«ведьмы с чертями». Но постепенно общая картина становится более реальной «вьюга»«утлое жилье»«девушка»«злой друг». Такой автор видит «страны нищету». Трагическую атмосферу нагнетают образы «тропы печальной, ночной», погоста, кладбища. И все же торжествует светлое «живая душа» и незапятнанная первоначальная чистота.

10.К какому литературному направлению относится Блок?

Каков он здесь поэт-символист? 

Блок относится к поэтам-символистам. В его стихотворениях, посвященных Родине, наблюдается глубина эмоций и переживаний. Блоковское понимание России трагическое, лиричное и очень личное. Автор идеализирует прошлое, в котором переплелись сказочные и реальные события.

II.Анализ стихотворения «Россия»

1.Стихотворение «Россия» читает наизусть ГорбаньА.

2.Учитель:

- Что видит и слышит Блок на просторах России?

Видит «плат узорный до бровей», т. е. крестьянку; лес, поле и дорогу, «расхлябанные колеи», серые избы; слышит «песни ветровые» и как «гремит тоской острожной глухая песня ямщика»

3.Учитель:

Как звучит главная мысль стихотворения? Прочитайте.

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои  мне песни ветровые,

Как слёзы первые любви.

4.С каким художественным произведением вызывает ассоциацию это стихотворении?

Самое начало произведения вызывает ассоциацию с поэмой Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души», точнее, со знаменитым лирическим отступлением про «Русь-тройку», которая мчится куда-то вдаль и не дает ответа куда. Очевидно, поэтому блоковская «Россия» начинается со слова «опять»:

Опять, как в годы золотые, 
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи…

Учитель:

Именно образ мчащейся гоголевской тройки возникает перед мысленным взором читателя. И вслед за этим он слышит пронзительное признание в любви к «нищей России» с ее «серыми избами». Конечно, в невольно возникает вопрос:

5.За что же любить нищую страну, которая ничего взамен не может дать?

В первой публикации Блок давал ответ на этот вопрос, ведь в стихотворении содержалось больше строф, и в них говорилось об ископаемых богатствах России:

Россия, нищая Россия, 
Обетованный край твой щедр!

Конечно, намного легче любить страну за ее богатство. Но любовь героя рождена совсем не этим. Он принимает ее и в нищете, и в унижении. Для лирического героя это «как слезы первые любви», а значит, раздумывать, за что любить Россию, он и не пытается. Кстати, у Блока в соответствии с орфографией того времени - «как слезы первыя любви», что означает «как слезы первой любви». Так поэт подчеркнул, что любовь к родине является первой и самой главной для каждого русского человека.

Учитель:

Обратимся к следующей строке «И крест свой бережно несу» . Какие ассоциации вызывает у вас эта строка?

Учащиеся:

Она обращает читателя к еще одной традиции русской литературы – ассоциации с подвигом Иисуса Христа. Нести на себе свой крест означало, что человек не волен выбирать себе судьбу, а должен проживать ту, что определена свыше. Кому суждено родиться в России, значит, и жизнь его должна быть связана с этой страной.

Учитель:

Традиционно образ родины ассоциируется с образом матери, поэтому и принято говорить «Родина-мать». Однако символисты, следуя идее философа Владимира Соловьева о Вечной Женственности, создали совершенно новый образ – Родины-жены. Жена, как известно, не рукавица: с руки не сбросишь. Поэтому у Блока Россия – Вечная Жена, и признание в любви, горькой и неизбежной, звучит совершенно искренно. Герой действительно любит свою Родину-жену такой, какая она есть.

В то же время предчувствие трагической судьбы своей страны прозвучало в таких пророческих строках:

Какому хочешь чародею 
Отдай разбойную красу!

В них можно наблюдать чисто блоковское чудо преображения образа женщины в образ родины, и наоборот. Его Россия – красавица, но уже не спящая, как в стихотворении «Русь». Ее красота – «разбойная», непокорная. Поэтому даже во власти «чародея» она не пропадет, «не сгинет». Только «забота затуманит» ее «прекрасные черты».

Учитель:

- Прочитайте строчки, где эти прекрасные черты проступают особенно ясно?

Учащиеся:

- В  последних строчках, когда вновь возникает образ русской женщины с ее строгим старообрядческим ликом: «Да плат узорный до бровей».

Учитель:

Да, действительно, такое сдержанное описание русской красоты – тоже своеобразная традиция, ведь вплоть до начала XIX века не принято было подчеркивать физическую красоту.

Учитель:

Какой мотив звучит в конце стихотворения?

Учащиеся:

В конце вновь звучит мотив пути, дороги, устремленной в будущее. Вера в светлое будущее очень традиционна для русского человека, поэтому «и невозможное возможно».

Учитель:

Однако звенящая «тоской острожной глухая песня ямщика» возвращает к «разбойной красе» России и напоминает о начале «высоких и мятежных дней», приближение которых пророчески было предсказано в цикле «На поле Куликовом» поэтом, осознающим ответственность за судьбу Родины.

4.Учитель:

Постепенно Блок уходит от мистицизма и символизма, в его поэзию вливается реальная жизнь со своими печалями и радостями, тревогами и заботами. В этом плане стихотворный цикл «На поле Куликовом» имеет большое значение.

«Куликовская битва принадлежит… к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение.
Разгадка их еще впереди».
 (А. Блок)

Послушаем стихотворение .

Цикл «На поле Куликовом» - предчувствие грядущих бурь, предвидение трагедии. Поэт видит весь исторический путь страны – от «поля Куликова» до современных ему событий. Лирический герой – и древний русич-воин, и современник поэта.

Сюжет цикла  «На поле Куликовом» имеет историческую основу – вековое противостояние Руси татаро-монгольскому нашествию. Лиро-эпический сюжет совмещает конкретно- историческую событийную канву: битвы, военные походы, картину овеянной пожарищем родной земли — и цепь переживаний лирического героя, способного осмыслить весь многовековой исторический путь Руси.

Учитель:

- Когда был создан цикл?

Учащиеся:

Цикл создан в 1908 году. Это время реакции после поражения революции 1905 года. 

Учитель:

-Какая тема является центральной?

Учащиеся:

Центральной темой в цикле становится тема родины, мысли о ее сложной исторической судьбе.

Учитель:

8Анализ стихотворения:(прилагается) 

Урок заканчивается составлением таблицы

Вопросы

Стихотворение Блока «Русь»

Стихотворение Блока «Россия»

Цикл стихотворений «На поле Куликовом»

В каком году создано произведение?

24 сентября 1906г.

18 Сентября 1908 года

14 июня – 21 декабря 1908 года

Какой предстает родина в каждом произведении?

Русь – спящая красавица, пришедшая из глубины веков, автор благоговеет перед ней, боится нарушить ее покой. Она – загадка, которую невозможно разгадать. Поэтому возможно только преклоняться.

Россия – прекрасная молодая женщина, обманутая ухажером. Да, у нее были трудные времена, но она сумела выжить и с достоинством продолжать свой путь. Это страна радости, приходящей через слезы и испытания, страна, где возможны любые чудеса, так как в основе всего, всей жизни – любовь. Россия переживала много трудностей, переживет  и  возрождалась.

Здесь Родина – любимая и единственная жена, с которой связано будущее. Поэт (и  его лирический герой), как и герои древности, не мыслят себя без России.  Поэтому ее нужно не просто любить, а прежде всего -  ЗАЩИЩАТЬ.

Какой из образов родины соответствует современности?

да

да

да

Выводы:

Александр Блок  в своих произведениях создал удивительно точный образ Родины, рассматривая его в историческом развитии, от языческих времен ( «годы золотые») до современных ему испытаний. Поэт  доказал необыкновенное своеобразие России, ее силу и способность возрождаться несмотря на трудные времена. Блок подчеркнул необходимость любить и защищать эту страну. Поэт считает, что путь России – особенный, и этот путь никогда не был легким.  Во все времена Россия  любила, боролась и возрождалась .

Составление синквейна

План синквейна

  • 1 строка – 1 имя существительное
  • 2 строка – 2 имени прилагательных
  • 3 строки – 3 глагола
  • 4 строка – высказывание
  • 5 строка – синоним 1-го имени существительного

Россия 
Нищая, живая
Встречала, вдохновляла, открывала
“Живую душу укачала” Русь

Русь
Древняя, языческая
Окутала, приласкала, заколдовала
“на своих просторах ты…”
Снежная маска

Родина
Невеста и жена 
Предвещает, утешает, радует 
“Это всё – о России”
Птица – тройка

- Поразительно, сколько стихов посвящено любимому поэту! (учитель читает наизусть стихотворение)

v. Подведение итогов урока.

1)- А теперь скажите, чем взгляд на Россию у Блока отличается от взгляда историков? (Россия для Блока – это не государство, это символ единения духовного, женского и природного начал.)

2)-Каким чувством наполнены стихотворения А.Блока?

В своей статье о творчестве А.Блока поэт Михаил Дудин писал: “Россия! Сколько раз А.Блок прикасался к твоим ранам и к твоей истории, какой верой в твою судьбу он наполнил музыку твоего имени, прославляя тебя!”.

  3)- Какой след в душе оставила лирика Блока?

  - Что нового вы узнали о личности поэта и о его лирике?

В стихах о России А.А. Блок достиг пронзительного понимания ее разнообразия, языческого, сказочного и исторического. Блок создал особенный поэтический образ России. Ее необъятные просторы, песни ветровые, дороги дальние, тройки удалые, туманные дали – такова прекрасная, неповторимая блоковская Россия. Он ее любил, ждал ее перемен, надеялся, что с приходом 1917 года  свет одолеет ТЬМУ.

  - Было ли занятие полезным?

VI. Закончить урок я хочу словами нашего современника поэта Е.Евтушенко:

Нет чувства Родины без чувства человечности.

От бессердечности ничто не родилось.

Любите Родину, как чудо бесконечности,

Как ветер вечности, коснувшийся волос.

Любите Родину как вашу наречённую,

чтобы за вас ей не почувствовать стыда.

Любите Родину, но только нерасчётливо.

Любите Родину, и только навсегда.

Любовь, если она настоящая, выражается в делах. И чем глубже и трепетнее будет у нас чувство Родины, тем более действенны и нужны для народа станут наши дела. Ведь, в конце концов, жизнь каждого из нас – во имя Родины, во имя Человека.

VI. Домашние задание

1.Выучить наизусть наиболее понравившееся стихотворение о Родине.

2. На следующем уроке мы познакомимся с поэмой А.Блока “Двенадцать”, написав которую поэт воскликнул: “Сегодня я – гений!” Вам необходимо прочитать поэму, отыскать в ней ассоциативно-символические образы и раскрыть их смысл.


«Россия» Александр Блок

Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи…

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые,-
Как слезы первые любви!

Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу…
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет,-
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты…

Ну что ж? Одно заботой боле —
Одной слезой река шумней
А ты все та же — лес, да поле,
Да плат узорный до бровей…

И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..



Предварительный просмотр:

 


Конспект открытого урока

« Русь моя, жизнь моя»

(Тема Родины в лирике Блока)

(11 класс)

Учитель МОУ «СОШ с.Октябрьский Городок» Логутова В.В.

Дата проведения:  09.11.2018г

Цели урока:

образовательная – путём анализа стихотворений показать, как развивалась тема Родины, каким видел поэт прошлое, настоящее и будущее России.

развивающая – создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и интеллектуальных навыков сравнения, обобщения, готовить учащихся к исследовательской деятельности;

воспитательная – прививать любовь к поэзии как к особому виду искусства, учить понимать авторскую позицию, философские идеи, формировать интерес к филологическому анализу как особому виду творческой деятельности, учить чувствовать, воспитывать чувство патриотизма.

Методические приёмы: слово учителя, выразительное чтение, анализ текста, беседа по вопросам, комментарии учителя.

Оборудование: 

Ход урока

Эпиграф: …                        Стоит со мной моя тема, тема о России…

                                              этой теме я сознательно и бесповоротно

                                             посвящаю жизнь…

Учитель: 

Тема Родины относится к числу вечных в поэзии. К ней обращались  поэты во все времена. Ей посвящали вдохновенные строки Жуковский и, Рылеев, Кюхельбехер и Баратынский, Кольцов и Тютчев.  В Пушкинской любви к Отечеству – главное – высокая гражданственность: «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы». М.Ю.Лермонтов пишет: «Люблю Отчизну я, но странною любовью». Любовь поэта к Родине сочетается с ненавистью к стране господ. Любовь – ненависть особенно характерна для поэзии Н.А.Некрасова. Но в творчестве А.Блока, на мой взгляд, эта тема обретает особое звучание. Какое? Это и предстоит выяснить на сегодняшнем занятии. Подумайте, пожалуйста, каковы цели урока?

1) какая же она, Россия у Блока,

2)определить, какой видится нам Родина в стихах Блока,

3)из чего складывается наше чувство Родины.

Ш. Изучение нового материала

I.Слово учителя 

Блок назвал своё творчество процессом “вочеловечивания” и поделил его на три этапа”.Назовите эти этапы.

Первым было поклонение идеалу – «Прекрасной Даме».

Вторым – жизненное разочарование, связанное с утратой идеала .Россия предстает в лирике Блока с совершенно новой, неожиданной стороны. Переживания лирического героя носят личный, интимный характер.

На третьем этапе происходит “синтез”- обретение новых положительных ценностей.

Собирательным образом всех утраченных ценностей становится Родина. Поэт охвачен тревогой за её судьбу.

Россия – это сама жизнь, она неотделима от сердца поэта: «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?»  Это вопрос риторический. Ответ ясен: вместе.

Тема России – центральная в творчестве А.А.Блока

В 1908 году в письме к К.С.Станиславскому он писал: «…Стоит со мной моя тема, тема о России… этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Всё ярче сознаю, что это - первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни, и знаю, что путь мой в основном своём устремлении – как стрела, прямой…».

II. Чтение и анализ стихотворений.

Учитель: В 1915 году выходит книга под названием «Стихи о России». В лирическом трёхтомнике, который автор назвал «романом в стихах», в третьей части цикл «Родина» объединяет написанное в 1907-1916 гг.

Учитель : Россия для Блока – это прежде всего Родина, А Родина для поэта –

это «огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку, но

бесконечно более уютное, ласковое».

«Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь,»- писал Блок

К.Станиславскому.

Образ Родины проявляется в лирике поэта постепенно, она будто открывает

то один свой лик, то другой. В стихотворении «Русь» (1906) Россия - это

таинственная, колдовская земля, разноликая, овеянная ворожбой,

непостижимой тайной:

2.Стихотворение «Русь» - одно из первых посвящённых Родине.

Читает Мухаметшина Л.

Вопросы для анализа:

1. Какова история создания этого стихотворения?

Краткая история создания. Стихотворение «Русь» написано 24 сентября 1906 года и вошло во второй том лирики Блока. В этом произведении чувствуются отголоски творчества Гоголя, образы из фольклора и старинных преданий.

2. Какова тема стихотворения?

Тема стихотворения. С приходом революции 1905-1907 гг. тема Родины становится одной из ключевых в творчестве Блока.

3.Установите элементы сюжета.

Сюжет. На улице ночь и автор находится в легком состоянии дремоты, где переплетаются грани реальности и сна. Мысленно он пытается перенести нас в те далекие времена, когда Русь была «необычайна»«где ведуны с ворожеями»«и ведьмы тешатся с чертями». Все стихотворение пропитано духом древности. И даже вихрь поет нам «преданья старины».

4.Какой рисуется родина в представлении Блока?

 Но вместе с необычайностью своей Руси поэт с грустью замечает «страны родимой нищету» и лоскутки «ее лохмотий». Мы видим Русь разную: и сказочную, и волшебную, и убогую, но все же необычайную

5.  Почему именно Русь, а не Россия? (древняя, языческая, заколдованная)

6.Каковы поступки и душа лирического героя данного стихотворения?

как исповедь лирического героя, его душевные метания, заблуждения:

и сам не понял, не измерил,

 Кому я песни посвятил,

В какого бога страстно верил,

Какую девушку любил.

И дальше благодарность за спасение души: «Живую душу укачала,/ Русь на своих просторах ты, /И вот - она не запятнала/Первоначальной чистоты»

- О чём говорит поэт?

( Об интуитивном постижении тайны народного духа, духа Руси, которым она жива)

7.Каков же лирический герой стихотворения?

 Лирический герой стихотворения влюблен в свою Родину и относится к ней с трепетом и благоговением. Для него Русь таинственна и необычайна. Даже во сне лирический герой не решается приоткрыть завесу этой тайны «твоей одежды не коснусь». Она разная — его Русь. В ней есть не только очарование древности, сказка, тайна, но и нищета, печаль, страдания. Однако, живая душа лирического героя при этом не потеряла своей душевной чистоты. И в этом главная загадка Руси, которую наш герой пытается постичь. В начале стихотворения он обращается к Руси «ты и во сне необычайна», а в конце подводит итог своим размышлениям «она и в снах необычайна».

9.Какими средствами создается образ Руси? Андрианова В.

Художественные средства.

  • стихотворный размер, четырехстопный ямб (ударение на втором слоге), чередующийся с пиррихием (два кратких безударных слога). Схема:
    Ты/ и/ во/ сне?/ не-/о-/бы-/ча?й-/на.
    Тво-/е?й/ о-/де?ж-/ды/ не/ кос-/ну?сь.
    Дрем-/лю?/ — и/ за/ дре-/мо?-/той та?й-/на,
    И/ в та?й-/не/ — ты/ по-/чи?-/ешь/, Ру?сь.

    _ _ /_ _?/_ _ /_ _?/_
    _ _?/_ _?/_ _ /_ _?
    _ _?/_ _ /_ _?/_ _?/_
    _ _?/_ _ /_ _?/_ _?
    рифма перекрестная (АбАб), чередуются мужская (ударение падает на последний слог) коснусь-Русь и женская (ударение на предпоследнем слоге) необычайна-тайна рифмы. По точности созвучия рифма считается богатой, т.к. совпадают опорные согласные звуки.
  • ... необычайна.(А)
  • ... коснусь.(б)
  • ... тайна,(А)
  • ... Русь.(б)
  • тропы:
  • гипербола (преувеличение) опоясана реками, дебрями окружена. Блок показывает нам, насколько велика Русь.
  • олицетворение (персонификация) Русь сравнивается с женщиной: твоей одежды не коснусь, ты почиешь, живую душу укачала.
  • метонимия (переименование) горящих сел.
  • стилистические фигуры:
  • кольцо (повтор речевой конструкции) — в данном случае повторяется целая строфа. С нее начинается стихотворение, ею и заканчивается. Таким образом, автор выделяет главную мысль, что Русь была и будет всегда непостижимой тайной.
  • эпитеты (образные определения) мутным взором, ночные хороводы, снеговых столбах, утлое жилье, злого друга, живой клюкой, голых прутьях, страны родимой, тропу печальную, ночную, первоначальной чистоты.

Если прислушаться к ритму стихотворения, то все оно звучит как заклинание того самого колдуна, который стоит над костром и монотонно приговаривает «опоясана реками и дебрями окружена». Магия звучит в каждой строфе «ночные хороводы»«ведуны с ворожеями»«ведьмы с чертями». Но постепенно общая картина становится более реальной «вьюга»«утлое жилье»«девушка»«злой друг». Такой автор видит «страны нищету». Трагическую атмосферу нагнетают образы «тропы печальной, ночной», погоста, кладбища. И все же торжествует светлое «живая душа» и незапятнанная первоначальная чистота.

10.К какому литературному направлению относится Блок?

Каков он здесь поэт-символист? 

Блок относится к поэтам-символистам. В его стихотворениях, посвященных Родине, наблюдается глубина эмоций и переживаний. Блоковское понимание России трагическое, лиричное и очень личное. Автор идеализирует прошлое, в котором переплелись сказочные и реальные события.

II.Анализ стихотворения «Россия»

1.Стихотворение «Россия» читает наизусть ГорбаньА.

2.Учитель:

- Что видит и слышит Блок на просторах России?

Видит «плат узорный до бровей», т. е. крестьянку; лес, поле и дорогу, «расхлябанные колеи», серые избы; слышит «песни ветровые» и как «гремит тоской острожной глухая песня ямщика»

3.Учитель:

Как звучит главная мысль стихотворения? Прочитайте.

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои  мне песни ветровые,

Как слёзы первые любви.

4.С каким художественным произведением вызывает ассоциацию это стихотворении?

Самое начало произведения вызывает ассоциацию с поэмой Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души», точнее, со знаменитым лирическим отступлением про «Русь-тройку», которая мчится куда-то вдаль и не дает ответа куда. Очевидно, поэтому блоковская «Россия» начинается со слова «опять»:

Опять, как в годы золотые, 
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи…

Учитель:

Именно образ мчащейся гоголевской тройки возникает перед мысленным взором читателя. И вслед за этим он слышит пронзительное признание в любви к «нищей России» с ее «серыми избами». Конечно, в невольно возникает вопрос:

5.За что же любить нищую страну, которая ничего взамен не может дать?

В первой публикации Блок давал ответ на этот вопрос, ведь в стихотворении содержалось больше строф, и в них говорилось об ископаемых богатствах России:

Россия, нищая Россия, 
Обетованный край твой щедр!

Конечно, намного легче любить страну за ее богатство. Но любовь героя рождена совсем не этим. Он принимает ее и в нищете, и в унижении. Для лирического героя это «как слезы первые любви», а значит, раздумывать, за что любить Россию, он и не пытается. Кстати, у Блока в соответствии с орфографией того времени - «как слезы первыя любви», что означает «как слезы первой любви». Так поэт подчеркнул, что любовь к родине является первой и самой главной для каждого русского человека.

Учитель:

Обратимся к следующей строке «И крест свой бережно несу» . Какие ассоциации вызывает у вас эта строка?

Учащиеся:

Она обращает читателя к еще одной традиции русской литературы – ассоциации с подвигом Иисуса Христа. Нести на себе свой крест означало, что человек не волен выбирать себе судьбу, а должен проживать ту, что определена свыше. Кому суждено родиться в России, значит, и жизнь его должна быть связана с этой страной.

Учитель:

Традиционно образ родины ассоциируется с образом матери, поэтому и принято говорить «Родина-мать». Однако символисты, следуя идее философа Владимира Соловьева о Вечной Женственности, создали совершенно новый образ – Родины-жены. Жена, как известно, не рукавица: с руки не сбросишь. Поэтому у Блока Россия – Вечная Жена, и признание в любви, горькой и неизбежной, звучит совершенно искренно. Герой действительно любит свою Родину-жену такой, какая она есть.

В то же время предчувствие трагической судьбы своей страны прозвучало в таких пророческих строках:

Какому хочешь чародею 
Отдай разбойную красу!

В них можно наблюдать чисто блоковское чудо преображения образа женщины в образ родины, и наоборот. Его Россия – красавица, но уже не спящая, как в стихотворении «Русь». Ее красота – «разбойная», непокорная. Поэтому даже во власти «чародея» она не пропадет, «не сгинет». Только «забота затуманит» ее «прекрасные черты».

Учитель:

- Прочитайте строчки, где эти прекрасные черты проступают особенно ясно?

Учащиеся:

- В  последних строчках, когда вновь возникает образ русской женщины с ее строгим старообрядческим ликом: «Да плат узорный до бровей».

Учитель:

Да, действительно, такое сдержанное описание русской красоты – тоже своеобразная традиция, ведь вплоть до начала XIX века не принято было подчеркивать физическую красоту.

Учитель:

Какой мотив звучит в конце стихотворения?

Учащиеся:

В конце вновь звучит мотив пути, дороги, устремленной в будущее. Вера в светлое будущее очень традиционна для русского человека, поэтому «и невозможное возможно».

Учитель:

Однако звенящая «тоской острожной глухая песня ямщика» возвращает к «разбойной красе» России и напоминает о начале «высоких и мятежных дней», приближение которых пророчески было предсказано в цикле «На поле Куликовом» поэтом, осознающим ответственность за судьбу Родины.

4.Учитель:

Постепенно Блок уходит от мистицизма и символизма, в его поэзию вливается реальная жизнь со своими печалями и радостями, тревогами и заботами. В этом плане стихотворный цикл «На поле Куликовом» имеет большое значение.

«Куликовская битва принадлежит… к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение.
Разгадка их еще впереди».
 (А. Блок)

Послушаем стихотворение .

Цикл «На поле Куликовом» - предчувствие грядущих бурь, предвидение трагедии. Поэт видит весь исторический путь страны – от «поля Куликова» до современных ему событий. Лирический герой – и древний русич-воин, и современник поэта.

Сюжет цикла  «На поле Куликовом» имеет историческую основу – вековое противостояние Руси татаро-монгольскому нашествию. Лиро-эпический сюжет совмещает конкретно- историческую событийную канву: битвы, военные походы, картину овеянной пожарищем родной земли — и цепь переживаний лирического героя, способного осмыслить весь многовековой исторический путь Руси.

Учитель:

- Когда был создан цикл?

Учащиеся:

Цикл создан в 1908 году. Это время реакции после поражения революции 1905 года. 

Учитель:

-Какая тема является центральной?

Учащиеся:

Центральной темой в цикле становится тема родины, мысли о ее сложной исторической судьбе.

Учитель:

8Анализ стихотворения:(прилагается) 

Урок заканчивается составлением таблицы

Вопросы

Стихотворение Блока «Русь»

Стихотворение Блока «Россия»

Цикл стихотворений «На поле Куликовом»

В каком году создано произведение?

24 сентября 1906г.

18 Сентября 1908 года

14 июня – 21 декабря 1908 года

Какой предстает родина в каждом произведении?

Русь – спящая красавица, пришедшая из глубины веков, автор благоговеет перед ней, боится нарушить ее покой. Она – загадка, которую невозможно разгадать. Поэтому возможно только преклоняться.

Россия – прекрасная молодая женщина, обманутая ухажером. Да, у нее были трудные времена, но она сумела выжить и с достоинством продолжать свой путь. Это страна радости, приходящей через слезы и испытания, страна, где возможны любые чудеса, так как в основе всего, всей жизни – любовь. Россия переживала много трудностей, переживет  и  возрождалась.

Здесь Родина – любимая и единственная жена, с которой связано будущее. Поэт (и  его лирический герой), как и герои древности, не мыслят себя без России.  Поэтому ее нужно не просто любить, а прежде всего -  ЗАЩИЩАТЬ.

Какой из образов родины соответствует современности?

да

да

да

Выводы:

Александр Блок  в своих произведениях создал удивительно точный образ Родины, рассматривая его в историческом развитии, от языческих времен ( «годы золотые») до современных ему испытаний. Поэт  доказал необыкновенное своеобразие России, ее силу и способность возрождаться несмотря на трудные времена. Блок подчеркнул необходимость любить и защищать эту страну. Поэт считает, что путь России – особенный, и этот путь никогда не был легким.  Во все времена Россия  любила, боролась и возрождалась .

Составление синквейна

План синквейна

  • 1 строка – 1 имя существительное
  • 2 строка – 2 имени прилагательных
  • 3 строки – 3 глагола
  • 4 строка – высказывание
  • 5 строка – синоним 1-го имени существительного

Россия 
Нищая, живая
Встречала, вдохновляла, открывала
“Живую душу укачала” Русь

Русь
Древняя, языческая
Окутала, приласкала, заколдовала
“на своих просторах ты…”
Снежная маска

Родина
Невеста и жена 
Предвещает, утешает, радует 
“Это всё – о России”
Птица – тройка

- Поразительно, сколько стихов посвящено любимому поэту! (учитель читает наизусть стихотворение)

v. Подведение итогов урока.

1)- А теперь скажите, чем взгляд на Россию у Блока отличается от взгляда историков? (Россия для Блока – это не государство, это символ единения духовного, женского и природного начал.)

2)-Каким чувством наполнены стихотворения А.Блока?

В своей статье о творчестве А.Блока поэт Михаил Дудин писал: “Россия! Сколько раз А.Блок прикасался к твоим ранам и к твоей истории, какой верой в твою судьбу он наполнил музыку твоего имени, прославляя тебя!”.

  3)- Какой след в душе оставила лирика Блока?

  - Что нового вы узнали о личности поэта и о его лирике?

В стихах о России А.А. Блок достиг пронзительного понимания ее разнообразия, языческого, сказочного и исторического. Блок создал особенный поэтический образ России. Ее необъятные просторы, песни ветровые, дороги дальние, тройки удалые, туманные дали – такова прекрасная, неповторимая блоковская Россия. Он ее любил, ждал ее перемен, надеялся, что с приходом 1917 года  свет одолеет ТЬМУ.

  - Было ли занятие полезным?

VI. Закончить урок я хочу словами нашего современника поэта Е.Евтушенко:

Нет чувства Родины без чувства человечности.

От бессердечности ничто не родилось.

Любите Родину, как чудо бесконечности,

Как ветер вечности, коснувшийся волос.

Любите Родину как вашу наречённую,

чтобы за вас ей не почувствовать стыда.

Любите Родину, но только нерасчётливо.

Любите Родину, и только навсегда.

Любовь, если она настоящая, выражается в делах. И чем глубже и трепетнее будет у нас чувство Родины, тем более действенны и нужны для народа станут наши дела. Ведь, в конце концов, жизнь каждого из нас – во имя Родины, во имя Человека.

VI. Домашние задание

1.Выучить наизусть наиболее понравившееся стихотворение о Родине.

2. На следующем уроке мы познакомимся с поэмой А.Блока “Двенадцать”, написав которую поэт воскликнул: “Сегодня я – гений!” Вам необходимо прочитать поэму, отыскать в ней ассоциативно-символические образы и раскрыть их смысл.


«Россия» Александр Блок

Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи…

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые,-
Как слезы первые любви!

Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу…
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет,-
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты…

Ну что ж? Одно заботой боле —
Одной слезой река шумней
А ты все та же — лес, да поле,
Да плат узорный до бровей…

И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Дыхание - это жизнь"

Обучающиеся на уроке обобщают и закрепляют пройденный материал по темам "Дыхание " и " Кровообращение" . На уроке осуществляется воспитание здорового образа жизни.      ...

конспект урока "Здоровый образ жизни"

Данный урок в 6 классе является обобщающим по теме «Здоровый образ жизни». Урок разработан с использованием материала учебника по английскому языку «Английский в фокусе», автор...

Конспект урока "Сергей Есенин: жизнь и раннее творчество"

Конспект урока, посвященного биографии Сергея Есенина...

Конспект урока "Русь и Золотая Орда" 6 класс

Конспект урока "Русь и Золотая Орда" по учебнику "История России. 6 класс"  Данилова-Косулиной...

Конспект урока «Я вам жизнь завещаю» ( Урок по повести В. Л. Кондратьева «Сашка» в 10 классе)

Конспект урока  «Я вам жизнь завещаю» ( Урок по повести В. Л. Кондратьева «Сашка» в 10 классе)...

конспект урока «Русь и Золотая Орда»

Наука  «история» не стоит на месте, как и любая другая, появляются новые исторические источники, исследования новых фактов, помогающих понять, переосмыслить заново то или иное событие...