Конспект урока «Я вам жизнь завещаю» ( Урок по повести В. Л. Кондратьева «Сашка» в 10 классе)
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Ипатова Раиса Михайловна

Конспект урока  «Я вам жизнь завещаю» ( Урок по повести В. Л. Кондратьева «Сашка» в 10 классе)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Я вам жизнь завещаю»

( Урок по повести В. Л. Кондратьева «Сашка» в 10 классе)

Цели

Образовательные:

  1. расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне, подвиге советских солдат в боях под Ржевом;
  2. сформировать представление о необычном подходе писателя к изображению войны и человека на войне;
  3. формировать умение видеть существенные детали, которые помогают писателю воссоздать время действия в повести;

Развивающие:

  1. развивать  мышление, зрительное внимание, память, словарный запас, устную и письменную связную речь учащихся;
  2. развивать умение анализировать текст, делать выводы;

Воспитательные:

  1) вызвать переживания, душевный отклик на прочитанное у десятиклассников;

  2) обогащать духовный мир учеников новыми впечатлениями;

  3) воспитывать чувство памяти и гордости у учащихся.

Оборудование:

- Презетация «В. Кондратьев и его повесть «Сашка».

- Песня «От героев былых времён» из кинофильма «Офицеры» .

- Фрагмент из одноименного фильма А. Сурина «Сашка».

Ход урока

I. Эмоциональный настрой: звучит песня  «От  героев былых времён» из фильма «Офицеры». Слайд № 1

I. Вступительное слово учителя.

С каждым годом всё меньше и меньше остаётся среди нас тех, кто встретил рассвет 22 июня 1941года. Тех, кто суровой осенью 1941 года защищал Москву, кто познал кровавый снег Сталинграда,  кто «пол-Европы по-пластунски пропахал»…  Они не стояли за ценой, добывая Победу, не считали, «кому память, кому слава, кому тёмная вода».

Слайд № 2. Память о войне… Должна ли она жить в наших сердцах? И почему?

Война – жесточе нету слова.

Война – печальней нету слова.

Война – святее нету слова.

А. Т. Твардовский, наш земляк, точно определил, что такое война.

Трагический и страшный лик войны показан во многих книгах В. Быкова, Ю. Бондарева, В. Некрасова и др. Среди  книг, способных взволновать, вызвать  глубокие переживания и размышления повесть В. Кондратьева «Сашка».

- Что за человек  Вячеслав Кондратьев? Что нового о жизни и войне он нам может рассказать? Об этом мы узнаем, прослушав сообщение о писателе.

II. Сообщение ученика о писателе.  Слайд № 3.

Вячеслав Кондратьев (1920 -1993) – участник Великой Отечественной войны.  В 1939 году с первого курса вуза он ушёл в армию, служил на  Дальнем Востоке. У героя его повести такая же судьба.  В декабре 41-го после многочисленных рапортов он в числе 50 младших командиров отправляется на фронт.  На переломе зимы  к весне 1942 года  Кондратьев под Ржевом. Бои здесь были тяжёлые. Об этом говорит тот факт, что первую неделю он был помощник командира взвода (помкомвзвода),  командиром взвода, принял роту убитого командира, а после пополнения – снова взвод. Потом новые бои, тягостные, неудачные.  Был ранен, награждён медалью «За отвагу» - за отвагу под Ржевом. После отпуска по ранению – снова фронт, служба в железнодорожных войсках,  в разведке.  В конце 1943 года тяжёлое ранение, полгода в госпитале, после  - комиссован из армии по инвалидности.

В отличие от других писателей,  Кондратьев взялся за перо, когда ему было уже за пятьдесят. «Видимо, подошли мои лета, пришла зрелость, а с нею и ясное понимание, что война – это самое главное, что было у меня в жизни», - говорил он.  В 1979 году в ж. «Дружба народов» была опубликована повесть «Сашка». Позднее появились в печати другие произведения писателя: «На станции  Свободной», «Отпуск по ранению», «Борькины пути-дороги»  и др.

 

Учитель. Прозу  Кодратьева называют «ржевской»: вся она связана с трагическми событиями, происходившими под Ржевом в 1942- 1943 годах.

- Что вы знаете о событиях, происходивших  под Ржевом?

III. Сообщение ученика о событиях под Ржевом. Слайд № 4.

Ржев – город, районный центр в Калининской области (ныне Тверской), на реке Волге. Железнодорожный узел. Население в 1939 г. – 54 тыс. жителей. В ходе Калининской оборонительной операции 1942 г. советские войска 14 октября оставили город. Фашисты установили в городе жестокий режим. Аресты, расстрелы. Был концлагерь для военнопленных, где в мае 1942 года находилось 20 тыс. человек, многие из которых погибли.  В начале января 1942 года наши прорвали оборону противника, но город  взять не смогли. Район Ржева до марта 1943 г. оставался ареной  ожесточённых боёв. Город был освобождён только 3 марта 1943 г. Из 5434 жилых домов осталось 297.  К моменту освобождения в городе насчитывалось 362 жителя.

Бои под Ржевом были страшными, изнурительными, с огромными человеческими потерями. Причины этого ясны.

Рокоссовский так рассказывал о страшной тяжести, выпавшей на долю воевавших на этом направлении: «В полках и дивизиях не хватало солдат, пулемётов, миномётов, артиллерии, боеприпасов, танков оставались единицы… Парадокс: сильнейший обороняется, а более слабый наступает. Причём в наших условиях, по пояс в снегу».

Учитель. Самому Кондратьеву снова довелось посетить  эти места спустя много лёт – в 1962 году. «…увидел ту истерзанную, всю испещрённую воронками ржескую землю, на которой валялись ещё и ржавые пробитые каски, и солдатские котелки, видел – это было самым страшным -  незахороненные останки тех, кто воевал здесь, может быть, тех, кого знал».

Поэтому, наверное, так потрясает читателей эта проза, потому что Кондратьев говорит не столько от своего имени, сколько от имени тех, кто навечно остался лежать «в безымянном болоте», от имени солдата, который стал героем известного стихотворения А. Твардовского «Я убит подо Ржевом».

IV. Чтение учеником отрывка стихотворения А. Твардовского  «Я убит подо Ржевом…»  (Слайд № 5)

Я убит подо Ржевом,

В безымянном болоте,

В пятой роте, на левом,

При жестоком налете.

Я не слышал разрыва,

Я не видел той вспышки,-

Точно в пропасть с обрыва –

И ни дна, ни покрышки.

И во всем этом мире,

До конца его дней,

Ни петлички, ни лычки

С гимнастерки моей.

Я – где корни слепые

Ищут корма во тьме;

Я – где с облачком пыли

Ходит рожь на холме;

Я – где крик петушиный

На заре по росе;

Я – где ваши машины

Воздух рвут на шоссе;

Где травинку к травинке

Речка травы прядет,-

Там, куда на поминки

Даже мать не придет.

Подсчитайте, живые,

Сколько сроку назад

Был на фронте впервые

Назван вдруг Сталинград.

Фронт горел не стихая,

Как на теле рубец.

Я убит и не знаю:

Наш ли Ржев, наконец?..   (отрывок)

Учитель. Через эти страшные бои прошёл  и Сашка, герой одноимённой повести В. Кондратьева.

V. Аналитическая беседа по прочитанному.

- Обратимся к повести. Наш герой воюет два месяца, два месяца он -  на «передке». Много это или мало?

- Найдите те существенные художественные детали  и картины, которые помогают писателю воссоздать это время, а нам его представить.

1. Страшные явь войны (стр. 127).

- «Деревни, которые они брали, стояли будто мёртвые…»

- «…танки, которые контратакуя, пёрли на них, урча моторами и поливая их пулемётным огнём»

- «…наши сорокапятки затявкали, отогнали фрицев».

- Сколько в роте осталось человек? (стр. 153)

2. Быт войны:

-  «с хлебцем плохо,  навару никакого» (стр. 127)

- «Ротный обмундированием от Сашки не отличался…» (стр. 136)

- окопов нет, блиндажей.  Шалашики. Почему? (стр. 139)

- «И со жратвой туго, и с боеприпасами» (стр. 142)

- «… нету силёнок ребят хоронить…» (стр. 142)

- О многом говорит заведенный на передовой порядок (Какой?): «ранило – отдай автомат оставшемуся, а сам бери родимую трехлинейку, образца  1891 года дробь 30…»

- Автор говорит о том, что Сашка жалеет о том, что не знал немецкого языка. Почему? 

     Он бы спросил у пленного, как у них «с кормежкой, и сколько сигарет в день получают, и почему перебоев с минами нет… Про свое житье-бытье Сашка, разумеется, рассказывать бы не стал, хвалиться нечем. И со жратвой туго, и с боеприпасами,.. нету силенок ребят хоронить, нету… Ведь себе, живым,  окопчик вырыть не в силах».

       Действительно, не было у них ни окопов, ни землянок, только у ротного был «жиденький блиндажик». Этим  тоже много сказано: и сил нет, и надежды, что завтра здесь не будет враг. И слова какие: жиденький блиндажик, рота ютится в шалашиках (стр. 142).

- Почему такие слова? О чём они говорят?

Всё подчеркивает ненадежность положения.

- Как показан военный быт в повести?

- Зачем  писатель   так подробно выписывает  убогий быт войны, страшные картины?

        Эта правда детали, быта  подводит нас к главной истине, ради которой написана повесть, - к правде человека, решившего остаться человеком в этой страшной войне.

3. Два месяца Сашкиной фронтовой жизни (Слайд № 6).

- Какие  события выбрал автор из этой двухмесячной фронтовой жизни?

1. Сашка ползёт за валенками для ротного.

2. Сашка берёт в плен немца и отказывается его расстрелять.

3. Сашка под огнём возвращается в роту, чтобы проститься и отдать автомат.

4.  Сашка ведёт санитаров к раненому.

5.  Встреча Сашки с Зиной.

6. Сашка выручает лейтенанта Володю.
- Почему именно к ним привлёк наше внимание автор?

      Именно в этих эпизодах с особой силой раскрывается Сашка как человек и как боец.  Страшная явь войны не смогла  обесчеловечить героя. 

       1. Вспомним первую встречу с Сашкой. Ночью он задумал достать валенки для ротного. Рисуется страшная картина, а оказывается – это обычно (стр. 128)

      2.  Раскажите, как Сашка берёт в плен немца (стр. 133 -134).

- Почему отказывается расстрелять пленного? (стр. 162).

- Кто здесь потивопоставлен ему?

- Что говорит Толик Сашке? (стр. 134, «Наше дело телячье… Приказали – исполнил!»).

  Учитель. Сашка и Толик противопоставлены  как ответственность и безответственность, сочувствие  и равнодушие,  честность и шкурничество.

Сашка не хочет следовать девизу Толика. Он хочет остаться человеком. И это ему удаётся.

           «… ротный, бывало, перед тем, как приказать что-нибудь, хлопал Сашку по плечу и говорил: «Надо, Сашок. Понимаешь, надо».  И Сашка понимал  - надо, и делал всё, что приказано, как следует».

     Есть «надо» и «сверх  надо».

3-4. Сашка всегда делает то, что положено, что надо. Но только ли то, что надо? Докажите это на примере того, как Сашка раненый возвращается в роту, чтобы отдать автомат (стр. 164-165)  и потом ведёт санитаров к раненому солдату (стр. 170, 172).

   – Что вы можете сказать о характере героя? Какой он – Сашка?
         Он вызывает симпатии,  уважение к себе своей добротой,  участливостью,  гуманностью. Война не обезличила, не обесцветила Сашкин характер. Он  любознателен  и пытлив. 
          Для героев В. Кондратьева характерно то, что, подчиняясь «надо», они думают и действуют «сверх» надо. Этим они и привлекательны. Таков Сашка.

3. Три испытания.

Учитель.  Автор проводит своего героя через три испытания. Какие?

 Через испытания властью, любовью и дружбой.

- Как выдержал Сашка эти испытания?

1. Испытание   властью.   (Слайд № 7).

- Когда Сашка почувствовал свою власть над другим человеком?

- Как он относится к этой власти? Зачитайте отрывок  (стр. 142 – 143).

      Сашке не по себе от почти неограниченной власти над другим человеком.  Он понял, какой страшной может стать эта власть над жизнью и смертью.

2. Испытание любовью.  (Слайд № 8)

    Продолжим разговор о доброте и чуткости Сашки, его отклике на добро и зло.

Итак, встреча с Зиной, испытание любовью.

- Что значит Зина для Сашки? Как они познакомились? (Стр. 177).

   Это первая Сашкина любовь. Он ждёт так встречи с ней! А Зина? (Стр. 188).

- Как Сашка отнёсся к предстоящей вечеринке, о которой говорит Зина?

- Когда Сашка понимает, что Зина любит лейтенанта, как он поступает? (Стр. 199)

      Тяжёлую ночь поводит Сашка. Ему горько и больно. Но он решает, что Зина «неосудима». Просто война. Сашка не считает, что он вправе мешать. Он думает не о себе, а о Зине. Наверное, это и есть настоящая любовь: понять и простить любимого человека, не сделать ему больно.

3. Испытание дружбой.   (Слайд № 9)

- Расскажите историю краткой дружбы Сашки и лейтенанта Володьки. (Стр. 231-234)

- Каковы мотивы Сашкиного заступничества за  лейтенанта Володьку?

- Как вы оцениваете его поступок?

4. В чём своеобразие героя? (Слайд № 10)

- Что вы можете сказать о Сашке, об основных качествах его характера?

Учитель. В. Астафьев в своём романе «Прокляты и убиты» говорит, что жестокая сила войны не погасила в его героях «свет добра, справедливости, достоинства,  уважения к ближнему, к тому, что было, есть в человеке от матери, от отца, от дома родного, от Родины, России, наконец, заложено, передано, наследством завещено».

- Можем ли мы сказать, что это относится к Сашке – герою повести Кондратьева?

Учитель: «Ну, Сашок… Ты человек…» - скажет лейтенант Володька, когда по дороге в госпиталь услышит от него историю про пленного немца. «Люди же мы, а не фашисты», - скажет Сашка.

5. Просмотр заключительного отрывка одноименного фильма режиссёра Александра Сурина «Сашка» (время – 1.21.55) 

6. Заключение.

  - О чём же повесть В. Кондратьева?

Учитель: «В бесчеловечной, кровавой войне человек остаётся человеком, а люди – людьми. Это для писателя главное. Об этом написана повесть: о страшной войне и сохранённой личности» (Слайд № 11).

7. Домашнее задание: сочинение - миниатюра «Моё впечатление о повести В. Кондратьева «Сашка»  (сочинение - отзыв). 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«От героев былых времён…»

Слайд 2

«А вам жизнь завещаю» Урок по повести В.Л. Кондратьева «Сашка» Война – жесточе нету слова. Война – печальней нету слова. Война – святее нету слова. А. Т. Твардовский

Слайд 3

Вячеслав Леонидович Кондратьев

Слайд 4

Ржев времён ВОВ

Слайд 5

Я убит подо Ржевом Я убит подо Ржевом, В безымянном болоте, В пятой роте, на левом, При жестоком налете. Я не слышал разрыва, Я не видел той вспышки,- Точно в пропасть с обрыва – И ни дна, ни покрышки. И во всем этом мире, До конца его дней, Ни петлички, ни лычки С гимнастерки моей. Я – где корни слепые Ищут корма во тьме; Я – где с облачком пыли Ходит рожь на холме; Я – где крик петушиный На заре по росе; Я – где ваши машины Воздух рвут на шоссе; Где травинку к травинке Речка травы прядет,- Там, куда на поминки Даже мать не придет. Подсчитайте, живые, Сколько сроку назад Был на фронте впервые Назван вдруг Сталинград. Фронт горел не стихая, Как на теле рубец. Я убит и не знаю: Наш ли Ржев, наконец?..

Слайд 6

События из Сашкиной фронтовой жизни 1. Сашка ползёт за валенками для ротного. 2. Сашка берёт в плен немца и отказывается его расстрелять. 3. Раненый Сашка под огнём возвращается в роту, чтобы проститься и отдать автомат. 4. Сашка ведёт санитаров к раненому солдату. 5. Встреча Сашки с Зиной. 6. Сашка выручает лейтенанта Володю.

Слайд 7

Испытание властью

Слайд 8

Испытание любовью

Слайд 9

Испытание дружбой

Слайд 10

В чём своеобразие героя?

Слайд 11

Лев Айзерман писал: «В бесчеловечной, кровавой войне человек остаётся человеком, а люди – людьми. Это для писателя главное. Об этом написана повесть: о страшной войне и сохранённой личности».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока в 5 классе по учебнику Н.А. Горяевой "ДПИ в жизни человека".Урок №1. 2 четверть.Тема урока.Древние образы в современных народных игрушках..

Презентация к уроку в 5 классе 1урок, 2 четверть .Тема урока"Древние образы в современных народных игрушках".Эта презентация знакомит детей с игрушечных дел мастерами, с созданием филимоновской игрушк...

Конспекты системы уроков по теме «Жизнь в городе и селе.Домашние и дикие животные", 4 класс, автор учебника Биболетова М.З.

Тема системы уроков: «Жизнь в городе и селе. Дикие и домашние животные.» Цель: Образовательный компонент цели: развитие навыков говорения, аудирования, письма по темам “Being happy in the countr...

Методика и опыт. Изучение повести В. Л. Кондратьева "Сашка" в 10 классе

Семь десятилетий, что минули после Великой Отечественной войны, не ослабили интереса общества к этому историчскому событию. Нынешнее время, осветившее светом правды многие страницы нашего прошлого, ст...

Технологическая карта урока к УМК Верещагина И.Н., урок 10 Школьная жизнь, 2 урок в теме

Технологическая карта урока к УМК Верещагина И.Н., урок 10 Школьная жизнь, 2 урок в теме ...

Проблема нравственного выбора в повести В.Л.Кондратьева «Сашка»

Методическая разработка открытого урока....