Конспект урока "Русь и Золотая Орда" 6 класс
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Базилевич Александр Юрьевич

Конспект урока "Русь и Золотая Орда" по учебнику "История России. 6 класс"  Данилова-Косулиной

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока «Золотая орда и Русь»

Цель: ученик научится объяснять, в чем выражалась политическая и экономическая зависимость русских земель от Золотой Орды; рассказывать о борьбе русского народа против завоевателей; раскрывать, каковы были последствия ордынского владычества.

Задачи

 1.Воспитание   патриотизма и понимания значимости периода монгольского владычества для объединения русских земель

2. Овладение умениями работать с учебной информацией (выделять главное в тексте, характеризовать политику Александра Невского по отношению к Золотой Орде, анализировать факты, формулировать выводы)

3. Овладение представлениями о политической и экономической зависимости Руси от золотой Орды) применять исторические понятия для раскрытия событий прошлого,

4. Оценивать политику Александра Невского по отношению к Золотой Орде.

Основные термины и понятия:

  • повинности
  • ярлык
  • баскаки
  • ордынский выход
  • численник

Ход урока:

Организационный момент    3 минуты

.Постановка главного вопроса урока:

Какое влияние ордынское иго оказало на  жизнь русского народа?

IV. Изучение нового материала.

1. Работа с картой  5м    

- найдите и покажите  территорию Золотой Орды и ее столицу

- на какой реке  располагалась столица Золотой Орды

- определите по карте, входила ли Русь в состав Золотой Орды, докажите (разные границы).

Запись вывод в Тетрадь. Русь не входила в состав Золотой Орды, но находилась зависимости от Золотой Орды

 Древнерусское государство не вошло в состав Золотой Орды, но это не значит, что о осталось свободным. Монголо-татары установили над Древнерусским государством власть, сделав его вассальным государством.

 Что означает понятие вассальное государство. ? (Вассальное государство — государство, находящееся в подчинении другому государству,

Самостоятельная работа в Парах Работа в парах. 5 минут  

Вы сейчас  в парах оджны найти в тексте на странице 115-16 ,в чем эта зависимость  выражалась ? Как проявлялась зависимость Руси от Золотой Орды?

Обсуждение  и разбор  новых терминов  7 минут

Работа с новыми понятиями: ярлык, баскаки, выход- запись в тетрадь Кто освобождался от дани?

 Это можно отметить как положительный момент?

Дайте общее название этой зависимости.

Вывод. Древняя Русь находилась в политической и экономической зависимости от Орды.

Положение населения в период Татаро-монгольского ига 10минут         

Ребята, какие чувства испытывал наш народ, оказавшись  в таком тяжелом положении?

Действительно в 1257-1259 годах монголы провели на Руси перепись населения. Во все города приехали численники(переписчики). Все жители были переписаны для того, чтобы никто не ушел от дани. В 1262г в Ростове, Суздале, Владимире начались народные волнения. Многие баскаки были убиты, остальные изгнаны из городов.

Ребята, кто мог защитить народ от угнетения? (князья).

Почему? Народ им верил, уважал, у них была дружина,  \

Каков был размер дани?


Борьба против ордынского владычества 10 минут

«Если мы с Вами посмотрим на отношения князей с Золотой Ордой, то мы видим 2 основных типа взаимоотношений. Сейчас мы делимся на две группы  по рядам, и  группа 1 смотрите, как  себя вел Даниил Галицкий по отношению к Золотой Орде,  а группа 2  как Александр Невский».

Три основные позиции, которые занимали люди и князья

  1. Полное принятие власти и орды
  2. Компромисс
  3. Открытое противостояние

 Какое отношение  показало  себя наиболее удачно?  почему?

1. Удалось предотвратить разгром городов.

2. Орда пошла на уступки – право сбора дани было передано русским князьям.

3. В результате власть князей укрепилась.

6. Самостоятельная работа в парах . 10 минут

Прочитайте текст учебника - «Последствия ордынского владычества», обсудите этот вопрос в парах  и дополните нашу таблицу.

Как мы можем ответить на наш главный вопрос?

Ордынское иго оказало как отрицательное влияние на жизнь русского народа (остановка развития и экономические, человеческие потери) так и положительное влияние (консолидация русских земель против захватчиков, укрепление княжеской власти).

Домашнее задание.

Параграф 13.  Ответы на вопросы. Письменно

Если осталось время:  Повторение терминов 3-4 минуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории в 8 классе по теме "Золотые Звезды Адыгеи".

Конспект урока истории в 8 классе по теме "Золотые Звезды Адыгеи"....

конспект урока химии в 10 классе "Нефть-чёрное золото"

Расширить знания учащихся о происхождении нефти, её составе, способах переработки и применении нефтепродуктов....

План-конспект открытого урока "Золото России"

Данный урок разработан для предмета по выбору "Мастерство декоративного оформления"  и ставит цель формировать интерес к народным промыслам, продолжить знакомство с хохломским промыслом; учить вы...

Опорные конспект к урокам в 7 классе по темам ПРОСТЫЕ МЕХАНИЗМЫ БЛОКИ. ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО МЕХАНИКИ

Опорные конспекты представлены в удобной для распечатки форме. Они содержат как готовые схемы и рисунки для рассмотрения, так и предполагают заполнение учащимися информации на основе изучения нового м...

План-конспект урока литературы в 11 классе Тема: Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы. (Тема Дома в лирике С. Есенина).

План-конспект урока литературы в 11 классеТема: Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы. (Тема Дома в лирике С. Есенина).Цели: Показать в развитии художественный образ Дома в творчестве С....

План-конспект открытого урока в 4 классе "Города русской земли. Золотое кольцо России".

Данный урок изобразительного искусства  преднозначен для учеников 4 классов. Цель урока - воспитать художественный вкус и любовь к своей Родине! Данный урок трактуется как урок искусства. Итогом ...