конспект урока русского языка 9 класс
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Павленко Людмила Анатольевна

Сложноподчиненное предложение с придаточными определительными

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 9 классе

Дата:  9-А    27.12.2018

            9-Б     26 .12.2018

Урок № 31.

УЧИТЕЛЬ:  Павленко Л.А.

ТЕМА. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

Цели урока: находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения; производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно; правильно употреблять в речи данные виды предложений; правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми); составлять схемы предложений с придаточными определительными.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник  «Русский язык. 9 класс» / Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская,     А.Г. Нарушевич, издательство «Просвещение», 2014 г, раздаточный материал.

Ход урока

 Самая большая ценность народа – язык, 
на котором он пишет, говорит, думает.
Д.Н. Лихачев

I. Организационный момент.

II. Постановка темы и целей урока.

III. Актуализация опорных знаний 

1.Цифровой диктант.( верно – 1, неверно -0) 

  1. Предложение – это синтаксическая единица.
  2. В простом предложении может быть несколько грамматических основ.
  3. Сложное предложение имеет в своем составе не менее двух простых предложений.
  4. В зависимости от средств связи сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные.
  5. Сочинительные союзы входят в одну из частей предложения.
  6. Между частями сложносочиненного предложения ставится запятая, тире, двоеточие.
  7. Союзные слова связывают придаточное предложение с главным, но не являются членами придаточного предложения.

Код: 1011000.

2. Орфографический практикум ( уч., с.60) (выполняют  два ученика у доски)

3. Орфоэпическая минутка.

Аэропо'рты, бало'ванный, балова'ть, бухга'лтеров, ве'рба, взяла', включи'т, вручи'т, гнала', зна'чимость, катало'г, коры'сть, кра'ны, краси'вее.

III. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Язык, усваиваемый человеком в раннем детстве, называют родным.

Запятыми обособлен причастный оборот

Можно ли убрать его из предложения?

Язык, который человек усваивает в раннем детстве, называют родным.

Язык, что человек усваивает в раннем детстве, называют родным

Можно ли убрать придаточное?

Тот я зык, который человек усваивает в раннем детстве, называют родным

Ученики рисуют схемы предложений и под руководством учителя делают выводы:

  • Придаточные в данных предложениях похожи на определения, отвечают на те же вопросы, поэтому и называются определительными.
  • Они относятся к одному слову в главном предложении – существительному, всегда стоят после него (совсем как причастный оборот, если он выделяется запятыми!).

Заполняем таблицу. Указательное СЛОВО А предложения на доске – грамматические синонимы,  которые различаются оттенками:

  • глагол усиливает значение действия;
  • причастный оборот подчеркивает признак предмета.

Причастный оборот употребляется главным образом в книжной речи, придаточные определительные предложения – в разговорной. Известно, что И.С. Тургенев практически не употреблял придаточные предложения с союзным словом который, избегал их.

Вопросы для первичного закрепления 

  • На какие вопросы отвечают придаточные определительные? (на вопросы определения)
  • Можно ли начать сложное предложение этого типа с придаточного (нет, оно стоит после главного).
  • Можно ли поменять местами главное и придаточное предложения в подобных сложноподчиненных предложениях? (нет, если только это не местоименно-определительное)

IV. ПЕРВИЧНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Работа с учебником. Упражнение 85(выполняется по вариантам: нечётные предложения- 1 вариант, чётные – 2)

Динамическая пауза.

V. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

Неправильное построение СПП с придаточным определительным является грамматической ошибкой в письменной работе.

Одна из картин Левитана висит на стене, которая называется « Весна».

Наташа отдала телеги раненым, на которых семья собиралась эвакуироваться из Москвы.

1.Задание  «Умный редактор» РЕДАКТИРОВАНИЕ:

В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1)

Хор птичьих голосов, который доносился из лесу, поразил мой слух.

2)

Я прожил жизнь, которая была насыщена интересными встречами.

3)

Но ведь есть же на белом свете те далёкие края, к которым так стремятся перелётные птицы!

4)

Горький запах полыни, который смешивался с нежным ароматом цветов, был разлит в утреннем воздухе.

В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом? 

1)

Впечатления, которые мы получаем в раннем детстве, оказывают на нас огромное влияние.

2)

У почти безголосого тенора, который считался лучшим вокалистом, была совершенно поразительная манера пения.

3)

При воспоминании об Аделине я переживаю вновь то состояние, которое испытал, слушая ее романс.

4)

В небольшом зале два тенора пели дуэт, и все вокруг затоплялось волнами бархатных звуков, которые лились в душу.

*Несколько учащихся выполняют индивидуальное задание (карточки)

1.В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1)

Люди, которые жили 200 лет назад, могли создавать произведения искусства высочайшего уровня.

2)

Было бы несправедливым обвинять только науку в ущербе, который наносят окружающей среде.

3)

Грядущая третья технологическая революция, которая изменит природу труда, будет основываться на умственной активности человека.

4)

Аристотель считал, что кометы, подобно радуге, образуются из-за испарений, которые поднимаются с поверхности Земли.

2.В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1)

Шахматы-игра, которую русский писатель Борис Зайцев назвал «очаровательной бесцельностью».

2)

Русский писатель Борис Зайцев, который был ценителем шахмат, сравнивал эту игру с творчеством художника.

3)

Это игра, которая показывает сложность фантазии, глубину расчета, силу выдержки.

4)

Это игра, в которой выражает себя и романтик, и реалист.

2. Работа с учебником. Упражнение 87

VI. РЕФЛЕКСИЯ И ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

  • Что нового мы узнали сегодня на уроке?
  • Какие задания вызвали наибольший интерес или затруднения?

Запомним слова, которые сказал Л. В. Щерба: «Писать безграмотно — значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся».

VII. Домашнее задание.

Проработать материал §14, выполнить упражнение 90 или 92 (на выбор) .

VIII. Комментирование оценок.

 

ФИ______________________________________

1- В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1)

Люди, которые жили 200 лет назад, могли создавать произведения искусства высочайшего уровня.

2)

Было бы несправедливым обвинять только науку в ущербе, который наносят окружающей среде.

3)

Грядущая третья технологическая революция, которая изменит природу труда, будет основываться на умственной активности человека.

4)

Аристотель считал, что кометы, подобно радуге, образуются из-за испарений, которые поднимаются с поверхности Земли.

2 - В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1)

Шахматы-игра, которую русский писатель Борис Зайцев назвал «очаровательной бесцельностью».

2)

Русский писатель Борис Зайцев, который был ценителем шахмат, сравнивал эту игру с творчеством художника.

3)

Это игра, которая показывает сложность фантазии, глубину расчета, силу выдержки.

4)

Это игра, в которой выражает себя и романтик, и реалист.

ФИ______________________________________

1- В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1)

Люди, которые жили 200 лет назад, могли создавать произведения искусства высочайшего уровня.

2)

Было бы несправедливым обвинять только науку в ущербе, который наносят окружающей среде.

3)

Грядущая третья технологическая революция, которая изменит природу труда, будет основываться на умственной активности человека.

4)

Аристотель считал, что кометы, подобно радуге, образуются из-за испарений, которые поднимаются с поверхности Земли.

2 - В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1)

Шахматы-игра, которую русский писатель Борис Зайцев назвал «очаровательной бесцельностью».

2)

Русский писатель Борис Зайцев, который был ценителем шахмат, сравнивал эту игру с творчеством художника.

3)

Это игра, которая показывает сложность фантазии, глубину расчета, силу выдержки.

4)

Это игра, в которой выражает себя и романтик, и реалист.

ФИ______________________________________

1- В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1)

Люди, которые жили 200 лет назад, могли создавать произведения искусства высочайшего уровня.

2)

Было бы несправедливым обвинять только науку в ущербе, который наносят окружающей среде.

3)

Грядущая третья технологическая революция, которая изменит природу труда, будет основываться на умственной активности человека.

4)

Аристотель считал, что кометы, подобно радуге, образуются из-за испарений, которые поднимаются с поверхности Земли.

2 - В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1)

Шахматы-игра, которую русский писатель Борис Зайцев назвал «очаровательной бесцельностью».

2)

Русский писатель Борис Зайцев, который был ценителем шахмат, сравнивал эту игру с творчеством художника.

3)

Это игра, которая показывает сложность фантазии, глубину расчета, силу выдержки.

4)

Это игра, в которой выражает себя и романтик, и реалист.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Разделы русского языка"

конспект урока русского языка в 5 классе коррекционных школ 2 вида по теме "Разделы русского языка" в форме путешествия "Регата по заколдованным островам" с презентацией и  физминуткой...

Конспект урока русского языка в 11 классе "Гимн русскому языку"

Первый урок русского языка в 11 классе можно провести необычно, например в форме игры. Предлагается работа в группах....

Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка

Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...

Конспект урока русского языка в 10-11 классе. Тема: «Русский язык в России и за ее пределами»

Конспект урока русского языка, посвященный Дню славянской письменности и культуры....

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке».

   Данный конспект урока разработан по программе С. И. Львовой и В. В. Львова. Урок выстроен с учётом системно - деятельностного подхода в преподавании, что отражает суть реализации н...

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...