конспект урока русского языка 9 класс
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Сложноподчиненное предложение с придаточными определительными
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slozhnopodchinennye_predlozheniya_s_pridatochnymi_opredelitelnymi.docx | 24.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 9 классе
Дата: 9-А 27.12.2018
9-Б 26 .12.2018
Урок № 31.
УЧИТЕЛЬ: Павленко Л.А.
ТЕМА. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными
Цели урока: находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения; производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно; правильно употреблять в речи данные виды предложений; правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми); составлять схемы предложений с придаточными определительными.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник «Русский язык. 9 класс» / Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич, издательство «Просвещение», 2014 г, раздаточный материал.
Ход урока
Самая большая ценность народа – язык,
на котором он пишет, говорит, думает.
Д.Н. Лихачев
I. Организационный момент.
II. Постановка темы и целей урока.
III. Актуализация опорных знаний
1.Цифровой диктант.( верно – 1, неверно -0)
- Предложение – это синтаксическая единица.
- В простом предложении может быть несколько грамматических основ.
- Сложное предложение имеет в своем составе не менее двух простых предложений.
- В зависимости от средств связи сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные.
- Сочинительные союзы входят в одну из частей предложения.
- Между частями сложносочиненного предложения ставится запятая, тире, двоеточие.
- Союзные слова связывают придаточное предложение с главным, но не являются членами придаточного предложения.
Код: 1011000.
2. Орфографический практикум ( уч., с.60) (выполняют два ученика у доски)
3. Орфоэпическая минутка.
Аэропо'рты, бало'ванный, балова'ть, бухга'лтеров, ве'рба, взяла', включи'т, вручи'т, гнала', зна'чимость, катало'г, коры'сть, кра'ны, краси'вее.
III. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Язык, усваиваемый человеком в раннем детстве, называют родным. Запятыми обособлен причастный оборот Можно ли убрать его из предложения? | Язык, который человек усваивает в раннем детстве, называют родным. Язык, что человек усваивает в раннем детстве, называют родным Можно ли убрать придаточное? Тот я зык, который человек усваивает в раннем детстве, называют родным |
Ученики рисуют схемы предложений и под руководством учителя делают выводы:
- Придаточные в данных предложениях похожи на определения, отвечают на те же вопросы, поэтому и называются определительными.
- Они относятся к одному слову в главном предложении – существительному, всегда стоят после него (совсем как причастный оборот, если он выделяется запятыми!).
Заполняем таблицу. Указательное СЛОВО А предложения на доске – грамматические синонимы, которые различаются оттенками:
- глагол усиливает значение действия;
- причастный оборот подчеркивает признак предмета.
Причастный оборот употребляется главным образом в книжной речи, придаточные определительные предложения – в разговорной. Известно, что И.С. Тургенев практически не употреблял придаточные предложения с союзным словом который, избегал их.
Вопросы для первичного закрепления
- На какие вопросы отвечают придаточные определительные? (на вопросы определения)
- Можно ли начать сложное предложение этого типа с придаточного (нет, оно стоит после главного).
- Можно ли поменять местами главное и придаточное предложения в подобных сложноподчиненных предложениях? (нет, если только это не местоименно-определительное)
IV. ПЕРВИЧНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Работа с учебником. Упражнение 85(выполняется по вариантам: нечётные предложения- 1 вариант, чётные – 2)
Динамическая пауза.
V. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
Неправильное построение СПП с придаточным определительным является грамматической ошибкой в письменной работе.
Одна из картин Левитана висит на стене, которая называется « Весна».
Наташа отдала телеги раненым, на которых семья собиралась эвакуироваться из Москвы.
1.Задание «Умный редактор» РЕДАКТИРОВАНИЕ:
В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?
1) | Хор птичьих голосов, который доносился из лесу, поразил мой слух. |
2) | Я прожил жизнь, которая была насыщена интересными встречами. |
3) | Но ведь есть же на белом свете те далёкие края, к которым так стремятся перелётные птицы! |
4) | Горький запах полыни, который смешивался с нежным ароматом цветов, был разлит в утреннем воздухе. |
В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?
VI. РЕФЛЕКСИЯ И ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
- Что нового мы узнали сегодня на уроке?
- Какие задания вызвали наибольший интерес или затруднения?
Запомним слова, которые сказал Л. В. Щерба: «Писать безграмотно — значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся».
VII. Домашнее задание.
Проработать материал §14, выполнить упражнение 90 или 92 (на выбор) .
VIII. Комментирование оценок.
ФИ______________________________________ 1- В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?
2 - В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?
| ||||||||||||||||
ФИ______________________________________ 1- В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?
2 - В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?
| ||||||||||||||||
ФИ______________________________________ 1- В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?
2 - В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Разделы русского языка"
конспект урока русского языка в 5 классе коррекционных школ 2 вида по теме "Разделы русского языка" в форме путешествия "Регата по заколдованным островам" с презентацией и физминуткой...
Конспект урока русского языка в 11 классе "Гимн русскому языку"
Первый урок русского языка в 11 классе можно провести необычно, например в форме игры. Предлагается работа в группах....
Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка
Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...
Конспект урока русского языка в 10-11 классе. Тема: «Русский язык в России и за ее пределами»
Конспект урока русского языка, посвященный Дню славянской письменности и культуры....
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке».
Данный конспект урока разработан по программе С. И. Львовой и В. В. Львова. Урок выстроен с учётом системно - деятельностного подхода в преподавании, что отражает суть реализации н...
План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".
Данный конспект урока разработан для уч-ся 6 класса по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...
Конспект урока русского языка в 5 классе "Происхождение лексики русского языка". Материалы фестиваля педагогических идей "Открытый урок".
Материала Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"...