Урок русского языка в 5 классе. Тема: Синтаксис и пунктуация.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Синтаксис и пунктуация".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sintaksis_prezent_5_kl.pptx | 307.89 КБ |
sintaksis.docx | 21.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Блиц-опрос часть речи, обозначающая предмет; падеж , отвечающий на вопрос кто?; неизменяемая часть речи , отвечающая на вопросы как? где? когда?; название падежа, который отвечает на вопрос кем?; слова , противоположные по значению; часть слова , в которой заключено значение всех родственных слов; морфема , стоящая между корнем и окончанием; самый распространенный союз; звук , который мы слышим на конце слова груз .
Синтаксис
Синтаксис. Пунктуация.
Синтаксис. Пунктуация. Цели: углубить знания о синтаксисе и пунктуации; научиться различать словосочетание и предложение, расставлять знаки препинания.
листва, золотой, словно, в, вода, закружиться, на, звезда, пруд, бабочки, легкая, лететь, розоватый, стая, с, замираньем
Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Словно бабочек легкая стая С замираньем летит на звезду
И. Левитан «Золотая осень»
Пришла осень и без красок и кисти перекрасила все листья. 1. пришла осень 2. пришла и перекрасила 3. перекрасила без красок 4. без красок и кисти 5. перекрасила без кисти 6. перекрасила 7. все листья
Осенний ветер быстро срывал с деревьев пожелтевшие листья.
Проверка 1. осенний ветер 2. быстро срывал 3. срывал с деревьев 4. пожелтевшие листья
Дышало осенью, уж, день становился короче, реже уж, блистало солнышко
Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день…
Предварительный просмотр:
5 класс . Русский язык.
Тема: Синтаксис. Пунктуация.
Цели:
деятельностная: формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия;
по достижению личностных результатов: развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью(устной и письменной),формирование ценностных ориентиров, формирование границ собственного знания и незнания;
по достижению метапредметных результатов: развитие способности извлекать информацию из разных источников, умения адекватного понимания информации, умения строить устные высказывания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы,аргументировать свою точку зрения
содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых понятий
по достижению предметных результатов: формирование понятия Синтаксис, Пунктуация.
Учить различать словосочетание и предложение. Прививать интерес к процессу учения..
ХОД УРОКА
1.Этап мотивации.
Учитель организует начало урока, проверяет наличие письменных принадлежностей
Обучающиеся записывают дату, проверяют готовность к уроку
2. Актуализация знаний, постановка учебной проблемы. Целеполагание.
Здравствуйте, дорогие ребята ! Начинаем наш урок с минутки орфографии
СЛАЙД №1
Учитель: Буквы пришли на бал. Объявили вальс. Помогите словам найти свою пару, чтобы получился красивый танец.
Ю, Т, Л, Ъ С У А Ь крос… н…винка счас…ливый ч…деса параш…т об…езд
Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по Стране Русского языка. На прошлых уроках мы с удовольствием повторяли орфографию, морфологию, фонетику, орфоэпию, лексику. И сегодня мы будем повторять следующие разделы языкознания. А как они называются, вы напишите сами, если правильно ответите на все вопросы по повторению.
2. Повторение в форме блиц- опроса (записывается первая буква слова- ответа):
- часть речи, обозначающая предмет?
- падеж, отвечающий на вопрос кто?;
- неизменяемая часть речи, отвечающая на вопросы как? где? когда?;
- название падежа, который отвечает на вопрос кем?;
- слова, противоположные по значению?
- часть слова, в которой заключено значение всех родственных слов?
- морфема, стоящая между корнем и окончанием?
- самый распространенный союз?
- звук, который мы слышим на конце слова груз?
Какое же слово получилось?- синтаксис
III. Изучение нового материала.
Мы начинаем изучать раздел, который называется синтаксис и пунктуация.
Что обозначает слово «пунктуация» и «синтаксис»?
Почему вам сложно ответить на вопрос?
Где можно найти значение слов «синтаксис» и «пунктуация?».( Можно найти в интернете, спросить у товарища, родителей, учителя или найти в книге или словаре). ( 2ученика находят значение слова синтаксис и пунктуация в толковом словаре, остальные читают в учебнике).
1. Наблюдение над языковым материалом:
(Слайд 2) На слайде записаны слова: листва, словно, золотой, в, вода, закружиться, на, звезда, пруд, бабочки, легкая, лететь, розоватый, стая, с, замираньем.
- Понятно ли вам слово каждое в отдельности? (Каждое слово обозначает предмет, признак, действие..)
- А что неясно? – (Неясно, какая мысль сообщается с помощью этих слов)
- А можно ли связать эти слова? Какие слова могут сочетаться? (Например, легкая стая).
- А золотой и звезда? Что здесь не так? (по смыслу они сочетаются. А грамматически – нет. Чтобы они стали сочетаться, нужно изменить грамматические формы слова. Звезда (какая?) золотая).
- Словосочетание более точно, чем слово, называет предмет, признак, действие.
- А какие не могут сочетаться? (союзы и предлоги лишь помогают строить словосочетания и предложения.)
- Что нужно сделать, чтобы эти слова выразили какую-то мысль? (составить предложение, связав слова между собой)
- Запишите предложение, объясните правописание окончаний существительных и прилагательных (на доске)
Закружилась листва золотая. Стая бабочек летит над прудом.
- . А теперь посмотрим, какие предложения составил поэт С. Есенин из данных слов ( стр. 56)
(Слайд 3) Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на луну.
- Какую картину нарисовал Есенин с помощью этих слов? (Осень.)
- Можно ли сказать, что это текст? (Да, его можно озаглавить. Поэт с любовью описывает осень.)
(Слайд 4)- Посмотрите на картину И. Левитана «Золотая осень». Что изобразил художник на ней?
- Давайте прочитаем сочинение ученика по картине «Золотая осень». (п. 25, с. 57).
Какие ошибки допустил ученик? (Пропущены знаки препинания).
- Сколько предложений в тексте? Как вы это определили?
- Давайте прочитаем диалог. (с. 58)
- Какие знаки препинания вы знаете? Зачем они нужны ?
Физминутка.
- 4.Первичное закрепление нового знания.
Работа в парах. -упр.125 (1-е предложение)
-Выпишите по 1 словосочетанию-1 человек- у доски
5.Этап самостоятельной работы с последующей самопроверкой.
-А мы продолжаем вашу полезную работу.
Перед вами текст. Работа с текстом. (Текст записан на доске)
Ос…нь. Все д…ревья кустарники стали ж…лтыми. Под н…гамии перешёптывают(?)ся лист…я. Как кр…сиво.
- О чем текст?
- Назовите олицетворение.
- Сколько предложений в тексте?
- Запишите текст, вставляя пропущенные буквы, расставляя и исправляя знаки препинания.
ПРОВЕРКА
6.Рефлексия деятельности.
Итак, мы обещали сделать урок полезным
- мы узнали разделы…
-Синтаксис изучает…(словосочетание, предложение, текст)
-Пунктуация изучает…(знаки препинания)
-Синтаксис и Пунктуация- …(разделы науки о языке)
-Мы научились … (правильно составлять словосочетание, предложение, текст)
Дополнить любое из высказываний:
Сегодня я узнал...
Было трудно…
Я понял, что…
Я научился…
Я смог…
Было интересно узнать, что…
Меня удивило…
7.Домашнее задание: §24-25, упр.122 или 123
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 9 кл. Синтаксис и пунктуация
Урок русского языка в 9 кл. Материал подобран с учетом подготовки к ГИА и посвящен году Космоса-2011...
Урок русского языка: "Обобщение по теме "Синтаксис. Пунктуация".
Цель: Обобщить знания по теме "Синтаксис. Пунктуация".Задачи: 1. Закрепление знаний учащихся об особенностях простого и сложного предложения.2. Закрепление навыков синтаксического раз...
Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"
Данный урок ориентирован на учебник "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой. Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Технологическая карта урока русского языка, 5 класс, тема "Синтаксис и пунктуация "
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему "Синтаксис и пунктуация".Урок систематизации и обобщения знаний и умений. Приложение для урока презентация "Синтаксис и пунктуация"...
Дистанционный урок русского языка. 5 класс. "Повторение. Синтаксис и пунктуация. Прямая речь и знаки препинания при ней. Диалог"
Предложен материал для самостоятельного повторения темы....
Урок русского языка 6 класс Тема: «Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе».
Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний.Цель: повторить и систематизировать изученный материал; развитие коммуникативной компетенции; воспитание познавательного интереса.Задачи:- обобщить по...