"Падежные окончания имен существительных", 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок построен на основе принципов здоровьесбережения. Ситуация общения позволяет каждому ученику, независимо от его подготовки к уроку, проявить инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы (предложенные ключи-подсказки, выбор творческого задания). на уроке используются различные формы работы: коллективная, парная, самостоятельная, групповая. Чередование видов деятельности (эвристическая беседа, работа с кластером, цифровой диктант со взаимопроверкой, инсценирование, комментированное письмо, декодирование текста, словарная работа, творческое задание) способствует снятию усталости и активизирует познавательную деятельность учащихся. Здоровьесбережению способствует и использование на уроке приёмов технологии встречных усилий (лови ошибку, кластер, театрализация).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
padezhnye_okonchaniya.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе
Аттестуемый педагог (ФИО)___Волкова Ирина Петровна___________________________
_____________________________________________________________________________
Предмет________русский язык__________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Возраст учащихся: класс (группа) 5 класс МБОУ СОШ №3 города Кузнецка
Тема: Падежные окончания имён существительных 1, 2, 3 – го склонения
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Экскурсия в аптеку
Общедидактическая цель: создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.
Цели урока:
1. образовательные:
- создать условия для закрепления знаний учащихся о типах склонения имён существительных и их падежных окончаниях; способствовать формированию умения определять склонение и падеж существительных ед. числа;
- развивающие
- способствовать формированию коммуникативной компетентности через составление высказываний с помощью опорных слов, схем, комментированное письмо, работу с диалогом в парах и театрализацию; формированию социальной компетентности в процессе заочной экскурсии в аптеку;
- способствовать расширению кругозора учащихся.
- воспитательные
- способствовать формированию у учащихся ответственного отношения к своему здоровью, добиваться осознания учащимися, что лекарственные препараты применяются по назначению врача.
Оборудование: средства мультимедиа, презентация, динамическая схема «Типы склонения существительных», карточки для комментированного письма, конверты с разрезанным на реплики диалогом для работы в паре, баночка с витаминами для проведения физкультминутки.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний
- Основной материал ( новые сведения)
- Применение знаний.
- Итог урока
- Рефлексия
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
2 Лови ошибку: падеж и вопросы Кто догадался, с чем мы сегодня будем работать? Но не только | Проверка готовности учащихся к уроку |
2. «Зарядка для ума» и орфографическая минутка. Слайд 3 - Сегодня у нас необычный урок, мы с вами отправимся на экскурсию. А вот куда? Об этом вы узнаете, решив задачу: ЗДАОРПТОВЕЬЕКА - Прочитайте 2 зашифрованных слова: 1-е обозначает состояние человека, 2 - е – медицинский пункт. - Запишите слова в тетрадь, поставьте в них ударение, подчеркните безударную гласную. - Можно ли проверить написание безударных гласных? - Как связаны эти слова? -Как говорится в стихотворении С. Михалкова «Чудесные таблетки»: Для больного человека Нужен врач, нужна аптека. Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию в аптеку. Слайд 4 3. Работа со схемой (кластером) - Итак, мы подходим к аптеке, а на дверях вместо расписания работы схема, которую надо восстановить. Слайд 5 ( На магнитной доске хаотично расположены карточки: На слайде появляется восстановленная схема. Ребята, с чем еще нам предстоить работать? - Итак, входим в аптеку. И что же мы видим? Слайд 6 Входишь – чисто и светло. Всюду мрамор и стекло За стеклом стоят в порядке Капли, мази, порошки – От коклюша, от ангины, От веснушек на лице, И, конечно, витамины – Витамины: «А», «В», «С»! ( На слайде в режиме слайд – шоу представлены фото аптеки изнутри) 4. Цифровой диктант. Слайд 8 - Определите, к какому склонению или же множественному числу относятся имена существительные и запишите цифрами. (на слайде появляется цифровой шифр для диктанта) - Капли, микстура, мазь, вата, бинт, таблетки, пластырь, смесь, витамины (на слайде меняются фото медицинских средств, учитель называет их) - Обменяйтесь тетрадями, проверьте запись с помощью ключа. Поставьте на полях цифру, соответствующую количеству допущенных ошибок. Ключ: 4 1 3 1 2 4 2 3 4 (Ключ появляется на сладе) Хорошо, с этим заданием мы справились. молодцы Ребята, а зачем нам нужно знать падежи и склонения? Слайд 9 - Да, в аптеке можно купить средства почти от всех болезней. Но нельзя сказать врачу: - Дайте средство мне от лени! От «могу, но не хочу»! (открывается название лекарства «Отленин») Хорошо бы это средство Побыстрей изобрели. Чтобы все лентяи с детства Принимать его могли. - Как вы думаете, как получилось такое название лекарства? 6. Работа с поговоркой - Пока такого средства нет, будем сами бороться с ленью. Прочитайте на слайде народную мудрость: «Болезнь хуже лени». (По щелчку) Найдите ошибку и обоснуйте свой ответ - Действительно, правильно говорить: «Лень хуже болезни» (По щелчку) Запишите это предложение в тетрадь. 7.Динамическая физкультминутка: «Витамины» Детям предлагается представить себя витаминами и выполнить их движения. Учитель выполняет манипуляции баночкой с витаминами, | Трое учащихся восстанавливают схему у доски, остальные в тетради Учащиеся у доски озвучивают схему. Учащиеся внимательно слушают учителя, смотрят фотографии на экране Дети делают запись в тетради в соответствии с цифровым шифром Учащиеся осуществляют взаимопроверку Дети предлагают свои варианты названия лекарства Дети имитируют движение витаминов в баночке. (Вращения корпуса, прыжки на месте) |
III. Основной материал. Ребята, мы с вами вспомнили падежи, склонения. А зачем нам надо знать эти грамм категории? Как можно получить лекарства в аптеке? - Запомните, большинство лекарств отпускается только по рецепту врача. Слайд 10. У нас тоже есть рецепт, только в нём не названия лекарственных препаратов, а правила правописания. Вы их, конечно, знаете. Расскажите друг другу , если кто-то забыл, вам поможет схема.(на слайде открываются схемы) 1. Работа со схемами в парах, сначала самотоятельно - Прочитайте первую схему. - Ко второй схеме поставьте вопросы, начиная со слов: какое?, в каких? | Чтобы правильно писать окончания 1 учащийся читает вслух (Существительные 1 склонения в дательном и предложном падежах и существительные 2 склонения в предложном падеже имеют окончание Е.) (Какое окончание имеют существительные 3 склонения в Р., Д., П. падежах? В каких падежах существительные 3 склонения имеют окончание И?) |
1. Работа по карточкам. - а теперь я предлагаю вам составить словосочетания, поставив существительные из скобок в нужном падеже. Обозначьте склонение и падеж. Проверьте окончания по схеме. - Прочитайте записанные словосочетания. Где можно встретить эти выражения? Физкультминутка для глаз. Слайд 11 А сейчас немного отдохнем и последим, что будет происходить на экране. Офтальмотренажёр «Гость из зеленой аптеки» 2. Беседа. - Эта бабочка прилетела к нам не случайно. Она принесла нам вести из «Зелёной аптеки». А что называют «зелёной аптекой»? Слайд 12 - Где они растут? (Фото по щелчку) - Какие лекарственные растения вы знаете? - слайд Посмотрите на эти растения, прочитайте названия. - Что вы знаете об их лечебных свойствах? 3. Работа с диалогом. Слайд 14 - Вот и упрямый Фома из стихотворения С. Михалкова очень удивился, когда увидел эти растения. Не поверив в их лекарственные свойства, он решил расспросить о них аптекаря. - Составьте диалог Фомы и аптекаря. - Проверьте, правильно ли вы составили диалог. Слайд 15+театрализация (индивидуальное задание для пары учащихся, им дается готовый диалог) - Уважаемый аптекарь, здесь явно ошибка! Это же сорняк! – воскликнул Фома. - Этот сорняк – пастушья сумка. В её семенах лекарство, которое останавливает кровь. - А белена? Она же ядовитая! - Да, но из её листьев готовят средство от боли. - Ну, а ландыш? - Из цветов ландыша делают капли. Они помогают при болезни сердца – объяснил аптекарь.
- Что нового вы узнали о лекарственных растениях? -Подумайте, почему нельзя самостоятельно использовать для лечения лекарственные растения? - Найдите существительное 3 склонения –, стоящее в предложном падеже - 1 вариант, 2 вариант – сущ 3 скл.в родит.падеже - Просклоняйте названия лекарственных растений (по рядам) 5. Работа с деформированным текстом. Слайд 17 - А сейчас мы познакомимся с народным рецептом. Расставьте предложения так, чтобы получился текст, и узнайте, из какого растения можно приготовить лекарство от кашля. Срезать у неё в.рхушку с хвостик…. Получится неглубокий горшочек. Чёрную редьку хор.шенько промыть. Удалить часть мякот.. Накрыть в.рхушкой – крышк… В него положить две ложк.. мёд.. Принимать по столовой ложк.. перед едой. Подождать, когда ре.ька пустит сок и смешается с мёд… Запишите текст в тетрадь, вставляя пропущенные окончания существительных или на листочках - Для тех, кто затрудняется, даются глаголы - ключи: Промыть, срезать, удалить, получится, положить, накрыть, подождать, принимать. 6. Творческое групповое задание - А для тех, кто хочет проявить творчество, у меня есть особое задание – составить рекомендацию по профилактике гриппа «Защити себя от гриппа» | Задание выполняется учащимися с комментированием Ответы детей (В рекомендациях по применению лекарственных препаратов)поэтому их надо внимательно читать Учащиеся следят глазами за движением насекомого Ответы детей (Это лекарственные растения) Ответы детей (в лесу, в поле, на лугах и пустырях) Ответы детей Ответы детей Работа в парах с разрезанным на реплики диалогом Учащиеся проверяют правильность выполнения задания по слайду Ответы детей Двое учащихся у доски обыгрывают составленный диалог Ответы детей Ответы детей Учащиеся находят и называют вслух предложения, проверяют себя по слайду. Самостоятельная работа учащихся |
V. Итог урока. Слайд 19 - Продолжите предложения: Я узнал… Мне удалось … Меня удивило… Мне понравилось… Я могу похвалить себя за… VI. Рефлексия - На полях поставьте ту отметку, которую, по вашему мнению, вы заслужили на уроке. - У кого отметка совпала? У кого она выше? -Я тоже хочу поставить вам отметки за хорошую работу на уроке и угостить вас витаминами. Спасибо за работу на уроке! | Учащиеся высказывают своё отношение к сведениям, полученным на уроке. |
Домашнее задание:
| Учащиеся выслушивают инструкцию по выполнению домашнего задания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульный урок "Написание падежных окончаний имен существительных". 5 класс.
В материале представлен конспект модульного урока....
Проверочная работа. 4 класс. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе.
Тематический контроль знаний....
Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных 5 класс
Представлена разработка урока с применением технологии развития критического мышления.Рассмотрен материал об особенностях склонения существительных на -ий, -ия, -ие....
10 класс. Урок систематизации и обобщения знаний, умений и навыков. Тема урока: «Правописание падежных окончаний имен существительных».
Методическая цель урока: показ приемов работы по совершенствованию навыков правописания падежных окончаний имен существительных с использованием информационно-коммуникационных технологий. Работ...
Конспект урока русского языка "Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го и 2-го склонения. Закрепление." в 5 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
Урок русского языка в 5 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида....
Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему: «Безударные падежные окончания имен существительных»
Конспект урока по русскому языку на тему "Безударные падежные окончания существительных". Комбинированный с использованием программы Smart Notebook....
Дидактические материалы по русскому языку для уроков в классе с полиэтническим составом. Тема «Правописание падежных окончаний имен существительных».
Дидактические материалы по русскому языку для уроковв классе с полиэтническим составом.Тема «Правописание падежных окончаний имен существительных»....