МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯХРОМСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ДМИТРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
141840, Московская область, Дмитровский район, г. Яхрома, ул. Кирьянова, д. 8.
Тел./факс (22) 5-24-48, Эл.почта. Schoolint8@mail.ru
Конспект открытого урока
по русскому языку в 3-а классе
"Реализация содержания образовательной области "Речевое развитие" в форме игровых и обучающих ситуаций по теме "Дифференциация звуков [б]-[п] и букв б-п".
( Зональный проблемно-тематический семинар "Современный урок в рамках ФГОС для обучающихся с ОВЗ")
Подготовили и провели
учитель I квалификационной категории
Алеша Светлана Владимировна
учитель-логопед I квалификационной категории
Хмелева Татьяна Алексеевна
учитель музыки
Наконечная Елена Валерьевна
13.12.2018 г.
Яхрома
Дата проведения: 13 декабря 2018 г.
Цель урока:
- совершенствовать умения дифференцировать согласные звуки [б ]-[п ] и буквы б и п по звонкости- глухости, различать их на слоговом и словесном уровне.
Задачи урока.
Образовательные:
- учить дифференцировать звуки [б ]-[п ] и буквы б и п по звонкости- глухости , различать их на слоговом и словесном уроне;
- учить давать характеристику звукам [б ]-[п ], определять их на письме и при чтении;
- закреплять умения отвечать полным предложением на поставленный вопрос;
- уточнение и расширение словаря по темам "Овощи и фрукты", "Хлебобулочные изделия";
- продолжать учиться понимать и принимать элементарные правила работы в паре, прислушиваться к мнению одноклассника.
Коррекционно-развивающие:
-развивать фонематический слух;
-развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность, активность, самостоятельность;
- развивать общую и мелкую моторику;
-развитие координации речи с движением;
-корригировать произношение учащихся через исправление ошибок в произношении;
-корригировать зрительное восприятие, развивать наглядно – образное мышление через работу с иллюстрациями;
Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать у детей стремление старательно и добросовестно работать на уроке, добиваться поставленной цели, создавая для этого благоприятный микроклимат, используя здоровьесберегающие технологии, предупреждающие накопление усталости, снижение работоспособности, воспитывать навыки самостоятельной работы.
Базовые учебные действия.
Личностные УД:
-проявление познавательной инициативы на основе жизненного опыта;
-проявление внимания, желания больше узнать;
-сравнение разных точек зрения;
- умение считаться с мнением другого человека;
-проявление терпения и доброжелательности.
Регулятивные УД:
- использовать приобретенные знания при выполнении учебного задания;
- замечать и исправлять ошибки в устной и письменной речи;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя;
- следовать инструкции при выполнении задания.
Познавательные УД:
- строить сообщения в устной форме, развивать активный речевой словарь;
-высказывать предположения;
-обсуждать проблемные вопросы.
Коммуникативные УД:
-создавать условия для учебного сотрудничества;
- слушать и понимать речь других;
- вступать в диалог;
-уметь строить монологическое высказывание;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Тип урока: комбинированный
Формы и методы обучения.
Проблемный, игровой, наглядный, словесный, практический методы.
Фронтальная , индивидуальная работа.
Образовательные ресурсы:
картинка "Березка" , конверт с письмом от гномика, картинки с изображением бабочки и паука, подбор картинок со звуками [п ]-[б ], карточки с индивидуальными заданиями, мультимедия : физкультминутка, мелодия песенки из мультфильма "Винни-Пух и все-все-все" , стихотворение А.Л. Барто "Королева", костюмы к инсценировке стихотворения, корзинка с овощами, фруктами и хлебобулочными изделиями, рисунки яблок (зеленого, красного, желтого цвета).
Технологическая карта урока.
№п/п | Этап урока, цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Базовые учебные действия |
1 | Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент). Цель: эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.
| Я очень рада Войти в приветливый ваш класс И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз. Я знаю: каждый в классе гений. Но без труда талант не впрок. Скрестите шпаги ваших мнений Мы вместе проведём урок! Вы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работайте старательно, Слушайте внимательно.
|
| Слушать и понимать речь других(КУД). Начальное осознание себя как ученика(ЛУД). Принимать и сохранять учебную цель и задачу (РУД). |
2 | Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению нового материала. Цель: -обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.
| Письмо от гнома. - К нам пришло письмо от гномика из одной волшебной страны под названием "Словарь". Он пишет, что в его волшебной стране случилась беда. Злой Тролль забрал слова с некоторыми звуками и никто из жителей этой страны ни гномы, ни эльфы, ни даже волшебники не смогли помочь вернуть эти слова обратно. Одна Мудрая Сова рассказала гномику, что на Земле живут добрые маленькие люди, которые знакомы с волшебством доброты, отзывчивости и дружбы.. Гном просит, чтобы мы ему помогли вернуть эти слова, и он прислал задание, чтобы вы сами узнали какие звуки пропали. Поможем гномику ? А чтобы помочь всем жителям мы с вами и отправимся в волшебную страну под названием "Словарь" ( показать словари и рассказать о них) Задание . Гном прислал две картинки-подсказки ,которые помогут узнать с какими звуками пропали слова и тогда вы сможете определить тему урока.(Картинки с изображением бабочки и паука).
Беседа по картинкам. -Кто изображён на картинках? - Какой первый звук в слове БАБОЧКА? - Какой первый звук в слове ПАУК? -Какую пару они образуют? -Что вы знаете об этих звуках? (Дети закрывают уши ладонями и произносят звук [п ]. Звук слышится глухо, в ушах у нас не звенит. Снова дети закрывают уши ладонями и произносят звук [б]. Звук слышится звонко, в ушах звенит. Звук [п ] согласный , глухой. Звук[б] согласный, звонкий).
|
Ответы детей. -На картинках изображены бабочка и паук. Первый звук в слове БАБОЧКА- [б ]; в слове ПАУК- [п ], значит пропали слова со звуками [п ] [б]. | Выделять существенную информацию ( ПУД). Принимать и сохранять учебную цель и задачу; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания (РУД). Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания (КУД).
|
3 | Определение темы и постановка учебной задачи. Цель: - мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого.
| Определение темы урока и учебной задачи.
Тема. Различение букв П и Б; звуков [п ] [б ]. Задачи: - учиться различать звуки [п ] [б ] в словах; - учиться находить слова со звуками [п ] [б ]; - учиться составлять предложения с этими звуками; - учиться составлять рассказ по картинке.
| Учащиеся совместно с учителем определяют тему и задачи урока. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Высказывают свои предположения, выражают свои мысли(КУД). Совместно с учителем обнаруживают и формируют учебную задачу (РУД). Ориентируются в своей системе знаний (ПУД). |
4 | Физкультминутка Цель: - снятие и предупреждение физической и эмоциональной усталости | Организует физкультминутку.
| Учащиеся выполняют задание.
| Р.учиться адекватно соблюдать ритуалы школы(со всеми делать физкультминутку, тихонько садиться на свое место) |
5 | Этап усвоения новых знаний. Цель: - организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия.
| Игра "Найди нужную картинку" Цель: - упражнять детей в подборе картинок, отличающихся друг от друга звуками [б ]- [п ]; -учить дифференцировать звуки в словах; -закреплять правильное произношение звуков; -развивать фонематический слух.
Гномик прислал карточку с изображенными на ней картинками . Вы должны назвать картинку и соотнести её с буквами Б и П.
Песня "Песня про звуки [б]-[п]" Цель: - развитие музыкального слуха; - развитие чувства ритма. ( Мелодия песни Винни- Пуха из мультфильма "Винни- Пух и все-все-все" .Композитор Моисей Вайнберг).
1 куплет. Если плохо знаешь звуки- Не беда. Мы запомним эти звуки- Да, да, да. Мы заучим букву "Б" И затейливую "П", А так же слова: Белка, бочка, парта, почка... Нам всё будет интересно. -Вы согласны? -Да!
2 куплет. Б- похожа на трубу- Бу, бу, бу. Плавно по реке плывёт- Плот, плот, плот. "Б"- мы губы сложим вместе. "П"- мы выдохнем порезче. Мы начнем про них писать В полосатую тетрадь. -Вы согласны? -Да!
3 куплет. Если плохо знаешь звуки- Не беда. Мы запомним эти звуки- Да, да, да. Наш урок идёт по плану. Мы внимательными станем. И сегодня светлым днём "Б" и "П" мы разберём. -Да!
Работа в паре . Дидактическая игра "Поселим жильцов в домики". Цель: - развитие звукобуквенного анализа и синтеза; -развитие зрительного восприятия; - развитие мелкой моторики рук. Гномик каждой паре учеников прислал красивые сказочные домики -деревянный и кирпичный, но домики оказались без жильцов. В кирпичном домике живут слова, в названии которых есть звук [б ], а в деревянном домике- слова, в названии которых есть звук [п ]. Вы должны заполнить эти домики жильцами. Стрелочкой соединяете слова с домиком. Белка, петух, лебедь, собака, павлин, зебра, черепаха, барсук, воробей, поползень, леопард, пеликан.
| Учащиеся выполняют задание.
Ученики исполняют песню.
Ответы учащихся.
[п ]
леопард петух пеликан павлин поползень черепаха
|
[б ]
белка собака лебедь зебра воробей барсук
|
| Активно участвовать в деятельности. Выделять некоторые существенные и отличительные свойства хорошо знакомых предметов(ПУД). Понимать инструкции и следовать им в своей практической работе(РУД). Умение вступать в диалог; формулировать собственное мнение и позицию; принимать другое мнение и позицию; допускать формирование различных точек зрения. Управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. (КУД).
|
6 | Этап закрепления знаний. Цель: - закрепление навыков дифференциации звуков [б] –[ п] в словах и предложениях. | Игра"Измени звук, назови слово"(снежный ком). Цель: - развитие фонематического слуха; - развитие мелкой моторики рук; - различение звуков [б] –[ п] на слух и в произношении в словах ; - развитие координации речи с движением.
Нам пора двигаться дальше. Гномик прислал снежный ком. Я буду называть слово со звуком [б ], а вы - бросать снежный ком обратно и называть слово со звуком [п ]. Балка -палка, бочка-почка,башня- пашня, быль-пыль, Боря-Поля, бар-пар, набор-напор, борт-порт, право-браво.
Работа с индивидуальными карточками "Вставь нужную букву". ( карточки с разноуровневым заданием). Цель: - различение букв б и п в словах и предложениях; - коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук.
1 уровень (Тиллоев Иван, Пархалин Артем, Зверев Даниил). Задание. Прочитай предложения. Вставь пропущенную букву б или п.
В ...арке растут ...ольшие ли...ы и ...ерёзы. На их ветках мирно ...оют ...тицы. ...елка сидит на сосне.
2 уровень ( Свеженцева Вера, Денисова Александра, Бондарь Максим). Задание. Прочитай слова. Вставь пропущенную букву б или п.
Ря...ина, ...елка, ...оляна, ...ирог, ка...ачок, а...ельсин, ...омидор, ...ечка.
3 уровень (Колчин Павел, Самочадина Екатерина). Задание. Прочитай слова. Вставить буквы б или п в слова.
...очка-...очка ...алка-...алка ...ашня-...ашня
Инсценировка стихотворения А.Л. Барто "Королева". Цель: - формирование интереса к театральным играм, расширение игрового опыта детей, развитие творческой деятельности ребенка, двигательной активности; умение адекватно воплощать художественный образ с помощью разных средств выразительности: интонации, мимики. -прививать уважительное отношение ко всем ученикам в классе; - прививать любовь к книгам.
Если до сих пор вы нигде Не встречали королевы,- Поглядите- вот она! Среди нас живет она.
- Всем, направо и налево, Объявляет королева: - Где мой плащ? Его повесьте! Почему он не месте?
У меня портфель тяжелый- Донесешь его до школы!
- Я дежурной поручаю Принести мне кружку чая И купите мне в буфете Каждый, каждый по конфете.
Королева в третьем классе, А зовут её Настасьей.
Бант у Насти Как корона, Как корона Из капрона.
Работа с предложениями. Вставить пропущенные буквы. Цель: - различение букв б и п в словах и предложениях; - коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук.
( Каждый ученик работает с одним предложением выходя к доске).
Мы ...ерёзку ...осадили, Мы водой её ...олили, И ...ерёзка ...одросла, К солнцу ветки ...одняла, А ...отом их наклонила И ре...ят ...лагодарила.
|
|
Дидактическая игра "Помоги бабушке". Цель: - развитие фонематического слуха; - различение звуков [б] –[ п] на слух и в произношении в словах ; - закрепление знаний классификации предметов и развитие лексического словаря по теме " Овощи и фрукты"; "Хлебобулочные изделия".
В гости к ученикам пришла бабушка и принесла корзинку с овощами - фруктами и хлебобулочными изделиями. Она предлагает ученикам разделить эти продукты на две группы и назвать звуки, которые они слышат в названиях этих предметов.( В корзинке находятся продукты: батон, баранка, бублик, плюшка, печенье, пряник, пирожок, банан, яблоко, апельсин, персик, кабачок, капуста, баклажан). | Ученики вместе с учителем выполняют задание.
Ученики выполняют задания по уровням сложности.
1 уровень (Тиллоев Иван, Пархалин Артем, Зверев Даниил).
В парке растут большие липы и берёзы. На их ветках мирно поют птицы. Белка сидит на сосне.
2 уровень ( Свеженцева Вера, Денисова Александра, Бондарь Максим).
Рябина, белка, поляна, пирог, кабачок, апельсин, помидор, печка.
3 уровень (Колчин Павел, Самочадина Екатерина).
бочка-почка балка-палка башня-пашня
Ученики инсценируют стихотворение.
Ученики выполняют задание у доски.
Мы берёзку посадили, Мы водой её полили, И берёзка подросла, К солнцу ветки подняла, А потом их наклонила И ребят благодарила.
Ученики выполняют задание . 1 группа: хлебобулочные изделия- [б ]атон, [ б]аранка, [б ]ублик, [п ]люшка, [п ]еченье,[ п]ряник, [п ]ирожок.
2 группа: овощи и фрукты- [б ]анан, я[б]локо, а[п]ельсин, [п ]ерсик, ка[б ]ачок, ка[ п]уста, [б ]аклажан.
| Проявлять интерес к учебному материалу. Уважительное отношение к иному мнению (ЛУД). Умение выражать свои мысли. Управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. (КУД). Выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание ,формирование умения извлекать информацию из текста ПУД). |
7 | Этап информации учащихся о домашнем задании ,инструктаж по его выполнению. Цель: - закрепление дифференциации звуков [б ]-[п] и букв б и п в словах и предложениях. | Домашнее задание по индивидуальным карточкам. 1 уровень (Тиллоев Иван, Пархалин Артем, Зверев Даниил). Задание. Спиши предложения. Вставь пропущенные буквы б или п. На ...олях ...орхают ...а...очки. ...о реке ...лывёт те...лоход.
2 уровень ( Свеженцева Вера, Денисова Александра, Бондарь Максим). Задание. Спиши слова. Вставь пропущенную букву б или п.
...еремена, ...анан, ...ерёза, ...егемот, ...осуда, ...арсук, ...о...ёр, ...одушка.
3 уровень (Колчин Павел, Самочадина Екатерина). Задание. Спиши слова. Вставить буквы б или п в слова.
на...ор - на...ор ...ыль - ...ыль ...орт - ...орт
|
1 уровень (Тиллоев Иван, Пархалин Артем, Зверев Даниил). Задание. Спиши предложения. Вставь пропущенные буквы б или п. На полях порхают бабочки. По реке плывёт теплоход.
2 уровень ( Свеженцева Вера, Денисова Александра, Бондарь Максим). Задание. Спиши слова. Вставь пропущенную букву б или п.
Перемена, банан, берёза, перепёлка, посуда, барсук, бобёр, подушка.
3 уровень (Колчин Павел, Самочадина Екатерина). Задание. Спиши слова. Вставить буквы б или п в слова.
набор - напор быль - пыль борт - порт
| Соотнесение того, что уже известно, и того, что еще подлежит усвоению(РУД). |
8 | Рефлексия. Итог урока. Цель: - самооценка результатов своей работы. | Сейчас мы с вами подведём итог урока. -Что нового вы сегодня узнали? -Кому интересно было работать на уроке? -Какие трудности испытывали на уроке?
-Сейчас каждый из вас оценит свою работу на уроке. На яблоню нужно "повесить" яблоко. Красное яблоко – соответствует оценке "5"; жёлтое – оценке "4"; зелёное – оценке " 3". (Яблоня нарисована на плакате)
| Подводят итоги работы на уроке. Отвечают на вопросы
Ученики оценивают свою работу на уроке и украшают яблоню своими оценками ("яблоками"). | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; Понимают значение знаний для человека и принимают его(ЛУД). Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (КУД) Прогнозируют результаты уровня усвоения уровня изучаемого материала (РУД).
|
Литература.
1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Министерство образования и науки РФ.- Москва: "Просвещение", 2017г.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 2- издание. Москва: "Просвещение", 2018г.
3. "Проектные задачи в начальной школе", А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина. Москва:"Просвещение", 2011 г.
4. Ельцова О.М., Прокопьева Л.В. "Реализация содержания образовательной области "Речевое развитие" в форме игровых обучающих ситуаций". Санкт-Петербург. "Детство- пресс" 2016 г.
5.Кислова Т.Р. "По дороге к азбуке". Методические рекомендации к образовательной программе речевого развития детей Москва."Баласс" . 2016 г.
6.Лапп Е.А., Фролова Н.Г. "Современный логопедический урок. Технологии, методы, приемы обучения и коррекции речи". Издание 2-е, переработанное. Волгоград . "Учитель" 2012 г.
7."Буквограмма. В школу с радостью. Коррекция и развитие письменной и устной речи у детей от 5 до 14 лет." Ростов-на-Дону. "Феникс" 2016 г.
8. Бакисова Л.О. "Система работы по развитию устной и письменной коммуникации у школьников с ОВЗ" . Издательство "Учитель" .ООО"Методкнига". Волгоград . 2017 г.