урок в 6 классе "Имена существительные общего рода"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Тема урока: Имена существительные общего рода.
Цели:
Дать понятие об общем роде имен существительных.
Формировать умение определять род имен существительных в контексте; правильно употреблять имена существительные общего рода в устной и письменной речи; умение находить ответ на проблемный вопрос, умение решать учебную проблему с помощью поисковых действий;
Развивать орфографическую зоркость, мыслительные процессы, развивать творческие способности учащихся.
Воспитывать умение работать самостоятельно и в паре, принимать решение, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, вырабатывать свою точку зрения.
УУД:
познавательные:
- создать условия для развития у обучающихся орфографической зоркости, мышления, применять полученные знания на практике;
личностные:
- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
-умение проводить самооценку.
коммуникативные:
- умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- развитие умения слушать и понимать других;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- умение работать в самостоятельно и в паре.
регулятивные:
- развитие умения высказывать свое предположение на основе работы с материалами;
- оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
- прогнозирование предстоящей работы;
- осуществление познавательной и личностной рефлексии.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Технология: проблемное обучение.
Методы: частично-поисковый, словесный, практический, наглядный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkursnyy_urok.doc | 106 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Магазейщикова Александра Сергеевна
Предмет: русский язык
Класс: 6-В
Дата проведения: 12.12.2018
№ урока:
Тема урока: Имена существительные общего рода.
Цели:
Дать понятие об общем роде имен существительных.
Формировать умение определять род имен существительных в контексте; правильно употреблять имена существительные общего рода в устной и письменной речи; умение находить ответ на проблемный вопрос, умение решать учебную проблему с помощью поисковых действий;
Развивать орфографическую зоркость, мыслительные процессы, развивать творческие способности учащихся.
Воспитывать умение работать самостоятельно и в паре, принимать решение, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, вырабатывать свою точку зрения.
УУД:
познавательные:
- создать условия для развития у обучающихся орфографической зоркости, мышления, применять полученные знания на практике;
личностные:
- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
-умение проводить самооценку.
коммуникативные:
- умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- развитие умения слушать и понимать других;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- умение работать в самостоятельно и в паре.
регулятивные:
- развитие умения высказывать свое предположение на основе работы с материалами;
- оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
- прогнозирование предстоящей работы;
- осуществление познавательной и личностной рефлексии.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Технология: проблемное обучение.
Методы: частично-поисковый, словесный, практический, наглядный.
Оборудование: учебник, толковые словари, загадки, сказка, карточки с заданиями, картинки для творческой работы
Наглядность: «дерево знаний», карточки с микровыводами, стикеры со словами общего рода.
Оформление доски: «дерево знаний», «корни» дерева (цели урока); предложения для актуализации, пустые клеточки для загаданного слова; д/з
Оформление доски:
«Дерево знаний».
Актуализация.
- На темном небе зажглась звезда.
- Россия – моя родина.
- В аквариуме живут золотые рыбки.
- В магазине большой выбор йогуртов.
- Я наблюдал за своей кошкой.
- Холодный – горячий.
Формула: «Ваше имя + имя прилагательное + «?»
Домашнее задание:
Для всех: п.32, с.125, «Советы помощника».
Познавательный уровень - с. 124, выучить теорию, упр.244
Творческий уровень - с.125, «Из истории языка» - пересказать; составить рассказ о друге с употреблением слов общего рода.
«Дорожка успеха» для самооценки.
Ход урока:
1. Организационный этап.
- Добрый день, ребята! Меня зовут Александра Сергеевна, и сегодня я проведу урок в вашем классе. Я очень надеюсь, что наш урок пройдет интересно и познавательно! Желаю вам удачи и вдохновения!
Перед началом работы нам нужно настроиться на позитивный лад, для этого я предлагаю вам игру «Ладошка»:
- вы здороваетесь с соседом по парте, хлопнув его по ладошке, при этом скажите «Желаю тебе удачи!»
- А теперь приступим к работе.
- Откройте тетради и запишите число, классная работа.
Показать «дерево знаний»
- Посмотрите на дерево. Оно называется «дерево знаний». В течение урока мы будем пополнять его своими открытиями.
2. Актуализация знаний.
- Посмотрите на предложения на доске. К каждому из них я буду задавать вопрос, а ответ вы должны найти в этом предложении. Первую букву ответа нужно записать в пустые клеточки.
- Для этого мне понадобится помощник.
Ученик выходит к доске и записывает буквы в клеточки.
Вопросы: | Предложения на доске |
|
|
- Какое слово у нас получилось?
З | Н | А | Й | К | А |
3.Формулирование темы и целей урока.
Формула на доске: «Ваше имя + имя прилагательное + «знайка»
- Посмотрите на формулу на доске и постройте по ней предложение.
- Помощник, построй предложение по этой формуле.
Заслушиваю еще одно предложение.
Ученик записывает второе предложение на доске.
(должно получиться два предложения – от мальчика и от девочки)
- Скажите эти предложения составлены правильно?
- Если неправильно, то почему вы так думаете?
Постановка проблемного вопроса:
- Ребята, скажите, а может ли имя существительное «знайка» относится и к женскому и к мужскому роду? (ответы детей)
- Кто вспомнит, как называется род таких имен существительных? (общий род)
- Сформулируйте тему нашего урока ( имена существительные общего рода) .
- Запишем тему в тетради.
Целеполагание:
- Ребята, посмотрите на «дерево знаний». Его «корни» представляют собой цели нашего урока. Давайте их сформулируем. Я вам буду говорить опорные слова, а вы дополните их.
- познакомиться …. - выучить …. - научится определять …. - правильно употреблять … | - познакомиться с понятием «общий род»; - выучить определение нового понятия; - определять род имени существительного в тексте; - употреблять имена существительные общего рода в речи. |
- ДЕРЕВО. Креплю сформулированные цели на корни дерева.
4.Изучение нового материала.
Формулирование нового понятия.
- Сейчас нам нужно сформулировать определение понятия «общий род».
Обратимся к нашим предложениям на доске.
- Обратите внимание на окончание существительного «знайка».
- Скажите, что обозначают имена существительные общего рода.
Существительные на –а,-я, которые обозначают лиц мужского или женского пола, называются существительными общего рода.
- Проверим себя по учебнику.
Откройте его на с.124 и зачитайте первый абзац в голубой рамке (читают вслух).
- Мы молодцы!
- Прикрепите первый микровывод на дерево.
- ДЕРЕВО. (ученик крепит плакат «Имена сущ. общего рода обозначают лица и м. и ж. пола» на ствол дерева).
5. Работа по теме урока.
- Ребята, а какие слова общего рода вы знаете? (ответы детей).
- Давайте составим словарик с именами существительными общего рода.
- Напишите в тетради подзаголовок «Словарик».
- Пополнять наш словарик мы будем, отгадывая загадки.
- Эта работа совместная, также у меня есть индивидуальное задание.
- Кто желает поработать со словарем по индивидуальному заданию?
Индивидуальное задание: работа со словарём.
Карточка №1. Ответьте на вопросы: 1. Являются ли слова «невежа» и «невежда» именами существительными общего рода? 2. Являются ли слова «невежа» и «невежда» синонимами?
|
- Я вызываю по одному ученику и даю загадку.
- Читайте загадку вслух, ответ записываем на доске и в тетради в столбик.
Приложение №1. Загадки на отдельных листочках
Слушаю ответы детей, работавших по отдельной карточке.
- Скажите, что обозначают все эти слова? (качества человека).
- А теперь я вас попрошу определить с помощью знаков «+» или «-»,
какую окраску (положительную или отрицательную) имеет каждое слово.
- Сделайте вывод, что это значит ( слова общего рода могут выражать эмоциональную окраску – положительную или отрицательную).
- Найдем подтверждение в учебнике на с.124 в голубой рамке.
- Кто нашёл? Зачитайте.
- Прикрепите второй микровывод на дерево.
ДЕРЕВО (ученик крепи плакат «имеют эмоциональную окраску»).
6. Физминутка.
- Вы хорошо потрудились, и пришло время расслабиться и отдохнуть. Вы наверняка знаете, что лучший отдых – это смена деятельности, поэтому предлагаю вам провести физкультминутку.
- Слушайте внимательно!
Мы работали, устали.
Теперь, трудяги, дружно встали!
Чтобы было все в порядке,
Надо сделать нам зарядку.
Умницы и молодцы
Потянитесь от души!
Кто невежей не слывет,
Вам направо поворот.
Повернитесь все налево,
«Молодчины!» - скажу смело.
Сони руки вверх подняли,
Правой ручкой помахали.
Кто у нас не хвастунишка,
То левой ручкой помаши-ка.
Чистюли в ладоши похлопали,
Знайки ножками потопали.
Теперь согнулись, разогнулись,
И друг другу улыбнулись.
Не важно, кто правша, левша,
Садитесь на свои места.
- Какие существительные общего рода вы услышали в стихотворении?
- Инсценировка сказки.
- Ребята, вы любите сказки?
- Предлагаю вам инсценировать сказку.
- Мне нужны 4 человека. Жеребьевкой определим роли.
- Послушайте сказку, подумайте, о чем она, как бы вы ее озаглавили?
Роли:
Автор;
Прилагательное;
Местоимение;
Глагол.
Текст сказки.
Автор:
Среди частей речи прошел слух, что заболело Существительное.
Его приятели Прилагательное, Местоимение и Глагол забеспокоились.
Оказалось, что дети путают род Существительного.
Прилагательное:
“Не грусти, мы поможем тебе. Постараемся не оставлять тебя в одиночестве, будем с тобой рядом и поможем определить твой род: например, соломенная шляпка, тяжелый рюкзак”.
Местоимение:
“Я тоже помогу ребятам узнать твой род, скажу так «мой рюкзак, моя соломенная шляпка».
Прилагательное:
Особенно мы пригодимся ребятам при определении рода таких слов, как тихоня, лакомка, грязнуля, задира, сластена, неряха.
Местоимение:
Ведь их род можно узнать только тогда, когда мы стоим рядом: большой (этот) грязнуля и большая (эта) грязнуля.
Глагол:
И я не останусь в стороне. Я приобрету форму прошедшего времени и буду ходить с тобой под ручку. Все будут смотреть на нас и говорить: соня все пропустил, непоседа уснула.
Автор:
Повеселело Существительное от дружеской поддержки и стало выздоравливать.
Не напрасно в народе говориться: “Друзья познаются в беде!”.
- О чем эта сказка? Как бы вы ее озаглавили?
- Перечислите действия, которые надо совершить, чтобы помочь уществительному?
- Практическая работа.
- Давайте порадуем наше Имя существительное и чтоб оно больше не болело, докажем, что мы умеем правильно определять его род в тексте.
- У вас на партах лежат листы с заданиями. Возьмите их.
Заданий два, они разного уровня сложности. Вы можете выбрать любое из этих заданий.
- Прослушайте мой комментарий к заданиям:
- В задании «Корректор» вам нужно исправить ошибки в предложении, определить род имен существительных и сделать вывод, что помогло это сделать.
- В задании «Конструктор» вам нужно по картинке составить предложение с существительным общего рода, определить, к какому роду оно относится у вас в предложении и сделать вывод, что помогло это сделать.
- Вывод сделайте совместно с соседом по парте.
«Корректор». Исправьте ошибки в предложениях. Запишите правильный вариант.
Вместе с соседом по парте определите род имени существительного общего рода. Обсудите, что вам помогло это сделать? |
«Конструктор». Рассмотрите картинки. Составьте по картинке предложение с именем существительным общего рода. Вместе с соседом по парте определите род имени существительного общего рода. Обсудите, что вам помогло это сделать? |
- Как вы определили род существительного общего рода в предложении?
- Найдите и зачитайте подтверждение в учебнике.
- Прикрепите третий микровывод на дерево.
ДЕРЕВО (крепим плакат «слово-определение (прилагательное, местоимение, глагол) указывает род имени существительного общего рода в тексте»)
8. Закрепление материала.
- Ребята, обратите внимание на ствол нашего дерева: он наполнился новыми силами и новыми знаниями. Когда дерево полно сил, оно дает плоды. Сейчас мы украсим крону нашего дерева плодами своего труда.
- Я поделила крону дерева на две половинки: сущ. мужского рода и сущ.женского рода.
- У вас на парте цветной стикер с существительным общего рода.
- Я буду читать предложения, а вы должны определить, в каком роде употреблено имя сущ.общего рода и прикрепить стикер на эту половину кроны.
- Таня была ужасной плаксой и всегда решала проблему слезами.
- Кроха сын постоянно задавал множество вопросов.
- Почемучка Юля нередко ставила своих родителей в тупик.
- Простофиля Кирилл часто попадал в нелепые ситуации.
- Работяга Петров получил премию.
- Папа в армии был запевалой.
- Учительница была недовольна Антоном и называла его неряхой.
- Наш пёс Тузик такой обжора, а выглядит худышкой.
- Никто не может усмотреть за Витюшей - он такой непоседа!
- Мальчики и девочки 6-В класса – умницы и знайки!
Слова на стикерах дети клеят на крону дерева.
9. Подведение итогов.
- Давайте вернемся к нашим корням-целям и узнаем, все ли нам сегодня удалось.
- С каким новым понятием мы познакомились?
- Можете ли вы мне сказать, что обозначает это понятие?
- Как мы находим и определяем род имени существительного в тексте?
10. Рефлексия.
- Похвалите себя за работу на уроке с помощью слов общего рода.
11. Оценивание.
- На доске нарисована «дорожка успеха», отметьте на ней оценку за свою работу на уроке.
12. Домашнее задание .
Ученики получают разноуровневое домашнее задание.
- Откройте дневники и запишите домашнее задание.
Учитель комментирует домашнее задание.
Запись на доске:
Для всех: п.32, с.125, «Советы помощника».
Познавательный уровень - с. 124, выучить теорию, упр.244
Творческий уровень - с.125, «Из истории языка» - пересказать; составить рассказ о друге с употреблением слов общего рода.
В конце урока игра “Наоборот”:
И нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру “Наоборот”.
Скажу я слово “высоко”
А ты ответишь
“низко”
Скажу я слово “далеко”
А ты ответишь
“близко”
Скажу тебе я слово “трус”
Ответишь ты
“храбрец”
Теперь “начало” я скажу
Ну, отвечай:
“конец!”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока по русскому языку в 6 классе. "Имена существительные общего рода"
Урок составлен с учётом требований Нового Стандарта, где применены новые технологии и указаны планируемые результаты....
Имена существительные общего рода. Род несклоняемых имен существительных.
Цели: - распознавать имена существительные общего рода;- группировать имена существительные общего рода в соответствии со значением-характеристикой;- отличать склоняемые имена существительные от...
Методическая разработка урока по теме "Существительные общего рода" 5 класс
Урок по ФГОС по учебнику М.М.Разумовской...
Конспект урока: СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕГО РОДА. (урок с элементами игры – презентация)
Данный урок разработан для 6 класса...
Существительные общего рода. Род несклоняемых имен существительных.
Ознакомить учащихся с понятием существительное общего рода. Развивать умении в определении общего рода; отличать склоняемые существительные от несклоняемых; уметь находить их в тексте, определять род....
Конспект урока "Род имён существительных. Имена существительные общего рода"
Род имён существительных. Имена существительные общего родаЦель: закрепить знания о категории рода существительных; приучать к соблюдению языковых норм; познакомить с категорией общего рода ИС; повтор...
Контрольная работа по русскому языку. Разносклоняемые имена существительные. Буква Е в суффиксе –ЕН , существительных на -МЯ. Род несклоняемых имен существительных. Существительные общего рода
Данная контрольная работа позволит проверить знания учащихся по теме "Имя существительное"...