урок в 6 классе "Имена существительные общего рода"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Вуколова  Александра Сергеевна

Тема урока: Имена существительные общего рода.

Цели:

Дать понятие об общем роде имен существительных.

Формировать  умение определять род имен существительных в контексте; правильно употреблять имена существительные общего рода в устной и письменной речи; умение находить ответ на проблемный вопрос, умение решать учебную проблему с помощью поисковых действий;

Развивать орфографическую зоркость, мыслительные процессы,  развивать творческие способности учащихся.

Воспитывать умение работать самостоятельно и в паре, принимать решение, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, вырабатывать свою точку зрения.

УУД:

познавательные:

-  создать условия  для развития  у обучающихся  орфографической зоркости, мышления,  применять полученные знания на практике;

личностные:

- формирование  мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

-умение  проводить самооценку.

коммуникативные:

- умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- развитие  умения слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- умение  работать в самостоятельно и в паре.

регулятивные:

- развитие  умения высказывать свое предположение на основе работы с материалами;

- оценивание  учебных действий в соответствии с поставленной задачей;

- прогнозирование  предстоящей  работы;

- осуществление  познавательной  и личностной  рефлексии.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Технология:  проблемное обучение.

Методы:  частично-поисковый, словесный, практический, наглядный.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkursnyy_urok.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Магазейщикова Александра Сергеевна

Предмет: русский язык

Класс: 6-В

Дата проведения: 12.12.2018

№ урока:

Тема урока: Имена существительные общего рода.

Цели:

Дать понятие об общем роде имен существительных.

Формировать  умение определять род имен существительных в контексте; правильно употреблять имена существительные общего рода в устной и письменной речи; умение находить ответ на проблемный вопрос, умение решать учебную проблему с помощью поисковых действий;

Развивать орфографическую зоркость, мыслительные процессы,  развивать творческие способности учащихся.

Воспитывать умение работать самостоятельно и в паре, принимать решение, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, вырабатывать свою точку зрения.

УУД: 

познавательные:

-  создать условия  для развития  у обучающихся  орфографической зоркости, мышления,  применять полученные знания на практике;

личностные:

- формирование  мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

-умение  проводить самооценку.

коммуникативные:

- умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- развитие  умения слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- умение  работать в самостоятельно и в паре.

регулятивные:

- развитие  умения высказывать свое предположение на основе работы с материалами;

- оценивание  учебных действий в соответствии с поставленной задачей;

- прогнозирование  предстоящей  работы;

- осуществление  познавательной  и личностной  рефлексии.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Технология:  проблемное обучение.

Методы:  частично-поисковый, словесный, практический, наглядный.

Оборудование: учебник, толковые словари, загадки, сказка,  карточки с заданиями, картинки для творческой работы

Наглядность: «дерево знаний», карточки с микровыводами, стикеры со словами общего рода.

Оформление доски: «дерево знаний», «корни» дерева  (цели урока); предложения для актуализации, пустые клеточки для загаданного слова; д/з

Оформление доски:

«Дерево знаний».

Актуализация.

  1. На темном небе зажглась звезда.
  2. Россия – моя родина.
  3. В аквариуме живут золотые рыбки.
  4. В магазине большой выбор йогуртов.
  5. Я наблюдал за своей кошкой.
  6. Холодный – горячий.

Формула:  «Ваше имя + имя прилагательное + «?»

Домашнее задание:

Для всех: п.32, с.125, «Советы помощника».

Познавательный уровень  - с. 124, выучить теорию, упр.244

Творческий уровень - с.125,  «Из истории языка» - пересказать;  составить рассказ о друге с употреблением слов общего рода.

«Дорожка успеха» для самооценки.

hello_html_m5e563c35.png

Ход урока:

1. Организационный этап.

- Добрый день, ребята! Меня зовут Александра Сергеевна, и сегодня я проведу урок в вашем классе. Я очень надеюсь, что наш урок пройдет интересно и познавательно! Желаю вам удачи и вдохновения!

Перед началом работы нам нужно настроиться на позитивный лад, для этого я предлагаю вам игру «Ладошка»:

 -  вы здороваетесь с соседом по парте, хлопнув его по ладошке, при этом скажите «Желаю тебе удачи!»

- А теперь приступим к работе.

- Откройте тетради и запишите число, классная работа.

Показать «дерево знаний»

- Посмотрите на дерево. Оно называется «дерево знаний». В течение урока мы будем пополнять его своими открытиями.

2. Актуализация знаний.

- Посмотрите на предложения на доске. К каждому из них я буду задавать вопрос, а ответ вы должны найти в этом предложении. Первую букву ответа нужно записать в пустые клеточки.

- Для этого мне понадобится помощник.

Ученик выходит к доске и записывает буквы в клеточки.

Вопросы:

Предложения на доске

  1. Укажите имя существительное женского рода (звезда)
  2. Указанное слово – собственное или нарицательное? (нарицательное)
  3. Укажите имя существительное 2 склонения (аквариум)
  4. Поставьте имя сущ. «йогуртов» в начальную форму (йогурт)
  5. Укажите одушевленное имя существительное (кошка)
  6. Как называется эта лексическая группа слов? (антонимы)

  1. На темном небе зажглась звезда.
  2. Россия – моя родина.
  3. В аквариуме живут золотые рыбки.
  4. В магазине большой выбор йогуртов.
  5. Я наблюдал за своей кошкой.
  6. Холодный – горячий.

-  Какое слово у нас получилось?

З

Н

А

Й

К

А

3.Формулирование темы и целей урока.

Формула на доске: «Ваше имя + имя прилагательное + «знайка»

- Посмотрите на формулу на доске и постройте по ней предложение.

- Помощник, построй предложение по этой формуле.

Заслушиваю еще одно предложение.

Ученик записывает второе предложение на доске.

 (должно получиться два предложения – от мальчика и от девочки)

- Скажите эти предложения составлены правильно?

- Если неправильно, то почему вы так думаете?

Постановка проблемного вопроса:

- Ребята, скажите, а может ли  имя существительное «знайка» относится и к женскому и к мужскому роду?  (ответы детей)

- Кто вспомнит, как называется род таких имен существительных? (общий род)

- Сформулируйте тему нашего урока ( имена существительные общего рода) .

- Запишем тему в тетради.

Целеполагание:

- Ребята,  посмотрите на «дерево знаний». Его «корни» представляют собой цели нашего урока. Давайте их сформулируем. Я вам буду говорить опорные слова, а вы дополните их.

- познакомиться ….

- выучить ….

- научится определять ….

- правильно употреблять …

- познакомиться с понятием «общий род»;

- выучить определение нового понятия;

- определять род имени существительного в тексте;

- употреблять имена существительные общего рода в речи.

  1. ДЕРЕВО. Креплю сформулированные цели на корни дерева.

4.Изучение нового материала.

Формулирование нового понятия.

- Сейчас нам нужно сформулировать определение понятия «общий род».

Обратимся к нашим предложениям на доске.

- Обратите внимание на окончание существительного «знайка».

- Скажите, что обозначают имена существительные общего рода.

 Существительные на –а,-я, которые обозначают  лиц мужского или  женского пола, называются существительными общего рода.

- Проверим себя по учебнику.

Откройте его на с.124 и зачитайте первый абзац в голубой рамке (читают вслух).

- Мы молодцы!

- Прикрепите первый микровывод на дерево.

  1. ДЕРЕВО. (ученик крепит плакат «Имена сущ. общего рода обозначают лица и м. и ж. пола» на ствол дерева).

5. Работа по теме урока.

- Ребята, а какие слова общего рода вы знаете? (ответы детей).

- Давайте составим словарик с именами существительными общего рода.

- Напишите в тетради подзаголовок «Словарик».

- Пополнять наш словарик мы будем, отгадывая загадки.

- Эта работа совместная, также у меня есть индивидуальное задание.

- Кто желает поработать со словарем по индивидуальному заданию?

Индивидуальное задание: работа со словарём.

Карточка №1.

Ответьте на вопросы:

1. Являются ли слова «невежа» и «невежда» именами существительными общего рода?

2. Являются ли слова «невежа» и «невежда» синонимами?

  • Свой ответ аргументируйте.
  • Найдите лексическое значение слов «невежа» и «невежда» в  толковом словаре
  • Прочитайте статью учебника «Из истории языка» на с. 125.
  • Расскажите одноклассникам, что вы узнали об этих словах.

- Я вызываю по одному ученику и даю загадку.

- Читайте загадку вслух, ответ записываем на доске и в тетради в столбик.

 

Приложение №1. Загадки на отдельных листочках

Слушаю ответы детей, работавших по отдельной карточке.

- Скажите, что обозначают все эти слова? (качества человека).

- А теперь я вас попрошу определить с помощью знаков «+» или «-»,

какую окраску (положительную или отрицательную) имеет каждое слово.

- Сделайте вывод,  что это значит ( слова общего рода могут выражать эмоциональную окраску – положительную или отрицательную).

- Найдем подтверждение в учебнике на с.124 в голубой рамке.

- Кто нашёл? Зачитайте.

- Прикрепите второй микровывод на дерево.

ДЕРЕВО  (ученик крепи плакат «имеют эмоциональную окраску»).

6.  Физминутка. 

- Вы хорошо потрудились, и пришло время расслабиться и отдохнуть. Вы наверняка знаете, что лучший отдых – это смена деятельности, поэтому предлагаю вам провести физкультминутку.

- Слушайте внимательно!

Мы работали, устали.
Теперь, трудяги, дружно встали!
Чтобы было все в порядке,
Надо сделать нам зарядку.
Умницы и молодцы
Потянитесь от души!
Кто невежей не слывет,
Вам направо поворот.
Повернитесь все налево,
«Молодчины!» - скажу смело.
Сони руки вверх подняли, 
Правой ручкой помахали.
Кто у нас не хвастунишка,
То левой ручкой помаши-ка.
Чистюли в ладоши  похлопали,
Знайки ножками потопали.
Теперь согнулись, разогнулись,
И друг другу улыбнулись.
Не важно, кто правша, левша, 
Садитесь на свои места.

- Какие существительные общего рода вы услышали в стихотворении?

  1. Инсценировка сказки.

- Ребята, вы любите сказки?

- Предлагаю вам инсценировать сказку.

- Мне нужны 4 человека. Жеребьевкой определим роли.

- Послушайте сказку, подумайте, о чем она, как бы вы ее озаглавили?

Роли:

Автор;

Прилагательное;

Местоимение;

Глагол.

Текст сказки.

Автор: 

Среди частей речи прошел слух, что заболело Существительное.

Его приятели Прилагательное, Местоимение и Глагол забеспокоились.

Оказалось, что дети путают род Существительного.

Прилагательное:

“Не грусти, мы поможем тебе. Постараемся не оставлять тебя в одиночестве, будем с тобой рядом и поможем определить твой род: например, соломенная шляпка, тяжелый рюкзак”.

Местоимение:

“Я тоже помогу ребятам узнать твой род, скажу так  «мой рюкзак, моя соломенная шляпка».

Прилагательное:

Особенно мы пригодимся ребятам при определении рода таких слов, как тихоня, лакомка, грязнуля, задира, сластена, неряха.

Местоимение: 

Ведь их род можно узнать только тогда, когда мы стоим рядом: большой (этот) грязнуля и большая (эта) грязнуля.

Глагол:

И я не останусь в стороне. Я приобрету форму прошедшего времени и  буду ходить с тобой под ручку. Все будут смотреть на нас и говорить: соня все пропустил, непоседа уснула.

Автор:

Повеселело Существительное от дружеской поддержки и стало выздоравливать.

 Не напрасно в народе говориться: “Друзья познаются в беде!”.

- О чем эта сказка? Как бы вы ее озаглавили?

- Перечислите действия, которые надо совершить, чтобы  помочь уществительному?

  1. Практическая работа.

- Давайте порадуем наше Имя существительное и чтоб оно больше не болело, докажем, что мы умеем правильно определять его род в тексте.

- У вас на партах лежат листы с заданиями. Возьмите их.

Заданий  два, они разного уровня сложности. Вы можете выбрать любое из этих заданий.

- Прослушайте мой комментарий к заданиям:

  • В задании «Корректор» вам нужно исправить ошибки в предложении, определить род имен существительных и сделать вывод, что помогло это сделать.
  • В задании «Конструктор» вам нужно по картинке составить предложение с существительным общего рода, определить, к какому роду оно относится у вас в предложении и  сделать вывод, что помогло это сделать.

- Вывод  сделайте совместно  с соседом по парте.

«Корректор».

Исправьте ошибки в предложениях. Запишите правильный вариант.

  1.  «Какая же ты неряха!», - сказала мама сыну.
  2. Сирота Петя оказалась в трудном положении.
  3. Хитрая забияка Миша снова разлил кружку молока.
  4. Тихоня Маша боялся ответить урок.

Вместе с соседом по парте определите род имени существительного общего рода. Обсудите, что вам помогло это сделать?

«Конструктор».

Рассмотрите картинки. Составьте по картинке предложение с именем существительным общего рода.

Вместе с соседом по парте определите род имени существительного общего рода. Обсудите, что вам помогло это сделать?

- Как вы определили род существительного общего рода в предложении?

- Найдите и зачитайте подтверждение в учебнике.

- Прикрепите третий микровывод на дерево.

ДЕРЕВО (крепим плакат «слово-определение  (прилагательное, местоимение, глагол)  указывает род имени существительного общего рода в тексте»)

8. Закрепление материала.

 - Ребята, обратите внимание на ствол нашего дерева: он наполнился новыми силами и новыми знаниями. Когда  дерево полно сил, оно дает плоды. Сейчас мы украсим крону нашего дерева плодами своего труда.

- Я поделила крону дерева на две половинки: сущ. мужского рода и сущ.женского рода.

- У вас на парте цветной стикер с существительным общего рода.

- Я буду читать предложения, а вы должны определить, в каком роде употреблено имя сущ.общего рода и прикрепить стикер на эту половину кроны.

  • Таня была ужасной плаксой и всегда решала проблему слезами.
  • Кроха сын постоянно задавал множество вопросов.
  • Почемучка Юля нередко ставила своих родителей в тупик.
  • Простофиля Кирилл часто попадал в нелепые ситуации.
  • Работяга Петров получил премию.
  • Папа в армии был запевалой.
  •  Учительница была недовольна Антоном и называла его неряхой.
  • Наш пёс Тузик такой обжора, а выглядит худышкой.
  • Никто не может усмотреть за Витюшей - он такой непоседа!
  • Мальчики и девочки 6-В класса – умницы и знайки!

Слова на стикерах дети клеят на крону дерева.

9. Подведение итогов.

- Давайте вернемся к нашим корням-целям и узнаем, все ли нам сегодня удалось.

- С каким новым понятием мы познакомились?

- Можете ли вы мне сказать, что обозначает это понятие?

- Как мы находим и  определяем  род имени существительного в тексте?

10. Рефлексия.

- Похвалите себя за работу на уроке с помощью слов общего рода.

11. Оценивание.

- На доске нарисована  «дорожка успеха», отметьте на ней оценку за свою работу на уроке.

12. Домашнее задание .

Ученики получают разноуровневое домашнее задание.

- Откройте дневники и запишите домашнее задание.

Учитель комментирует домашнее задание.

Запись на доске:

Для всех: п.32, с.125, «Советы помощника».

Познавательный уровень  - с. 124, выучить теорию, упр.244

Творческий уровень - с.125,  «Из истории языка» - пересказать;  составить рассказ о друге с употреблением слов общего рода.

В конце урока игра “Наоборот”:        

И нам с тобой пришел черед        

Сыграть в игру “Наоборот”.        

Скажу я слово “высоко”        

А ты ответишь        

“низко”

Скажу я слово “далеко”        

А ты ответишь        

“близко”

Скажу тебе я слово “трус”        

Ответишь ты        

“храбрец”

Теперь “начало” я скажу        

Ну, отвечай:        

“конец!”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока по русскому языку в 6 классе. "Имена существительные общего рода"

Урок составлен с учётом требований Нового Стандарта, где применены  новые технологии и указаны планируемые результаты....

Имена существительные общего рода. Род несклоняемых имен существительных.

Цели: - распознавать имена существительные общего рода;- группировать имена существительные общего рода в соответствии со значением-характеристикой;- отличать склоняемые имена существительные от...

Существительные общего рода. Род несклоняемых имен существительных.

Ознакомить учащихся с понятием существительное общего рода. Развивать умении в определении общего рода; отличать склоняемые существительные от несклоняемых; уметь находить их в тексте, определять род....

Конспект урока "Род имён существительных. Имена существительные общего рода"

Род имён существительных. Имена существительные общего родаЦель: закрепить знания о категории рода существительных; приучать к соблюдению языковых норм; познакомить с категорией общего рода ИС; повтор...