Урок по теме "Сложности простого предложения"
план-конспект урока по русскому языку на тему

Черных Людмила Александровна

Урок русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 11 классе

«Сложности простого предложения»

Цели урока:

- систематизировать знания о простом осложнённом предложении с обособленными однородными членами,  с обособленными определениями,  с обособленными обстоятельствами,  дополнениями; 

- закреплять умения правильно расставлять знаки препинания в простых осложнённых предложениях; пользоваться  изученными конструкциями в собственной речи, соблюдать литературную норму при построении простого осложнённого предложения

Используемые технологии:

1.Игровая технология

2.Технология проблемного обучения

3.Технология групповой деятельности

4.Информационно-коммуникационные технологии

5.Технология уровневой дифференциации

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение:

Ход занятия

Этапы урока

Деятельность учитель

Деятельность учащихся

1.Организационный момент  

Приветствие учителя. Проверка готовности учащихся к уроку

Подготовка рабочих мест.

2. Постановка целей и задач урока

Цель нашего урока – обобщить и систематизировать материал о простых предложениях, уметь применять эти знания на практике.

Запись темы урока.

3. Актуализация знаний.

1.«Орфоэпическая разминка».

Составь из данных слов текст (за 2-3 минуты) и прочитай его, соблюдая орфоэпические нормы.

«Пригласи на обед»:

щавель, бочковые огурцы, свекла, языковая колбаса, баловать, сливовый, пирожки с творогом, торты.

«Помоги товарищу»:

километр, позвонить, шинель, средство, инструмент, новостей, осведомить, вовремя, шоферов.

2.Синтаксическая пятиминутка.

Синтаксический разбор предложения Выпускники(1)всё чаще задумываясь о предстоящем расставании со школой(2)по-новому смотрят на незаметно повзрослевших (3)одноклассников(4) стремясь видеть в них только хорошее.

Задание:

- укажите способ образования слова по-новому;

-из предложения выпишите наречие в сравнительной степени;

-укажите тип подчинительной связи в словосочетании незаметно повзрослевших.

Написание текстов, чтение с соблюдением орфоэпических норм.

Слушание, исправление ошибок (если имеются).

1 человек работает у доски. Класс работает в тетрадях.

Выполнение данных заданий.

Взаимопроверка.

4.

Ребята, сегодня на уроке мы с вами говорим о простых предложениях. Но так ли всё в них просто?

В чём заключается сложность простого предложения?

Чем может быть осложнено простое предложение?

Устные ответы учащихся.

Простое предложение может быть осложнено:

1)обособленными членами предложения: определением,

обстоятельством, приложением, дополнением;

2) однородными членами предложения

3)обращением;

4)водным словом или предложением;

5)уточняющими членами предложениями;

5.Применение теоретических знаний в условиях выполнения упражнений

1)Индивидуальная работа по группам.

1группа – Списать предложение, расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы.

2группа –Заменить предложения с придаточным определительным предложением с причастным оборотом. Вставить пропущенные буквы.

3 группа – написать сочинение-миниатюру, использую простые осложнённые предложения.

«Всё чаще задумываясь о предстоящем расставании со школой…»

2)Ребята, готовясь к экзамену по русскому языку, мы с вами работаем с тестами ЕГЭ. Поэтому один из видов работы -   выполнение тестовых заданий.

Выполнение тестов.

6.Проектирование выполнения  домашнего задания

7.Этап диагностики и рефлексии.

Выставление оценок и комментирование индивидуальных достижений и затруднений учащихся.

 Изучая русский язык, мы много раз убеждались, какие безграничные возможности для выражения мыслей и чувств дает он. Простые осложненные предложения вместе с другими средствами языка помогают художнику слова точно, полно, эмоционально выразить его чувства.

Рефлексия. Высказаться одним предложением, выбирая начало фразы:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я приобрел…

Я научился…

У меня получилось …

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось

Оцените свою работу, используя простое осложненное предложение. Я начну первая.

-Получив истинное удовольствие от  работы с вами, я заканчиваю урок. Спасибо!

Приложение

1 группа

Дорога поворачивавшая (в)право шла через огромное поле засея(н,нн)ое  яровыми и углублялась в лес. В героях своих картин Пабло Пикассо хотел видеть носителей скрытой от обычных людей исти(н,нн)ы доступной только внутре(н,нн)ему взору человека. Как гласит народная мудрость правда н(е,и) в огне не горит н(и,е) в воде тонет. Тёмное небо над освещё(н,нн)ой улицей казалось чёрным пологом. В дни праздников на городской площади устраивались как спортивные парады так и театрализованные представления.

2 группа.

Замените (если это возможно)  придаточную часть сложноподчинённого предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом

Голос природы слышался мне в пении дрозда, который тысячу лет тому назад приветствовал то (же) самое солнце. В фамильном архиве есть письмо актёра Щепкина, который с душевной болью сообщает о закрытии театра в Тифлисе. Пьеса Горького  «На дне», которая была написана в 1902 году, изображала жизнь «бывших людей». Скептик – это тот человек, который не верит в бесплатный энтузиазм. Усадьба стоит у самой кромки холма, который покрыт живописной вековой дубравой.

3 группа

В прохладный майский полдень я сидел на высоком берегу и любовался рекой, суетой ласточек, головками колокольчиков и лютиков, цветущими на лугу.

 Вдруг совсем близко задышал светловолосый ветер. Дрожа от волнения, он принес и подарил мне чудный запах шиповника, цветущего поблизости.  Заросли этого кустарника, очаровывая меня, виднелись из небольшой ложбинки.  Ветру было трудно оттуда донести и сохранить чарующий розовый аромат, исходящий из ладоней благоухающего шиповника.  Спасибо за радость, ветерок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "«Синонимика простых предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных предложений в сложноподчинённых предложениях» с презентацией

Урок закрепления знаний по теме "Синонимика простых предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных". Цель урока - подготовиться к выполнени...

Презентация для урока русского языка. 8 класс Простое предложение. Члены предложения.

Данная презентация возможна для использования при изучении темы: «Простое предложение» в 8 классе (виды предложений, главные члены предложения, второстепенные члены предложения)  Презентация може...

Презентация к уроку. Синтаксический разбор простого предложения 5 класс.

Урок систематизации и обобщения знаний с использованием мультимедийных технологий и применением педтехнологии «Пила-1» (работа в группах)....