Урок русского языка в 5 классе по теме "Имя существительное"
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) на тему
Урок - повторение в 5 классе по теме "Имя существительное" в форме КВН
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе по теме «Имя существительное».
Урок – повторение (в форме КВН).
Цель:
- способствовать закреплению знаний учащихся по теме «Имя существительное»;
- повысить интерес к изучению русского языка, используя игровые методы и приёмы.
Задачи:
- расширить сведения учащихся о роли существительных в речи;
- закрепить умения определять грамматические признаки имён существительных;
- способствовать развитию языковой интуиции учащихся;
- формировать умения работать в группе;
- способствовать развитию у школьников речи, мышления, памяти.
Организационный момент.
Учитель:
Хочу прочитать вам стихотворение поэта А.Шибаева:
Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных - нету!
И всё, что может видеть глаз –
Над нами и под нами, -
И всё, что в памяти у нас,
Означено словами.
Ребята, как вы думаете, о каких же словах пойдёт речь на нашем уроке? (Об именах существительных). Посмотрите на доску. Эпиграфом к нашему уроку служат слова Л.Успенского: «Имя существительное – хлеб языка».
Сегодня наше занятие пройдёт в форме КВНа. Мы повторим изученный материал по теме «Имя существительное». У нас будут соревноваться две команды. Итак, мы начинаем КВН.
1конкурс «Разминка».
Чья команда быстрее составит 5 слов из слова «игрушка» (игра, груша, рука, шик, рак).
Работают все члены команды.
2 конкурс «Хитрый суффикс».
Выделите суффиксы там, где они есть (командам выдаются карточки со словами: теремок, лесок, песок, венок, жирок, листок, замок, песок, курок, мирок)
3 конкурс «Одним словом».
Учитель читает определение, команды (по очереди) называют данное понятие одним словом – именем существительным.
- Комиссия, решающая вопрос о присуждении награды на соревнованиях. (Жюри)
- Подземная железная дорога. (Метро)
- Кушанье из размятых или протёртых овощей. (Пюре)
- Ансамбль из трёх исполнителей. (Трио)
- Коробочка или специальное блюдечко для мыла. (Мыльница)
- Народное празднество с шествиями, уличным маскарадом. (Карнавал)
- Ударный музыкальный инструмент в виде цилиндра, сверху и снизу обтянутого кожей. (Барабан)
- Горящие дрова, сучья, хворост, сложенные в кучу. (Костёр)
4 конкурс «Окончания»
Командам выдаются карточки со словами. Задание: выделите окончания существительных.
- Домов, голов, столов, основ, слонов, городов, коров, мостов.
- Степей, друзей, шей, коней, ушей, лошадей, юношей, дачей.
5 конкурс «Перекрёсток»
Командам выдаются карточки с таблицей, в которую надо вписать буквы так, чтобы в горизонтальных рядах можно было прочитать слова – имена существительные.
о | о | |||
о | о | |||
о | ||||
о | о | |||
о | о |
(Олово, порог, проза, город, озеро)
Составьте два предложения с любыми двумя словами из получившихся слов.
6 конкурс «Кто быстрее»
1)Найдите одушевлённые имена существительные:
Дерево, жук, карп, соловей, тетрадь, корова, лес, иней, дочь, печь.
2)Найдите нарицательные имена существительные:
Москва, кошка, мама, Волга, парта, книга, Россия, шапка, Урал.
3)Укажите существительные женского рода:
День, портфель, осень, рожь, мышь, сентябрь, метель, тетрадь.
4)Найдите существительные общего рода:
Учитель, неряха, невежда, школьник, грязнуля, ученик, зазнайка.
7 конкурс «Помогите Пете Ошибкину»
- Слово ш…рох» Петя написал с буквой Ё. «После шипящих под ударением пишется Ё», - объяснил он. Прав ли Петя?
- Слово ц…ган Петя написал с буквой И. «В корне слова после ц пишется И, это я точно помню», - утверждал он. Почему он неправ?
8 конкурс «Я работаю волшебником»
Превратите имена существительные нарицательные в собственные.
Орёл, роза, земля, шарик.
(птица орёл – город Орёл, цветок роза – девочка Роза, плодородная земля – планета Земля, воздушный шарик – собака Шарик).
Подведение итогов.
Учитель: Давайте подведём итоги нашего конкурса, определим победителя.
Закончить наш сегодняшний урок я хочу словами К.Г. Паустовского: «Нет ничего в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тени садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия». Эти слова писателя прежде всего относятся к именам существительным, о которых мы сегодня на уроке говорили, так как в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных.
Спасибо всем за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/11/picture-170910-1357879543.jpg)
Урок русского языка 5 класс "Род имён существительных"
Цели: Обучающие: 1. Умение определять род имени существительного.2. Согласование прилагательного и глагола прошедшего времени с именами существите...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/14/picture-400871-1631601365.jpg)
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/06/picture-173326-1357489303.jpg)
Урок русского языка 6 класс "Несклоняемые имена существительное"
Собран материал по теме " Несклоняемые имена существителные"...
Урок русского языка 5 класс "Разносклоняемые имена существительные"
Урок выведения новых знаний по технологии СДО, линия учебников А.Д. Шмелев, 5 класс, урок выведения новых знаний "Разносклоняемые имена существительные"...
Конспект урока русского языка. 6 класс. Тема: «Суффикс существительных -чик- (-щик-) со значением «Профессия», или Джаз, джазист и суффикс -чик-»
Теоретический и практический материал урока связан с профессиями как исчезнувшими, так и современными, востребованными сегодня на Ямале. Физкультминутка, как и тема урока, связана с музыка...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/04/picture-1302298-1609770492.jpg)
Урок русского языка 6 класс Тема: «Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе».
Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний.Цель: повторить и систематизировать изученный материал; развитие коммуникативной компетенции; воспитание познавательного интереса.Задачи:- обобщить по...