Урок по теме "Имя числительное". 6 класс.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Урок разработан по учебному комплексу В.В.Бабайцевой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_yurevoy_s.v.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Юрьева Светлана Викторовна, МКОУ Народнинская СОШ Терновского района
Предмет: РУССКИЙ ЯЗЫК
Класс: 6
Тип урока: открытия нового знания (ОНЗ)
УМК: В.В.Бабайцева. Русский язык.6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 3 ч.
Технологическая карта урока
Блок | Содержание блока |
Информационный | Тема - «Имя числительное». Тип урока – урок открытия новых знаний |
Мотивационно-целеполагающий | Цели:
|
Задачи: 1. Создать условия для открытия нового знания учащимися; | |
Ожидаемые результаты урока:
метапредметные:
регулятивные - навык составления плана и последовательность действий, постановки учебной задачи на основе соотнесения известного и нового; осознают качество и уровень усвоения (оценивают достигнутый результат; проводят взаимоконроль и самооценку в процессе коммуникативной деятельности; коммуникативные - умеют слушать и слышать друг друга; умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме; вступают в диалог, осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме | |
Рефлексивно-оценочный | Объекты контроля - имена числительные в тексте Приемы контроля - индивидуальный, парная работа, самоконтроль, взаимоконтроль. Рефлексия: эмоциональное состояние, лист самооценки |
Содержательный | Основные понятия. Имя числительное, разряды имён числительных- количественные (восемь, тринадцать); 2)собирательные (трое, семеро); 3) дробные (одна вторая, три пятых); 4) порядковые (четвертый, семьдесят первый). Структура имён числительных: простые (имеющие в составе один корень): один, двое, третий; 2) сложные (образованные сложением двух или нескольких слов): восьмидесятый, девятьсот; 3) составные (в состав которых входят два слова или несколько слов): сто пятьдесят один, двести второй, одна шестая. |
Инструментальный | Образовательные технологии: проблемное обучение; технология развивающего обучения; технология личностно-ориентированного обучения; технология коммуникативного обучения ; технология критического мышления. Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная Методы и формы оценивания: самооценка, взаимоконтроль, метод «обратная связь», оценка учителя |
Ресурсы | Основные: учебник, рабочая тетрадь, ПК учителя, , проектор, экран. Дополнительные: карточки для парной работы, магнитная доска, магниты |
Технологический блок
№ | Этап | Время | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Методы обучения | Средства обучения | Предполагаемый результат |
1 | Подготовка к активной деятельности учащихся. | 1’ | Включение детей в деятельность. Нас две ниточки связали Теплоты и доброты. -Добрый день!- тебе сказали. -Добрый день,- ответил ты. Вот, мы поприветствовали друг друга, давайте начнем урок. Запишем в тетради, какое сегодня число. | Включение в работу, самоопределение. | Словесный | Диалог | Обучающиеся включаются в работу. |
2 | Мотивация учебной деятельности | 4’ | Ответьте на мои вопросы, пожалуйста: 1.Какое сегодня число? - - Сегодня двадцатое февраля. 2.Сколько человек сегодня в классе? - В нашем классе двенадцать человек.
- Какие слова вы использовали при ответе на мои вопросы, прочитайте. Вы знаете, какой частью речи являются эти слова? - При ответе вы использовали имена числительные. Вы догадались, какую часть речи мы будем сегодня изучать? Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока (Имя числительное как часть речи) (Слайд №1). | Отвечают на вопросы. Смотрят презентацию. Осваивают лингвистические термины. Участвуют в диалоге с учителем. Осознают, что знаний недостаточно для полных ответов. | Словесный | Диалог | Освоение лингвистических терминов, осознание того, что знаний недостаточно для полных ответов |
3 | Целеполагание. Создание проблемной ситуации. | 4’ | Давайте добавим к нашим предложениям еще два:
Попробуем заменить слова с числовым значением цифрами. Что получается? Все эти слова можно заменить цифрами? Почему? Значит, у нас пока недостаточно знаний о числительном. Я предлагаю посмотреть в словаре, что значит слово «числительное», каково его происхождение. (работа с толковым или этимологическим словарем) - Как вы думаете, зачем нам нужны числительные? Где в жизни вы встречаетесь с числительными? (математика, история, география, биология, литература) Имя числительное – уникальная часть речи. Все числительные можно назвать. Можно ли перечислить все существительные, прилагательные, глаголы? В любом толковом словаре числительные приведены полностью, и новые вряд ли появятся. Но это ограниченное количество слов может образовывать неограниченное число сочетаний для обозначения любого количества! (По материалам «Энциклопедии для детей». «Языкознание. Русский язык»)
Итак, тема нашего урока, как вы сказали, имя числительное. (слайд 1) Что же мы должны будем узнать и чему научиться? Давайте вместе определим круг наших задач. Уч-ся называют цели. – Узнаем о признаках числительного как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении), об отличии числительных от других частей речи с числовым значением, научимся находить числительное в тексте, различать количественные и порядковые числительные, употреблять числительные в речи правильно. (слайд 2) | Знакомятся с теоретическим материалом, данным в учебнике, словаре; формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Выясняют, что не все слова с числовым значением можно заменить цифрами, потому что они не все числительные. (Среди них есть сложные прилагательные)
Ученик зачитывает значение слова «числительное» Название числительное является производным от слова «число» и образовано по аналогии с наименованием двух других именных частей речи (существительное, прилагательное). Узнают о признаках числительного как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении), об отличии числительных от других частей речи с числовым значением, научимся находить числительное в тексте, различать количественные и порядковые числительные, употреблять числительные в речи правильно. | Словесный, наглядный | Словарь, энциклопедия | Обучающиеся могут дать определение имени числительному, могут отличить имя числительное от других частей речи, знают разряды числительных |
4 | Творческая практическая деятельность, иллюстрирующая природу изучаемого явления, составление связного рассказа об изучаемом явлении. | 10’ | (Кластер) Учитель: Давайте еще раз посмотрим на наши предложения и назовем, какую часть речи мы начинаем изучать: имя числительное. (прикрепить на доску лист с названием темы урока) 2. На какие вопросы отвечает имя числительное? – какой? Сколько? (прикрепить листы с вопросами) 1.Что обозначает числительное? – число, количество, порядок предметов при счете. (прикрепить на доске листы с надписями) 3. Числительные делятся на количественные и порядковые. (прикрепить на доске листы с надписями)4.Каким членом предложения может быть числительное? - разными (прикрепить на доске листы с надписями) 3-4 мин. - Откроем учебник на странице 43 и проверим, все ли правильно мы с вами сделали? Обратите внимание, что числовые значения могут иметь и другие части речи: глаголы, существительные, прилагательные. Но мы помним, что числительные отвечают на вопросы: Сколько ? Какой? (слайд 3) Приведите свои примеры, числительные, словосочетания сущ. + числительное, предложения с числительным.
| Отвечают на вопросы В диалоге с учителем составляют кластер «Имя числительное» Составляют словосочетания «числительное +сущесвительное», предложения с числительным | Словесный, наглядный | Доска, диалог учителя | Умеют составлять кластер |
5 | Первичное закрепление с комментированием во внешней речи (выражение решения) | 3’ | Сейчас я предлагаю вам выполнить упражнение 459 на странице 170. Рассмотрите таблицу. Что нужно, чтобы выполнить задания? (Знать разряды числительных). Как будем работать? (Необходимо распределить числительные по столбикам. Работаем у доски.) Какой вывод сделаем? | Три человека выполняют у доски, остальные- в рабочих тетрадях Работают с учебником «Теория», выполняют упражнение, отвечают на вопросы, выделяют главное, в сотрудничестве с учителем учатся делать выводы. | Словесный, практический, наглядный | Учебник, доска | Умеют выделять главное, делать выводы |
6 | 6. Физминутка | 1’ | Сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и выполнить несложные упражнения на ориентацию | Выполняют упражнения | Наглядный (слайд презентации) | Компьютер | Осознают необходимость заботиться о своём здоровье |
7 | Закрепление изученного (реализация продукта) | 9’ | Мы уже поняли, что числительные занимают важное место в нашей речи. Предлагаю вам провести небольшой урок биологии, чтобы убедиться в этом. Согласны? 2017 год объявлен в России годом….? (экологии) «Урок биологии»: (используется материал учебника «Биология») (слайд 5- 6.) Разноуровневые задания «Урок биологии.» Сейчас предлагаю выполнить работу по карточкам. У меня два вида карточек. Желтые – с заданием найти в тексте числительное, подчеркнуть его и определить разряд. Розовые – с заданием- найти числительное, определить , каким членом предложения являются данные числительные. | Выполняют разноуровневые задания индивидуально. | Словесный, наглядный | Учебник, карточки с индивидульными заданиями, презентация | Выполняют разноуровневые задания индивидуально. |
8 | 8. Самостоятельная работа. | 10’ | Работа в парах. В том, что имена числительные часто употребляются в нашей речи, мы можем убедиться, вспомнив фразеологизмы, загадки и пословицы с числительными. А теперь загадайте друг другу загадки , в которых есть числительные. 1) Два конца, два кольца — посредине гвоздик. (Ножницы) 2) Семьдесят одежек, все без застежек. (Кочан капусты) 3) Четыре братца под одной шляпой стоят. (Стол) 4) Два стоят, два лежат, пятый ходит, шестой водит, седьмой песенки поет. (Дверь) 5) Сто один брат, все в один ряд вместе связаны стоят. (Плетень) 6) Пять мальчиков — пять чуланчиков, у каждого мальчика свой чуланчик. (Перчатки) 7) Три братца пошли купаться; два купаются, а третий на берегу валяется. (Ведра и коромысло) В том, что имена числительные часто употребляются в нашей речи, мы можем убедиться, вспомнив фразеологизмы, загадки и пословицы с числительными. Давайте посмотрим, хорошо ли вы знаете пословицы. Я даю вам непростые карточки, пословицы «потеряли» свое продолжение, вам нужно в парах быстро подобрать к первой части пословиц их продолжение. По моей команде вы начинаете собирать пословицы. Предлагаю вам литературную игру « Найди числительное». Прочитайте строки из известных сказок, назовите автора и вставьте попущенное числительное. На экране слайды с текстами - фрагментами сказок А.С.Пушкина.) 2 мин. Составьте небольшой рассказ о себе и своем классе, вставляя вместо точек имена числительные. Меня зовут … . Мне … лет. Я учусь в … классе. В нашем классе … человек: … девочек и … мальчиков. Сегодня по расписанию у нас … уроков. Сейчас заканчивается … урок. (это задание – резервное) | Работают в парах. Читают деформированный текст, восстанавливают пропущенные числительные, узнают название и автора произведения. Оценивают ответы друг друга. Приобретают умение использовать знания в практической деятельности и повседневной жизни. | Словесный, практический, наглядный | Диалог, компьютер, карточки, слайды | Умеют работать в парах, оценивать ответы друг друга, используют знания практической в повседневной жизни |
9 | Подведение итогов. Рефлексия. Выставление отметок. Домашнее задание. | 3’ | Оценивает ответы учащихся. - Что нового вы узнали на уроке? Какие трудности встретились вам и как вы их преодолели? Где вам в жизни пригодится знание о числительном? Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение сейчас у вас? Домашнее задание: П. 108, 109. Выполните упражнение 463 или 465 (на выбор) | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Делают выводы. Отвечают на вопросы. | Словесный | Диалог | Умеют определять своё эмоциональное состояние, делать выводы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Заключительный урок в 3-м классе по теме "Числительное"
Коллективные формы деятельности - один из способов сделать урок ярким и запоминающимся. Особенно полно данный вид работы представлен на завершающем этапе изучения темы, когда необходимо систематизиров...
Урок русского языка, 6 класс "Порядковое числительное"
Урок находится в рамках образовательной программы по русскому языку, поставленных задач урока, темы инновационной деятельности «Использование информационных технологий на уроках русского языка»С...
урок русского языка 6 класс тема: Имя числительное
Урок изучения нового материала по учебнику Разумовской М. М. Урок построен так, что новый материал дается не в готовом виде, а познается учащимися в процессе исследования теоретического...
урок русского языка 6 класс тема: Имя числительное
Урок изучения нового материала по учебнику Разумовской М. М. Урок построен так, что новый материал дается не в готовом виде, а познается учащимися в процессе исследования теоретического...
урок по теме "числительные" в 3-ем классе
урок по теме " числительные " в 3-ем классе...
Урок математики в 6 классе «Эти трудные, трудные числительные… Склонение числительных на уроках математики».
ЦЕЛИ УРОКА:Образовательная:1. Закрепить правила склонения числительных при решении математических заданий, читать и выполнять различные математические задания, правильно ...