Правописание -тся и -ться
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Школа | ||||||
Предмет | Русский язык | |||||
Класс | 5 | |||||
Учитель | ||||||
Тема урока | Правописание –тся и –ться в глаголах | |||||
Тип урока | Урок изучения и первичного закрепления полученных знаний | |||||
Цель урока | Познакомить с алгоритмом действий при выборе правильного написания –тся и –ться в глаголах, научить обучающихся правилу написания –тся, -ться в глаголах | |||||
Задачи урока | Обучающая : -отработать способ действия при выборе написания –тся и –ться; - провести работу по предупреждению наиболее распространённых и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы; -ввести новые для учащихся понятия: возвратность- невозвратность, инфинитив (неопределённая форма глагола) Учащиеся должны: -знать правило написания –тся, -ться в глаголах; -уметь применять полученные знания на практике | Развивающая: - развивать умения высказываться но лингвистическую тему; -сопоставлять, анализировать предложенный языковой материал; - формировать орфографическую зоркость, внимание, культуру речи | Воспитательная: - воспитывать положительное отношение к учёбе, к знаниям, любовь к родному языку | |||
Методы и приёмы | Словесные, наглядно- практические, проблемного изложения, самоконтроля, дискуссия | |||||
Предполагаемый результат | Личностные: - проявление творческого отношения к процессу обучения; - проявления эмоционально- ценностного отношения к учебной проблеме | Познавательные УУД: - умение находить условия выбора правописаний – тся и –ться в глаголах; -перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; - обобщать полученную информацию; - давать оценку своим действиям, оценивать результат; - находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. | Регулятивные УУД: - умение работать по предложенному учителем плану, проговаривая последовательность действий; - формировать вопрос, проблему, затруднение, с которыми столкнулись учащиеся; -оценивать сложившуюся учебную ситуацию. | Коммуникативные УУД: - оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание; - сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и её результат, слушать мнение других; - адекватно использовать речевые средства для дискуссии аргументации своей позиции. |
Технологическая карта с дидактической структурой урока
Дидактическая структура урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению планируемых результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
1.Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности. Цели этапа: - мотивация обучающихся на учебную деятельность, на получение новых знаний; - создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебный процесс. | Подготовка к уроку. Приветствуют учителя и слушают информацию о том, что будут делать на уроке. Отгадывание загадки. Формулировка темы урока. | Создание условий для осознанного вхождения обучающихся в пространство учебной деятельности на уроке(создание интриги); формирование положительной учебной мотивации обучающихся. | - Ребята, сегодня предстоит трудный, но увлекательный путь в волшебную Страну Орфографию. Чтобы путешествие наше проходило без происшествий, нам понадобится один предмет. А что это за предмет, вы узнаете, когда отгадаете загадку: На ладонь он ляжет весь. Не часы- а стрелка есть. Он в дороге пригодит..ся. С ним нигде не заблудит..ся. - Верно, это компас. Он поможет нам ориентироваться в пути. Ребята , посмотрите внимательно на пропущенные буквы в словах в тексте загадки и помогите мне сформулировать тему нашего урока. Правильно , правописание - тся и – ться в глаголах. Результат сегодняшнего путешествия будет зависеть от того, насколько хорошо усвоите правописание –тся и –ться в глаголах. | Создание собственных высказываний с учётом ситуации общения. | Понимание зависимости характера речи (отбора содержания и его организации, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения; оценивание мыслей, принятие их во внимание в своей учебной деятельности. |
2. Актуализация знаний. Цели этапа: - актуализация изученных способов действий по определению частей речи; - актуализация мыслительных операций, необходимых для изучения нового знания; -фиксация ситуации, демонстрирующая недостаточность имеющихся знаний; -фиксация затруднений в выполнении обучающимися задания или в его обосновании. | Актуализация знаний, изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и фиксация; актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; мотивации к пробному учебному действию («надо»- «могу»- «хочу») и его самостоятельное осуществление; фиксация затруднений в выполнении пробного учебного действия и его обоснования. | Подготовка к мотивации обучающихся к самостоятельному выявлению и фиксации затруднения. Организация беседы по вопросам. | Сопоставление предложений. 1.Голубым хрусталем светится на заре Венера, и туман начинает клубиться над водой. 2.Мы смотрим, как поднимается огромное белое солнце. -Что общего в этих предложениях? -В чем разница? -Составьте схемы предложений. Давайте вспомним о глаголе. Глагол – это… Глагол обозначает… Глаголы отвечают на вопросы… В предложении глагол чаще всего является… На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме… Почему она так называется… | Проявление знаний о части речи и его морфологичес ких признаков. Развитие и углубление потребностей и мотивов учебно- познаватель ной деятельности. Формирова ние умения извлекать информацию из текста. Формирова ние умения выявлять сущность, особенности объктов. Формирова ние умения на основе анализа объектов делать выводы. | Формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию обучающихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности. Формирование умения слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения. Способность контролиро вать и организовы вать свои действия. |
3.Формирование нового знания Цель этапа: - тренировка способности к самостоятельной деятельности по алгоритму; - организация самоконтроля и взаимоконтроля. | Учащиеся записывают предложения, сопоставляют написание глаголов, пробуют объяснить употребление и неупотребление Ь в –ться и –тся глаголов, формируют правило самостоятельно, сопоставляют с правилом, предложенным авторами учебника. | Учитель ведет инструктирова- ние по выполнению задания в соответствии с технологической документацией; организует самостоятельную работу обучающихся, осуществляет проверку умения работать по алгоритму, самопроверку и взаимопроверку самостоятельной работы; оказывает помощь слабо подготовленным км выполнению задания обучающимся. | 1.Учитель предлагает записать на доске и в тетрадях предложения: Пятиклассница заботится о своём четвероногом друге. Подростки любят заботиться о животных: щенках, котятах и хомячках. Вопросы: Как вы написали глаголы в предложениях? Почему написание различается? Попробуйте сформулировать правило написания- тся и –ться в глаголах. Сопоставьте с определением в учебнике. 2.Рифмованное правило Чтоб не думать, не гадать, Нужно ль мягкий знак писать, Надо помнить, что к глаголу Должен ты вопрос задать. Мягкий знак в вопросе есть, То хвала ему и честь- Нужен тоже он в глаголе. Так всегда учили в школе! 3.Работа с учебником. в группах. - Сколько условий выбора написания? - Каковы окончания глаголов в разных случаях? Придумайте свои примеры. | Умение структуриро вать знания. Выбор способов решения поставленных орфографичес-ких задач. Установление причинно- следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, из обоснование. | Умение осуществлять самоконтроль выполнения задания, взаимоконт роль. Формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничест- во со сверстниками. Формирование внутреннего плана действий. Формирование умения полно и точно выражать свои мысли. |
4.Физминутка | Выполнение действий | Вы работали старательно, слушали внимательно. Выполним действия. Потянуться, отдохнуть, Глубоко теперь вздохнуть. Встать, попрыгать, посмеяться, Покружиться, распрямиться, Поклониться, распрямиться, И опять начать трудиться. | |||
5.Первичное закрепление умений, полученных на уроке. Цель этапа: - анализ выполнения самостоятельной работы обучающимися; -вскрытие причин ошибок, разбор типичных ошибок обучающимися; - повторное объяснение обучающимися выбора написаний между –тся и –ться в глаголах. | На данном этапе обучающиеся решают орфографичес-кую задачу, применяя новый способ действий с проговарива- -нием алгоритма решения вслух. Обучающиеся выявляют границы применимости нового знания; выполняют задания ,в которых используется новый способ действий; закрепляют способы решения ранее изученных орфограмм. | Предлагает представить полученный результат. По результатам выполнения самостоятельной работы организует выявление и исправление допущенных ошибок, создает ситуацию успеха по результатам выполнения самостоятельной работы. Учитель подбирает задания, в которых тренируется использование нового и изученного ранее материала. С одной стороны, происходит автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой- усвоение новых орфографичес ких норм. Дифференциация заданий. | 1.Самостоятельная работа с проверках в парах. Мы прямо сейчас попробуем себя в роли строителя. Ребята, представьте себе, что вы построили большой двухквартирный дом. Ваша задача поселить в дом жителей. А жители непростые. У них большие семьи. Вам нужно, чтобы всё семейство поселилось в дом. -тся -ться Работа в тетради, в парах Трус и тени своей боит..ся. Кто хочет учит..ся, тот учит..ся хорошо. Кто стремит..ся приобрести знания, тот не боит..ся трудностей. Мастером нельзя родит..ся, мастерству нужно учит.ся. Солнце садит..ся, надо домой торопит..ся. Вам нужно в одну квартиру «поселить» глаголы вместе со словом от которого задаем вопрос на –тся, а в другую- глаголы на –ться. Что для этого нужно правильно уметь делать? 2.Творческий диктант Сочетания слов заменить глаголами- синонимами. -участвовать в состязаниях -проводить время на тренировках; -проявлять стремление; -испытывать волнение; -допускать ошибки; -принять решение; -чувствовать радость; -выполнять упражнение; -совершать движение. 3.Лингвистический анализ текста. Какую пословицу можно подобрать? У Пети сломался велосипед. Что с ним делать, с велосипедом, если он не идёт и всё! И так его Петя вертел, и эдак- не крутятся колеса, вот беда! Пришёл дедушка, взял велосипед, что-то подкрутил, что-то подтянул- и велосипед поехал! 4.Дифференцированное задание (приложение №1) 5.Выполнение упражнения в учебнике. | Применение на практике нового способа действий, первичное закрепление нового материала. Выявление и фиксация во внешней речи конкретных знаний и умений по теме урока. Воспроизведе- ние правил, понятий, алгоритмов; выполнение действий по алгоритму. Решение орфографичес ких задач. | Построение логической цепи рассуждений, аргументация правильности выдвинутых предположений. Способность адекватно реагировать на трудности и не бояться обнаружения ошибок. Способность личностного морального выбора каждым обучающимся. Развитие коммуникации- интериориза ции: осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной и письменной форме. |
6.Рефлексия Цель этапа: -организация фиксации нового знания, изученного на уроке; -организация фиксации соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока; -организация проведения самооценки обучающимися работы на уроке. | Заполнение листов самооценки и взаимооценки. Высказывание своего мнения, анализ результатов индивидуальной работы на уроке. | Организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности. | - оцените свою деятельность на уроке, заполнив листы самооценки: 1.Я понял(а),как надо действовать при написании –тся и –ться. 2.Я умею применять алгоритм написания и могу объяснить другим, как надо действовать при написании –тся и –ться. 3.Я активно работал(а) в группе и помогал(а) другим участникам группы и пары. 4.Мне понравилось работать на уроке. 5.У меня хорошее настроение. | Оценка, самооценка и взаимооценка учебной деятельности; обобщение и систематиза ция знаний по теме урока. | Объективная самооценка и взаимооценка учебной деятельности. |
7.Домашнее задание. Цель этапа: -включение нового способа действий в систему знаний обучающихся; -тренировка способности применять новый алгоритм действий в стандартной и нестандартной ситуации. | Дети выполняют упражнение в учебнике или пишут рекомендации по правописанию слов на –тся и –ться. | Подготовка дифференцированного домашнего задания на выбор. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания. | -упражнение в учебнике №.. - составить для одноклассников правила правописания –тся и –ться в глаголах. | Самостоятель- ная отработка алгоритма действий по изученной теме. Творческое использование изученной информации. | Поиск информации в интернете, в социуме, в теле-, аудио-,видеоисточниках, печатных изданиях и использование её для решения практических задач. |
8.Итог урока. Цель этапа: Соотнесение цели и результата урока. | Установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её результатом. | Соотнесение цели и результата урока, фиксирование степени их соотнесения. | - Чему учились на уроке? -Достигли ли поставленную цель? -Какую задачу решали? -Где в жизни это может пригодится? | Применение ЗУН при выполнение учебных заданий, в реальных жизненных ситуациях. | Адекватная оценка своимх действий и полученного результата. |
Приложение№1
- Если вы усвоили тему, чувствуете себя уверенно, хотите проверить свои знания
Замени словосочетания одним словом. Запиши глаголы в н.ф. и в форме 3 л ед.ч.
Проявлять стремление- стремиться(н.ф.)- стемится(3л)
Испытывать волнение-
Допускать ошибки-
Принять решение-
Чувствовать радость-
Приложение№1
- Если поняли тему и стремитесь закрепить изученное.
Запишите пословицу, обозначая изученную орфограмму.
Не потрудит..ся, так и хлеба не добит..ся.
Как шьет..ся, так и носит..ся.
Кто много знает, с того много и спрашивает..ся.
Дело мастера боит..ся.
С тобой разговорит..ся, что меду напит..ся.
Приложение№1
- Если не совсем усвоили тему и сомневаетесь в своих силах.
Запишите пословицу, обозначая изученную орфограмму.
(что сделать?) Не потрудит..ся, так и хлеба (что сделать?) не добит..ся.
Как (что делает?)шьёт..ся, так и (что делает?) носит..ся.
Кто много знает, с того много и (что делает?) спрашивает..ся.
Дело мастера (что делает?) боит..ся.
С тобой (что сделать?) разговорит..ся, что меду (что сделать?) напит..ся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе. Тема " Правописание -тся и -ться в глаголах"
Разные формы работы на уроке помогают учащимся освоить тему и не путать глаголы с похожими по звучанию существительными....
практикум "Правописание -ТСЯ и ТЬСЯ"
Данный практикум содержит несколько вариантов, может быть использован в качестве проверочной работы....
Дидактический материал к уроку русского языка "Правописание -тся и -ться в глаголах"
Дидактический материал, используемый на уроках русского языка в 6 классе....
Урок русского языка в 5-м классе. Тема: "Правописание -тся и -ться в глаголах"
Урок разработан для учащихся 5 класса татарской школы ( с использованием приемов критического мышления)...
Правописание -тся и -ться в глаголах
Урок повторения изученного по теме "Правописание -тся и -ться в глаголах" с использованием информационных технологий....
Презентация к уроку "Правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ"
Данноя презентация-приложение к уроку "Правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ"...
Урок в 6 классе."Правописание-ТСЯ и -ТЬСЯ"
На смену традиционным технологиям, нацеленным на передачу знаний, умений, навыков в той или иной образовательной области, приходят развивающие технологии, ориентированные на формирование у учащегося с...
- Мне нравится (1)