урок русского языка "Тире в бессоюзном сложном предложении"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Новикова Александра Викторовна

Данный материал представляет собой конспект урока русского языка. Тема: "Тире в бессоюзном сложном предложении". На уроке используется групповая работа. Учащиеся повторят постановку двоеточия в БСП (материал предыдущего урока) ,самостоятельно сделают выводы об условиях постановки тире в БСП.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 9 классе.

Тема: БСП со значением времени, условия, следствия, противопоставления, сравнения. Их строение, знаки препинания в БСП.

Цель: учащиеся познакомятся с условиями постановки тире в БСП.

Задачи: учащиеся повторят постановку точки, точки с запятой и двоеточия в БСП; узнают о смысловых отношениях между простыми предложениями в БСП; будут учиться работать в группах, развивать пунктуационную грамотность, научатся применять теорию на практике; проявят интерес к предмету, уважение друг к другу, общаясь между собой в группе.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Оборудование: проектор для просмотра презентации, листы с заданиями.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение целей и задач урока.
  3. Повторение изученного:
  1. Лингвистическая разминка.

Выберите правильный вариант ответа.

1. Укажите, в каком  предложении нужно употребить   слово  ЖИЗНЕННЫЙ вместо слова ЖИТЕЙСКИЙ.

А) Он прошёл непростой житейский путь.

Б) Житейский опыт помогает людям в трудных ситуациях.

ЖИЗНЕННЫЙ, -ая, -ое; -знен, -зненна, -зненно.
1.
к Жизнь (2 зн.). Ж-ые отправления. Ж. опыт. Ж. путь.
2.
Близкий к действительности, типичный для неё. Ж. образ. Речь актрисы лишена штампов и необычайно жизненна. Тема этой картины весьма жизненна.
3.
Важный для жизни, общественно необходимый. Ж-ые интересы.Ж. вопрос. Ж-ые центры страны. Ж-ое пространство. < Жизненно, нареч. Ж. важный вопрос. Принять ж. важное решение. Дорога здесь ж. необходима.

ЖИТЕЙСКИЙ, -ая, -ое.
Связанный с жизнью, с действительностью; жизненный. Ж. опыт, расчёт. Ж-ая мудрость. Ж-ие наблюдения. //
Обыденный, будничный, свойственный повседневной жизни. Ж-ие хлопоты, мелочи, будни. Ж. разговор. ◊ Дело житейское.
Оценка каких-л. жизненных обстоятельств как обыкновенных, обыденных. Житейское море.
Жизнь с её заботами и волнениями. < Житейски, нареч.

2. Укажите, в каком  предложении нужно употребить   слово  ЭКОНОМИЧНЫЙ вместо слова ЭКОНОМИЧЕСКИЙ.

А) Я прочла о  новом экономическом способе приготовления пищи.

Б) Президент рассказал об экономической обстановке в стране.

ЭКОНОМИЧНЫЙ, -ая, -ое; -чен, -чна, -чно.
Дающий возможность что-л. сэкономить, выгодный. Э-ая машина.Э-ое строительство. Э-ая технология. Э. способ обработки. < Экономично, нареч. Э. строить. Э. расходовать воду.Экономичность, -и; ж. Э. двигателя. Э. перевозок. Э. метода. Э. проекта.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ, -ая, -ое.
1.
к Экономика. Э. базис. Э-ие законы. Э-ое сотрудничество. Э-ие требования. Э-ая политика. Э. совет. Э-ие реформы. Э. кризис. Э-ие науки. Э-ая статья. Э. журнал. Э-ая география
(наука о закономерностях территориального размещения общественного производства, о структуре хозяйства различных стран и районов).
2.
Материальный, денежный; связанный с материальным благосостоянием. Э-ая сторона дела. Э-ие расчёты и просчёты.Э-ая зависимость. Э-ая блокада.
3. Устар.
=Экономичный.
4. Устар.
к Экономия (3 зн.). Э. сад. Э-ие постройки. ◊ Экономические крестьяне. В России в 18 в.:
переданная в ведение казны категория государственных крестьян, образовавшаяся в результате секуляризации церковных земель.

3. Укажите, в каком  предложении нужно употребить   слово  НАСЛЕДИЕ вместо слова НАСЛЕДСТВО.

А) Многие человеческие пороки можно объяснить тяжёлым наследством прошлого.

Б) Юрист объяснил мне  правила вступления в наследство.

НАСЛЕДИЕ, -я; ср.
Явление культуры, быта и т.п., унаследованное, воспринятое от прежних поколений, от предшественников. Творческое н. Пушкина. Культурное н. древнего мира. Предрассудки - тяжёлое н. прошлого.

НАСЛЕДСТВО, -а; ср.
1.
Имущество, остающееся после смерти владельца и переходящее в собственность наследника. Получить, оставить н. Хутор перешёл в н. к детям. Большое, неслыханное, солидное н. /Шутл.
О том, что передаётся из поколения в поколение (о физиологических признаках, чертах характера и т.п.). Тяжёлая у тебя рука! - Отцовское н. Привычка к труду - бесценное н.
2.
То, что передаётся кому-л. его предшественником или предшествующими поколениями (обычно во владение).Семейный архив - моё единственное н. Кот достался в н. от прежних хозяев дачи.
3.
=Наследие. Идейное, духовное, культурное, научное н.
4.
=Наследование.

4. Укажите, в каком  предложении нужно употребить   слово  ВЫПОЛНЯТЬ вместо слова ИСПОЛНЯТЬ.

А) Я всегда тщательно исполняю домашние задания.

Б) Эту песню исполнил известный певец.

ВЫПОЛНИТЬ, -ню, -нишь; св. что.
1.
Осуществить, совершить (задуманное, порученное). В. работу в срок. В. установленную норму. В. своё обещание. В. приказ, боевую задачу. В. угрозу.
2. обычно кратк. страд. прич. прош.
Изготовить, создать, сделать. Портрет выполнен в бронзе.Модель выполнена из самых доступных материалов. < Выполнять, -яю, -яешь; нсв. Выполняться, -яется; страд. Выполнение (см.).

1. ИСПОЛНИТЬ, -ню, -нишь; св. что.
1.
ыполнить. И. поручение. И. просьбу. И. желание. И. своё обещание. И. свой долг.
2.
Воспроизвести перед слушателями, зрителями (какое-л. произведение искусства). И. роль. И. танец. И. отрывок из поэмы.
3. обычно страд. прич. прош.
Создать, сделать, выполнить. Хорошо исполненная фотография.< Исполнять (см.). Исполняться, -яется; страд. Исполнение, -я;ср. И. музыкального произведения. Привести в и. Проверка исполнения поручений. Экспортное и.
(предназначенное на экспорт).

5. Укажите, в каком  предложении нужно употребить   слово  СКРЫТНЫЙ  вместо слова СКРЫТЫЙ.

А) Мой брат – очень скрытый человек.

Б) В покупке я обнаружил скрытый дефект.

СКРЫТЫЙ, -ая, -ое; скрыт, -а, -о.
1.
Не обнаруживаемый явно, скрываемый, тайный. С-ая угроза. С-ая досада. С-ая насмешка. С-ая вражда. С-ая печаль. С-ая злоба. С-ая камера, съёмка
(при которой снимаемый не знает, что на него направляют объектив).
2.
Присущий кому-, чему-л., но внешне не заметный или ещё не проявившийся. С-ая сила. С. смысл. < Скрыто, нареч. С. недолюбливать кого-л.

СКРЫТНЫЙ, -ая, -ое; -тен, -тна, -тно.
1.
Скрывающий свои мысли, чувства, намерения. С. ребёнок. С-ые соседи. С-ая подруга. //
Свойственный такому человеку. С. характер. С-ая натура. С. взор, взгляд.
2.
Не обнаруживающий себя или скрываемый от других. С-ая любовь. С-ая жизнь. С. образ жизни. С-ое озлобление. < Скрытно, нареч. С. пробраться куда-л. С. готовиться к нападению. Скрытность, -и; ж. Посмеяться над чьей-л. скрытностью. Заподозрить в ком-л. с. С. характера. Дело требует скрытности. Сборы происходили в полной скрытности.

  1. Фронтальный опрос по изученным знакам препинания в БСП.

- Скажите, что вы знаете о постановке запятой и токи с запятой в БСП?

- Какие смысловые отношения имеют БСП при постановке двоеточия?

  1. Проверочная работа (см.приложение).
  1. Изучение нового материала.
  1. Задание по группам.

- Прочитайте предложенные предложения, обозначьте грамматические основы, границы простых предложений в составе сложных. Составьте схемы предложений. Используя материал учебника, объясните смысловые отношения между его частями. Изобразить на листе условия постановки тире (схему). Привести пример.

1 группа (противопоставление)

В бессоюзном сложном предложении ставится тире, если содержание первой части противопоставляется содержанию второй части, например: Труд человека кормит – лень портит. Смелые побеждают – трусливые погибают. Умная голова сто голов кормит – худая и одной не прокормит. 

2 группа (время, условие)

В бессоюзном сложном предложении ставится тире, когда первая часть имеет значение времени или условия. Например: Наконец, пробила слеза – мы очнулись. Лес рубят – щепки летят. Май холодный – год хлебородный.

3 группа (быстрая смена событий)

Тире также ставится, если в бессоюзном сложном предложении выражена быстрая смена событий. Например: Сыр выпал – с ним была плутовка такова. Выстрел – утки прыснули врассыпную. Грянул гром – по дебрям влажным эхо резко засмеялось.

4 группа (сравнение)

Тире ставится, когда содержание второй части сравнивается с содержанием первой части, например: Молвит слово – соловей поёт. Посмотрит – рублем одарит. С умным поговорить – воды напиться.

5 группа (следствие)

В бессоюзном сложном предложении ставится тире, если вторая часть имеет значение следствия, результата. Например: Говорят, нынче новая эра – устарели отцы для примера.

Лето было теплое и дождливое – вот капуста у бабушки и удалась на славу. У зайцев шерсть побелела – зима близко.

  1. Защита группами пунктов правила.
  2. Закрепление.
  1. Просмотр презентации.
  2. Запись и анализ предложений (у доски  3 человека по 2 предложения).

Прочёл хорошую книгу – встретился с другом. (сравнение)

Наука даром не даётся- наука трудом берётся.(противопоставление)

Есть терпение - будет и умение.(следствие)

Будешь книги читать – будешь всё знать.(условие)

Ввысь взлетает сокол – жмется уж к земле.(время)

Вдруг мужики с топорами явились – лес зазвенел, застонал, затрещал.(быстрая смена событий).

  1. Цифровой диктант.

1) Источник утоляет жажду - доброе слово оживляет сердце.

2) Не кричи о себе – пусть другие о тебе хоть тихо скажут.

3) С глупым водиться – сам поглупеешь.

4) Прочёл хорошую книгу – встретился с другом.

5) Язык один, ушей пара – раз скажи, два послушай.

6) Не ищи безупречного друга – останешься один.

7) Проходят и болезни, и беда – привычки остаются навсегда.

8) Первый камень криво в землю врос – вся стена пошла наперекос.

9) Будешь книги читать – будешь всё знать.

10) Утром не встанешь – день пропал.

11) Хвастун правду скажет – ему никто не поверит.

12) Тьма свету не любит – злой доброго не терпит.

13) Ручка беленька – душа чёрненька.

14) Счастливый шепотком толкует об удаче – несчастный о своём несчастье громко плачет.

15) Нет умного соседа - беседуй с книгой.

противопо-

ставление

Условие, время

следствие,

вывод

сравнение

1,2,7, 11,12,13,14

3,8, 9,10,15

5, 6

4

  1. Итоги урока.
  2. Домашнее задание.


1 вариант.

  1. Найдите БСП.
  1. Время обдумало, сдуло все лишнее.

Б. Я шагал за счастливою долей, беспокойным искателем стал.

  1. Дело было вечером, делать было нечего.

Г. Друзей мы теряли на трудных дорогах, хранили любовь под огнем.

Д. Лес, горы слились, все окуталось густым туманом.

Е. По синеющему небу плыли легкие облака, облитые золотыми лучами заходящего солнца.

  1. Укажите БСП, между частями которого надо поставить запятую.

А.        Выходить в море никто не решался ветер достиг восьми баллов.

Б. В глазах у меня потемнело голова закружилась.

В. Дрова все вышли топить нечем.

Г. Чин следовал ему он службу вдруг оставил.

Д. В феврале много инея на деревьях будет много меда.

  1. Найдите БСП, между частями которых надо поставить двое-

точие.

  1. Поезд ушел его огни исчезли.

Б. На улице было еще пусто над крышами домов вставало солнце.

  1. Случилась беда селевой поток размыл железнодорожный путь.

Г. Не бойтесь вас подстрахуют.

Д. Хотел рисовать кисти выпадали из рук.

Е. Солнце дымное встает будет день горячий.

  1. Укажите предложение, соответствующее схеме: [ ]: [причина]

(знаки препинания не расставлены).

  1. Не будьте равнодушны ибо равнодушие смертоносно для души человека.

Б. Знойные и сухие ветра разгоняли тучи солнце нещадно палило хлеба и травы.

  1. В доме не дождутся с ловли рыбака обещал вернуться через два денька.

Г. За ночь все отдохнули можно было двигаться далыпе.

4.Найдите предложения с речевыми ошибками.

  1. Обработка результатов испытаний проводилась в два этапа.

Б. Каждая минута рабочего времени дня должна быть на учете.

  1. За год артель получила более 150 млн рублей денег дохода.

Г. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.

2 вариант.

  1. Найдите БСП.
  1. Многие видел я страны, счастья искал повсюду, только удел желанный больше искать не буду.

Б. День был серый и спокойный, в свежем воздухе пахло морем.

  1. Ветер первую зелень качает, прошлогодние мнет камыши.

Г. Мы идем и любуемся рожью, гладим колос любовно рукой.

Д. Серп луны в просвете тучи с грустью тихою глядит, под ветвями ив плакучих тускло воду золотит.

Е. Зарозовели вечера, степные хлынули ветра.

  1. Укажите БСП, между частями которого надо поставить запятую.
  1. Дед оказался прав к вечеру пришла гроза.

Б. Ветер подул с гор будет дождь.

  1. Льется теплый воздух в комнаты шумят воробьи на сирени.

Г. Он ждал расспросов она молчала и смотрела в окно.

Д. Слабо шурша, падали шишки вздыхая, шумел лес.

  1. Найдите БСП, между частями которых надо поставить двоеточие.
  1. Я смотрю на часы мы точно выполняем расчеты штурмана.

Б. Улетели птицы за море миновало время жатв.

  1. Был вечер на небе блистали яркие звезды.

Г. Красоту только тронь небрежной рукой она исчезнет навеки.

Д. Я доверяю любящим они великодушны.

Е. У альпинистов есть золотое правило нельзя терять высоту.

4. Найдите, в каком примере двоеточие стоит между частями БСП.

А.        Все пленяло меня в театре: и частые огоньки рампы, и смена декораций, и игра актеров.

Б. Солнце светит одинаково всем: и человеку, и зверю ,и дереву.

В.        Обо мне все люди скажут: сердцем чист и не спесив.

Г. Ах, как трудно все на свете: служба, жизнь, зима, война.

  1. Найдите предложения с речевыми ошибками.
  1. Попечитель богоугодных заведений подлизывается к ревизору.

Б. Эти странные события имели большое значение для него.

В. Это неожиданное назначение играет большую роль в его жизни.

Г. Нас поразили дешевые цены на научные и научно-популярные книги.

Д. Крупные ученые никогда не бывают узкими специалистами.

Е. Игра артистов произвела на зрителей огромное впечатление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка на тему "Сложное предложение"

Урок-подготовка к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе...

Урок русского языка по теме "Сложное предложение"

План -конспект урока русского языка для 9 класса "Сложное предложение  ( с презентацией) Тип урока - урок освоения новых знаний....

Урок русского языка по теме "Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении"

Конспект урока составлен с учетом возрастных особенностей обучающихся, требованиями методики проведения занятий....

Конспект урока русского языка "Особенности бессоюзных сложных предложений"

Конспект урока русского языка в 9 классе "Особенности бессоюзных сложных предложений" по программе под редакцией В.В.Бабайцевой....

Урок в 9 классе Бессоюзные сложные предложения

Урок изучения нового материала с применением технологии дифференцированного обучения....