План-конспект урока по русскому языку: "Обособление уточняющих члено предложения" 8 класс
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Урок объяснение нового материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
utochnyayushchie_chleny_predl._razrabotka_uroka.docx | 21.82 КБ |
Предварительный просмотр:
«Обособление уточняющих членов предложения» в 8 классе.
Цели урока:
1.Общеобразовательные
-отработать умение употреблять в устной речи и находить на письме уточняющие члены предложения
-научить отделять уточняющие члены предложения запятыми
-научить конструировать предложения с уточняющими членами
2.Развивающие
-активизировать познавательную деятельность учащихся
-стимулировать и развивать мыслительные процессы
-развивать память, внимание , быстроту реакции
Тип урока: Урок объяснения нового материала.
Ход урока:
I. Лингвистическая разминка.
1.Работа на уроке начинается с чтения и размышления над словами Д.С.Лихачёва
«Вернейший способ узнать человека – прислушаться к тому, как он говорит. О человеке нередко сначала судят по его лицу, походке, поведению и часто ошибаются. Язык - более точный показатель человеческих качеств и культуры».
- Учащиеся определяют главную мысль высказывания и приходят к выводу: человек должен стремиться овладеть орфоэпическими нормами, чтобы быть культурным и образованным.
2. А можем ли мы считать себя образованными людьми, давайте проверим.
1 Фронтальный опрос по пройденным темам из раздела «Обособление».
- Какие члены предложения называются обособленными?(выделенные второстепенные члены)
- Как выражается обособление на письме? В устной речи ? (на письме запятыми, в устной речи – интонационно).
- В каком случае обособляются определения ,приложения ?(Если стоят после определяемого слова, относятся к личному местоимению ,имеют дополнительное обстоятельственное значение ,относятся к имени собственному)
- Каковы правила обособления обстоятельств? (обособление обстоятельств , выраженных одиночным деепричастием или деепричастным оборотом)
- В каком случае не выделяются обособленные обстоятельства ( если являются устойчивым выражением(фразеологизмом) Например: Работать спустя рукава. Сломя голову, затаив дыхание.
В рабочем листе учеников даны предложения с обособленными определениями, обстоятельствами, приложениями. Ученики читают предложения и устно объясняют постановку знаков препинания .
1.Ваза ,стоявшая на столе ,поразила меня.
2. Она ушла, не закрыв за собой дверь.
3. Настя, трехлетняя девочка, осталась в избе.
4.Данко бросился вперед , высоко держа горящее сердце.
5. Выпавший за ночь снег замел узкую дорожку.
2.Объяснение нового материала: «Обособление уточняющих членов предложения»
МЫ ПРОДОЛЖИМ ИЗУЧАТЬ ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
На доске написаны предложения:
а) Завтра мы пойдем на экскурсию.( в 10 часов)
б) Золотая осень землю украшает.(с желтыми листьями)
в) Постепенно гаснут в небе звезды. (очень медленно)
- Попробуйте конкретизировать данные члены предложения , сделать их более точными, ясными.
Учащиеся приводят свои примеры уточнения.
- Попробуем сделать вывод. Какие слова обособляются в данных предложениях?
Обособляются слова и словосочетания, уточняющие смысл предшествующих слов.
- Для чего нам нужно употреблять в речи уточняющие члены предложения ?
а) Чтобы не ошибиться при назначении места встречи (где , когда ,когда именно) Я у аптеки , а я в кино ждала вас. Так значит завтра на том же месте , в тот же час.
б) Уточняющие члены предложения создают образ, имеют художественную
ценность. Золотая , с желтыми листьями, осень землю украшает.
в) помогают раскрыть различные чувства. Мы беседовали хорошо, по-дружески.
- Какие члены предложения называются уточняющими ? Как выделяются в устной речи ?В письменной ?
Составление таблицы « Запятые в предложениях с уточняющими членами предложения.»
Обособляются слова и словосочетания ,уточняющие смысл предшествующих слов
Уточняющие обстоятельства места | Каждое утро, в восемь часов, я иду на работу. |
Уточняющие обстоятельства времени | Далеко, в лесу, раздавались удары топора. |
Уточняющие обстоятельства образа действия | Это был Александр Иванович, или попросту Саша, гость, приехавший из Самары. |
Уточняющие определения со значением цвета, размера, возраста. | Внизу ничего не было видно, кроме сверкающих огней. |
Уточняющие приложения с союзом или (= то есть) | Длинная, в несколько верст, тень ложилась от гор на степи. |
Уточняющие дополнения с предлогами (кроме, включая, за исключением, несмотря на, например, и т.д) | Он наивно, по-детски, вытер пальцами глаза. |
6.Закрепление материала.
Выборочное (осложненное ) списывание.
Из предложенных пар предложений выбрать только предложения с уточняющими членами.
А.1.Здесь, среди болот, проб...рается тоненький ручеек.
2.Вчера на хуторе произошло нечто странное.
Б.1.Войдя в юрту Макар подошел к камельку.
2.Сегодня ,в восемь часов вечера,мы поед...м в гости.
В. 1.Нутрия ,или водяная крыса ,ценит(т ,ть )ся своим мехом.
2.Письмо доставит мой брат или его товарищ.
Г. 1.Я ничего не слышал ,кроме шума листьев.
2.На севере ,слабо мерцая , подымались какие-то белесоватые облака.
После выполнения этого задания учащиеся обмениваются своими работами и производят взаимопроверку.
4.Конструирование предложений.
Учащимся предлагается «собрать» рассыпавшееся предложение .
а) Половодья , весной , сейчас ,с , опасением ,мы, ранней, ждем.
Сейчас , ранней весной , мы с опасением ждем половодья .
б) Сидели , дети , дома , около , скамейке , на .
Около дома , на скамейке , сидели дети.
в) Изучаем , то есть , мы , предложения ,науку , о , словосочетании , предложении , и.
Мы изучаем синтаксис , то есть , науку о словосочетании и предложении.
У доски три ученика составляют предложения с уточняющими членами , прикрепляя магнитами слова к доске и объясняют постановку знаков препинания в предложениях с уточняющими членами предложения.
5.Составить схемы предложений с уточняющими членами .(Аудирование)
Предложения зачитываются один раз (без повторения). После каждого предложения ученики записывают схемы предложений в своей тетради.
Затем схемы предложений записываются на доске .
Поздно вечером , часов в одиннадцать , я вышел в сад
Вправо от дома , на берегу реки , раскинулся огромный парк.
Мы беседовали хорошо , по-дружески.
В воздухе изредка появлялись белые комары , то есть снежинки.
Он работал весело , с огоньком.
Проверка:
когда , когда именно ,
где , где именно ,
как , как именно .
Что , то есть .
как , как именно.
6.Рефлексия. Подведение итогов.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что вам понравилось на уроке?
- В каких случаях употребляются уточняющие члены предложения?
Д/З пар. 52, упр. 325
Выставление оценок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе по теме "Обобщающее повторение о второстепенных членах предложения"
Урок проводился в игровой форме на этапе, когда весь материал по теме"Второстепенные члены предложения" полностью изучен и необходимо проверить, готовы ли ученики к контрольной работе.Это урок-соревно...
План-конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе школы V вида по теме «Вводные слова и знаки препинания при них».
Данный материал используется на уроках русского языка в 9 классе школы Vвида (детей с тяжёлыми нарушениями речи), а также возможно его использование на логопедических занятиях в школе c учащимися II с...
План – конспект открытого урока по русскому языку «Междометия и звукоподражательные слова». 7 класс.
План-конспект открытого урока по русскому языку "Междометия и звукоподражательные слова" с использованием технологической карты урока. Базовый учебник М.М.Разумовская, С.И.Львова и др. «Русский...
Проверочная работа по русскому языку "Обособленные определения и приложения "8 класс
Работа содержит определённые задания по вариантам для самостоятельной работы учащихся,которые должны показать уровень знаний по теме "Обособленные члены предложения"....
Проверочная работа по русскому языку "Обособленные определения и приложения "8 класс
Работа содержит определённые задания по вариантам для самостоятельной работы учащихся,которые должны показать уровень знаний по теме "Обособленные члены предложения"....
Презентация к уроку по русскому языку: "Обособление уточняющих членов предложения" 8 класс
презентация...
План-конспект открытого урока по русскому языку в 7 классе на тему "Главные члены предложения. Подлежащее"
Данный урок представляет собой урок повторения и обобщения уже имеющихся у учащихся знаний и открытие новых знаний, умений и навыков. В ходе урока ребята работают как индивидуально, так и в парах, вып...