Буквы Ы-И
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Ткачева Татьяна Анатольевна

Урок русского язка в 5 классе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx29.75 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx963.95 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ: «БУКВЫ И-Ы ПОСЛЕ Ц»

ЦЕЛИ УРОКА:

ОБУЧАЮЩАЯ: повторить правописание гласных в корнях с чередованием (лаг-лож, раст-ращ-рос), правописание гласных о-ё после шипящих в корне;  познакомить учащихся с новым опознавательным признаком - наличием Ц перед гласным, с правописанием Ы - И после Ц; учить правильно обозначать орфограмму; применять изученную орфограмму на практике, отличать от других орфограмм; расширить лексический запас учащихся.

РАЗВИВАЮЩАЯ: развивать внимание, память, логическое мышление учащихся, умение сравнивать, классифицировать, обобщать, развивать умения самостоятельного применения знаний, развивать навыки построения рассуждения на лингвистическую тему, развивать творческие способности учащихся.

ВОСПИТЫВАЮЩАЯ: вызвать интерес к урокам русского языка; воспитывать умение слушать и слышать товарищей, строить коммуникацию в малой группе, ставить перед собой цели, оценивать свою работу.

ОБОРУДОВАНИЕ:

1.  Мультимедийная презентация

  1. Таблица «Буквы И-Ы после Ц»
  2. Таблицы для заполнения учащимися
  3. Лист ватмана для создания кластера
  4. Раздаточный материал (карточки с дифференцированными заданиями)

ПЛАН УРОКА:

  1. Оргмомент.
  1. Актуализация субъективного опыта учащихся:

а)        устный фронтальный опрос учащихся по пройденному материалу,

б)        проверка усвоения знаний с использованием карточек разных цветов

  1. Стадия вызова. Побуждение интереса к новой теме:

а)        угадывание звука «по паспорту»,

б)        работа со стихотворением,

в)        инсценировка сказки,

г)        формулировка учащимися темы и целей урока

  1. Стадия осмысления. Получение новой информации:

а)        самостоятельная работа учащихся в группах с использованием учебника,

б)        заполнение учащимися таблиц, создание кластеров.

в)        работа с таблицей, вывешенной на доске,

г)        знакомство с правилом в стихотворной форме,

д)        работа со словами-исключениями,

е) отработка алгоритма написания букв И-Ы после Ц

  1. Рефлексия. Выработка умений применять полученные знания на практике:

а)        устная работа с упражнением из учебника;

б)        работа в группах по карточкам с дифференцированными заданиями;

в)        подведение учащимися итогов урока.

  1. Домашнее задание и инструктаж к нему. Самооценка учащимися деятельности на уроке.

ХОД УРОКА.

Перед началом урока учитель разделяет класс на 3 группы, исходя из уровня способностей, степени обученности

  1. Оргмомент. Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

  1. Актуализация субъективного опыта учащихся:

а)        устный фронтальный опрос учащихся по пройденному материалу (правописание корней с чередованием, буквы о-ё после шипящих в корне слова). Учащиеся отмечают, что слова на данные правила нельзя проверить подбором однокоренного проверочного слова; их написание зависит от позиции в слове. Попутно учащиеся вспоминают об отличии исторических чередований от позиционных.

б)        проверка усвоения знаний с использованием карточек разных цветов: учитель по очереди предлагает учащимся несколько слов, учащиеся поднимают карточку того цвета, который соответствует нужной в слове букве (а, о, ё):  ч_рный, р_сти, прич_ска, р_сток, ш_рох, изл_гать, ш_лк, ш_в, предл_жение (Слайд 2)

Далее учитель зачитывает слова (их учащиеся воспринимают на слух): вырос, предположение, выращенный, шепот, прилагательное, заросли, желтый, крыжовник.

  1. Стадия вызова. Побуждение интереса к новой теме:

а)  Угадывание звука «по паспорту» (по его характеристике):

Учитель: Отгадайте звук по «паспорту»: согласный, твердый непарный, глухой непарный - /Ц/. (Слайд 3)

б)        Чтение учителем стихотворения. Учащиеся определяют, какое сочетание звуков в нем повторяется:

Учитель: Послушайте стихотворение и скажите, какое сочетание звуков повторяется в нем? (Слайд 4)

Цыпленок в цирке выступал,

Играл он на цимбалах,

На мотоцикле разъезжал

И цифр он знал немало.

Он из цилиндра доставал

Морковь и огурцы

И только одного не знал,

Где И, а где же Ы

в)        Инсценировка учащимися сказки «Происшествие в стране Орфографии». (Слайд 5) Учащиеся по группам обращают внимание на слова, в которых присутствует сочетание «-ЦИ-ЦЫ-» (первая группа записывает слова с сочетанием –ЦЫ-, вторая и третья – с сочетанием –ЦИ-):

Этот случай произошел в стране Орфография. Царица страны буква Ц попросила буквы И и Ы рассказать ей, как они её любят. Буква Ы - тугодумка. Пока она чесала в затылке, буква И выскочила вперёд и затараторила: «Ах, царица Ц, ах, царица Ц. Я так вас обожаю. Вы так добры, умны и прекрасны. Не хватит цифр, чтобы сосчитать знаки внимания, которые я буду вам оказывать. Каждый день на мотоцикле я буду возить вас в цирк. В день рождения я подарю Вам циркуль и цилиндр. Среди подчиненных я наведу дисциплину. Если вы заболеете, все достижения медицины будут к вашим услугам. А дворец я украшу нарциссами, гиацинтами и цинниями».

                «А я, глубокоуважаемая царица Ц, а я... я буду петь для Вас цыганские романсы, буду разводить для Вас цыплят, утром на цыпочках буду заходить в Вашу опочивальню, чтобы сказать «цыц» тем, кто осмелится Вас разбудить», - в отчаянии Буква Ы замолчала, потому что больше ничего не могла придумать. Царице Ц жаль стало букву Ы: «Ладно, - решила она,- нет правил без исключений. Пусть в словах «цыган на цыпочках цыкнул на цыпленка цыц» пишется буква Ы».

г) Сообщение учителем исторических (этимологических) сведений о букве Ц: Учитель: Ребята, буква Ц - необычная буква. В древнерусском языке согласный Ц был мягким, как и шипящие Ж, Ш. Со временем (14в.) звук Ц стал твердым. Буква И после Ц мягкости не обозначает. Хотя до сих пор в некоторых говорах, например на Украине, мягкость произношения сохранилась. Разнообразие написаний слов с Ц объясняется историческими причинами. (Слайд 6)

д)        Самостоятельная формулировка учащимися темы и целей урока

5. Стадия осмысления. Получение новой информации.

На данной стадии учащиеся занимаются исследовательской деятельностью в группах (Слайд 7): 

а)        самостоятельная работа учащихся в группах с использованием учебника с целью выяснения правила правописания букв И-Ы после Ц  (§87, стр. 182),

б)        заполнение учащимися второй и третьей группы таблиц «И-Ы после Ц», создание первой группой кластера.

в)        коллективная работа с таблицей, вывешенной на доске (Слайд 8). Учитель обращает внимание учащихся на то, как выделяется данная орфограмма. Учащиеся доказывают, что написание букв И-Ы после Ц зависит от позиции в слове, т.е. от той морфемы, в которой находится орфограмма (морфемный разбор слов у доски),

г) знакомство        с правилом «Буквы И-Ы после Ц» в стихотворной форме:

Учитель: Поможет запомнить правило правописания ЦИ-ЦЫ стишок (Слайд 9)

В существительных на -ция 

Мы всегда напишем -ия.

И под корнем, посмотри,

Тоже пишем букву и.

А в концовке -цын, -цый, -цы 

Пишем только букву ы.

д) работа        со словами-исключениями (запись в словарики): «Цыган на цыпочках цыкнул на цыплёнка: «Цыц!» (Слайд 10)

е) отработка алгоритма написания букв И-Ы после Ц (Слайд 11)

6. Рефлексия. Выработка умений применять полученные знания на практике: 

а) устная работа с упражнением 446 из учебника (Слайд 12). Первые два слова упражнения читает и объясняет учитель. Далее учащиеся по образцу, данному учителем, по цепочке читают остальные слова, объясняя, какую гласную - ы или и - нужно поставить на месте пропуска. Среди учащихся присутствует «эксперт», который, ссылаясь на толковый словарь (опережающее задание), объясняет непонятные слова («цинга», «куцый»):

                ц…нга, куц…й (объяснение «экспертом» этих слов), овц… , синиц…н, у гостиниц…, ц…новка*(значение слова под «звездочкой» учащиеся находят в школьном толковом словаре), белолиц…й, панц…рь.

б)        Работа в группах по карточкам с дифференцированными заданиями:

        1.  Игра        «Шпион» (Слайд 13) - выписать лишнее слово из каждого ряда (задание, одинаковое для всех групп):

  1. с улицы, белгородцы, сестрицын, цыкнуть.
  2. циркуль, секция, белолицый, дикция.
  3. цыган, цыпленок, цыкнуть, цитата.
  1. Отгадать загадку (Слайд 14)

Первая группа: Твердый покров некоторых животных. (Панцирь)

Вторая группа:

 Он циркач такой лихой,

Чертит круг одной ногой, А другой проткнул бумагу, Уцепился - и ни шагу! (Циркуль)

Третья группа:

Пятерка братьев неразлучна,

Им вместе никогда не скучно. Они работают пером,

Пилою, ложкой, топором. (Пальцы)

  1. Выполнить задания (Слайд 15).

Первая группа: С помощью суффикса -ын- образуйте от данных существительных прилагательные: синица, волчица, кормилица, тигрица

Вторая группа: Перестройте предложения так, чтобы слова с ц имели на конце ы или и: Укрепления построены бойцами (Укрепления построили бойцы). Синицами были съедены все хлебные крошки (Синицы съели все хлебные крошки). Матч выигран нижегородцами (Нижегородцы выиграли матч)

Третья группа: Распределите слова по двум столбикам: с -цы- и -ци-

Цинк, цитата, цыпленок, белолицый, циркуль, овцы, милиция, пунктуация

в)        подведение учащимися итогов урока.

7. Домашнее задание и инструктаж к нему. Самооценка учащимися собственной деятельности на уроке (Слайды 16, 17)

После того, как итоги урока подведены, учитель предлагает учащимся домашнее задание творческого характера: написать небольшой текст, используя слова на изученные орфограммы (в т.ч. слова-исключения). В конце урока каждый учащийся оценивает собственную деятельность на уроке (по пятибалльной шкале). Давая самооценку собственной деятельности во время урока, учащиеся создают себе ситуацию успеха.        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 5 классе Буквы И – Ы после Ц

Слайд 2

Повторение – мать учения. Поднимите зелёную карточку, если в слове пишется А , жёлтую – если в слове пишется О , красную – если в слове пишется Ё Ч _ рный , ё р _ сти , р _ сток, о ш _ рох, о а изл _ гать, а ш _ лк, ё ш _ в, о предл _ жение о прич _ ска, ё

Слайд 3

Отгадайте звук по «паспорту»: согласный глухой непарный, твердый непарный [ц]

Слайд 4

Определите, какое сочетание звуков повторяется в стихотворении Цыпленок в цирке выступал, Играл он на цимбалах, На мотоцикле разъезжал, И цифр он знал немало. Он из цилиндра доставал Морковь и огурцы И только одного не знал, Где пишут ци , где цы . Цимбалы - музыкальный инструмент, по струнам бьют крючками. Род малых гуслей. Цилиндр -1. тело, ограниченное с концов двумя кругами, а с боков- гнутого по кругам плоскостью. 2.головной убор джентльмена

Слайд 5

Происшествие в стране Орфографии Ц и ы

Слайд 6

Исторические (этимологические) сведения о букве Ц Буква Ц - необычная буква. В древнерусском языке согласный Ц был мягким, как и шипящие Ж, Ш. Со временем ( XIV в.) звук Ц стал твердым. Буква И после Ц мягкости не обозначает. Хотя до сих пор в некоторых говорах, например на Украине, мягкость произношения сохранилась. Разнообразие написаний слов с Ц объясняется историческими причинами.

Слайд 7

Самостоятельная работа в группах Познакомьтесь с правилом в учебнике на странице 182 и выполните задания: Первая группа: составьте кластер «Буквы И-Ы после Ц» Вторая и третья группы: заполните предложенную таблицу

Слайд 9

Поможет запомнить правило правописания Цы-Ци стишок В существительных на - ция Мы всегда напишем - ия . И под корнем , посмотри, Тоже пишем букву и . А в концовке - цын , - цый , - цы Пишем только букву ы .

Слайд 10

Слова - исключения Ц ы ган на ц ы почках ц ы кнул на ц ы плёнка: «Ц ы ц!»

Слайд 11

Алгоритм написания букв И-Ы после Ц

Слайд 12

Рефлексия Применяя алгоритм, устно выполните упражнение 446 : ц … нга , куц…й , овц … , синиц… н , у гостиниц…, ц … новка *(значение слова под «звездочкой» найдите в школьном толковом словаре), белолиц…й, панц … рь .

Слайд 13

Игра «Шпион» Выпишите из каждого ряда лишнее слово : 1. с улицы, белгородцы , сестрицын, цыкнуть. 2. циркуль, секция, белолицый, дикция. 3. цыган, цыпленок, цыкнуть, цитата.

Слайд 14

Отгадайте загадку: Первая группа: Твердый покров некоторых животных. Вторая группа: Он циркач такой лихой, Чертит круг одной ногой, А другой проткнул бумагу, Уцепился - и ни шагу! Третья группа: Пятерка братьев неразлучна, Им вместе никогда не скучно. Они работают пером, Пилою, ложкой, топором.

Слайд 15

Выполните задание Первая группа: С помощью суффикса - ын - образуйте от данных существительных прилагательные: синица, волчица, кормилица, тигрица Вторая группа: Перестройте предложения так, чтобы слова с ц имели на конце ы или и : Укрепления построены бойцами. Синицами были съедены все хлебные крошки. Матч выигран нижегородцами Третья группа: Распределите слова по двум столбикам: с - цы - и - ци - Ц… нк , ц …тата, ц …пленок, белолиц…й, ц … ркуль , овц …, милиц …я, пунктуац …я

Слайд 16

Итоги урока Что узнали нового? Чему научились ? Я оцениваю свою работу на уроке как … Я недоволен уроком, потому что …

Слайд 17

Домашнее задание Напишите небольшой текст, используя слова на изученные орфограммы (в т. ч. слова-исключения)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...

Разработка урока русского языка в 7 классе «Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных»

Цели урока: познакомить учащихся со способами разграничения страдательных причастий и отглагольных прилагательных;формировать навыки написания Н и НН в причастиях и Н в отглагольных прилагательных...

Конспект занятия "Звук и буква М. Знакомство с согласными буквами."

Мною представлен конспект открытого занятия по обучению грамоте детей с ЗПР 6-7 лет....

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...

Пособие для изучения букв, используемое в работе с детьми с тяжелой степенью умственной отсталости. Буква А.

Пособие для изучения букв, используемое в работе с детьми с тяжелой степенью умственной отсталости ...

Игра "Прятки с буквами" знакомит с буквами русского алфавита. Учит определять первую букву и количество звуков в слове

Пособие "Прятки с буквами" Примечание: квадратиками на поле показано количество пропущенных букв в слове....