Разработка урока русского языка и презентация к уроку по теме "В мире изученных наречий"
презентация к уроку по русскому языку (7 класс)
Презентация к уроку русского языка в 7 классе "В мире изученных наречий"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_k_uroku_v_mire_izuchennyh_narechiy.ppt | 407 КБ |
narechie.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Я рада видеть каждого из вас, И пусть зима прохладой в окна дышит, Нам здесь уютно, ведь наш класс Друг друга любит, чувствует и слышит.
загадка Попробуйте назвать подряд 5 дней недели, не называя ни названия дня, ни чисел.
Тема урока «В стране изученных наречий» Позавчера Вчера сегодня завтра послезавтра
-активно -превосходно -плодотворно -успешно -удачно
« Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной» (Максим Горький)
Станция «Историческая»
Наречие 1.Существительное. Общее - основы многих слов. 2.Прилагательное. Общее - значение признака. 3.Глагол. Общее - желание объяснить более подробно смысл действия.
Из истории слов Авось навзничь ничком вдребезги
Станция " Блиц- опрос" - Что называется наречием? - На какие вопросы отвечает наречие? - К каким частям речи могут присоединяться наречия? - Каким членом предложения может быть наречие? - С помощью каких способов образуются наречия ?
Сухой — досуха
Быстрый — быстро
Хорошо — нехорошо
Еле-еле
Станция «Корректор» («Орфографическая») Задание: Спишите, исправляя ошибки в написании наречий. По старому, добело, когда то, где нибудь, вправа, по мужски, слево, издавно, занова, сново.
Станция « Найди свою пару» Один прочитает прилагательное, второй- образует наречие. Вместе составляют предложение. Отличный – ...
Станция « Найди свою пару» Счастливый – ...
Станция « Найди свою пару» Аккуратный – ...
Станция « Найди свою пару» Красивый – ...
Станция « Найди свою пару» Холодный – ...
Станция « Найди свою пару» Яркий – ...
Различие имени прилагательного и наречия Имя прилагательное: 1. Обозначает признак предмета. 2. Относится к имени существительному. 3. Отвечает на вопросы; какой? какая? 4. В предложении является определением. Наречие: 1.Обозначает признак действия. 2.Относится к глаголу. 3.Отвечает на вопросы: как? каким образом? 4. В предложении является обстоятельством .
Физминутка Посмотрим налево- Посмотрим направо А теперь поближе А потом подальше Руки вверх поднимем дружно И помашем влево –вправо А сейчас опустим ниже Головы поднимем выше . Дружно хлопаем руками. Тихо топаем ногами. Чтобы веселее стало, Всё опять начнём сначала .
Н алево, направо, поближе, подальше, вверх, дружно, влево, вправо, ниже, выше, дружно, тихо, сначала . 12-13 — Великолепно!!! 11-10 — Хорошо! 9-6 - Нормально
Станция «Лексическая» Сказка. В старом лесу жили Стрекоза и Муравей. Всё лето Муравей заготавливал еду. Сломя голову бежал он на поле, до которого было рукой подать, и возвращался с пшеничными зёрнами. Соседка Стрекоза к зиме не готовилась. Наступили холода. Стрекоза увидела сытого Муравья и говорит: - У тебя запасов накопилось, куры не клюют, а у меня их совсем нет. Поделись-ка, дружочек! А Муравей ей в ответ: - Ты, соседка, всё лето работала спустя рукава. Вот так и продолжай!
Сломя голову – быстро, рукой подать – близко, куры не клюют – много, спустя рукава – плохо.
Станция «Речевая»
Соблюдайте речевые нормы и употребляйте слова в свойственном им значении! Жутко дружно - очень дружно , ужасно весело – очень весело; Обратно –очень, Очень прекрасно –прекрасно; жутко хвалит – очень хвалит
Станция «Игровая»
Станция «Пожелания» Мы Вам желаем: 1. ________________ не болеть. 2. ________________ выглядеть. 3. ________________улыбаться. 4. ________________ быть преданными своему делу. 5. Живите_________________
Предварительный просмотр:
Тема урока: « В стране изученных наречий»
Урок русского языка в 7 классе
Цель урока: организация деятельности обучающихся по закреплению, повторению изученного наречии, создать условия для формирования умения применять ранее полученные знания .
Задачи:
Обучающие:
повторить изученное по теме «Наречие»; совершенствовать умения находить в тексте наречия;
содействовать формированию умений применять изученные правила.
Развивающие:
развивать познавательные процессы, правильно использовать наречия в речи, делать самостоятельные выводы; формировать коммуникативные компетенции (навык работы в парах, коллективно, умение ставить вопрос), учебно - познавательные компетенции (развивать элементы общеучебной деятельности, логику, самостоятельность мышления); развитие логического мышления, наблюдательность, сообразительность, интерес к урокам русского языка, культуру речи и общения; развивать креативные навыки продуктивной деятельности (добывание знаний непосредственно из реальности, эвристическими методами решения проблем);
Воспитательные:
способствовать развитию культуры речи учащихся; воспитание чувства любви к родному языку.
Тип урока: урок повторения изученного материала.
Оборудование: мультимедийный проектор, инд. карточки
Вид урока: комбинированный
Методы: деятельностный, частично - поисковый
Формы: фронтальная, коллективная, индивидуальная
Приемы: применение ИКТ, работа с текстом, творческая работа, самостоятельная работа
Технология: л. - ориент, здоровьесберегающая, технология сотрудничества
Личностные УУД: Воспитание чувства любви к родному краю, изучаемому предмету; создать внутреннюю мотивацию к учению.
Познавательные УУД: Способствовать развитию творческих способностей, устной и письменной речи; формировать умение применять полученные знания; строить речевое высказывание.
Метапредметные УУД: Искать и выделять нужную информацию; формирование информационной компетентности.
Коммуникативные УУД: Формировать навыки работы в коллективе, в паре, инд - но.
Регулятивные УУД: Учить постановке цели работы; учить самостоятельно работать, корректировать, оцениватьстепень успешности; развитие творческих способностей.
Ход урока:
1. Орг.момент. Создание психологического настроения на работу.
- Здравствуйте, ребята. Мы рады видеть друг друга и сотрудничать сегодня на уроке, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить. А урок –это и есть наше с вами совместное творчество. Сейчас посмотрите друг на друга, улыбнитесь, улыбнитесь мне, нашим гостям.
Я рада видеть каждого из вас,
И пусть зима прохладой в окна дышит,
Нам здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
2.Целеполагание. Этап повторения изученного
Тему нашего сегодняшнего урока нам поможет определить загадка:
- Попробуйте назвать подряд 5 дней недели, не называя ни названия дня, ни чисел.
–Загадка эта разгадывается очень просто:
позавчера вчера сегодня завтра послезавтра
–5 дней недели перечислили, а какой частью речи являются все эти 5 слов? (наречием)
Когда-то вы , конечно же , читали книгу Гераскиной « В стране невыученных уроков» , в которой говорится о приключениях мальчика, не любившего урок русского языка. Мы с вами сегодня тоже отправимся в путешествие, но уже как любители русского языка, как люди , изучившие сложную и интересную тему – Наречие. Тема нашего урока «В стране изученных наречий». Запишите тему урока.
Мне бы хотелось, чтобы урок у нас прошел:
-активно -превосходно -плодотворно -успешно -удачно
-Страна наречий очень большая, мы сделаем остановку только на некоторых станциях. Эпиграфом к уроку я хочу взять слова М.Горького «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной.»
3. Станция «Историческая».
- Ребята, а вы никогда не думали, почему у наречия такое имя? Почему оно так называется? Ведь известно, что имена существительные обозначают предметы, которые существуют, имена прилагательные – «прилагаются к существительным», местоимения встают на место других имен. А наречия?
1)Проверка индивидуального домашнего задания.
– Давайте послушаем рассказ самого Наречия. Выступление ученика в роли Наречия.
– Я еще совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень -речь-. Он был известен еще в древнерусском языке. Тогда его имел глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие.
И если буквально перевести мое имя на современный язык, получится «наглаголие». А в латыни я называюсь «приглаголие». Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я как могу, помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему четкость.
Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними.
Хочу обратить ваше внимание на мою главную особенность – неизменяемость. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня его и нет. В предложениях я чаще всего бываю обстоятельством.
2)- В семье слов родилось Наречие. Определите, что общего у него с предками?
1.Существительное. Общее- основы многих слов.2.Прилагательное.Общее-значение признака.3.Глагол. Общее-желание объяснить более подробно смысл действия.
Индивидуальное домашнее задание – из истории слов. (работа с этимол словарём)
- Как произошли наречия авось, навзничь, ничком, вдребезги?
Авось – наречие – «может быть» (от него произошло существительное авоська). Исконно русское авоська – плетеная или вязаная сумочка (сетка) под продукты питания или иные нетяжелые предметы, которую берут с собой на всякий случай, на авось. В словарях в этом значении отмечается с 50-х годов XX века.
Наречие навзничь обозначает «лицом вверх». Это наречие противоположно по смыслу ничком, т.е. «лицом к земле, лицом вниз». Тот же корень -ник-,-нич- и в глаголе никнуть – «склоняться вниз». Приставка вз- в слове навзничь близка по значению к наречию вверх. Поэтому если ничком обозначает «лицом вниз», то навзничь – «лицом верх».
В древнерусском языке употреблялось существительное дребезг со значением «черепок, осколок». От данного существительного в винительном падеже множественного числа с предлогом в образовалось наречие вдребезги.
Вывод учителя:
Наречия возникли в языке позже других слов. Они нередко восстанавливают историю давно забытого слова, показывают, что в языке происходят процессы отмирания слов и рождения других.
5.Станция "Блиц- опрос".
-Что называется наречием? (обозначает признак действия и признак признака)
-На какие вопросы отвечает наречие? (где?куда?откуда?почему?зачем?как?)
-К каким частям речи могут присоединяться наречия? (глаголы, причастия, деепричастия)
-С какими частями ещё могут сочетаться? (сущ, прил и другими наречиями )
-Каким членом предложения может быть наречие?
-С помощью каких способов образуются наречия?( приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение слов)
сухой – досуха, быстрый – быстро, хорошо – нехорошо, еле-еле; (Запись примеров в рабочий лист).
4.Станция «Корректор» («Орфографическая»).
Задание: Спишите, исправляя ошибки в написании наречий.
По старому, добело, когда то, где нибудь, вправа, по мужски, слево, издавно, занова, сново. (Устно объясняют образование приставок при помощи приставок и суффиксов).
5. Станция «Найди свою пару».
При помощи ленточки образуют пары. Один прочитает прилагательное, второй- образует наречие. Вместе составляют предложение.
Отличный – отлично, счастливый – счастливо, аккуратный – аккуратно, красиво – красиво, холодный – холодно, яркий – ярко.
Объясняют различие имени прилагательного и наречия.
Имя прилагательное: Наречие:
1. Обозначает признак предмета. Обозначает признак действия.
2. Относится к имени существительному. Относится к глаголу.
3. Отвечает на вопросы; какой? какая? Отвечает на вопросы: как? каким образом?
4. В предложении является определением. В предложении является обстоятельством.
-Мы неплохо поработали и нам пора отдохнуть. Физминутка для глаз и осанки.
Посмотрим налево-
Посмотрим направо
А теперь поближе
А потом подальше
Руки вверх поднимем дружно
И помашем влево –вправо
А сейчас опустим ниже
Головы поднимем выше.
Дружно хлопаем руками.
Тихо топаем ногами.
Чтобы веселее стало,
Всё опять начнём сначала./ повторяем зарядку/.
- Отдохнули! Давайте проверим вашу память. Запишите все наречия, которые мы с вами использовали для отдыха.
6.Станция «Лексическая». Задание: Найдите в сказке фразеологизмы, выпишите их и подберите к ним синонимы.
Сказка.
В старом лесу жили Стрекоза и Муравей. Всё лето Муравей заготавливал еду. Сломя голову бежал он на поле, до которого было рукой подать, и возвращался с пшеничными зёрнами. Соседка Стрекоза к зиме не готовилась.
Наступили холода. Стрекоза увидела сытого Муравья и говорит:
- У тебя запасов накопилось, куры не клюют, а у меня их совсем нет. Поделись-ка, дружочек!
А Муравей ей в ответ:
- Ты, соседка, всё лето работала спустя рукава. Вот так и продолжай!
Сломя голову – быстро, рукой подать – близко, куры не клюют – много, спустя рукава – плохо.
7.Станция «Речевая»
-Какую роль играют наречия в нашей речи?
Ответ: Наречия делают нашу речь более точной и выразительной.
- К сожалению, очень часто мы встречаемся с неправильным употреблением наречий в нашей речи . Посмотрим сценку «Рецепт».
Врач спрашивает пришедшего к нему на приём ученика:
- В каком классе ты учишься, молодой человек?
- В шестом «Б»
-Ну и как у вас там, в вашем 6 «Б»? Дружно живёте?
- Нормально. Жутко дружно, ужасно весело…
- Жутко дружно. Ужасно весело!.. А учитесь – то хорошо?
- Нормально… Обратно девчонки стараются. Очень прекрасно учатся. Их учительница жутко хвалит.
- Да… Болезнь серьёзная. У тебя больной язык. Тут врач не поможет. Вылечиться ты можешь только сам. Вот тебе рецепт. (Врач даёт рецепт - учебник русского языка).
-Какие случаи неправильного употребления наречий вы услышали в речи героев и как сказать правильно. Жутко дружно, ужасно весело – очень дружно, очень весело; Обратно –очень, Очень прекрасно –прекрасно; жутко хвалит – очень хвалит)
Вывод: - Ну что ж , мы ещё раз убедились, что для того, чтобы произвести на окружающих приятное впечатление и вас поняли , необходимо соблюдать речевые нормы и употреблять слова в свойственном им значении.
-Умение использовать наречия в речи делает её более выразительной и точной.
7. Приближаемся к станции «Игровая".
А теперь давайте немного поиграем. Но игра тоже связана с наречием.
Упражнения в толковании наречий.
Лото-наречий: Я называю наречие ,а вы - к какому словосочетанию на ваших карточках оно подходит и объясняете, что оно значит, выигрывает тот, кто первым закроет все ячейки.
-Как пишутся все эти наречия? Что это за орфограмма? (слитное и раздельное написание приставок в наречиях)
9.Станция «Пожелания». Подберите наречия к пожеланиям гостям нашего урока.
Мы Вам желаем ……. .
1. ________________ не болеть. (никогда)
2. ________________ выглядеть. (великолепно)
3. ________________улыбаться. (чаще)
4. ________________ быть преданными своему делу. (всегда)
5. Живите____________________________________ (счастливо)
10. Рефлексия. + все понял и могу объянить другим. =Понял, но есть сложности ? ничего не понял
Закончить наш урок мне хотелось бы стихотворением Куклиной:
Наш язык и скромен и богат
В каждом слове скрыт чудесный клад
Слово «высоко» произнеси-
И представишь сразу неба синь,
Ты скажи: «Кругом белым – бело»-
И увидишь зимнее село,
С белых крыш свисает белый снег,
Не видать под белым снегом рек.
Вспомнится наречие «светло»
И увидишь солнышко взошло.
Если скажешь слово ты «темно»,
Сразу вечер поглядит в окно.
Если скажешь «ароматно» ты,
Сразу вспомнишь ландыша цветы.
Ну, а если скажешь ты «красиво»
Перед тобою сразу вся Россия.
11. Комментирование оценок. Домашнее задание: написать небольшой рассказ на тему: «Зимние забавы», используя наречия.
Станция «Игровая»
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка в 7-м классе по теме "Дефис между частями слова в наречиях"
Цели и задачи урока:знакомство с условиями написания наречия с приставками через дефис;формирование умения писать при определенных условиях наречия через дефис;формирование умения от...
Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Повторение по теме "Наречие".
Яркая, образная презентация к уроку русского языка в 7 классе " Повторение по теме "Наречие" позволяет провести урок динамично, в хорошем темпе и сформировать интерес учащихся к изучаемому предмету....
Конспект и презентация к уроку русского языка в 6-ом классе на тему "Правописание приставок на З, С"
Тип урока – изучение нового материала. В ходе урока учащиеся включаются в различные виды деятельности. Изучение нового материала осуществляется учениками самостоятельно на основе работы с материалом у...
Презентация к уроку русского языка в 6 классе. Тест по теме "Безличные глаголы".
Презентация к уроку русского языка в 6 классе по программе В.В.Бабайцевой. Тест по теме "Безличные глаголы". Контроль знаний....
Презентация к уроку русского языка в 8 классе "Обобщение по теме: "Обособленные члены предложения"
Данная презентация к уроку в 8 классе Обобщение по теме "Обособленные члены предложения" позволяет учащимся повторить и систематизировать знания об обособленных членах предложения. Формирует орфографи...
Презентация к уроку русского языка в 6 классе "Обобщение по теме: Корни с чередованием"
Данная презентация к уроку в 6 классе "Обобщение по теме: Корни с чередованием" позволяет обучающимся систематизировать знания о корнях с чередованием. Формирует орфографическую грамотность учащихся, ...
Педагогический проект "Работа над монологической речью на уроках русского языка и литературы на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся"
В даннатериале можно найти приёмы развития монологической речи учащихся, а также цепочку коммуникативных умений с 5 по 11 класс...