Разработка урока русского языка и презентация к уроку по теме "В мире изученных наречий"
презентация к уроку по русскому языку (7 класс)

Будаева Дарима Цыреторовна

Презентация к уроку русского языка в 7 классе "В мире изученных наречий"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku_v_mire_izuchennyh_narechiy.ppt407 КБ
Microsoft Office document icon narechie.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Будаева Д.Ц. учитель русского языка и литературы В стране изученных наречий

Слайд 2

Я рада видеть каждого из вас, И пусть зима прохладой в окна дышит, Нам здесь уютно, ведь наш класс Друг друга любит, чувствует и слышит.

Слайд 3

загадка Попробуйте назвать подряд 5 дней недели, не называя ни названия дня, ни чисел.

Слайд 4

Тема урока «В стране изученных наречий» Позавчера Вчера сегодня завтра послезавтра

Слайд 5

-активно -превосходно -плодотворно -успешно -удачно

Слайд 6

« Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной» (Максим Горький)

Слайд 7

Станция «Историческая»

Слайд 8

Наречие 1.Существительное. Общее - основы многих слов. 2.Прилагательное. Общее - значение признака. 3.Глагол. Общее - желание объяснить более подробно смысл действия.

Слайд 9

Из истории слов Авось навзничь ничком вдребезги

Слайд 10

Станция " Блиц- опрос" - Что называется наречием? - На какие вопросы отвечает наречие? - К каким частям речи могут присоединяться наречия? - Каким членом предложения может быть наречие? - С помощью каких способов образуются наречия ?

Слайд 11

Сухой — досуха

Слайд 12

Быстрый — быстро

Слайд 13

Хорошо — нехорошо

Слайд 14

Еле-еле

Слайд 15

Станция «Корректор» («Орфографическая») Задание: Спишите, исправляя ошибки в написании наречий. По старому, добело, когда то, где нибудь, вправа, по мужски, слево, издавно, занова, сново.

Слайд 16

Станция « Найди свою пару» Один прочитает прилагательное, второй- образует наречие. Вместе составляют предложение. Отличный – ...

Слайд 17

Станция « Найди свою пару» Счастливый – ...

Слайд 18

Станция « Найди свою пару» Аккуратный – ...

Слайд 19

Станция « Найди свою пару» Красивый – ...

Слайд 20

Станция « Найди свою пару» Холодный – ...

Слайд 21

Станция « Найди свою пару» Яркий – ...

Слайд 22

Различие имени прилагательного и наречия Имя прилагательное: 1. Обозначает признак предмета. 2. Относится к имени существительному. 3. Отвечает на вопросы; какой? какая? 4. В предложении является определением. Наречие: 1.Обозначает признак действия. 2.Относится к глаголу. 3.Отвечает на вопросы: как? каким образом? 4. В предложении является обстоятельством .

Слайд 23

Физминутка Посмотрим налево- Посмотрим направо А теперь поближе А потом подальше Руки вверх поднимем дружно И помашем влево –вправо А сейчас опустим ниже Головы поднимем выше . Дружно хлопаем руками. Тихо топаем ногами. Чтобы веселее стало, Всё опять начнём сначала .

Слайд 25

Н алево, направо, поближе, подальше, вверх, дружно, влево, вправо, ниже, выше, дружно, тихо, сначала . 12-13 — Великолепно!!! 11-10 — Хорошо! 9-6 - Нормально

Слайд 26

Станция «Лексическая» Сказка. В старом лесу жили Стрекоза и Муравей. Всё лето Муравей заготавливал еду. Сломя голову бежал он на поле, до которого было рукой подать, и возвращался с пшеничными зёрнами. Соседка Стрекоза к зиме не готовилась. Наступили холода. Стрекоза увидела сытого Муравья и говорит: - У тебя запасов накопилось, куры не клюют, а у меня их совсем нет. Поделись-ка, дружочек! А Муравей ей в ответ: - Ты, соседка, всё лето работала спустя рукава. Вот так и продолжай!

Слайд 27

Сломя голову – быстро, рукой подать – близко, куры не клюют – много, спустя рукава – плохо.

Слайд 28

Станция «Речевая»

Слайд 29

Соблюдайте речевые нормы и употребляйте слова в свойственном им значении! Жутко дружно - очень дружно , ужасно весело – очень весело; Обратно –очень, Очень прекрасно –прекрасно; жутко хвалит – очень хвалит

Слайд 30

Станция «Игровая»

Слайд 31

Станция «Пожелания» Мы Вам желаем: 1. ________________ не болеть. 2. ________________ выглядеть. 3. ________________улыбаться. 4. ________________ быть преданными своему делу. 5. Живите_________________



Предварительный просмотр:

Тема урока:  « В стране изученных  наречий»

Урок русского языка в 7 классе

                                                                               

Цель урока: организация деятельности обучающихся по закреплению, повторению изученного наречии, создать условия для формирования умения применять ранее полученные знания .

Задачи:

Обучающие:

повторить изученное по теме «Наречие»; совершенствовать умения находить в тексте наречия;

содействовать формированию умений применять изученные правила.

Развивающие:

развивать познавательные процессы, правильно использовать наречия в речи, делать самостоятельные выводы; формировать коммуникативные компетенции (навык работы в парах, коллективно, умение ставить вопрос), учебно - познавательные компетенции (развивать элементы общеучебной деятельности, логику, самостоятельность мышления); развитие логического мышления, наблюдательность, сообразительность, интерес к урокам русского языка, культуру речи и общения; развивать креативные навыки продуктивной деятельности (добывание знаний непосредственно из реальности, эвристическими методами решения проблем);

Воспитательные:

способствовать развитию культуры речи учащихся; воспитание чувства любви к родному языку.

Тип урока: урок повторения изученного материала.

Оборудование: мультимедийный проектор, инд. карточки

Вид урока: комбинированный

Методы: деятельностный, частично - поисковый

Формы: фронтальная, коллективная, индивидуальная

Приемы: применение ИКТ, работа с текстом, творческая работа, самостоятельная работа

Технология: л. - ориент, здоровьесберегающая, технология сотрудничества

Личностные УУД: Воспитание чувства любви к родному краю, изучаемому предмету; создать внутреннюю мотивацию к учению.

Познавательные УУД: Способствовать развитию творческих способностей, устной и письменной речи; формировать умение применять полученные знания; строить речевое высказывание.

Метапредметные УУД: Искать и выделять нужную информацию; формирование информационной компетентности.

Коммуникативные УУД: Формировать навыки работы в коллективе, в паре, инд - но.

Регулятивные УУД: Учить постановке цели работы; учить самостоятельно работать, корректировать, оцениватьстепень успешности; развитие творческих способностей.

Ход урока:

1. Орг.момент. Создание психологического настроения на работу.

- Здравствуйте, ребята. Мы рады видеть друг друга и сотрудничать сегодня на уроке, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить. А урок –это и есть наше с вами совместное творчество. Сейчас посмотрите друг на друга, улыбнитесь, улыбнитесь мне, нашим гостям.

Я рада видеть каждого из вас,

И пусть зима прохладой в окна дышит,

Нам здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

2.Целеполагание. Этап повторения изученного

Тему нашего сегодняшнего урока нам поможет определить загадка:

- Попробуйте назвать подряд 5 дней недели, не называя ни названия дня, ни чисел.

–Загадка эта разгадывается очень просто:

позавчера вчера сегодня завтра послезавтра

–5 дней недели перечислили, а какой частью речи являются все эти 5 слов? (наречием)

Когда-то вы , конечно же , читали книгу Гераскиной « В стране невыученных  уроков» , в которой говорится о приключениях мальчика, не любившего урок русского языка. Мы с вами сегодня тоже отправимся в путешествие, но уже как любители русского языка, как люди , изучившие сложную и интересную тему – Наречие. Тема нашего урока «В стране изученных наречий». Запишите тему урока.

Мне бы хотелось, чтобы урок у нас прошел:

-активно   -превосходно    -плодотворно   -успешно   -удачно

-Страна наречий очень большая, мы сделаем остановку только на некоторых станциях. Эпиграфом к уроку я хочу взять слова М.Горького «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной.»

3. Станция «Историческая».

  • Ребята, а вы никогда не думали, почему у наречия такое имя? Почему оно так называется? Ведь известно, что имена существительные обозначают предметы, которые существуют, имена прилагательные – «прилагаются к существительным», местоимения встают на место других имен. А наречия?

1)Проверка индивидуального домашнего задания.

– Давайте послушаем рассказ самого Наречия.  Выступление ученика в роли Наречия.

– Я еще совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень -речь-. Он был известен еще в древнерусском языке. Тогда его имел глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие.

И если буквально перевести мое имя на современный язык, получится «наглаголие». А в латыни я называюсь «приглаголие». Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я как могу, помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему четкость.

Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними.

Хочу обратить ваше внимание на мою главную особенность – неизменяемость. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня его и нет. В предложениях я чаще всего бываю обстоятельством.

2)- В семье слов родилось Наречие. Определите, что общего у него с предками?

        1.Существительное. Общее- основы многих слов.2.Прилагательное.Общее-значение признака.3.Глагол. Общее-желание объяснить более подробно смысл действия.

Индивидуальное домашнее задание – из истории слов. (работа с этимол словарём)

- Как произошли наречия авось, навзничь, ничком, вдребезги?

 Авось – наречие – «может быть» (от него произошло существительное авоська). Исконно русское авоська – плетеная или вязаная сумочка (сетка) под продукты питания или иные нетяжелые предметы, которую берут с собой на всякий случай, на авось. В словарях в этом значении отмечается с 50-х годов XX века.

 Наречие навзничь обозначает «лицом вверх». Это наречие противоположно по смыслу ничком, т.е. «лицом к земле, лицом вниз». Тот же корень -ник-,-нич- и в глаголе никнуть – «склоняться вниз». Приставка вз- в слове навзничь близка по значению к наречию вверх. Поэтому если ничком обозначает «лицом вниз», то навзничь – «лицом верх».  

В древнерусском языке употреблялось существительное дребезг со значением «черепок, осколок». От данного существительного в винительном падеже множественного числа с предлогом  в  образовалось  наречие  вдребезги.

Вывод учителя:

Наречия возникли в языке позже других слов. Они нередко восстанавливают историю давно забытого слова, показывают, что в языке происходят процессы отмирания слов и рождения других.

5.Станция "Блиц- опрос".

-Что называется наречием? (обозначает признак действия и признак признака)

-На какие вопросы отвечает наречие? (где?куда?откуда?почему?зачем?как?)

-К каким частям речи могут присоединяться наречия?  (глаголы, причастия, деепричастия)

 какими частями ещё могут сочетаться?  (сущ, прил и другими наречиями )

-Каким членом предложения может быть наречие?

-С помощью каких способов образуются наречия?( приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение слов)

сухой – досуха, быстрый – быстро, хорошо – нехорошо, еле-еле; (Запись примеров в рабочий лист).

4.Станция  «Корректор» («Орфографическая»).

Задание: Спишите, исправляя ошибки в написании наречий.

По старому, добело, когда то, где нибудь, вправа, по мужски, слево, издавно, занова, сново. (Устно объясняют образование приставок при помощи приставок и суффиксов).

5. Станция «Найди свою пару».

При помощи ленточки образуют пары. Один прочитает прилагательное, второй- образует наречие. Вместе составляют предложение.

Отличный – отлично, счастливый – счастливо, аккуратный – аккуратно, красиво – красиво, холодный – холодно, яркий – ярко.

Объясняют различие имени прилагательного и наречия.

Имя прилагательное:                                                         Наречие:

1. Обозначает признак предмета.                          Обозначает признак действия.

2. Относится к имени существительному.            Относится к глаголу.

3. Отвечает на вопросы; какой? какая?                 Отвечает на вопросы: как? каким образом?

4. В предложении является определением.           В предложении является обстоятельством.

-Мы неплохо поработали и нам пора отдохнуть.  Физминутка для глаз и осанки.

Посмотрим  налево-
Посмотрим направо

А теперь поближе

А потом подальше

Руки вверх поднимем дружно

И помашем влево –вправо
А сейчас опустим
ниже

Головы поднимем выше.
Дружно хлопаем руками.

Тихо топаем ногами.

Чтобы веселее стало,

Всё опять начнём сначала./ повторяем зарядку/.

- Отдохнули! Давайте проверим вашу память. Запишите все наречия, которые мы с вами использовали для отдыха.

  6.Станция «Лексическая». Задание: Найдите в сказке фразеологизмы, выпишите их и подберите к ним синонимы.

Сказка.

В старом лесу жили Стрекоза и Муравей. Всё лето Муравей заготавливал еду. Сломя голову бежал он на поле, до которого было рукой подать, и возвращался с пшеничными зёрнами. Соседка Стрекоза к зиме не готовилась.

Наступили холода. Стрекоза увидела сытого Муравья и говорит:

- У тебя запасов накопилось, куры не клюют, а у меня их совсем нет. Поделись-ка, дружочек!

А Муравей ей в ответ:

- Ты, соседка, всё лето работала спустя рукава. Вот так и продолжай!

Сломя голову – быстро, рукой подать – близко, куры не клюют – много, спустя рукава – плохо.

7.Станция «Речевая»

-Какую роль играют наречия в нашей речи?

Ответ: Наречия делают нашу речь более точной и выразительной.

- К сожалению, очень часто мы встречаемся с неправильным употреблением наречий в нашей речи . Посмотрим сценку «Рецепт».   

        Врач спрашивает пришедшего к нему на приём ученика:
        - В каком классе ты учишься, молодой человек?
        - В шестом «Б»
        -Ну и как у вас там, в вашем 6 «Б»? Дружно живёте?
        - Нормально. Жутко дружно, ужасно весело…
        - Жутко дружно. Ужасно весело!.. А учитесь – то хорошо?
        - Нормально… Обратно девчонки стараются. Очень прекрасно учатся. Их учительница жутко  хвалит.
        - Да… Болезнь серьёзная. У тебя больной язык. Тут врач не поможет. Вылечиться ты можешь только сам. Вот тебе рецепт.  (Врач даёт рецепт - учебник русского языка).


       -Какие случаи неправильного употребления наречий вы услышали в речи героев и как   сказать правильно. Жутко дружно, ужасно весело – очень дружно, очень весело; Обратно –очень, Очень прекрасно –прекрасно; жутко хвалит – очень хвалит)

Вывод: - Ну что ж , мы ещё раз убедились, что для того, чтобы произвести на окружающих приятное впечатление и вас поняли , необходимо соблюдать речевые нормы и употреблять слова в свойственном им значении.

-Умение использовать наречия в речи делает её более выразительной и точной.

7. Приближаемся к станции «Игровая".

А теперь давайте немного поиграем. Но игра тоже связана с наречием.

Упражнения в толковании наречий.

Лото-наречий: Я называю наречие ,а вы - к какому словосочетанию на ваших карточках оно подходит и объясняете, что оно значит, выигрывает тот, кто первым закроет все ячейки.

-Как пишутся все эти наречия? Что это за орфограмма? (слитное и раздельное написание приставок в наречиях)

9.Станция «Пожелания». Подберите наречия к пожеланиям гостям нашего урока.

Мы Вам желаем ……. .

1. ________________ не болеть. (никогда)
2. ________________ выглядеть. (великолепно)
3. ________________улыбаться. (чаще)
4. ________________ быть преданными своему делу. (всегда)
5. Живите____________________________________ (счастливо)

10. Рефлексия. + все понял и могу объянить другим.   =Понял, но есть сложности    ? ничего не понял

Закончить наш урок мне хотелось бы стихотворением Куклиной:

Наш язык и скромен и богат

В каждом слове скрыт чудесный клад

Слово «высоко» произнеси-

И представишь сразу неба синь,

Ты скажи: «Кругом белым – бело»-

И увидишь зимнее село,

С белых крыш свисает белый снег,

Не видать под белым снегом рек.

Вспомнится наречие «светло»

И увидишь солнышко взошло.

Если скажешь слово ты «темно»,

Сразу вечер поглядит в окно.

Если скажешь «ароматно» ты,

Сразу вспомнишь ландыша цветы.

Ну, а если скажешь ты «красиво»

Перед тобою сразу вся Россия.

11. Комментирование оценок. Домашнее задание: написать небольшой рассказ на тему: «Зимние забавы», используя наречия.

Станция «Игровая»

  1. переходить реку
  2. распахнуть окна
  3. выучить стихотворение
  4. надеть рубашку
  5. заготовлять продукты
  6. раскалить металл
  7. надеть фуражку
  8. убить зверя
  9. разделить добычу
  10. сварить яйцо
  11. чашка разбилась
  12. аппарат действует
  13. поезд прибыл
  14. команды сыграли
  15. ракета взвилась
  16. всадник понёсся
  17. дом сгорел
  18. в дороге питались
  19. держать винтовку
  20. посмотрел на меня
  21. упасть на землю
  22. сидеть дома
  23. собрать вещи
  24. нагрубил другу
  1. вброд
  2. настежь
  3. наизусть
  4. навыворот - наизнанку
  5. впрок
  6. докрасна
  7. набекрень
  8. наповал
  9. поровну
  10. вкрутую
  11. вдребезги
  12. безотказно
  13. вовремя
  14. вничью
  15. ввысь
  16. вскачь
  17. дотла
  18. всухомятку
  19. наперевес
  20. исподлобья
  21. навзничь
  22. взаперти
  23. наспех
  24. сгоряча


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 7-м классе по теме "Дефис между частями слова в наречиях"

Цели и задачи   урока:знакомство с условиями написания наречия с приставками через дефис;формирование умения писать при определенных условиях наречия через дефис;формирование умения от...

Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Повторение по теме "Наречие".

Яркая, образная презентация к уроку русского языка в 7 классе " Повторение по теме "Наречие" позволяет провести урок динамично, в хорошем темпе и сформировать интерес учащихся к изучаемому предмету....

Конспект и презентация к уроку русского языка в 6-ом классе на тему "Правописание приставок на З, С"

Тип урока – изучение нового материала. В ходе урока учащиеся включаются в различные виды деятельности. Изучение нового материала осуществляется учениками самостоятельно на основе работы с материалом у...

Презентация к уроку русского языка в 6 классе. Тест по теме "Безличные глаголы".

Презентация к уроку русского языка в 6 классе по программе В.В.Бабайцевой. Тест по теме "Безличные глаголы". Контроль знаний....

Презентация к уроку русского языка в 8 классе "Обобщение по теме: "Обособленные члены предложения"

Данная презентация к уроку в 8 классе Обобщение по теме "Обособленные члены предложения" позволяет учащимся повторить и систематизировать знания об обособленных членах предложения. Формирует орфографи...

Презентация к уроку русского языка в 6 классе "Обобщение по теме: Корни с чередованием"

Данная презентация к уроку в 6 классе "Обобщение по теме: Корни с чередованием" позволяет обучающимся систематизировать знания о корнях с чередованием. Формирует орфографическую грамотность учащихся, ...

Педагогический проект "Работа над монологической речью на уроках русского языка и литературы на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся"

В даннатериале можно найти приёмы развития монологической речи учащихся, а также цепочку коммуникативных умений с 5 по 11 класс...