Элективный курс "Русская речь"
элективный курс по русскому языку (11 класс) на тему
элективный курс по подготовке к ЕГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs.russkaya_rech.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективный курс
«Русская речь»
Пояснительная записка
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 11 класса и рассчитан на 34 часа, составлен на основе программы С.А. Войтас и Н.Г. Акоповой «Курс подготовки к ЕГЭ по русскому языку. 10-11 классы. «Пишем и говорим правильно».
Данный курс обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучение основных разделов русского языка, формирование устойчивых навыков владения языком и совершенствование речевой культуры. Курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
Цель: углубление и систематизация знаний о языке и речи, развитие коммуникативно-речевой культуры, расширение лингвистического кругозора учащихся.
Задачи:
- овладение основными нормами русского литературного языка;
- создание прочной, надежной базы орфографической навыков;
- совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, анализировать, оценивать;
- обучение анализу текста, его интерпретации;
- формирование языковой и лингвистической компетенций;
- формирование умения создавать собственный текст, аргументировать собственное мнение, использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;
- развитие ассоциативного мышления учащихся.
На каждом занятии предусматривается двусторонний подход:
1. Теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста).
2. Практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Использование системы упражнений предусматривает различные формы и приемы работы учащихся: упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги, Интернет и др.)
Актуальность программы в том, что курс может стать базой для решения тестов по типу ЕГЭ на заданное время, написание текстов по заданной проблеме.
Требования к уровню знания учащихся
Ученик должен знать:
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические нормы русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
Ученик должен уметь:
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей;
- разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;
- объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языыыыыка и культуры русского и других языков.
Ожидаемые результаты
Полученные учащимися новые знания и представления о языке, осознание неразрывной связи развития языка с развитием общества в целом (в идеале — в виде сформированного лингвистического мировоззрения, позволяющего выпускнику адекватно и компетентно оценивать складывающиеся языковые ситуации); практические умения и навыки по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, приобретение опыта проведения первых научных исследований в области предполагаемой профессиональной деятельности и как следствие, планированный выбор профессии.
Содержание курса
Тема 1. Фонетика. Орфоэпия (6 ч)
Речь устная и письменная. Смыслоразличительная роль звука в слове. Особенности словесного ударения в русском языке. Гласные звуки и их произношение. Гласные ударные и безударные. Согласные звуки и их произношение. Смягчение и несмягчение согласных перед следующим согласным звуком. Произношение двойных согласных. Произношение сочетаний согласных. Произношение сочетаний с непроизносимыми согласными. Трудности фонетического анализа слов. Орфоэпические нормы русского языка. Орфоэпические и другие словари, имеющие орфоэпические пометы. Варианты произношения.
Тема 2. Лексика (3 ч)
Особенности лексического состава слов. Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление слов, использованных в переносном значении, в художественном тексте (тропов). Лексическое значение слова: прямое, переносное. Книжная и разговорная лексика. Общеупотребительная и ограниченная лексика. Исконно русская и заимствованная лексика. Трудности лексического анализа слов.
Тема 3. Словообразование (2ч)
Морфемный анализ слов. Способы словообразования в русском языке: приставочный, суффиксальный, приставочно-суф-фиксальный, сложение, переход из одной части речи в другую. Лексическое значение морфем. Слова с суффиксами оценки в художественной речи. Словообразование наречий. Морфемные модели наречий.
Тема 4. Морфология (5 ч)
Система частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Способы определения частей речи по морфологическим признакам. Способы выражения самостоятельных частей речи в предложении. Служебные части речи. Орфоэпические нормы. Правильное употребление служебных частей речи. Трудные случаи разграничения языковых явлений.
Тема 5. Орфография (18 ч)
Орфография в системе лингвистики. Роль грамотного письма в процессе речевого общения. Трудные случаи правописания приставок. Правописание "Ы/И. после приставок на согласную. Виды орфограмм в корне слова. Правописание О/Ё после шипящих во всех частях речи. Трудные случаи правописания окончаний. Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание суффиксов -ЧИК/-ЩИК; -ЕК-/-ИК; -К-/-СК-; -Н-/-НН- в словах различных частей речи. Правописание Ъ и Ь и Ь после шипящих. Правописание служебных частей речи. Трудные случаи правописания НЕ и НИ.
Примерное тематическое планирование
№ | Тема занятия | Количество часов | Вид деятельности |
1 | Фонетика. Речь устная и письменная. Смыслоразличительная роль звука в слове. Особенности словесного ударения в русском языке | 1 | Повторение основных фонетических правил. Использование транскрипции слов |
2 | Орфоэпия. Орфоэпические нормы языка. | 3 | Знакомство с современными орфоэпическими правилами. Сравнительный анализ звукового и буквенного состава слов |
3 | |||
4 | |||
6 | Лексика и фразеология. Особенности лексического состава слов. | 3 | Повторение основных понятий лексики. Работа со словарями синонимов, антонимов. Лексический анализ текстов. Использование средств выразительности |
7 | Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление слов, использованных в переносном значении, в художественном тексте (тропов) | ||
8 | Трудности лексического анализа текста | ||
9 | Словообразование. Морфемный анализ слов. Способы словообразования. Слова с суффиксами оценки в художественной речи. | 2 | Сопоставительный анализ слов. Словообразовательный разбор. Работа со словообразовательным словарем. |
10 | Словообразование наречий. Морфемные модели наречий. | ||
11 | Морфология. Система самостоятельных частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. | 5 | Различение самостоятельных и служебных частей речи. Определение роли частей речи в тексте. Употребление самостоятельных и служебных частей речи в разговорной и художественной речи |
12 | |||
13 | Служебные части речи. Орфоэпические нормы. Правильное употребление служебных частей речи. | ||
14 | |||
15 | Правописание предлогов | ||
16 | Орфография. Система правил правописания. | 1 | Повторение основных орфографических правил. Словарные диктанты, различные виды разбора слов. Работа с тестами по орфографии. Исправление искаженного текста |
17 | Правописание приставок. Трудные случаи правописания приставок. | 2 | |
18 | |||
19 | Виды орфограмм в корне слова. | 4 | |
20 | |||
21 | |||
22 | |||
23 | Правописание падежных и родовых окончаний. Трудные случаи правописания окончаний | 3 | |
24 | |||
25 | |||
26 | Трудные случаи правописания суффиксов. | 2 | |
27 | |||
28 | Правописание служебных частей речи. Трудные случаи правописания НЕ и НИ | 3 | |
29 | |||
30 | |||
31 | Текстоведение. Способы связи предложений в тексте. | 1 | Анализ текстов, выявление их стилевых особенностей. Устные и письменные высказывания о теме и проблеме текста. Авторская позиция в тексте. Аргументация собственного мнения с использованием жизненного и литературного материала |
32 | Стили речи и их особенности. Типы речи и отличительные особенности | 1 | |
33 | Текст и его анализ. Выразительные средства языка | 1 | |
34 | Сочинение. Этапы создания текста. План. Подготовка рабочих материалов. Создание текста. | 2 |
Оценка знаний, умений, навыков
Основными формами организации учебной деятельности являются семинары, практические занятия, тренинги, зачеты.
Возможны различные формы контроля.
При традиционном подходе к организации занятий вполне приемлема существующая балльная шкала оценок с проведением итоговой работы в конце курса. Возможна и рейтинговая система, при которой каждому виду работы присваивается определенная сумма баллов и устанавливается соответствие между набираемыми баллами и общепринятыми оценками. Рейтинговая оценка способствует усилению мотивации учащихся и развитию навыков осознанной самостоятельной деятельности не только на аудиторных занятиях, но и во внеурочное время.
Литература для учителей
1. Антонова Е. С., Воителева Г. М. Русский язык и культура речи. М., 2005.
2. Архарова Д. И., Долинина Т. А., Чудинов А. П. Анализ текста и написание рецензии. Курс подготовки к. написанию сочинения (задания типа С).. М., 2005.
3. Баранов Щ,. Т., Костяева Т. А. Русский язык. Справочные материалы " М.,2006.
4. Золотарева И.В. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс.- М.: ВАКО,2005
Литература для учащихся
1. Александров В.Н. Единый государственный экзамен. Русский язык: справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. Челябинск «Взгляд», 2005
2.Бабайцева В.В.Русский язык. 10-11 кл.учеб.для общеобразовательных учреждений учреждений филол профиля.М.: Дрофа, 2004
3. Сенина. Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Вступительные испытания: учебно-методическое пособие. – Ростов н/ Д: Легион, 2008
Контролирующие
материалы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Риторика и культура речи"
Программа может быть использована как программа элективного курса при профильном обучении русскому языку учащихся старших классов (9-11 класс)....
Программа элективных курсов по русскому языку для 9-хклассов "Культура речи"
Слово создаёт нас, а мы – слово. При помощи слова мы выражаем свои мысли, чувства, говорим о своих желаниях.Очень скоро каждый из вас выйдет во взрослый мир, где умение грамотно пользоваться словом им...
ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ (ЭЛЕКТИВНЫЙ) КУРС «РАЗВИТИЕ РЕЧИ» (Тема урока: "Экология души". Написание закадрового текста к мультфильму по заданному сюжету.)
ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ (ЭЛЕКТИВНЫЙ) КУРС «РАЗВИТИЕ РЕЧИ» ТЕМА УРОКА: «ЭКОЛОГИЯ ДУШИ» Написание закадрового ( к мультфильму) художественного текста по заданному сюжету. Восстановление и сохранение эк...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Функциональные стили речи» (изучение с использованием Интернет-ресурсов).
Цельданного элективного курса – обобщение, систематизация и углубление полученных знаний по культуре речи и стилистике за курс 5 – 8-х классов, а также знаний, полученных в 9-м...
Программа элективного курса "Стилистика. Основы культуры речи"
Данный элективный курс по предпрофильной подготовке. Поможет обучающимся определиться с выбором профиля. Направлен на развитие коммуникативной культуры обучающихся. Расширит их знания о стилях речи, т...
Элективный курс по русскому языку "Учимся дискуссионной речи"
Цель данного элективного курса: научить детей общаться друг с другом, устанавливать и поддерживать хорошие деловые взаимоотношения; вести дискуссию, высказываться самим и слушать других, доказывать св...
Программа элективного курса "Речь, летящая воздушной колесницей"
К сожалению, в школе традиционно больше внимания уделяется речи письменной, хотя в обществе давно назрела необходимость повышения именно речевой коммуникативной культуры.Элективный курс "Речь, летящая...