Русский язык как иностранный: пополнение словарного запаса (Из опыта преподавания в монгольской школе)
опыты и эксперименты по русскому языку (7 класс) на тему

Гармаева Зоя Санжиевна

Изучение русского языка в монгольской школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_kak_inostrannyy.docx18.6 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык как иностранный: пополнение словарного запаса (Из опыта преподавания в монгольской школе)

   Русский язык для монгольских детей, только начинающих его изучать, невероятно сложен. До того как говорить о грамматике русского языка, необходимо накапливать словарный запас.

Для начала я определила  уровень владения языком у своих  новых учеников. Полный ноль или он уже знает простейшие фразы? Кто-то свободно изъяснялся на русском (выяснилось, что они некоторое время жили в России), кто-то понимал,  но при этом  делал ошибки, негативное действие которых устранял посредством жестов и мимики. Были и такие, которые не проявляли интереса к изучению русского, но их было немного.

   В такой разношерстной в познаниях русского языка группах мне пришлось работать, на ходу придумывать способы обучения. Поскольку, я не владею монгольским языком,  мне пришлось сразу объяснить, что занятия буду проводить только на русском. Выбора у ребят не было.

В этом случае пришлось  или воспользоваться уже существующими базовыми познаниями и медленно, четко проговаривать фразы, управляющие учебным процессом, или выкручиваться и объяснять эти базовые вещи на пальцах.

   Объяснение на пальцах часто приходится использовать  при знакомстве с новыми словами. Мастера своего дела советуют использовать перевод только в качестве проверки понимания. Сами же по себе слова нужно семантизировать - объяснять значение посредством картинок, жестов, проигрывания целых ситуаций или определения на русском языке, причем последнее работает только для продвинутого уровня.

   Уроки приходилось делать как можно более веселыми. Если в группе собирались

общительные, открытые дети, то очень помогали  игры. Они расшевеливали в течение занятия всех. Совершенно закрытых, плохо идущих на контакт ребят практически не было. Но если уж ученик никак не хотел вступать в игру, не  заставляла.

   Использовала для уроков нескучные тексты, видеоматериалы. Брала темы, которые интересны ученикам, так как в учебниках русского языка , по которым они учатся, материалы в основном геополитического характера. С увлечение дети разбирали тексты об известных людях России: путешественниках, звёздах спорта. Спрашивала их мнение , не навязывая свое. Разыгрывали диалоги в вымышленном магазине, автобусе…

На практике пришла к мнению, что на уроках русского как иностранного новую лексику нужно давать на основе старой грамматики, а новую грамматику - на основе уже пройденных слов и выражений. Так обеспечивается правильное усвоение и закрепление материала, а ребятам легче осваивать язык.

Вот такие приемы я использовала.

  • Стикеры с названием. Ребята записывали ,например, существительные - названия канцелярских предметов, затем приклеивали эти названия к картинкам с их изображениями.
  • Коммуникативный метод.

Коммуникативный метод-это замена скучного изучения языка по учебнику, эффективный метод для запоминания слов и подавления языкового барьера . Узнавание новых слов  происходит на уровне живого контакта, невербального общения, жестов и мимики. Изучать язык, контактируя с тем , у кого уровень уже продвинутый, значительно проще и быстрее. В процессе обучения я  разбивала ребят на небольшие  группы,или они работали в паре, независимо от уровня знаний и словарного запаса. Была попытка разыграть сказку про Колобка. Внесение театральных сцен, разыгрывание и обсуждение сюжета также помогает освоению языка.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дипломная работа «Работа со словарем на уроках русского языка как средство обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся основной школы»

Обогащение словарного запаса учащихся - важнейшая задача школьного курса русского языка. Необходимость в специальной работе по обогащению словарного запаса учащихся определяется, во-первых, исключител...

Коммуникативная культура младших школьников: пополнение словарного запаса детей с ОВЗ

Научить ребенка выражать свои мысли является одной из главных задач начальной школы. Уже на начальном этапе обучения учитель должен формировать у ученика умения правильно, красиво, содержательно выска...

Пополнение словарного запаса дошкольников посредством знакомства с профессиями

Речь ребенка -процесс очень длительный. Словарный запас, в последнее время, недостаточно богатый. Задача педагогов ДОУ-расширить и обогатить его. С изучением любой лексической темы, ребенок знакомится...

пополнение словарного запаса обучающихся на уроках английского языка

Работа предлагает некоторые из эффективных способов пополнения лексического запаса обучающихся на уроках английского языка...

Пополнение словарного запаса обучающихся на уроках английского языка

РАБОТА ПРЕДЛАГАЕТ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА ПРАКТИКЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ ПОПОЛНЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ОБУЧАЮЩИХСЯ, ИЗУЧАЮЩИХ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК....

Пополнение словарного запаса на уроках английского языка

При изучении английского языка учащиеся сталкиваются с различными затруднениями, в том числе с запоминанием иноязычных слов. Расширение словарного запаса является одним из основных условий для у...