Пополнение словарного запаса дошкольников посредством знакомства с профессиями
статья
Речь ребенка -процесс очень длительный. Словарный запас, в последнее время, недостаточно богатый. Задача педагогов ДОУ-расширить и обогатить его. С изучением любой лексической темы, ребенок знакомится с новыми словами, тем самым обогащая свой словарный запас. В статье предлагается пример пополнения словарного запаса при изучении темы "Профессии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
popolnenie_slovarnogo_zapasa_doshkolnikov_posredstvom_znakomstva_s_professiyami.docx | 19.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Пополнение словарного запаса дошкольников посредством знакомства с профессиями.
Развитие словарного запаса - длительный процесс. Он длится годами, десятилетиями, всю жизнь. Начинается этот процесс в дошкольном возрасте. Обогащение словаря детей происходит за счет незнакомых или трудных для него слов.
В первую очередь ребенок осваивает те слова, которые непосредственно связаны с его жизнью - названия окружающих его предметов, игрушек и основных повседневных действий. Количество слов тоже зависит от тех условий, в которых он растет и воспитывается.
При нормальном интеллектуальном и речевом развитии ребенка:
В 1 год активный словарь составляет 10-15 слов;
В 3 года-около 1 тысячи слов;
В 4 года- около 1,5 слов;
В 5 лет- 2-2,5 тысяч слов;
В 6 лет- 3-3,5 тысячи слов.
Весь словарный запас ребенка можно разделить на активный и пассивный.
Активный словарь - те слова, значение которых ребенок понимает и использует в своей речи регулярно.
Пассивный словарь –те слова, значение которых ребенок понимает, но использует крайне редко или не использует.
Пассивный словарь является базой для активного словаря.
Сначала пополняется пассивный словарь, потом он активизируется.
Другими словами, пассивный словарь можно сравнить с кладовой, где на полках лежат слова, которые до этой поры не были востребованы. Причиной такой невостребованности может быть то, что ребенок не знает, когда нужно употребить данное слово, или нет условий и ситуаций для употребления этих слов.
Наша задача: создать такие условия и ситуации, чтобы ребенок смог использовать эти слова. Таким образом, слова из пассивного словаря перейдут в активный словарь, те пассивный словарь активизируется.
По мере того, как дошкольник осваивает окружающую действительность, а развитие его мышления достигает нужного уровня, в речи ребенка появляются слова обобщающего значения, нр: посуда, одежда, овощи, фрукты, мебель, профессии.
Остановимся подробнее на профессиях.
Каким образом пополняется словарь ребенка словами, связанными с профессиями?
С младшего возраста дошкольников начинают знакомить с трудом взрослых, и на этой основе вводится новый словарь, обозначающий названия профессий, трудовых действий и операций, результатов труда.
В младшем дошкольном возрасте ребенок знает профессии, которые встречаются в его жизни (воспитатель, продавец, врач, парикмахер и др.)
С возрастом усугубляется содержание знаний о труде, в соответствии с этим словарь пополняется названиями трудовых действий (повар режет, печет, жарит, парикмахер стрижет, причесывает и др) и, что особенно важно, названиями результатов труда (постриг, вылечил, приготовил обед и др).
В словаре для детей объектируется и направленность труда- для кого предназначен результат труда, чем он ценен.
Например, на 4м году расширение словаря детей обеспечивается ознакомлением с новыми профессиями людей (воспитатель, музыкальный работник, заведующий д/с, продавец и др.), их трудовыми операциями (занимается с детьми, читает, играет, поет, танцует и др.).
Кроме того, дошкольникам показывают отношение людей к технике, к труду, в труде, вводится соответствующий словарь: старательно, бережно, умело, дружно и др. В итоге у детей накапливается значительный объем знаний и соответствующий словарь.
В старшем дошкольном возрасте становится возможна ранняя профориентация. Она носит, в основном, информационный характер. Детей знакомят с более редкими профессиями. Решающая роль в этом отводится педагогам ДОУ. Для этого применяются различные способы;
-рассказывание детям о какой-либо профессии;
-рассматривание картинок;
-чтение художественной литературы;
-сюжетно-ролевые игры на тему профессий;
-экскурсии;
-исследовательская деятельность;
-проектная деятельность.
Особенно ценна здесь исследовательская деятельность.
Ведь изначально, чтобы произнести какое-либо новое слово, малыш знакомится с этим предметом. Например, прежде, чем произнести слово «МЯЧ», ребенок изучает этот предмет, используя все органы чувств, все анализаторы: слышит название, трогает, нюхает, пробует на вкус, бросает, чтобы проверить, что с ним произойдет. Только после таких исследований в речи ребенка появится слово «МЯЧ».
И для того, чтобы словарный запас ребенка пополнился новыми словами, обозначающими профессии, трудовые действия, ребенку необходимо увидеть, потрогать, поиграть. В этом помогает исследовательская деятельность. Вряд ли кто из родителей будет знакомить детей с такими профессиями как лаборант, микробиолог, со словами микроб, бактерия, микроскоп, с действиями парикмахера, повара и других более подробно.
Обогащение жизненного опыта ребенка приводит к росту его словарного запаса. С изучением каждой профессии, в речь ребенка входят слова-спутники. Я посчитала, со знакомством только с одной из профессий, в речь дошкольника входит от 10, 30 и более слов, связанных с изучаемой профессией.
ВРАЧ
Сущ глагол прилагательн, наречия
Больница болеть больно
Поликлиника выздороветь бережно
Регистратура лечить осторожно
Медсестра ухаживать неприятно
Лечение повышается/понижается больной
Лекарство выписывать здоровый
Аптека терпеть горький
Анализы полоскать заботливый
Уколы принимать
Шприц заботиться
Таблетки
Микстура
Талон
Запись
Градусник
Температура
Палата
Система
Витамины
Болезнь
Здоровье
Инструменты
Медкарта
ЛАБОРАНТ, МИКРОБИОЛОГ
Сущ глагол прил, наречия
Микроскоп увеличить чисто
Увеличение заразить стерильно
Стекло заражено
окуляр
микроб
бактерия
названия бактерий
вирус
чистота
Парикмахер
Сущ глагол прил, наречия
Стрижка стричь коротко
Укладка уложить красиво
Фен красить элегантно
Бигуди брить умело
Ножницы помыть короткий-длинный
Бритва завить
Зеркало
Одеколон
Кресло
Мастер
Краска
Шампунь
Бальзам
маска
лак
мусс
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Звездочка» доклад на тему: «Пополнение словарного запаса дошкольников посредством знакомства с профессиями» Подготовила Учитель-логопед Додонова Лариса Анатольевна |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обогащение словарного запаса дошкольников с ОНР,
Консультация для воспитателей ДОУ....
«Заимствование как способ пополнения словарного запаса русского языка»
Бинарный урок (русский язык + немецкий язык)...
Русский язык как иностранный: пополнение словарного запаса (Из опыта преподавания в монгольской школе)
Изучение русского языка в монгольской школе....
Коммуникативная культура младших школьников: пополнение словарного запаса детей с ОВЗ
Научить ребенка выражать свои мысли является одной из главных задач начальной школы. Уже на начальном этапе обучения учитель должен формировать у ученика умения правильно, красиво, содержательно выска...
пополнение словарного запаса обучающихся на уроках английского языка
Работа предлагает некоторые из эффективных способов пополнения лексического запаса обучающихся на уроках английского языка...
Пополнение словарного запаса обучающихся на уроках английского языка
РАБОТА ПРЕДЛАГАЕТ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА ПРАКТИКЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ ПОПОЛНЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ОБУЧАЮЩИХСЯ, ИЗУЧАЮЩИХ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК....
Пополнение словарного запаса на уроках английского языка
При изучении английского языка учащиеся сталкиваются с различными затруднениями, в том числе с запоминанием иноязычных слов. Расширение словарного запаса является одним из основных условий для у...