«Заимствование как способ пополнения словарного запаса русского языка»
план-конспект урока по немецкому языку (5 класс) по теме

Довгалева Александра Ивановна

Бинарный урок (русский язык + немецкий язык)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon binarnyy_urok.doc57 КБ
Microsoft Office document icon kartochki_k_uroku.doc24 КБ
Microsoft Office document icon mini-anketa.doc43 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_tambov.ppt2.34 МБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku.ppt1.94 МБ
Office presentation icon prilozhenie_5.ppt1.48 МБ
Office presentation icon rabota_v_parakh.ppt1.48 МБ

Предварительный просмотр:

Бинарный урок

(русский язык + немецкий язык)

Цели урока:

Образовательные:

- познакомить с заимствованием слов как способом пополнения словарного запаса русского языка; дать определение заимствованным словам;

- повторить морфемный состав слов и правописание безударных гласных;

- закрепить лексику немецкого языка по теме «Город»;

Развивающие:

- способствовать развитию коммуникативной компетенции учащихся и навыков самоанализа;

- развивать умение определять значение заимствованных слов, анализировать их звучание и написание;

- совершенствовать навыки работы учеников со словарями; обогатить словарный запас учащихся;

Воспитательные:

- воспитывать у учащихся чувство патриотизма, интернационализма;

- использовать творческую деятельность для социальной адаптации школьников;

- повышать интерес к изучению русского и немецкого языков.

Ход урока

  1. Организационный момент (2 мин.).

Объявление темы и задач урока.

Учитель русского языка: Тема сегодняшнего урока «Заимствование как способ пополнения словарного запаса русского языка». Мы знаем, что словарный состав русского языка постоянно изменяется. Многие вещи, предметы быта выходят из употребления, заменяются другими, а вместе с ними уходят и слова, обозначавшие эти предметы.

Почему же лексика русского языка не только не уменьшается с течением времени, а, наоборот, непрерывно расширяется?

Дело в том, что в русском языке есть два мощных способа пополнения словарного запаса. Это словообразование и заимствование. Сегодня на уроке мы познакомимся с заимствованными словами, узнаем, из каких языков пришли к нам эти слова, как они приспособили свое звучание и написание к русскому языку. Узнав значение некоторых заимствованных слов, вы сможете правильно использовать их в речи, а это значит, что обогатится ваш словарный запас и речь станет образной и выразительной.

  1. Чтение рифмовки на мониторе компьютера (3 мин.).
  1. Учитель немецкого языка: А сейчас мы прослушаем рифмовку на немецком языке. Внимание на экран. (Приложение 1).
  2. Чтение рифмовки учителем немецкого языка и учениками, изучающими немецкий язык.
  3. Вопросы учителя немецкого языка:

- Какие слова вам знакомы?

- Из какого языка заимствованы эти слова?

- Как они звучат на русском языке?

4)  Выводы учеников.

5) Учитель русского языка: Так какие же слова мы называем заимствованными? Сформулируйте определение.

  1. Поисковая деятельность. Работа  в группах (10 мин.).
  1. Учитель русского языка: Итак, мы выяснили, какие слова являются заимствованными. Следующим этапом нашей работы будет определение, из каких же языков они к нам пришли. Таблица на мониторе компьютера нам в этом поможет. Сейчас мы разделимся на группы: немецкую, французскую и английскую. Немецкая группа будет находить слова, которые пришли в русский язык из Германии, французская группа ищет заимствованные слова из Франции, а английская группа определяет слова, которые попали в русский язык из Англии. Каждая группа выписывает свои слова в тетрадь.
  2. Работа с компьютером.

На мониторе таблица и слова (слова есть у каждой группы еще и на карточках). (Приложение 2).

  1. Комментирование ответов и определение значений слов по словарю иностранных слов, данному на компьютере. (Приложение 3).

Группа выбирает человека, который зачитывает выбранные слова, затем другой ученик (из этой группы) по словарю иностранных слов объясняет их значение. Учащиеся следят за правильным произношением слов. Учитель русского языка помогает (при необходимости) правильно поставить ударение.

  1. Виртуальная экскурсия по Тамбову (5 мин.).
  1. Учитель немецкого языка: Продолжаем работу в группах с заимствованными словами. Сейчас мы проведем виртуальную экскурсию, вспомним изученные на уроках немецкого языка слова по теме «Город» и попробуем определить, какие слова нам понятны без перевода и почему. (Приложение 4).
  2. Работа с текстом.

Учащиеся просматривают слайды, читают предложения на немецком языке, переводят и записывают их в тетрадь. Дети, изучающие немецкий язык, помогают остальным ученикам своей группы перевести текст на русский язык.

  1. Самостоятельная проверка перевода.

Пятиклассники читают вслух весь текст, а затем сравнивают свой перевод с тем, что находится на компьютере.

  1. Учитель немецкого языка: Какой группе удалось правильно перевести текст? Какие слова были знакомы всем ученикам? Как называются эти слова? Из какого языка они пришли? Как изменилось их звучание при переводе на русский язык?  
  1. Физкультминутка (2 мин.). (Приложение 5).
  2. Работа в парах (7 мин.).
  1. Учитель русского языка: Русский язык пополняется словами не только из немецкого, французского и английского языков. Много слов было заимствовано и из греческого, латинского и других языков. На доске написаны иноязычные слова с расставленными ударениями. Придумайте по два однокоренных слова к каждому из них и запишите в тетрадь.
  2. Проверка:

Ученики (по 1 человеку из пары) записывают придуманные слова на доске, выделяют корень и объясняют значение.

Агро (греч. поле) – … (агроном, агрономический)

Аква (лат. вода) – … (акварель, акварельный)

Био (греч. жизнь) – … (биолог, биологический)

Гео (греч. земля) – … (геолог, геологический)

Квартус (лат. четвертый) – … (квартал, квартальный)

Литера (лат. буква) – … (литература, литературный)

Монос (греч. один) – … (монолог, монологический)

Терра (лат. земля) – … (территория, территориальный)

  1. Сообщение учителя русского языка:

- При разборе иноязычных слов по составу, надо помнить, что в современном языке данные международные словообразовательные элементы являются частью корня.

4) Повторение правила о безударной гласной:

- Зная иноязычный корень, какую («непроверяемую») гласную ты смог проверить?

- Расскажи о способе проверки безударной гласной в корне.

  1. Эвристическая деятельность (8 мин.).
  1. Детям предлагается отгадать кроссворд, составленный из заимствованных слов.

Учитель немецкого языка: Помните: в каждом заимствованном слове пишется двойная согласная. Подумайте и решите, что это за слово, а орфографический словарь вам поможет.

Кроссворд «Заимствованные слова»

По горизонтали:

  1. Наука об образовании и изменении слов, о соединении слов и строении предложений. (Грамматика)
  2. Огнестрельные орудия (пушки, гаубицы, минометы и т. п.). (Артиллерия)
  3. Систематизированное собрание каких-нибудь предметов. (Коллекция)
  4. Увлечение, любимое занятие для себя, на досуге. (Хобби)
  5. Основной род занятий, трудовой деятельности. (Профессия)

По вертикали:

  1. Группа лиц, объединенных общей работой, общими интересами. (Коллектив)
  2. Земельное пространство с определенными границами. (Территория)
  3. Дорога с рядами деревьев, посаженных по обеим сторонам. (Аллея)
  4. Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. (Искусство)
  5. Число и количество, равное тысяче тысяч. (Миллион)

  1. Выводы учеников.
  2. Учитель русского языка:

- С какими словарными словами вы познакомились?

- Как пишутся эти слова?

- Из каких языков они заимствованы?

  1. Итог урока (3 мин.).
  1. Учителя русского и немецкого языков подводят итог  и оценивают деятельность учащихся на уроке:

-  С каким способом пополнения русского языка вы сегодня познакомились?

- Что такое заимствованные слова?

- Из каких языков приходят слова в русский язык?

- Какие звуки помогли вам определить, что слово заимствовано?

- Что о заимствованных словах вы сегодня узнали?

2) Учитель русского языка дает домашнее задание:

3) Учитель немецкого языка проводит мини-анкетирование.

Мини-анкета

Вопрос

Да

Нет

Понравился ли тебе урок?

 

 

 Легко ли было выполнять задания?

 

 

Интересно ли тебе было на уроке?

 

 

Узнал ли ты что-то новое на уроке?

 

 

Пригодятся ли тебе полученные знания?

 

 

Хорошо ли ты работал на уроке?

 

 



Предварительный просмотр:

Задание 1

Гренадёр, спринтер, тренер, пюре, инженер, миллионер,
стайер, пенсионер, милиционер, конвейер, компьютер, штаб, митинг, брошюра, гроссмейстер, Оренбург, штраф, джентльмен, партер, вестибюль, мюсли, шпиль, гурман, кювет,  спортсмен, балетмейстер, режиссер, продюсер, Петербург, ноктюрн.

Задание 2

Агро (греч. поле) – …

Аква (лат. вода) – …

Био (греч. жизнь) – …

Гео (греч. земля) – …

Квартус (лат. четвертый) – …

Литера (лат. буква) – …

Монос (греч. один) – …

Терра (лат. земля) – …

___________________________________________________________________

Задание 1

Гренадёр, спринтер, тренер, пюре, инженер, миллионер,
стайер, пенсионер, милиционер, конвейер, компьютер, штаб, митинг, брошюра, гроссмейстер, Оренбург, штраф, джентльмен, партер, вестибюль, мюсли, шпиль, гурман, кювет,  спортсмен, балетмейстер, режиссер, продюсер, Петербург, ноктюрн.

Задание 2

Агро (греч. поле) – …

Аква (лат. вода) – …

Био (греч. жизнь) – …

Гео (греч. земля) – …

Квартус (лат. четвертый) – …

Литера (лат. буква) – …

Монос (греч. один) – …

Терра (лат. земля) – …



Предварительный просмотр:

Мини-анкета

Вопрос

Да

Нет

Понравился ли тебе урок?

 

 

 Легко ли было выполнять задания?

 

 

Интересно ли тебе было на уроке?

 

 

Узнал ли ты что-то новое на уроке?

 

 

Пригодятся ли тебе полученные знания?

 

 

Хорошо ли ты работал на уроке?

 

 

____________________________________________________________________________________Мини-анкета

Вопрос

Да

Нет

Понравился ли тебе урок?

 

 

 Легко ли было выполнять задания?

 

 

Интересно ли тебе было на уроке?

 

 

Узнал ли ты что-то новое на уроке?

 

 

Пригодятся ли тебе полученные знания?

 

 

Хорошо ли ты работал на уроке?

 

 

_____________________________________________________________________________________Мини-анкета

Вопрос

Да

Нет

Понравился ли тебе урок?

 

 

 Легко ли было выполнять задания?

 

 

Интересно ли тебе было на уроке?

 

 

Узнал ли ты что-то новое на уроке?

 

 

Пригодятся ли тебе полученные знания?

 

 

Хорошо ли ты работал на уроке?

 

 

_____________________________________________________________________________________Мини-анкета

Вопрос

Да

Нет

Понравился ли тебе урок?

 

 

 Легко ли было выполнять задания?

 

 

Интересно ли тебе было на уроке?

 

 

Узнал ли ты что-то новое на уроке?

 

 

Пригодятся ли тебе полученные знания?

 

 

Хорошо ли ты работал на уроке?

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

(русский язык + немецкий язык)

Слайд 2

«Заимствование как способ пополнения словарного запаса русского языка»

Слайд 3

Deutsch ist super und nicht schwer, Gut, phantastisch und modern! Gitarre, Floete, Saxophon, Radio, Computer und Telefon. Tennis, Boxen, Basketball, Quadrat, Zylinder und Oval. Torte, Marmelade, Keks, Bankett, Musik, Tango und Ballett. Marke, Telegramme, Post, Paket, Rakete , Kosmos und Planet .

Слайд 4

Нахождение определяющих звуков Немецкий язык Французский язык Английский язык в начале слова шт- , шп- дж- в начале и середине слова -пю-, -бю-, -вю-, -мю-, -кю-, шю-, -тю- (возможны и др.языки) в конце слова -ман, -мейстер, -бург -ер (под ударением) -ер (без ударения), -мен, -инг

Слайд 6

Балетмейстер - автор - постановщик балетов, танцев, хореографических номеров, т анцевальных сцен. Брошюра - непериодическое издание в виде нескольких сброшюрованных листов печатного материала объемом свыше четырех (но не более 48) страниц; как правило, в мягкой обложке. Вестибюль - большое помещение перед входом во внутреннюю часть здания. Гренадёр - 1) во многих армиях, начиная с XVII в., в том числе русской (в XIX — начале XX в.), — отборные пехотные или кавалерийские части; 2) рослые и сильные люди. Гроссмейстер - высшее спортивное звание по шахматам и шашкам. Гурман - любитель и знаток тонких, изысканных блюд, лакомка. Джентльмен - 1) в английском буржуазном обществе — человек, строго следующий светским правилам поведения; 2) корректный, воспитанный, благородный человек. Инженер - специалист в какой-либо области техники с высшим техническим образованием. Компьютер - то же, что электронная вычислительная машина. Конвейер - устройство для перемещения грузов с помощью движущейся металлической, резиновой или иной гибкой бесконечной ленты либо цепи с закрепленными на ней ковшами, скребками.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативная культура младших школьников: пополнение словарного запаса детей с ОВЗ

Научить ребенка выражать свои мысли является одной из главных задач начальной школы. Уже на начальном этапе обучения учитель должен формировать у ученика умения правильно, красиво, содержательно выска...

Мастер-класс на тему «Эффективные способы повышения словарного запаса на уроках английского языка».

Цель данного мастер класса – представление приемов, различных упражнений, направленных на эффективное усвоение лексического материала на уроках английского языка.Постановка задачи: задачей моего...

Пополнение словарного запаса дошкольников посредством знакомства с профессиями

Речь ребенка -процесс очень длительный. Словарный запас, в последнее время, недостаточно богатый. Задача педагогов ДОУ-расширить и обогатить его. С изучением любой лексической темы, ребенок знакомится...

пополнение словарного запаса обучающихся на уроках английского языка

Работа предлагает некоторые из эффективных способов пополнения лексического запаса обучающихся на уроках английского языка...

Пополнение словарного запаса обучающихся на уроках английского языка

РАБОТА ПРЕДЛАГАЕТ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА ПРАКТИКЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ ПОПОЛНЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ОБУЧАЮЩИХСЯ, ИЗУЧАЮЩИХ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК....

Пополнение словарного запаса на уроках английского языка

При изучении английского языка учащиеся сталкиваются с различными затруднениями, в том числе с запоминанием иноязычных слов. Расширение словарного запаса является одним из основных условий для у...