Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе "Буквы -О, -Е после шипящих и -Ц в суффиксах прилагательных"
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс)

Дальская Юлия Александровна

Открытый урок подготовлен по программе Т.Ладыженской для учащихся 6 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет                Русский язык

              Класс                     6 «В»

Базовый учебник  Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/ М.Т.Баранов,         Т.А.Ладыженская и др. М.: Просвещение, 2014 г.

Тема урока «Буквы О-Е после шипящих и Ц в суффиксах имён прилагательных».

Цели урока:

 Обучающие:

  1. Обучение учащихся образованию прилагательных с помощью суффиксов .
  2. Освоение правила написания букв о-е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных.

Развивающие:

  1. Развитие мышления, логики, умения анализа и систематизации, выделять существенные признаки и свойства, делать общие выводы.
  2. Развитие умения применять знания на практике.
  3. Формирование умения в частично-поисковой познавательной деятельности, самостоятельности.
  4. Развитие культуры речи.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать взаимоуважение.
  2. Воспитывать любовь к русскому языку, чувство прекрасного, творческого воображения учащихся.

Тип рока: урок «открытия» нового знания

Вид урока: комбинированный урок с элементами  исследования

Структура урока:

1. Мотивация деятельности (2 мин.)

2. Актуализация знаний (4-5 мин.)

3. Постановка проблемы (4-5 мин.)

4. «Открытие» нового знания (5-6 мин.)

5. Первичное закрепление (4-5 мин.)

           Физкультминутка (1-2 минуты)

6. Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин.)

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение (7-8 мин.)

8. Итог урока. Рефлексия (2-5 мин.)

9.Домашнее задание (1-2 мин.)

Технология: проблемно-диалоговая

Оборудование: Раздаточный материал(маршрутный лист), толковый словарь под ред. Д.Ушакова, учебник

1

Мотивация к учебной деятельности

(2 мин).

-Здравствуйте, ребята! Надеюсь, что вы готовы к уроку, на столах  = дневники, учебники, тетради, ручки и карандаши. Сегодня у нас много гостей, они пришли посмотреть, чему вы научились и как можете работать. Каждый из вас получил МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ с ЗАДАНИЯМИ. Подпишите его, т.к. сегодня за работу на уроке каждый получит оценку. По мере выполнения предложенных заданий вы должны заполнить таблицу, выставляя  себе отметку за каждое задание.  Среднюю оценку я выставлю в журнал. В конце урока МАРШРУТНЫЕ ЛИСТЫ сдадите мне на проверку. Мы будем работать в маршрутных листах и в тетрадях.

-Есть вопросы? Тогда приступим, желаю успеха!

 1. Прием “удивляй” (цель: настроить на урок, повысить интерес к уроку):

-Прочитайте слова, написанные на доске: Вежливый, старательный, Скромный и внимательный, Добрый, умный, справедливый, И веселый, и счастливый.

Фронтальная работа:

-К какой части речи относятся  такие слова? (имена прилагательные)

-О какой части речи продолжим разговор?

-Что такое имя прилагательное?

 -Где вам чаще всего, кроме уроков русского языка, приходилось встречать имя прилагательное?

-Зачем же они нужны и какую роль играют?

-Открываем тетради и записываем ЧИСЛО, КЛАССНАЯ РАБОТА

Готовятся к восприятию информации, отвечают на вопросы учителя.

Коммуникативные УУД: уметь слушать собеседника

2

Актуализация знаний, сообщение темы урока, постановка цели

(4-5 мин)

Задание № 1 (цель: активизация мыслительной деятельности, обеспечение высокого уровня умственного развития):

-Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, выполните ЗАДАНИЕ № 1 : перед вами 7 звездочек, в которых находятся слоги. Выпишите в строчку только те слоги, над которыми написаны качественные имена прилагательные.

-Какие имена прилагательные называются качественными?

-Проверяем, какое слово получилось? ОРФОГРАММА

-C  чем мы сегодня будем работать?

-Оцените себя по пятибальной системе

-Сейчас узнаем, с какой орфограммой будем работать, если выполним  задание № 2

--Читаем (Выпишите слова на  изученную орфограмму  « О-Ё после шипящих» и вставьте пропущенные буквы)

Ш…рстка, зайч…нок, камыш…м, плюш..вый, пч…лки, реч…нка, птиц…й, парч…вый, ш…рох, , ш…пот, беж…вый,  чертеж…м, свинц…вый

( 1 группа - « Буквы О-Ё после шипящих в корне слова» (шерстка, пчелки, шорох, шепот), 2 группа – «Буквы О-Ё после шипящих в суффиксах существительных»(зайчонок, речонка), 3 группа- «Буквы О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных»(камышом, птицей, чертежом). 4 группа -  все слова, которые не соответствуют ни одной из предложенных орфограмм (плюшевый, парчовый, бежевый, свинцовый)

-Проверяем .     -За работу поставьте оценки

-Понятно ли всем  лексическое значение выражений? (свинцовая туча)

  • Какая накидка называется парчовой? Что такое парча?
  • Хотите узнать об этом? Давайте вместе и поработаем.

(словарь Ушакова)

Слушают учителя, работают группами, объясняют орфограмму, перерабатывают информацию, затрудняются в орфограмме в словах «плюшевый, парчовый, бежевый, свинцовый».

Групповая работа

Познавательные УУД: уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках.

Коммуникативные УУД: меть определять цель учебной деятельности, уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные УУД:

Уметь находить в словаре нужный материал, уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

3

Постановка проблемы

(4-5мин.)

- Запишем  новые  слова в тетрадь

плюшевый,  бежевый

Парчовый, свинцовый

Назовите их главный общий признак (имя прилагательное)

От каких частей речи образованы эти прилагательные? Назовите их (плюш, беж, парча, свинец)

Что такое парча? Обратимся к словарю Д.Ушакова

Каким способом образованы слова? (cуффиксальным) Выделите в данных словах суффиксы.

После каких согласных находится суффикс в этих прилагательных? (после шипящих)

Поставьте ударение в данных словах.

Какие орфограммы находятся после шипящих в суффиксах? (Буквы О-Ё)

Значит, какая тема нашего урока? ЗАПИШИТЕ ТЕМУ УРОКА В ТЕТРАДЬ. Учитель – на доске: «Буквы О-Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных  )

Какова цель? (Наша цель – научиться применять правило написания букв О-Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных, видеть условия его применения).

 -Какие задачи мы будем решать для достижения этой цели?

1) Познакомимся с правилом правописания  О-Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных

2) Составим алгоритм работы с орфограммой. Закрепим правило в ходе выполнения заданий.

3) Научимся различать правописания букв оё и е после шипящих и ц в различных частях слова разных частей речи

  • ЗАПИСАТЬ НА ДОСКЕ

Ученики отвечают на вопросы, объясняют, приводят примеры, определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Записывают тему в тетради, определяют задачи урока. Работа со словарем Ушакова

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

Познавательные УУД: уметь объяснить фразеологизм..

Регулятивные УУД: уметь определять цель учебной деятельности (этапа) и задачи  в сотрудничестве с учителем .

4

Открытие нового знания.

 (5-6мин.)

  1. Прежде чем обратиться к  справочному материалу на стр.28  в учебнике, может  кто-то уже сформулирует  правило?
  2.  Прочитайте правило, запомните его и воспроизведите с примерами. (Учащиеся говорят правило друг другу)

   - Какой была наша первая задача? ( познакомиться с правилом)

-Справились ли мы с ней?

Обобщают информацию, наизусть передают правило, учатся правильно обозначать орфограмму (устно)

Подводят итог: справились с первой задачей урока

Регулятивные УУД: уметь осуществлять итоговый контроль деятельности («Что сделано?»).

Коммуникативные УУД: уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.

5.

Первичное закрепление

(4-5мин.)

Физкультминутка

1 минута

  • Буквенный диктант(ЗАДАНИЕ № 3) :  вставьте буквы -о или –е, выделите орфограмму ЛИЦ…ВОЙ СЧЁТ, КОЛЬЦ…ВАЯ ДОРОГА, БОЙЦ..ВАЯ ПОРОДА, ТАНЦ..ВАЛЬНЫЙ ЗАЛ, ЛУЧ…ВАЯ КОСТЬ, ПЕРЦ…ВЫЙ ПЛАСТЫРЬ, ЕЖ…ВЫЕ ИГОЛКИ

- Обменяйтесь маршрутными листами. Проверяем   (Е,е,о,е,е,о,о)

-Поставьте оценку, указав количество ошибок

  1. -Опираясь, на примеры в задании № 3, составьте алгоритм обозначения орфограммы (в тетради и на доске). Запишите его в тетрадь.

Где? (В какой части слова?)

В чём? (В какой части речи?)

После чего? (После шипящих.)

Когда? (Под ударением – о, без ударения – е.)

Работают самостоятельно, применяя правило.

Проверяют себя

 ( работа в парах) Закрепляют изученное правило.

Работают  классом. Составляют алгоритм.

Проводится  под руководством учителя физкультминутка

Познавательные УУД: уметь выбирать решение, обосновывать выбор.

Коммуникативные УУД: уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли, уметь считаться с мнением товарища.

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5мин.)

-Читаем  задание №4 – самостоятельная работа

1. Продолжая работу над орфограммой ,  замените данные сочетания “сущ.+ сущ.” синонимичными, но другого типа – “прил.+сущ.” , Обозначьте орфограмму.

  • Платье из ситца – __________________________________
  • Вода из ключа - ____________________________________
  • (Какой “ключ” имеется в виду? что это за явление?)
  • Заросли из камыша -_________________________________
  • Клык  моржа - ______________________________________
  • Пуля из свинца - ____________________________________

--Проверяем (у доски)

-Не забываем оценивать свою работу

2. - Какой была наша вторая задача? Справились ли мы с ней? (алгоритм)

Работают самостоятельно, подбирают синонимичное сочетание с изучаемой орфограммой.

Подводят итог: справились со второй задачей урока.

Личностные УУД: мотивация учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слушать и понимать речь других.

7

Включение нового знания в систему знаний и повторение  (7-8 мин.)

1.- Работаем в паре. Прочитаем задание № 5 “Найдите ошибку

- Какие сочетания написаны верно?  Какие написаны с ошибкой? Каким правилом вы пользовались, работая над заданием? Подчеркнуть  слово и исправить ошибку, выписать в тетрадь словосочетания, в которых допущена ошибка, также исправив ее

  • Плюшевый мишка   песцовый воротник  кумачевая рубаха
  • свинцовая пуля  ландышовый запах   глянцовая бумага

-Кто готов написать эти слова на доске? Проверяем.

- Не забудьте оценить свою работу

2.  Работа в группах. (Задание№ 6) Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Найдите и подчеркните в  тексте слова, с правилом  написания которого мы сегодня познакомились. Выпишите все слова с орфограммой «Буквы О-Е после шипящих и Ц» в два столбика. Объясните выбор (распределительный диктант)

-Какие  общие вопросы вы можете задать однокласснику к тексту?

      В раннее весеннее утро ребята во главе со стажёром провели в старом саду борьбу с листожором на грушевых и алычовых деревьях. В камышовом шалаше ребят ждёт сторож. На голове у него шапчонка. Из-под пиджака выглядывает холщовая рубашонка, на шее кумачовый платок. Сторож показывает ребятам самодельные щётки и трещотки, затем угощает всех спелым крыжовником. А ребята предлагают ему шоколадки.

(Из кн.: Д.Розенталь, И.Голуб. Русский язык. М.: Айрис, 1999

-ПРОВЕРЯЕМ. Выставляем оценки (О –листожором, алычовых, камышовом, шапчонка, холщовая, рубашонка, кумачовый, трещотки, крыжовником, шоколадки;  Е – стажером, щетки, грушевых)

3. - Какой была наша третья  задача? Справились ли мы с ней?  (навык различения правописания букв оё и е после шипящих и ц в различных частях слова разных частей речи)

-Какова цель нашего урока? (Наша цель – научиться применять правило написания О-Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных , видеть условия его применения)

-Достигли ли мы цели? – Кто готов еще раз озвучить изученное правило?

Работают в парах, находят ошибки Выстраивают последовательный ответ, подкреплённый правилом. Отвечают по желанию

Читают текст. Обдумывают задание.

Работая в группе, находят изучаемую орфограмму в тексте, повторяют изученные орфограммы «О-Е по сле шипящих и Ц»

Подводят итог: справились с третьей  задачей урока.

Делают вывод: достигли  ли цели урока. Повторяют правило на изученную орфограмму

Коммуникативные УУД: уметь отвечать на вопросы, слушать и понимать других.

Регулятивные УУД: уметь оценивать результаты деятельности (своей, чужой)

Познавательные УУД: уметь находить нужную информацию.

Дополнительное задание можно провести устно, если останется время

1)  Узнайте слово по лексическому значению, образуйте от него имя прилагательное, обозначьте изучаемую орфограмму

а) высокое водяное или болотное растение из семейства осоковых (камыш – камышовый);

б)Материя с шелковой основой,затканная золотыми или серебряными нитями (парча – парчовый)

в) блеск начищенной или отполированной поверхности (глянец – глянцевый).

Используют полученные знания, выполняя задание «Узнай слово по лексическому значению»

С помощью взаимопроверки выставляют друг другу оценки в соответствии с количеством баллов.

8.

Итог урока. Рефлексия

(2-5мин.)

1.Что открыли для себя? 

2.Чему научились?

3. Вернемся к словам, которые мы прочитали в начале урока? (Вежливый, старательный, Скромный и внимательный, Добрый, умный, справедливый, И веселый, и счастливый)

-Какие из них мы можем применить по отношению к себе?

-Составьте синквейн на тему «Урок», вложив в него впечатления прошедшего урока. (дополнительная оценка)  (задание № 7)

Ученик оценивает свою работу

Составляют и зачитывают синквейн, дополняя друг друга.

Коммуникативные УУД: уметь отвечать на вопросы, слушать и понимать других.

Регулятивные УУД: уметь оценивать результаты деятельности (своей, чужой)

Познавательные УУД: уметь проявлять творческое начало.

9

Домашнее задание

(1-2 мин.)

 

На доске: параграф 63,  составить словарный диктант из слов на изученную орфограмму (10-15 слов) или выполнить упр. №363, или написать  миниатюру «Любимая игрушка», используя слова на изученную орфограмму (в прозе или в стихах)

ЕСТЬ ВОПРОСЫ? ВСЕМ ВСЕ ПОНЯТНО? СПАСИБО ЗА УРОК! Прежде, чем сдать на проверку маршрутные листы, заполните, пожалуйста, анкету

Выбирают задание из предложенного.

Регулятивные УУД: уметь оценивать свои возожности.

10

АНКЕТА (1 минута)

- Заполните анкету ( ПРИЛОЖЕНИЕ), оценив себя за работу на уроке.

1) На уроке я работал…  активно  */пассивно

2) Своей работой на уроке я    доволен/  *   недоволен

3) Урок для меня показался     коротким/*   длинным

4) За урок я   устал  * /не устал

5) Домашнее задание мне кажется      лёгким/  *   трудным




Предварительный просмотр:

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ                                  _______________________________

Задание №1.  Выпишите в строчку только те слоги, над которыми написаны качественные имена прилагательные

    ____________________________________

Задание №2. Выпишите слова на  изученную орфограмму  « О-Ё после шипящих» , вставьте пропущенные буквы и выделите орфограмму

         Ш…рстка, зайч…нок, камыш…м, плюш..вый, пч…лки, реч…нка, птиц…й, парч…вый, ш…рох,  ш…пот, беж..вый,  чертеж…м, свинц…вый     ______________________________________________________________________________

( 1 группа - « Буквы О-Ё после шипящих в корне слова», 2 группа – «Буквы О-Ё после шипящих в суффиксах существительных», 3 группа- «Буквы О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных», 4 группа -  все слова, которые не соответствуют ни одной из предложенных  орфограмм)

Задание №3  Буквенный диктант. Вставьте буквы -о или –е, выделите орфограмму, применяя изученное правило

  • ЛИЦ…ВОЙ СЧЁТ, КОЛЬЦ…ВАЯ ДОРОГА, БОЙЦ…ВАЯ ПОРОДА, ТАНЦ…ВАЛЬНЫЙ ЗАЛ, ЛУЧ…ВАЯ КОСТЬ, ПЕРЦ…ВЫЙ ПЛАСТЫРЬ, ЕЖ…ВЫЕ ИГОЛКИ                 Количество ошибок__________________

Задание №4. Замените данные словосочетания “сущ + сущ.” синонимичными, но другого типа – “прил.+сущ.” Обозначьте орфограмму

Платье из ситца – _______________________________________Вода из ключа - _____________________________________

Заросли из камыша -____________________________________ Клык  моржа - _______________________________________

 Пуля из свинца - ______________________________________________

Задание №5.    Подчеркнуть в МЛ словосочетания, в которых допущена ошибка, исправив ее, записать их в исправленном виде в тетрадь

Плюшевый мишка,  песцовый воротник, кумачевая рубаха, свинцовая пуля, ландышовый запах, глянцовая бумага

Задание № 6. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Найдите и подчеркните в  тексте слова, с правилом  написания которого мы сегодня познакомились.  Но выпишите все слова с орфограммой «Буквы О-Е после шипящих и Ц» в два столбика. Объясните выбор.

          В раннее весеннее утро ребята во главе со стаж…ром провели в старом саду борьбу с листож…ром на груш…вых и алыч…вых деревьях. В камыш…вом шалаше ребят ждёт сторож. На голове у него шапч…нка. Из-под пиджака выглядывает холщ…вая рубаш…нка, на шее кумач…вый платок. Сторож показывает ребятам самодельные щ…тки и трещ…тки, затем угощает всех спелым крыж…вником. А ребята предлагают ему ш…коладки.

                                                                                                  (Из кн.: Д.Розенталь, И.Голуб. Русский язык. М.: Айрис, 1999

Задание № 7 Составьте синквейн на тему «Урок»                    ___________________________________________________

                                                                                             ___________________________________________________

                                                                                                   ___________________________________________________

                                                                                                   ___________________________________________________

                                                                                                   ___________________________________________________

Задание №1

Задание №2

Задание №3

Задание №4

Задание №5

Задание №6

Задание №7

НАКОПИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ЗА УРОК________________

ПРИЛОЖЕНИЕ         Заполните    анкету.

1) На уроке я работал…  активно  */пассивно

2) Своей работой на уроке я    доволен/  *   недоволен

3) Урок для меня показался     коротким/*   длинным

4) За урок я   устал  * /не устал

5) Домашнее задание мне кажется      лёгким/  *   трудным


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку в 6-м классе на тему: "Правописание гласных в суффиксах глаголов -ова- (-ева-); -ыва- (-ива-)"

Данный урок предназначен для учащихся 6 класса. В классе обучаются учащиеся, имеющие разные способности к русскому языку (разный уровень подготовки). Поэтому я использовала в своей работе адаптивную с...

Открытый урок по русскому языку "Буквы О и Е после шипящих в суффиксах существительных.

Урок проводился в 6 классе по программе М.Т.Баранова. Материал представляет развёрнутый конспект с презентацией с элементами,разработанными по ФГОС....

Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе на тему: "Повторение. Правописание Н/НН в суффиксах существительных и прилагательных"

Конспект отктытого урока в 6 классе (русский язык). УМК: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Издательство "Просвещение". Гогд издательства - 2012....

Конспект открытого урока по русскому языку в 7 классе на тему: "Мягкий знак после шипящих на конце наречий".

Урок на тему "Мягкий знак после шипящих на конце наречий" в 7 классе проходил в форме открытого урока. Разработка по УМК М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской....

Конспект урока в 6 классе: "«Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных»"

Конспект урока в 6 классе "Буквы о-е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных". Базовый учебник: Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2ч. / М.Т.Баранов, Т.А.Лад...

Урок русского языка «Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных» "

Представлен конспект урока по русскому языку в 6 классе....