Работа по комиксам Биструма "Такие разные картинки..."
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) по теме
Материал пригодится в любом классе. Задания интересные. Выполняются под руководством родителя или учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 706.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Едогонская средняя общеобразовательная школа»
Учебно-методическое пособие по русскому языку
«Такие разные картинки…»
(работа с комиксами Бидструпа при подготовке монологического высказывания на итоговом собеседовании по русскому языку).
Автор: учитель русского языка и литературы
Лисицына Маргарита Станиславовна
с.Едогон
Оглавление
Введение | 3 |
Работа с комиксом «Познание мира» | 4 |
Работа с комиксом «Домашнее задание» | 5 |
Работа с комиксом «Первое рождество малыша» | 6 |
Работа с комиксом «Рождественский пирог» | 7 |
Работа с комиксом «Чудесный день» | 8 |
Работа с комиксом «Весёлое рождество» | 9 |
Работа с комиксом «Уборка» | 10 |
Работа с комиксом «Игрушки» | 11 |
Работа с комиксом «Трудовой день» | 12 |
Приложение 1. (для родителей) | 13 |
Приложение 2. (для учителей) | 14 |
Список литературы | 15 |
Введение
Данное методическое пособие и упражнения являются хорошим инструментом, помогающим учащимся в освоении русского языка, подготовке к сдаче государственных экзаменов, участию в творческих конкурсах по предметам русский язык и литература, так они способствуют развитию речи ребёнка.
Главная цель упражнений - научить ребёнка справляться с коммуникативной задачей.
Результаты работы можно фиксировать в таблице (приложение 1. и 2.).
Работа может выполняться с использованием современной техники (планшет, компьютер, телефон и т.д.), но обязательно проговариваться вслух.
Упражнения носят не только практическую направленность для учителей, преподающих русский язык, но и для развития речи детей в домашней обстановке. Родители посредством данного методического пособия могут не только контролировать действия ребёнка, но и быть непосредственными участниками данных упражнений.
1. Познание мира
1.Приготовьте ответ:
– С какими сложностями столкнулся ребенок, после того как убежал от мамы? Осознал ли он, что подобные встречи могут опасны?
– Какой вывод можно сделать?
2. Придумайте текст к комиксам по опорным вопросам:
Наказ мамы!! | Еще немного. | Вперед! К приключениям! |
Я свободен! | Как много лишнего! | Неожиданно! Вот так встреча! |
Вперёд к приключениям! | А что тут? | Выход! |
Коляска! | Ура! Я успел! | Хорошо то, что хорошо заканчивается… Главное вовремя успеть! |
3. Создайте устное сообщение об одном из компонентов (самостоятельно составьте небольшой текст по любому из понравившихся кадров).
4. Устно прокомментируйте фразы, подходят ли они к данной ситуации?
Не перечьте старшим! Если вас просят остаться и спокойно подождать, то не надо нарушать просьбу: Вы можете заблудиться, встретиться с опасностью, столкнуться с потоком машин, задохнуться в узком пространстве. Если повезло один раз, то это не значит, что и в следующий раз удача улыбнется.
5. Составьте подробную историю (текст) о том, что произошло с малышом в этот день.
Рисунок 1. Познание мира
2. Домашнее задание
1.Приготовьте ответы на вопрос:
-Как ты считаешь, нужно ли выполнять домашнее задание?
-Как ты относишься к его выполнению?
-Помогают ли взрослые тебе в выполнении домашнего задания?
2. Продолжите заполнение таблицы, подбирая к каждому кадру основные действия мамы и сына:
№ картинки | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 | №8 | №9 | №10 | №11 | №12 |
Герои | ||||||||||||
Мама | Звала | |||||||||||
Сын | Катался |
3. Создай текст, используя глаголы из упражнения 2, одного из ряда комикса, проговори и запиши его на диктофон.
4. Прослушай текст вместе со взрослым. Как ты думаешь, удалось ли тебе данное упражнение? Что бы тебе посоветовал взрослый?
5. Тебе предлагается памятка «Садимся за уроки». Какие пункты из неё ты мог бы использовать в своём рассказе?
1. Проветри комнату.
2.Садись за уроки всегда в одно и то же время.
3. Создай в комнате тишину (выключи телевизор, радио).
4.Проверь, на своем ли месте находится настольная лампа (дальний левый угол).
5.Уточни расписание уроков на завтра.
6. Приготовь письменные принадлежности для занятий.
7.Убери все лишнее со стола.
8.Пришло время начать работу. Сядь на стуле удобно. Открой учебник...
6. Попробуй создать подробную историю по комиксу, используя материалы предыдущих упражнений. Попроси взрослого соотнести рассказ с баллами в таблице (приложение 1.).
Рисунок 2. Домашнее задание
3. Первое рождество малыша
1.Приготовьте ответы на вопрос:
- Какие праздники тебе известны?
-Расскажи, что ты знаешь о Рождестве?
-Как в вашей семье отмечают Рождество?
2. Попробуй составить текст к каждой картинке по опорным словам, в пустые графы добавь слова, которые ты бы мог добавить сам к картинкам:
1. Подарки! | 5. Пожалуй еще и коника… | |
2.Мечты! | 6. Ура! Подарки ! | |
3. Ух, ты! Вот это да! | 7. Упакуйте и это!!! | |
4. А может еще это… | 8. Счастливое Рождество!!! |
3. Составь диалог по последнему кадру комикса. Не забудь попросить взрослых его обыграть.
4. Создай устное сообщение по последнему кадру комикса (самостоятельно составьте небольшой текст). Включи в текст диалог из упражнения3. Запиши рассказ на диктофон. Попроси взрослого соотнести ваш рассказ с баллами в таблице (приложение 1.).
5. Попробуй создать памятку-шпаргалку
« Как покупать подарки к празднику!»,
Памятка «Как покупать подарки к празднику? 1. 2. 3. |
Используя компьютер или другую технику, оформи памятку и подари её своим друзьям и знакомым.
Рисунок 3. Первое рождество
4. Рождественский пирог
1.Приготовьте ответы на вопрос:
-Помогаешь ли ты маме на кухне?
- Какое блюдо мамы для тебя самое любимое? А ты помогал его готовить?
2. Представь, что ты оказался героем комикса (примерь на себя его роль). Ответь на вопросы от лица маленького героя. В роль собеседника можешь взять взрослого.
- Что готовила твоя мама?
-Как ты ей помогал?
-Почему ты остался на кухне один?
-Расскажи, что ты решил сделать в отсутствии мамы? Запиши свои действия в таблицу.
-Как ты думаешь, почему у тебя не получилось, мама тебя отругала?
-Как нужно поступить в следующий раз, когда ты опять останешься один на кухне?
3. Попробуй создать текст, используй слова из таблицы по кадрам комикса:
1. Сегодня мы испечём вкусный пирог! | 2. Кажется, я слышу телефонный звонок… | 3.Сейчас я помогу! |
4.Добавлю яйцо… | 5. Масла… | 6. Немножко муки… |
7. Маааамааа… Спаси… | 8. Возвращайся поскорее, мы тебя с малышом ждём. | 9. Ужас!!! Что ты натворил!!! |
4. Продолжи историю комикса. Расскажи, что могло бы случиться дальше? Удалось ли героям угостить вернувшегося с работы папу вкусным и ароматным пирогом?
Рисунок 4. Рождественский пирог
5. Чудесный день
1.Приготовьте ответы на вопрос:
- Как ты думаешь, какой день ты можешь назвать чудесным?
-Вспомни, а был ли в твоей жизни счастливый день? Почему ты считаешь его таким?
2. Попробуй разбить комикс на кадры, продолжи заполнение таблицы, описывая основное содержание происходящего в нескольких словах, реши сам, сколько кадров у тебя получится:
1. Ура! На улице хорошая погода! | ||||||
Что с тобой произошло, солнышко! |
3. Соедини придуманные в упражнении слова в небольшой текст по комиксу. Не забудь включить диктофон и записать его.
4. Попроси взрослого оценить твоё творчество по таблице (приложение 1.).
5. Составь небольшую заметку на школьный сайт о том, как необходимо вести себя на улице ученику начальной школы «Правила пяти нет». Можешь проговорить её на часе общения в классе.
Используй в заметке следующие фразы:
1. Предупреждай родителей об уходе из дома.
2. Будь осторожен с незнакомцами.
3. Будь вежлив со взрослыми людьми.
4. Не катайся вблизи проезжей части.
5. Не гуляй вдоль дороги без сопровождения взрослых.
Рисунок 5.Чудесный день
6.Весёлое рождество
1.Приготовьте ответы на вопрос:
-Кто в вашей семье выполняет домашнюю работу?
- Как часто помогаешь выполнять работу по дому?
- Нравится ли тебе быть помощником родителей? Почему?
2. Давай попробуем на один миг примерить роль мамы. Представь, что на кадрах комикса изображен ты. Приближается праздник Рождество. Ты проводила детей и мужа в школу и…Что дальше ты должна успеть сделать? Не забывай вечером праздник! Заполни таблицу, впиши в неё свои действия:
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. |
7. | 8. | 9. | 10. | 11. | 12. |
3. Придумай ответ на вопрос и проговори их на диктофон:
- Почему мама встретила праздник спящей в кресле?
-Весёлое ли рождество, на твой взгляд, у мамы?
4. Придумай устный рассказ по комиксу «Весёлое рождество. Проговори высказывание и дай прослушать взрослому.
5. Оцени своё высказывание совместно со взрослым, используй таблицу (приложение 1.).
6. Придумай, какой совет ты мог бы дать своим одноклассникам, чтобы у всех мам было действительно весёлое Рождество. Оформи совет на планшете, распечатай и раздай одноклассникам.
Рисунок 6. Весёлое рождество
7. Уборка
1.Приготовьте ответы на вопрос:
- Проводишь ли ты уборку в своей комнате?
-Что ты делаешь с ненужными вещами, игрушками, предметами?
-Есть ли у тебя в комнате вещь, которая тебе очень дорога? Расскажи виртуальному собеседнику в чём её ценность?
2. Составь название для кадров комикса. Запиши их в таблицу. В последнюю графу впиши название комикса, которое ты бы предложил сам.
3. Пронумеруй кадры комикса и соотнеси с высказываниями:
Опять натворили! | Я их предупреждала! | Смотри! Тут мой заяц! |
А давай всё заберём домой… | Моя машинка! Мой паровозик! | Пусть всё полежит в куче, потом разберём! |
Ай! Ай! Ай! | Нет у них больше игрушек! | Теперь тут будет стоять красивая ваза! |
4. Используя материал предыдущих упражнений, составь устный рассказ по кадрам комикса. Расскажи полученный текст взрослому, чтобы он оценил твой рассказ.
5. Составь на планшете памятку для воспитанников детского сада «Как надо относиться к своим игрушкам».
Рисунок 7. Уборка
8. Игрушки
1.Приготовьте ответы на вопрос:
-Твои родители покупают или делают для тебя игрушки?
-Ты умеешь сам делать игрушки из подручных средств?
-Как ты считаешь, какие игрушки важнее для тебя: сделанные своими руками или купленные в магазине?
2. Попробуй заполнить таблицу, подбирая к каждому кадру основные действия папы и сына:
№ картинки | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 | №8 | №9 |
Герои | |||||||||
Папа | |||||||||
Сын |
3. Создай подробный текст, используя глаголы из упражнения 2, одного из ряда комикса, проговори и запиши его на диктофон.
4. Прослушай текст вместе со взрослым. Как ты думаешь, удалось ли тебе данное упражнение? Что бы тебе посоветовал взрослый?
5. Придумай устный рассказ по комиксу «Весёлое рождество. Проговори высказывание и дай прослушать взрослому.
6. Оцени своё высказывание совместно со взрослым, используй таблицу (приложение 1.).
7. Попробуй совместно со взрослым смастерить из подручных средств игрушку. Составь памятку изготовления. Размести памятку в классном уголке или расскажите о ней товарищам.
Рисунок 8. Игрушки
9. Трудовой день.
1.Приготовьте ответы на вопрос:
- Можно ли помогать родителям и при этом помощь не оказывать?
-Почему нельзя винить маленьких детей за их неумение помочь?
2. Представь, что ты оказался героем комикса (примерь на себя его роль). Ответь на вопросы от лица маленького героя. В роль собеседника можешь взять взрослого.
- Почему ты был в комнате один?
-Как ты решил помочь маме?
-Как ты считаешь, твой трудовой день состоялся?
-Расскажи подробно, что ты решил сделать в отсутствии мамы? Запиши свои действия в таблицу.
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. |
8. | 9. | 10. | 11. | 12. | 13 | 14. |
3. Придумай устный рассказ по комиксу «Трудовой день». Проговори высказывание на диктофон и дай прослушать взрослому.
4. Оцени своё высказывание совместно со взрослым, используй таблицу (приложение 1.).
Рисунок 9. Трудовой день
Приложение 1. (для родителей)
комикс | Монолог | Диалог | ||||||||
М1 | М2 | М3 | Д1 | Д2 | ||||||
Приведено 10 и более фраз по теме высказывания без фактических ошибок | Учтены условия речевой ситуации | Характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью, логикой изложения | Даны ответы на все вопросы в диалоге | Учтена речевая ситуация | ||||||
Да/1 | Нет/0 | Да/1 | Нет/0 | Да/1 | Нет/0 | Да/1 | Нет/0 | Да/1 | Нет/0 | |
1. | ||||||||||
2. | ||||||||||
3. | ||||||||||
4. | ||||||||||
5. | ||||||||||
6. | ||||||||||
7. | ||||||||||
8. | ||||||||||
9. | ||||||||||
ИТОГО |
Приложение 2. (для учителя)
комикс | Монолог | Диалог | Грамотность речи | |||||||||||||||
М1 | М2 | М3 | Д1 | Д2 | Г | О | Р | РО | ||||||||||
Приведено 10 и более фраз по теме высказывания без фактических ошибок | Учтены условия речевой ситуации | Характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью, логикой изложения | Даны ответы на все вопросы в диалоге | Учтена речевая ситуация | БЕЗ грамматических ошибок | БЕЗ орфоэпических ошибок, или допущено не более 2-х? | БЕЗ речевых ошибок нет, или допущено не более 3-х? | Речь в целом отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции? | ||||||||||
Да/1 | Нет/0 | Да/1 | Нет/0 | Да/1 | Нет/0 | Да/1 | Нет/0 | Да/1 | Нет/0 | Да/1 | Нет/0 | Да/1 | Нет/0 | Да/1 | Нет/0 | Да/1 | Нет/0 | |
1. | ||||||||||||||||||
2. | ||||||||||||||||||
3. | ||||||||||||||||||
4. | ||||||||||||||||||
5. | ||||||||||||||||||
6. | ||||||||||||||||||
7. | ||||||||||||||||||
8. | ||||||||||||||||||
9. | ||||||||||||||||||
Итого |
Используемая литература
Комиксы Херлуфа Бидструпа (электронный ресурс).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КТД "Мы такие разные, но все-таки мы вместе!"
Сценарий коллективно-творческого дела для старшеклассников к Дню Толерантности,...
Урок толерантности «Мы все такие разные, и все-таки, мы вместе»
Урок «Мы все такие разные, и все-таки, мы вместе» посвящен толерантности отношений между людьми. В ходе урока учащиеся знакомятся с термином «толерантность» и его значением, ...
Тренинг «Мы такие разные, но всё-таки мы вместе»
Тренинг«Мы такие разные, но всё-таки мы вместе»...
Тренинг «Мы такие разные, но мы такие классные»
Тренинг«Мы такие разные, но мы такие классные»...
Технологическая карта урока по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 8 класса. Тема урока: "Такие разные петербуржцы, а проблемы общие..."
Основная цель урока: создать условия для выполнения обучающимися практикоориентированного задания: сопоставление проблем петербуржцев первой половины XIX века с проблемами совремнных горожа...
Технологическая карта внеурочного занятия по теме "Такие разные покровы"
Данное внеурочное занятие входит в программу внеурочной деятельности 5 класс...