Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Разбор задания № 8 (нахождение грамматической основы предложения).
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) по теме

Мжачих Елена Владимировна

Данный материал систематизирует темы "Подлежащие"и "Сказуемое", изученные в 8 классе, и помогает учащимся успешно выполнить экзаменационное задание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grammaticheskaya_osnova.docx19.93 КБ

Предварительный просмотр:

Задание 8 звучит так: Выпишите грамматическую основу предложения №…

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Вместе они передают основное смысловое и грамматическое значение (составляют грамматическую основу). Без них предложение обойтись не может.

   Обычно в предложении имеются два главных члена (подлежащее и сказуемое), и тогда оно называется двусоставным. 

   Бывают предложения, в которых присутствует один главный член (только подлежащее или только сказуемое). Такое предложение называется односоставным.  Подлежащие и сказуемые могут быть однородными.

   В предложении может быть одна грамматическая основа или несколько. Предложения с одной грамматической основой простые,  с двумя и более – сложные.

Подлежащее – главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы КТО?  или ЧТО? Чаще всего выражается существительным. Например: Туристы сидели у костра. Погода часто менялась. 

Подлежащее может быть выражено:

  1. существительным (местоимением, числительным) и в им.падеже: Колокольчик однозвучный утомительно гремит (А.Пушкин);
  2. инфинитивом: Охранять природу – значит охранять Родину (М.Пришвин);
  3. словом, употребленным в значении существительного: Прошлое напомнит о себе; Окружающие меня не понимают.
  4. цельным словосочетанием: И тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных (А.Пушкин).

Подлежащее – цельное словосочетание

(имя – именные части речи (имя сущ., имя прилаг., имя числит., местоимен.)

Примеры

  1. Имя в им.падеже (наречие) + имя в род.падеже

Пять столов стояло у стены. Несколько столов стояло у стены. Часть столов стояло у стены. Много столов стояло у стены.

  1. Имя в им. падеже + имя в род. падеже с предлогом ИЗ.

Двое из нас поедут за город. Каждый из нас поедет за город. Многие из нас поедут за город.

  1. Имя в им. падеже + имя в тв. падеже с предлогом С (только при сказуемом во множественном числе!)

Сравните: Отец с сыном поедут (мн.ч.) отдыхать. Отец  с сыном поедет (ед.ч.) отдыхать.

  1. Существительные НАЧАЛО, СЕРЕДИНА, КОНЕЦ + сущ. в род.падеже.

Стоял конец декабря.

  1. Неопределенное местоимение + согласуемое имя.

 Произошло что-то невероятное.

Сказуемое – главный член предложения, который обозначает то, что говорится о подлежащем (предмете речи) и отвечает на вопросы: что делает предмет? каков предмет? кто он такой? что такое предмет? что с ним происходит?

Общий смысл сказуемого совмещает лексическое и грамматическое значения. Грамматическое значение – это значение наклонения и времени. Сказуемые бывают простыми и составными.

Простое глагольное сказуемое может быть выражено:

  1. глаголом в форме изъявительного наклонения: Непосеянные зерна не взойдут, условного: + БЫ: Я волком бы выгрыз бюрократизм... (В. Маяковский) и повелительного: + ПУСТЬ, ПУСКАЙ, ДАВАЙ(ТЕ) Сейте разумное, доброе, вечное. (Н. Некрасов) Пусть сильнее грянет буря! (М. Горький).
  2. инфинитивом: Увлечься наукой – постичь мир.
  3. устойчивым сочетанием (в т. ч. фразеологизмом): Он легко находил общий язык с ребятами.

Составное глагольное сказуемое (СГС)

СГС 1   =     вспомогательный глагол   +   инфинитив   с основным значением.

Вспомогательная часть, выражающая грамматическое значение, может включать:

  1. глаголы со значением начала, конца, продолжения    действия (начать, стать, продолжать, кончить, перестать):  Он начал кашлять.
  2. Глаголы со значением желательности, необходимости,  возможности    действия (хотеть, мочь, суметь): Надо учиться языку. Никто не сможет нас согнуть в бараний рог. (К. Пауст.)
  3. Глаголы со значением желательности, необходимости,  возможности   (надо, нужно, можно, нельзя) или со значением эмоциональной оценки  действия (грустно, весело, горько)  В заповедном лесу нельзя вмешиваться в жизнь природы(К. Паустовский). Или: Я люблю читать.

СГС 2 =  краткое прилаг. (должен, готов, рад)  + инфинитив:  Она рада его видеть.

Составное именное сказуемое (СИС)

Составное именное сказуемое состоит из вспомогательной части и именной, которая является основной. Именная часть выражает основное лексическое значение, а вспомогательная – грамматические значения времени, наклонения и добавочные лексические значения.

Вспомогательная часть может быть выражена:

  1. глаголами  быть, бывать, заключаться и т.п.: в настоящем времени эти связки могуть быть нулевыми, ср.: Эта работа интересная. – Эта работа была интересная;
  2. глаголами стать, становиться делаться, казаться, называться, числиться и т.п.: Из самолета городок казался крохотным.
  3. Глаголами типа прийти, приехать, вернуться, родиться, жить, расти, сидеть, лежать и т.п.: Осень пришла дождливая.

Основная часть может включать:

  1. имя сущ.: Слово – серебро, молчание – золото;
  2. имя прилаг.: Сборы мои были недолгими;
  3. имя числит.: Их было четверо;
  4. местоимение: Раньше этот дом был наш;
  5. причастие: Вода покрыта ряской;
  6. наречие: Мы снова вместе;
  7. слово категории состояния: В лесу было сыро.
  8. фразеологизм: Он был мастер на все руки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе "Грамматическая основа предложения" по ФГОС

Урок общеметодической направленности с использованием технологий здоровьесбережения, развивающего обучения, РКМЧП, ИКТ, группового обучения, развития исследовательских навыков. Решаемые проблемы: каки...

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.

КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм.  Этот урок – продол...

ОГЭ. Задание 8. Грамматическая основа предложения

Данная презентация содержит материалы открытого банка заданий. Она поможет отработать навыки нахождения основы предложения....

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку 2019. Задание 20. знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.

Дидактический материал по теме "знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи"...

Презентация "Подготовка к ОГЭ по русскому языку 2021. Задание 2: синтаксический анализ предложений. Практика"

Презентация рекомендована при подготовке к ОГЭ по русскому языка. В нее включены таблицы на повторение основных тем по синтаксису, а также варианты задания №2 с ответами из сборника Цыбулько И.П....