Подготовка к сочинению.Первый этап.Работа со словарём.
методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему

Опарина Елена Леонидовна

Методические рекомендации для подготовки к сочинению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_sochineniyu.pervyy_etap.rabota_so_slovaryom.docx30.66 КБ

Предварительный просмотр:

ГОТОВИМСЯ К СОЧИНЕНИЮ.

ПЕРВЫЙ ЭТАП.

РАБОТА СО СЛОВАРЁМ.

Это разнообразные словарно-стилистические упражнения. В идеале их следует проводить постоянно на уроках как русского языка, так и литературы с целью речевого развития учащихся, обогащения их словаря и обучения умению пользоваться словом.

Речевая неразвитость - это не только бедный словарь. Это и ориентированность на единственное прочтение книги, неспособность увидеть, услышать, прочувствовать в слове палитру оттенков, гамму смыслов и чувств.

Чтобы избежать этого, чтобы воспитать ЧИТАТЕЛЯ и АВТОРА, необходимо помочь нашим ученикам погрузиться в слово, т.е. понять его корни, истоки, связи. Следует чаще задавать детям вопросы типа: почему дождь называется дождем? Почему радуга - это радуга, а цветок - это цветок? Какие «родственники» есть у родника?

Словарно-стилистические упражнения, расширяя словарный запас, способствуют осмыслению слова, правильному введению его в устную и письменную речь. Учат облекать мысль в словесную форму. Но для достижения цели необходимо писать, писать на каждом уроке!

Возможны следующие упражнения:

Подбор однокоренных слов.

Эту работу возможно проводить сначала индивидуально, по принципу «Кто больше?». Затем - обмен словами в парах, работа с целым классом. Главное - не упустить ни одного словечка, поддержать на пути поиска каждого ученика, вместе порадоваться находкам.

Какие слова брать? Во-первых, омонимы: брак, глава, свет, среда, досадить, ключевой, правый, уход и т.д. Во-вторых, омофоны: примерять - примирять; старожил - сторожил; изморозь - изморось. В-третьих, мука - мука; впасть - в пасть; к рынку - крынку; нет сноса - с носа. В-четвертых, слова, в определении значения которых ошибаются учащиеся: здравица - здравница; дипломат - дипломант; абонент - абонемент; завещание, наследство. В-пятых, слова, которые помогут понять нам замысел писателя, позволят подойти к анализу образа или произведения в целом:

                  Обломов, Раскольников, Разумихин

Родина

прозаседавшиеся

В-шестых, слова, помогающие понять развитие образа. Например: при изучении романа Достоевского «Преступление и наказание» ученики путем нахождения в тексте однокоренных слов легко выстраивают следующую логическую цепочку: разрешение (крови по совести) – решиться - решено.

Работа с многозначными словами.

Многозначные слова - характерная особенность русского языка. Неверное употребление их способно придать тексту двусмысленность, нарушить логику изложения. Следовательно, необходимо обратить на них внимание.

Возможны следующие упражнения:

Определить значение многозначного слова «идет» в стихотворении Шибаева, заменить его подходящими по смыслу синонимами:

Он мне сказал: «В кино? Идет!»
Он не спросил: «А что идет?» -
Мол, это к делу не идет.
(Ах, как костюм ему идет!)
Вдаль наша улица идет.
Трамвай по улице идет.
И дождь на улице идет -
А он пешком себе идет!
Упорно к цели он идет.
Идет! -о том и речь идет...

При изучении романа Тургенева «Отцы и дети» сравниваем значения слова «жизнь»: - способ существования белковых тел;

- мир, наполненный звуками, красками, ощущениями. Два значения слова - две позиции, два мировоззрения. Поняв это, можно подойти к пониманию центрального конфликта романа. То есть возможно постижение сути через слово.

Разговор о романе Толстого «Война и мир» начинаем с выяснения значения слова «мир» («мiръ»), и яснее становится смысл названия, в какой-то мере облегчается понимание романа.

То же самое мы делаем при изучении комедии Грибоедова «Горе от ума»: выясняем значение слова «ум». А подойдя к изучению «Героя нашего времени» Лермонтова, разбираем, в каком смысле использовано слово «герой».

Работа с фразеологизмами.

Фразеологических оборотов наши ученики знают мало. В речи практически не употребляют. Поэтому просто необходимо обращать на них внимание при анализе художественных произведений, как можно чаще использовать на уроках фразеологический словарь.

Возможны следующие упражнения:
Заменить фразеологический оборот синонимом:
    брать быка за рога,        своротить гору,

чесать язык,        перемывать косточки и т.д.

Заменить данные слова и словосочетания синонимичным фразеологическим оборотом: весь день, вдоволь, без ограничений, умер, отчаиваться, в один прием, очень быстро, кое-как и т.д.

Объяснить различие лексического значения подобранных группами фразеологизмов: вне себя, выйти из себя, довести до белого каления; глазом не моргнул, как с гуся вода, и в ус не дует; сыграл в ящик, отбросил копыта, приказал долго жить. Составить предложения, в которых каждое из данных выражений явилось бы сначала свободным словосочетанием, а затем фразеологическим оборотом:

 не вытянешь клешами,        каши не сваришь,

              мышиная возня,               висеть на хвосте

Закончить фразеологизм:

два сапога...        танцевать от ...        еле-еле душа в ...

буря в ...        кусать ...        плакать в ...

топтаться на ...        не мудрствуя ...        голод не...

Подобрать и записать как можно больше фразеологизмов со словами «голова», «рука», «глаза», «один», «семь».

Написать сочинение - миниатюру о хорошо знакомой ситуации, в котором можно было бы использовать подборку фразеологических оборотов: комар носа не подточит; ищи ветра в поле; кто во что горазд; лезть на рожон; с распростертыми объятиями; на всю катушку;...

Разумеется, все мы обращаем внимание на фразеологические обороты при анализе художественных произведений. Но их можно и нужно использовать и на уроках русского языка при отработке орфограмм и пунктограмм (например, при изучении постановки запятой перед союзом «как»).

Работа с пословицами и поговорками.

Как один из возможных видов работы предлагаю дать задание написать сочинение- миниатюру, названием которого служит пословица или поговорка.

Естественно, необходимо обращать на них внимание, работая над текстами художественных произведений, обращая внимание учеников на правомерность использования в тексте.

Возможно более активное обращение к пословицам и поговоркам и на уроках русского языка. Так, изучая тему « Прилагательное», можно взять пословицу  «Свет не без добрых людей». Поработав над смыслом, можно провести следующую работу:

  • Подобрать синонимы к прилагательному.
  • Определить его разряд и прочие грамматические категории.
  • Составить текст с этим выражением или объясняющий его.

Подбор ассоциаций.

Эти упражнения, занимая минимум времени, полезны необычайно, так как освобождают речь школьников от штампов, раскрепощают сознание, помогают услышать и почувствовать СЛОВО.

Ассоциации можно подбирать устно. Можно записывать все ассоциации, пришедшие в голову, и потом обмениваться ими, стараясь понять ход мысли одноклассника, - это один из путей к пониманию художественного текста и, что еще более важно, к пониманию подтекста. Вот возможные задания:

  • Подобрать ассоциации к слову ОДИНОЧЕСТВО: скука, тоска, безлюдье, счастье, философия, обида, ожидание и т.п. Далее возможен вывод: одиночество Базарова и одиночество Обломова - различны по своей сути.
  • Какие ассоциации вызывают имена героев произведения. ИЛЬЯ  ИЛЬИЧ  ОБЛОМОВ (мягкость, округлость) и  ШТОЛЬЦ (резкость, подобная удару хлыста)?
  • Та же работа - с фамилиями ЖИЛИН и КОСТЫЛИН.

Возможно и такое упражнение. А. Галич написал песню, в которой рассказывается о том, как изгоняли из Союза писателей Б. Пастернака. Песня начинается с цитаты из стихотворения Пастернака «Зимняя ночь». Задание: определить, где здесь отрывок из подлинника, а где - намеренно искаженный текст? Доказать, что текст, который ученик считает авторским, точнее и выразительнее. В каком варианте пастернаковские строки более уместны?

1. «Мело, мело по всей земле         2. «Мело, мело по всей земле

Во все пределы,        Во все пределы,

Свеча горела на столе,        .      Свеча горела на столе,

Свеча горела...»        Свеча горела...»

Из зала слышались смешки,              Нет, никакая не свеча -

Горела люстра,        Горела люстра.

С трибуны грозные очки        Очки на морде палача

Блестели тускло.        Сверкали шустро.

И кто-то скучно вопрошал:        И кто - то спьяну вопрошал:

-Кого? За что там?..        -Кого? За что там?

И кто-то ел и хохотал                 И кто- то жрал, и кто* то ржал

Над анекдотом...        Над анекдотом...

ВАЖНО! Если ученик интуитивно почувствовал разницу, но не может доказать свою правоту словами, то у него уже есть ЯЗЫКОВОЕ ЧУТЬЕ, что крайне важно. Следовательно, работать с ним надо над развитием речи.

Можно дать задание: записать поток ассоциаций, связанных со словами СВЕЧА и ЛЮСТРА.

Еще один прием подсказал нам Джанни Родари. Обучая сочинению, он составлял «бином фантазии» из двух слов, между которыми, на первый взгляд, нет ничего общего, и просил написать рассказ, непременно используя эти слова. Например, бином « зеркало и экскаватор». Вот что может получиться в результате такой работы:

«Утром рано экскаватор на работу поехал. Вдруг у него на дороге зеркало выросло. -Пусти! - сказал экскаватор. -Не пущу, -ответило зеркало, - посмотри, какой ты грязный.

Посмотрел экскаватор на себя в зеркало, и сразу ему захотелось почиститься...».

Используя опыт Дж.Родари, учитель может дать следующие задания: составить «бином фантазии» из двух слов (можно использовать слова с определенными орфограммами); написать рассказик по своему биному.

А вот еще один пример использования ассоциативного мышления при анализе текста произведения. Работая над эпизодом «Раскольников на Николаевском мосту», прошу записать ассоциации к слову «купол» (имеется ввиду купол храма, виднеющийся вдалеке). Возникают такие ассоциации: храм, бог, покаяние, раскаяние, чистота... И ребята рассуждают о чистоте души, жизни героя романа ДО преступления; о том, что он изгнал Бога из души своей; о том, что путь к покаянию будет долог - ведь купол так далек...        

Подбор синонимов.

Данные упражнения помогут ученикам избежать таких речевых ошибок, как тавтология и плеоназм.

Найти в предложенном тексте синонимы, определить, отличаются ли они по значению:

Князь Гвидон ей отвечает:

«Грусть - тоска меня съедает –

Диво б дивное хотел

Перенесть я в свой удел.»

Определить,   какое   слово   в   паре   синонимов   является   более «просторным», «радостным» ( по определению поэта Болеславского):

               влюбленность - любовь        приятель - друг

люди - народ             работа - труд

Подобрать экспрессивно окрашенные синонимы: например, подобрать глаголы, характеризующие двоечника, идущего В школу и ИЗ школы.

Подобрать синонимы к слову «смеется», соответствующие следующим существительным: мальчик, старушка, бандит, толстый повар, начальник, девчонка.

Подобрать синонимы к словам, без которых невозможно написать сочинение: писатель, известный, великий, произведение.

Подбор антонимов.

Возможные упражнения:

К данным парам слов подобрать однокоренные, сохраняя антонимические отношения между словами: говорить - молчать    светлый - темный      трудиться - бездельничать

Подобрать антонимы к словам: быстро, разумник, уважение, румяный, бледный, нельзя, временный, второпях,...

От данных слов с помощью различных словообразовательных элементов образовать слова - антонимы. Образец: лить - прилив - отлив

Тащить, шум, воздух, ледник, сердце, воля, ехать, срок, вкус, раствор, доброта, доход, грамота, снег, мера,...

Записать контекстуальные антонимы:
басня «Волк и …

Обломов - (Штольц)        

Обломовка - ( Петербург )

Они сошлись: волна и ..... ,стихи и …        , лед и ...

Работа по осмыслению семантики слова:

дворецкий - дворянин - дворовый - дворник

крепостной - крепостник

                    сожители - соседи - обитатели

труженик – трудяга

рабочий - работник - работяга

Работа над стилями речи.

Одна из типичнейших ошибок в сочинениях наших учеников - неоправданное смешение стилей речи. Эту ошибку можно и нужно предупредить, чему способствуют следующие задания и упражнения:

Сделать сообщение о стилях речи, их особенностях (лексических, грамматических, синтаксических).

Найти признаки разговорного стиля речи в произведении (например, в диалоге героев пьесы «На дне» ).

Определить, к какому стилю речи относятся данные словосочетания: пробуждающаяся природа, по данным социалистического опроса, шорох ресниц, парламентские дебаты, растянулся на лавке, хлопать ушами, лебедь белая, валютный коридор.

Проанализировать данный текст (вырезка из газеты, карточка и т.д.) с точки зрения стиля.

Сделать разностилевые описания предмета.

Сравнить описание Бородинской битвы, сделанное историком и писателем. Написать репортаж с места событий.

Указать стилистическую окрашенность прилагательных, образованных:

с помощью приставки РАЗ-

с помощью суффиксов -ОНЬК (-ЕНЬК), -УЩ, -ЕШЕНЬК (-ОШЕНЬК), -ОХОНЬК, (-ЕХОНЬК).

Выписать из журналов, газет 10-15 новых терминов, объяснить их значение, составить с ними словосочетания.

Объяснить слова: рейтинг, импичмент, дайджест, тинейджер, инвестор, менеджер, слайд, мэрия, спикер, брокер, секвестр.

Определить, чем вызван комический эффект текста (К. Чуковский «Живой, как жизнь»).

Жена говорит мужу: «Я ускоренными темпами обеспечила восстановление надлежащего порядка на жилой площади, а также в предназначенном для приготовления пищи подсобном помещении. В последующий период времени мною было организовано посещение торговой точки с целью приобретения необходимых продовольственных товаров».

С этой же целью можно использовать текст записки, врученной секретарем райкома Семену Давыдову (роман Шолохова «Поднятая целина»).

Работая над стилями речи, просто необходимо научить школьников правильному оформлению деловых бумаг: автобиографии, заявления, расписки, доверенности, письма в вуз.

Отрабатывая навыки, связанные с особенностями стилей речи, я давала своим ученикам и такие задания:

  • написать сочинение - миниатюру в форме эссе «Береги честь смолоду»
  • пересказать фрагмент пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке», заменив художественный стиль на официально - деловой
  • взять интервью у учителей - ветеранов к уроку «Литература тоталитарного государства»
  • написать очерк об экскурсии в Малые Карелы
  • написать репортаж о соревнованиях по баскетболу.

ВАЖНО проводить эти и подобные упражнения постоянно, в системе, повторяя и усложняя их, превращая умения в навыки.

НЕ ЗАБЫВАТЬ попутно отрабатывать навыки правописания, проговаривая наиболее трудные и часто встречающиеся слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А.А. Пластов "Летом". Подготовка к сочинению. Первая встреча с картиной

Котельникова Е.В.  Родная природа на полотнах русских живописцев.  5 класс. Русский язык. Развитие  речи. Фрагмент урока «Подготовка к сочинению-описанию картины  А. А. Пластова «Л...

Роль заключительного этапа работы над музыкальным произведением в процессе подготовки исполнителя к публичному выступлению. ( материалы беседы с учащимися старших классов фортепиано)

Данный методический материал представляет собой сжатый конспект беседы с учащимися-пианистами старших классов ДМШ и ДШИ, может быть взят за основу при подготовке преподавателя к тематическому классном...

Этапы работы по подготовке к сдаче ЕГЭ.

Тесты  - один из самых удобных видов работы на уроке. Но такая работа, несмотря на кажущуюся простоту, вызывает затруднения и у учащихся, и у учителя (при организации работы). В данной статье рас...

Статья "Этапы работы социального педагога по адаптации подростков с девиантным и делинквентным поведением" (Из опыта работы)

Содержание каждого этапа работы социального педагога с подростками девиантного и делинквентного  поведения по их адаптации. Индивидуальная программа реабилитации таких подростков...

Этапы работы над заданием 15.3 в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку

Описание основных этапов подготовки к сочинению-рассуждению (задание 15.3) в 9 классе...

Организация коррекционной работы дефектолога на занятиях средствами продуктивной деятельности. Основные задачи, принципы и этапы работы

Организация коррекционной работы дефектолога на занятиях средствами продуктивной деятельности. Основные задачи, принципы и этапы работы...