Этапы работы над заданием 15.3 в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему
Описание основных этапов подготовки к сочинению-рассуждению (задание 15.3) в 9 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etapy_raboty_nad_zadaniem_15.docx | 18.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Этапы работы над заданием 15.3 в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку
Обязательной формой сдачи экзамена по русскому языку в 9 классе является основной государственный экзамен (ОГЭ). Такая экзаменационная форма состоит из 3 частей:
- сжатого изложения (часть 1);
- тестовых заданий с выбором ответа и заданий с кратким ответом (часть 2);
- сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста (часть 3).
Часть 3 экзаменационной работы включает в себя три задания:
- сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (задание 15.1);
- сочинение-рассуждение на основе предложения из прочитанного текста (задание 15.2);
- сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста (задание 15.3).
Выпускнику необходимо выбрать одно из предложенных заданий и дать письменный развёрнутый аргументированный ответ. Рассмотрим подробнее этапы работы над сочинением в задании 15.3. Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста в задании 15.3, представляет собой толкование слова, обозначающего понятие, которое связано с моралью, жизненными ценностями (дружба, добро, красота, милосердие и др.). Структура сочинения-рассуждения такова: 1.Тезис – положение, которое надо доказать; 2.Аргументы – примеры-доказательства из текста, предложенного для анализа; 3.Вывод - общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис. Работа над сочинением в задании 15.3 включает в себя четыре этапа: 1.Формулировка определения понятия. 2.Написание комментария к понятию. 3.Аргументация тезиса. 4.Написание вывода. Начинать сочинение следует с того, что необходимо дать определение того или иного понятия. Что же такое определение? Определение – это установление смысла незнакомого слова с помощью слов знакомых и уже осмысленных; уточнение предмета рассмотрения, однозначная его характеристика. Итак, дать определение слова – это значит подвести данное понятие под другое, более широкое. Как дать определение слова? Во-первых, можно подобрать более общее понятие (гипероним) и назвать отличительные свойства данного понятия. Например, сострадание – это чувство (свойство, качество) человека, которое проявляется в готовности облегчить страдания тех, кто их испытывает. Во-вторых, дать определение слова можно с помощью сравнения. Для этого подмечается общее в двух предметах и образно выражается. Например, сострадание – такая же возрождающая сила, как весенние солнечные лучи, согревающие и пробуждающие к жизни. В-третьих, чтобы охарактеризовать понятие, необходимо лишь перечислить некоторые его существенные качества. Например, сострадание – это бескорыстная, искренняя помощь нуждающимся в ней. В-четвёртых, истолковать слово можно, если подметить различие в сравнении с другими понятиями. Например, в истинном сострадании, в отличие от обычной жалости, всегда живёт желание поучаствовать в судьбе того, кому нужна помощь. Содержание понятия не раскрывается только формулировкой его словарного значения. Выпускник должен ещё и пояснить данное определение, показав, какова для него значимость этого понятия, свойства, чувства, насколько важно для общества в целом это понятие, свойство, чувство. Следующим этапом написания сочинения-рассуждения является подбор аргументов. Аргументами являются только такие примеры, которые подтверждают, обосновывают истинность сформулированного определения понятия и не противоречат смыслу текста и авторской позиции. Выпускник должен привести либо два аргумента из текста, либо один – из текста, а второй – из жизненного опыта. Под жизненным опытом следует понимать всё богатство личностного опыта, которое может быть использовано для обоснования справедливости сформулированного тезиса. Жизненный опыт включает примеры из художественных произведений, научной литературы, кинофильмов, телепередач, спектаклей, общественной и личной жизни. Вывод в сочинении всегда должен быть связан с тем, что доказывалось, о чём рассуждалось. Он не может противоречить данному выпускником определению. Таким образом, анализ формулировки задания 15.3 показывает, что для его выполнения надо произвести такие действия: 1.вдуматься в смысл слова, предложенного для толкования, вспомнить, какое содержание вкладывают в него обычно люди, осмыслить свой опыт в толковании данного понятия; 2.сформулировать собственное мнение о значении данного понятия; 3.перечитать исходный текст части 2, выделить в нём фрагменты, связанные с явлением, обозначенным данным понятием; 4.подобрать из исходного текста два примера, подкрепляющих аргументацию, либо один пример из текста, второй – из жизненного опыта; 5.приводя примеры из текста, следует цитировать или указывать в скобках номера предложений, на которые делаются ссылки в ходе рассуждения; 6.надо оформить текст композиционно: сочинение должно соответствовать требованиям, предъявляемым к тексту-рассуждению, т.е. содержать тезис, доводы и вывод, а также вступление и заключение;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока развития речи в 9 классе. "Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 часть 3)".
Материал по методике подготовки учащихся к написанию сочинения - рассуждения. Создание памятки написания сочинения (задание 15.3 часть3 ОГЭ-2015)....
КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.
КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм. Этот урок – продол...
Подготовка к сочинению -рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)
Урок русского языка, на котором отрабатывается алгоритм написания сочинения-рассуждения с речевыми клише по памятке....
Самоанализ урока русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»
Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...
КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»
Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...
Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»
Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...
Презентация к уроку по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»
Презентация к уроку по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...