Роль заключительного этапа работы над музыкальным произведением в процессе подготовки исполнителя к публичному выступлению. ( материалы беседы с учащимися старших классов фортепиано)
классный час по теме
Данный методический материал представляет собой сжатый конспект беседы с учащимися-пианистами старших классов ДМШ и ДШИ, может быть взят за основу при подготовке преподавателя к тематическому классному часу или другим внеклассным мероприятиям.Он базируется на принципах фортепианной методики А. П. Щапова и имеет практическую направленность, содержит конкретные советы, которые помогут скоординировать действия юного музыканта на заключительном этапе работы над произведением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda.docx | 21.01 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Роль заключительного этапа работы над музыкальным произведением в процессе подготовки исполнителя к публичному выступлению.
( материалы беседы с учащимися старших классов фортепиано)
Преподаватель МБОУ ДОД ДШИ г. Азова
Ясинская Т. В.
По мнению большинства известных и авторитетных музыкантов-исполнителей и педагогов, схематичное представление работы над произведением условно сводится к следующим этапам:
- 1-й этап—знакомство с пьесой, охват целого с некоторыми возможными фактурными изменениями текста ( Например, снятие украшений или удвоений в аккордах и т.д.);
- 2-й этап—работа над конкретными фрагментами текста, техническая проработка более сложного материала, обработка отдельных деталей ( например, штриховой точности, расшифровка мелизмов, авторских указаний, выстраивание динамической шкалы, поиск средств музыкальной выразительности, если речь идет об исполнении крупной формы—связывание главной и побочной партий);
- 3-й этап состоит из двух разделов:
- Сцепление отдельных фрагментов формы в единое целое. Например, экспозиция и реприза в сонатном аллегро. Или вклинивание пассажа в общую структуру целого фрагмента и т. п.;
б) Пробные проигрывания, подготовка к выступлению, определение последовательности исполнения произведений;
Именно на этом наиболее важном этапе работы хотелось заострить ваше внимание. Итак, как я уже упоминала, что этот этап является очень ответственным, поскольку именно он во многом определяет успех или неуспех вашего выступления. Ведь правильно спланированная и целенаправленная работа—залог удачного исполнения. Необходимо в этот момент найти в занятиях «золотую середину», так как частые, следуемые друг за другом проигрывания пьесы (да всей программы в целом) могут привести к «заштампованности» исполнения, и последнее утратит свежесть и непосредственность звучания. Наоборот длительная работа над деталями может привести к преждевременному распаду формы как таковой, к отсутствию цельности исполнения.
Эту «золотую меру» исполнитель должен найти сам.
Чтобы работа этого периода была наиболее продуктивной, необходимо определить задачи, которые стоят перед исполнителем.
Задачи
- Конструирование и реализация целостного художественного замысла.
- Достижение эмоциональной логики исполняемого произведения и его непрерывности.
- Точный расчёт всех средств музыкальной выразительности.
- Достижение импровизационной игры, максимальной точности и непринуждённости исполнения. ( Исполнитель должен помнить , что нет раз и навсегда заученного варианта).
Эти обозначенные задачи, вы можете решить только при наличии следующих условий:
- Сосредоточенность;
- Творческая приподнятость, настроение;
- Знание текста наизусть.
Итак, предположим, что вы готовы к пробному проигрыванию программы. Постарайтесь определить себе план, по которому вы будете оценивать своё исполнение как бы со стороны. Необходимость этого плана очевидна, так как если вам что-то не удалось реализовать из ранее намеченного, то вы должны знать, как с этими проблемами справиться:
- Где надо исправлять;
- Что надо исправлять;
- Как надо исправлять.
Постарайтесь уловить те моменты, когда вы отвлеклись. Это глубокая и достаточно напряжённая аналитическая работа:
- Надо иметь «в голове» эталон, как бы звуковой ориентир—образец.
- Постараться его реализовать, воспроизвести.
- По ходу самого исполнения анализировать, что же не удалось и пытаться его корректировать.
Опытный музыкант-исполнитель обладает специфическим восприятием своего исполнения, его внимание становится словно многоплоскостным .Если вы поставите перед собой такую цель— научиться контролировать свои действия во время исполнения, то в ходе регулярных тренировок при полной сосредоточенности результат вашей работы будет очевиден.
Итак, попробуем определить, на что надо направить своё внимание во время исполнения:
- Определить, где случились двигательные неловкости;
- Определить места, где было физическое утомление и психическое перенапряжение;
- Вычленить места, где возникли неожиданные шероховатости (например, ритмические погрешности, неровности звуковых линий, излишняя акцентуация, связанная с неточностью аппликатуры и т. д.);
- Определить места, где произошли преждевременные неконтролируемые звуковые подъёмы или спады, или наоборот произошло сглаживание динамических контрастов;
- Точно определить места в тексте, где случились пробелы памяти («сюрпризы памяти»);
- Где в тексте возникли необоснованная пестрота тембров или наоборот монотонное звучание, «скучные места»;
- Где произошли логические разрывы (дырки, излишние цезуры, ферматы и др.);
- Определить места, где внимание ускользало в сторону, а пальцы играли сами по себе, без ошибок, но на «автопилоте».
Вы можете на уроке надеяться, конечно, на преподавателя, который всегда активно вслушивается в игру своего ученика. Но определить места, где внимание исполнителя ускользает в сторону, и пальцы играют как бы сами по себе, разумеется, лучше всего определит сам исполнитель. Хотя опытный преподаватель это тоже слышит.
Я надеюсь, что наша встреча окажет вам практическую пользу, как в процессе домашней подготовки к занятиям, так и при работе в классе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Начальный этап работы над музыкальным произведением в классе аккомпанемента
Урок посвящен начальному этапу работы в классе акомпанемента...
Этапы работы над музыкальным произведением
Три этапа работы над произведением...
Методическая тема "ВОСПИТАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ПУБЛИЧНЫМ ВЫСТУПЛЕНИЯМ"
В своей работе я раскоываю понятие "воля", признаки волевого поведения, что такое оптимальное концертное состояние и методы овладения им....
конспект урока по теме:"Этапы работы над музыкальным произведением по классу баян"
1.Представление ученика - Гинятуллина Ильвина Ильнуровна ученица 2- го класса.2.Гамма До мажор- терция. Арпеджио, аккорды. Длительности четверти и восьмые. «Этюд» Л.Шитте –...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ (ОСВОЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО)
В методической разработке указаны основные этапы работы над музыкальным произведением, разнообразие способов и методов для конкретной задачи музыкальной композиции.Приведенный комплекс методов работы ...
Методическая разработка "Этапы работы над музыкальным произведением в классе фортепиано"
Методическая разработка "Этапы работы над музыкальным произведением в классе фортепиано" Рассматриваются три основных этапа работы над произведениями в классе фортепиано....
Конспект урока по специальности «Баян» «Этапы работы над музыкальным произведением в классе баяна»
Конспект урока по специальности «Баян»«Этапы работы над музыкальным произведением в классе баяна»...