Урок русского языка "Знакомьтесь: антонимы"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «АНТОНИМЫ»
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_antonimy_sayt.docx | 140.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Организационная структура (сценарий) урока
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1) Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности Цель этапа: включение учащихся в деятельность2-3мин | 1.Приветствие. Добрый день, добрый час! | 1. Готовятся к работе. | Самоопределение(Л) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2) Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии. Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий2-3мин. Организует повторение знаний, закрепление умений. 3) Этап выявления места и причины затруднения. Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности и мотивация на новый 4) Этап построения проекта выхода из затруднения. Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации. 4-6мин. Физкультминутка | 1. Работа по группам. ( Класс разбит на разноуровневые группы) - Мы с вами путешествуем по стране « Лексика». Сделали уже много остановок. Давайте немного повторим, поработаем по группам. III группа (низкий уровень знаний) «Помоги Незнайке» Незнайка получил письмо: «Синонимы - это слова-друзья. Можно, например, сказать: «Дюймовочка маленькая». А можно сказать по-другому. Как по-другому можно назвать маленькую Дюймовочку? Составьте синонимический ряд. (Крошечная, миниатюрная, небольшая, микроскопическая) II группа (средний уровень знаний) I группа (сильный уровень знаний) На доске записано предложение: Язык может быть добрым другом и злым, жестоким, коварным врагом. - Выписать слова-синонимы в тетрадь. - Прочтите записанные слова (проверяем все группы). - Создают ли слова-синонимы настроение? Какое? (III гр. – легкое настроение, чувство умиления; I,II гр. – печальное, грустное, чувство тревоги) Вывод: слово играет важную роль в жизни человека. - Почему синонимы – слова-друзья? - Какую еще группу слов мы с вами прошли? (омонимы) - Приведите примеры омонимов. . -Как вы думаете, достаточно ли имеющихся знаний? Почему? Какую цель поставим перед собой на уроке? Что бы вы хотели узнать на этом уроке? 2. А сегодня мы сделаем остановку на последней станции в стране Лексики. А вот на какой – на этот вопрос мы попробуем ответить все вместе. Прослушайте отрывки музыкальных произведений, сравните их. Ответ запишите парой. (Включаю отрывки музыкальных произведений, это могут быть произведения Шумана, Чайковского и т.д.) 2. Какие это слова по значению: это омонимы? Это синонимы? А какие это по значению слова? (указывают на противоположное значение) Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации - Следовательно, перед нами новая лексическая единица, название которой мы сможем узнать, если выполним правильно следующее задание: к данным словам подобрать слова с противоположным значением и заполнить ими горизонтальные строчки квадрата. (Учитель читает слова, перечисленные под цифрами ниже, дети выполняют задание и записывают ответ в кроссворд. Кроссворд спроецирован через мультимедиа на экран)
1. сухой (влажный) 2. начинать (кончать) 3. ветер (затишье) 4. рыхлый (плотный) 5. трудолюбивый (ленивый) 6. короткий (длинный) 7. свет (темнота) 8.медлительный (прыткий) - Если выделить в квадрате цветом третью вертикальную колонку, то можно прочитать название темы. Как же называются слова, с которыми мы сейчас работали? (дети читают по вертикали ответ: «Антонимы»). - Определите часть речи записанных слов. Это слова одной или разных частей речи? 3. Что же такое антонимы? Попробуйте сами вывести определение. (Заслушиваем ответы учеников.) Анти (греч.) - против Онима – имя (слово) (этот вывод делают теоретики, которые заранее получили задание узнать этимологию этого слова). -Проверим по учебнику, верное ли правило мы вывели. (Читают и рассказывают правило). Тему записываем в справочник. - Таким образом, антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением: вопрос – ответ, глупый – умный, громко – тихо, вспомнить – забыть. Они обычно противопоставляются по какому-либо признаку: день и ночь – по времени, легкий и тяжелый – по весу, вверху и внизу – по положению в пространстве, горький и сладкий – по вкусу и т.д. Чтобы отдохнули ножки, мы пройдёмся по дорожке. Но дорожка не простая —нас от парт не отпускает. (Ходьба на месте.) Голову тяну к плечу, шею я размять хочу. В стороны разок-другой покачаю головой. (Вращение головой вправо и влево.) Пальцы ставим мы к плечам, руки будем мы вращать. Круг вперёд, другой - вперёд, А потом наоборот. (Руки к плечам, вращение вперёд и назад.) Хорошо чуть-чуть размяться. Снова сядем заниматься. (Дети садятся за парты.) | 1.Работают в группах. 2. Отвечают на вопросы. Учащиеся отвечают на вопросы 1. Синонимы. Работают в парах. Называют словосочетания. 2.Объединяются общим значением. 3.Р азличаются оттенками. 4.Синонимический ряд Учащиеся испытывают затруднение. Заполняют таблицу «Что я знаю -Хочу узнать -Что я узнал» Группируют слова-антонимы 1. по динамике (тихо – громко) 2. по характеру исполнения (печально – весело) 3. по темпу (медленно – быстро) Ученики записывают выводы в таблицу –справочник Работают в группах, решают кроссворд (Один ученик заполняет кроссворд у доски, у каждого ученика на парте лежит мини-кроссворд). Ученики: Это слова, противоположные по смыслу. Ученики: Антонимы. Записывают тему урока: «Антонимы» Формулируют цели урока : а) узнать признаки , по которым можно находить антонимы. б) научиться находить антонимы в тексте Работают с учебником, выписывают определение Коллективная работа по составлению паспорт антонима, алгоритм определения антонимов в тексте. Оформляют алгоритм на доске и озвучивают свои действия. | Планирование учебного сотрудничества (К) Анализ объектов с целью выделения признаков (П) Умение формулировать своё мнение и слушать собеседника(К) Целеполагание (Р) Постановка вопросов (К) Самостоятельное формулирование цели (П) Формулирование проблемы (П) Прогнозирование(Р) Анализ с целью выделения общих признаков, сравнение, подведение под понятие, построение логического рассуждения (П) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5) Этап реализации построенного проекта. Цель этапа: построение и фиксация нового знания. 5-8мин. | -Ребята, прочтите стихотворение: Выпишите антонимы. У прохожих на виду А улитка – далеко. Висело яблоко в саду, А теленок озабочен Ну кому какое дело? Тем, что яблоко Просто Мало. Яблоко А цыпленок – тем, Висело. Что очень Только конь сказал, Велико и тяжело, Что низко, А котенку все равно: А мышонок – - Кислое, зачем оно? Высоко, - Что вы? - Воробей сказал, Шепчет червячок, - Что близко, Сладкий у него бочок. С какой целью употреблены антонимы? (Для выразительности речи) А теперь давайте сравним волка и лису по их качествам, по хитрости. Запишите сложное предложение с союзом а. Волк простодушный, а лиса? (хитрая) - Далее работа по вариантам. Сравнить, записать в тетрадь: I вар. – лев – заяц (по храбрости) II вар. – стрекоза – муравей (по трудолюбию) III вар. – лисица – ворона (по уму) 4. Сделайте, пожалуйста, вывод о роли антонимов в данной работе (помогают охарактеризовать животных, ярче их представить, и не только животных, но и человека). 5. Сделаем вывод: какова роль антонимов в речи? (заслушиваем ответы учащихся). - Совершенно верно. Антонимы являются сильным художественным средством. Они оживляют речь, делают ее нагляднее, выразительнее, образнее, помогают противопоставить черты характера, подчеркнуть ту или иную особенность человека, животного, предмета. Вот почему многие мастера художественного слова часто прибегают к этому выразительному средству. Основная функция антонимов – это средство выражения антитезы. Что такое антитеза? (записываем в справочник). АНТИТЕЗА – резкое противопоставление. 6.Анализ предложения Время летит иногда птицей, иногда ползет червяком. - Какова особенность антитезы в этом предложении? Ползет – летит – антонимы; птица – червяк в этом предложении являются антонимами, вне данного предложения ими не являются. -Автор текста противопоставил слова по смыслу –это контекстные антонимы. Контекстные антонимы или контекстуальные,слова противопоставленные друг другу по определённому значению(контексту).Это понятие носит авторский характер. -Запишите выводы в справочник -Антонимы широко используются в художественной речи, на них может быть основана выразительная сила произведения. Они оживляют речь, делают ее выразительнее, нагляднее. Антонимы лежат в основе контраста, называемого антитезой (слово записывается на доске). Греческое слово antithesis буквально значит «противопоставление». Антитеза рождается там, где сочетаются слова, образы, противоположные по смыслу .Следовательно, употребление антонимов делает речь более выразительной Антитеза – это противопоставление. На противопоставлении построены многие художественные произведения. Создание нового понятия соединением контрастных по значению слов лежит в основе оксюморона (от гр. oxýmoron - остроумно-глупое) - яркого стилистического приема образной речи. «ужасно красивый», «лесов пышное увяданье» -Сейчас мы составим паспорт антонима | Дети читают стихотворение, выполняют задание учителя Один ученик работает на закрытой части доски. Затем самопроверка Работа по вариантам -ученики высказывают свое мнение, формулируют ответ -Придают речи большую выразительность Коллективная работа по составлению паспорт антонима, алгоритм определения антонимов в тексте. Оформляют алгоритм на доске и озвучивают свои действия. | Умение самостоятельно и с помощью учителя получать новые знания и делать выводы (П) Поиск и выделение информации(П) Смысловое чтение(П) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6) Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Цель этапа: применение нового знания в типовых заданиях. Побуждает к высказыванию своего мнения, отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке 4-5мин. Организует самостоятельную работу в группах, контролирует выполнение работы | 1.Задание Найдите на картине слова, являющиеся антонимами. -Выпишите антонимы парами. -Какие ещё лексические явления проиллюстрированы? 2.Задание Укажите антонимы в приводимых ниже пред- 3.Задание(устно) -Особенно широко антонимы используются в фольклоре. Ваша задача привести примеры антитезы в фольклоре 1группа примеры антитезы в пословицах 2группа примеры антитезы в поговорках 3группа примеры антитезы в загадках |
Учащиеся выполняют задание отвечают на вопросы учителя -синонимы, омонимы -в качестве образно-выразительных средств речи в примерах использована антитеза. Учащиеся работают в группах | Действие по аналогии(П) Контроль(Р) Оценка(Р) Коррекция(Р) Управление поведением партнёра(К Выполнение действия по алгоритму(П) Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Цель этапа: самопроверка умения проверять новое знание в типовых условиях. 3-5мин. | Организует деятельность по применению новых знаний 1.Самопроверка Выпишите парами антонимы из приводимых ниже слов: день, мир, смелый, истинный, холодный, правдивый, находить, ненавидеть, говорить, мириться, глупый, острый, веселье, черный, терять, темный, спать, ложный, трусливый, война, ночь, любить, ссориться, работать, горячий, играть, лживый, светлый, белый, грусть, тупой, умный, молчать, бодрствовать 2.Предлагает выполнить упр. с проговариванием , Подберите контекстуальные антонимы к прилагательным в следующих словосочетаниях (например: легкий чемодан – тяжелый чемодан; легкое платье – теплое платье): высокий дом, высокие помыслы; близкий путь, близкий человек; прямой угол, прямой ответ; темная комната, темные дела; здоровый ребенок, здоровый шкаф; острый нож, острый взгляд; мягкий диван, мягкий голос; холодный суп, холодный ответ; свежие фрукты, свежие мысли; вялый цветок, вялый человек. -Составьте антонимические пары так , чтобы в одном случае они были в прямом значении. В другом в переносном: высокий, тяжелый,острый,жаркий -В каких парах антонимы употреблены в переносном значении? При выборе антонимов учитывается возможность многозначности слова. Так, слово низкий может быть антонимом не только к слову высокий (низкий дом - высокий дом), но и к словам благородный (низкий поступок - благородный поступок), возвышенный (низкая цель - возвышенная цель). | 1.Выпоняют самостоятельно работу по эталону 2.Ученики работают в парах 3.Ученики работают в группе:
2 ученика составляют в прямом значении, 2 - антонимические пары в переносном | Контроль(Р) Самоопределение(Л) Волевая регуляция в ситуации затруднения(Р) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8) Этап рефлексии учебной деятельности. Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. 2-3мин. | 1.Организует рефлексию, организует самооценку результатов учащихся. Игра “Наоборот”. А теперь пришел черед Сыграть в игру “Наоборот”. Скажу я слово высоко, -Молодцы, вы хорошо поработали на уроке, поставьте себе баллы | Ученики заполняют лист самооценки | Умение выражать свои мысли(К) Рефлексия(П) Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка на основе успешности(Л) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9.Домашнее задание | Задания даются на выбор. 1.Написать сказку «Что было бы, если бы антонимы исчезли?» Напиши текст, используя как можно больше антонимов. Он должен быть смешным или сказочным. 2.Найти и записать стихи, где встречаются антонимы. | Записывают домашнее задание. |
Лист самооценки ____________________________________
№ п\п | Критерии оценивания Отличная работа!» - «Хорошая работа!» - «Не очень получилось» - | Оценка | ||
Всё получилось | Не совсем всё получилось | Не получилось (почему) | ||
1 | Найти информацию самостоятельно | |||
2 | Выбрать самое основное для сообщения |
| ||
3 | Оформить работу |
| ||
4 | Оцени свой вклад в работу группы. | Почти всё сделали без меня - Без меня работа бы не получилась - | ||
Отметь свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке. |
3-4б 5-6б 7-8б 9-10б |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока русского языка по теме "Антонимы"
Урок проведен в 11 классе специальной ( коррекционной) школы-интерната. На уроке использовалась интерактивная доска....
Урок русского языка по теме "Лексика. Синонимы, антонимы."
Урок русского языка по теме "Лексика. Синонимы, антонимы."...
Урок русского языка , "Антонимы" ( 5 класс)
Данный материал по теме "Антонимы" разработан к учебнику Т.А. Ладыжинской, но может использоваться как дополнительный материал к другим учебникам и программам. К конспекту урока при...
Урок русского языка , "Антонимы" ( 5 класс)
Данный материал по теме "Антонимы" разработан к учебнику Т.А. Ладыжинской, но может использоваться как дополнительный материал к другим учебникам и программам. К конспекту урока при...
Урок русского языка "Антонимы" ( 5 класс)
Данный материал по теме "Антонимы" разработан к учебнику Т.А. Ладыжинской, но может использоваться как дополнительный материал к другим учебникам и программам. К конспекту урока при...
Урок русского языка в 5 классе"Синонимы,антонимы,омонимы"
Урок-объяснение нового материала...