Сборник упражнений по развитию речи учащихся
методическая разработка по русскому языку на тему

Головченко Оксана Федоровна

эти упражнения направлены на повышение уровня культуры речи обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_po_razvitiyu_rechi.docx21.28 КБ

Предварительный просмотр:

Сборник упражнений по развитию речи учащихся

Работа по развитию речевой культуры требует разнообразных приёмов и средств. В процессе занятий многократно меняется учебная ситуация и мотивы речи. Учащиеся то высказываются свободно, то выполняют «жесткое задание», которое дисциплинирует мысль и направляет в определённое русло их речевую деятельность.

Очень интересны уроки – экскурсии. Во время таких занятий можно понаблюдать за природой, послушать шелест листьев, хруст снега, пение птиц. В парке, например, дети «оживляют» цветы, деревья, пеньки, падающие снежинки... Они создают художественные образы, сочиняют  сказки или стихи. А это одна из задач, во имя которой мы обращаемся в обучении к художественной речи, которая является неотъемлемой частью культурной речи.

Результатом речевой деятельности говорящего является текст. Текст играет важную роль в развитии культуры речи человека. При восприятии текста следует добиваться понимания его общего смысла и передачи его «путем перевода на свои слова». Следует также помнить о том, что при работе с текстом важным условием является использование специальных заданий, которые должны быть направлены на стимулирование мыслительной деятельности, формирование творческого воображения, образного мышления. От текста к тексту задания должны меняться, усложнятся и каждый раз обеспечиваться новый поворот мысли ученика, выработка какого-либо суждения, обобщения.

Например:

  • прочитайте части текста;
  • расположите части в правильной последовательности;
  • вставьте пропущенное предложение;
  • найдите ошибки;
  • определите основную мысль в тексте;
  • озаглавьте текст.

Как показывает практика, освоение учащимися содержания текста проходит более эффективно, если существенно увеличить их умственную самостоятельность, творческую и речевую активность, осознанность в процессе изучения указанных тем. Все это способствует полному вовлечению учеников в учебный процесс. Большинство заданий, предлагаемых школьникам, должны быть направлены на развитие их фантазии, ассоциативного мышления, речи, на формирование умений устанавливать причинно-следственные связи и зависимости. Нужно стараться поставить учащихся в такие условия, чтобы они могли наблюдать, анализировать, сравнивать.

Примерными заданиями могут быть:

·        угадать концовку текста;

·        придумать свое продолжение.

Такой подход в процессе обучения увеличивает глубину познания, качество усвоения нового материала, параллельно с этим решается задача интенсивного речемыслительного развития школьников.

Речевые упражнения, как правило, не дают заметного эффекта за короткий срок. В развитии речи нужна долгая, кропотливая работа учащихся и учителей. Временные неудачи, срывы не должны пугать ни тех, ни других. Систематическая работа по развитию культуры речи обязательно приведет к успеху.

Употребление имени числительного.

  1. Составьте словосочетания числительных, ОБА, ОБЕ со следующими словами в формах именительного и дательного падежей.

Образец: Оба сына; обоим сыновьям.

Дерево, дорога, дочь, вещь, постель, ведро, бланк, вакансия, директор, подпись, докладная записка, заявление, предложение, лицо.

  1. Прочтите вслух предложения, правильно образуя окончания числительных и согласующихся ними существительных.

В диссертации имеется приложение с 65 схем... 2. В библиотеке не хватает 9 книг. 3. В новом поселке в 500 дом... работают печи на природном газе. 4. В Антарктиду доставили самолетом 24 полярник... 5. Техникум выпустил 52 молод... специалист...

  1. Обратите внимание на употребление собирательных и количественных числительных, счётных существительных. Отредактируйте предложения.

1. Четверым молодым работницам присвоен очередной профессиональный разряд. 2. Так мы и живем: семь в одной комнате. 3. Во время перерыва в холле продолжают спорить. Подойдем поближе к этим троим студентам, послушаем, что они говорят. 4. Над этой темой работает пятеро научных сотрудников, о результатах они доложат на совещании. 5. Грамоту вручили А. Ф. Осиповой: ей исполняется восемь десятков. 6. Пару раз мы его высмеяли, и он перестал у нас появляться. 7. Мы сидим в опустевшем доме. Стол, табуретка, пара кроватей. 8. В столицу чемпионата въехало столько журналистов, туристов, гостей, что население ее увеличится на пару тысяч. 9. Спортивный клуб уже дюжину лет держится в первых рядах высшей лиги.

Основное внимание учителя должно быть направлено на то, чтобы, обучая детей языку, давая им для запоминания значимые слова и приучая ими пользоваться при выражении мысли, учитель одновременно обучал бы их мыслить, рассуждать. При этом особое внимание должно обращаться на содержание высказывания. Поэтому выбор темы текста, самого текста должен быть детально продуман.

Запишите текст, применяя правила правописания.

  1. Этика общения или речевой эт..кет требует соблюден..я в определе..ных с..туациях некоторых правил языкового пов..дения. Этический комп..нент культуры речи про..вляет себя главным образом в речевых актах целенапрвл..нных речевых действиях таких как выр..жение просьбы вопроса благ..дарности приветл..вости поздр..вленния и т.п. речевой акт осуществляет(?)ся по особым принятым в даннн..м обществе в дан..оу время прав..лам к..торые определяются многими внелингв..стическмим факторами возр..стом учас(?)ников речево..о акта офиц..альными или (не)официальными отн..шениями между ними и т.д.
  2. Особая область этики общен..я явные и безусловные запреты на использ..вание опред..ленных языковых средств напр..мер в любых ситуациях катег..рически запр..щается скверн..словие. (Под) запретом могут находит(?)ся и некоторые инт..рнациоанльные языковые средства разгор на «повыше..ных тонах» срывы на крик. При этом этика общения (не) запрещает эмоц..ональную речь с достаточно «сильными» выр..жениями типа это черт знает что такое!
  3. В определении.. культуры речи существе..ную роль игра..т коммуникативный компонент. Г.О.Винокур так выр..зил его суть Для каждой цели свои средства таков должен быть лозунг лингв..стически культурного общ..ства. коммуникативный компонент играет реша..щую роль в дост..жении целей общения. Можно не нарушать норм языка соблюдать все правила этики обени..я но при этом созд..вать (не)удовлетворительные тексты. Например многие инструкц..и по пользованию бытововой техник..й пренасыще…ны спец..альной терминологиеий и потому (не)понятны (не)специалисту. Если какая(либо) лекция читается без учета того что реально изве..но слушателям о предмете лекц..и у лектора мало шансов быть прин..тым аудиторией.
  4. В языке существу.т функции..нальные разновидности например разговорная речь и функции..ональные стили например, официально(деловой) научный публицистический. Каждая функциональная разновидность имеет свои особе..ности. если например офиц..ально-деловой стиль требует знания и употр..бления готовых речевых формул и штампов (нельзя произвольн.. писать за..вления прот..колы и т.п.) то зашт..мпованность разговорной и публ..цистической речи св..детельствует о пл..хом вл..дении этими функциональными разн..видностями речи. Умение свободно (в)соответствии  с задач..ми общения пер..ходить с одной функциональной разновидности.. языка на другую важный пок..затель культуры речи (Е.Ширяев).

Каждую часть этого текста изложите проще, используя средства устной (разговорной) речи, сокращая количество книжной, терминологической лексики.

Не секрет, что ребенок обращает внимание или же отбирает из окружающего мира то, что является для него интересным, в этом случае особо важным и значительным является выбор соответствующего материала.

Ниже приведены отрывки из произведений А.С.Пушкина. Выпишите глаголы, образуйте формы прошедшего времени множественного числа и женского рода единственного числа. Расставьте ударение. Образец: жил-жили-жила.

  1. Жил старик со своею старухой

У самого синего моря …

  1. Теперь моя череда,

Условия сам назначу,

Задам тебе, важенок, задачу,

 Посмотрим, какова у тебя сила.

  1. Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

 

  1. … Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

  1. Белку холят, берегут.

  1. … Слуги белку стерегут …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник упражнений для развития восприятия младших школьников

Сборник содержит упражнения и дидактические игры для развития зрительного восприятия. Для психологов, педагогов, родителей....

Сборник упражнений на развитие приемов мышления на уроках математики

Предлагаемая система упражнений, направлена на развитие таких психических функций, как внимание, память, речь, а также на совершенствование логического мышления учащихся, осуществляемого совокупностью...

Упражнения для развитие речи слабовидящих учащихся с ЗПР

Представленные задания будут способствовать развитию основных характеристик мыслительной деятельности: умения классифицировать предметы и явления, выделять существенные свойства и признаки, сравнивать...

Система упражнений по развитию речи учащихся на уроках русского языка. Создание текстов публицистического стиля

Газета – это история мира за сутки. А. Шопенгауэр Методическая разработка создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего обр...

Публикация на тему "Творческий диктант как один из видов грамматико-стилистических упражнений по развитию речи учащихся".

Данная тема моего выступления является темой моего самообразования. Вопрос о сближении работы по орфографии с решением задач по развитию речи является актуальным для методики преподавания русского язы...

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и упражнения для развития речи детей 2-3 лет»

Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён   с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотно...

Сборник упражнений на косвенную речь

Раздаточный материал по теме Прямая и Косвенная речь включает в себя опорные таблицы и упражнениния....