Упражнения для развитие речи слабовидящих учащихся с ЗПР
учебно-методический материал по русскому языку
Представленные задания будут способствовать развитию основных характеристик мыслительной деятельности: умения классифицировать предметы и явления, выделять существенные свойства и признаки, сравнивать предметы, умения выделять главное и отвлекаться от мелочей, умения устанавливать логические связи между понятиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya_dlya_razvitie_rechi_uchashchihsya_s_zpr.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ
Уровень развития мышления и речи у слабовидящих учащихся среднего школьного возраста с задержкой психического развития ниже чем у их нормально развивающихся сверстников. Поэтому эти психические процессы у данной категории детей нужно развивать и совершенствовать. Для этого можно применять различные тренировочные задания, игры и упражнения. Представленные задания будут способствовать развитию основных характеристик мыслительной деятельности: умения классифицировать предметы и явления, выделять существенные свойства и признаки, сравнивать предметы, умения выделять главное и отвлекаться от мелочей, умения устанавливать логические связи между понятиями.
1. Упражнение «Заглавие рассказа».
Цель: развитие умения выделять главное, устанавливать логические связи, формирует речевые умения, в частности выражать мысль одной фразой, словом.
Проведение. Предъявляется отпечатанным или зачитывается небольшой рассказ. Учащимся предлагается дать ему заглавие, которое отражало бы его содержание (тему, основную мысль). Заглавия могут быть строгими, логичными или формальными, т.е. по существу верными, но не схватывающими главное, или образными, яркими, эмоциональными. Приветствуются ответы любого типа.
Задание позволяет легко выражать мысли одной фразой.
2. Упражнение «Составь предложение»
Цель: развитие способности быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные, связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов.
Проведение. Берут три слова, не связанные по смыслу. Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными, сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя исходными словами и введением новых объектов, и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи.
Пример: три слова - «озеро», «карандаш», «медведь».
Банальный ответ: «Медведь кинул в озеро карандаш».
Сложный ответ: «Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере». Творческий ответ: «Мальчик тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь».
3. Упражнение «Сократи рассказ»
Цель: формирование четкости мышления, развитие речи, а также стимулирование познавательной активности школьника.
Проведение. Педагог зачитывает небольшой рассказ. Учащимся необходимо передать (рассказать вслух или записать в тетради) его содержание, используя лишь 2-3 предложения и в них – ни одного лишнего слова. Основное содержание рассказа должно сохраниться, второстепенные моменты необходимо отбросить.
4. Упражнение-игра «Шапка вопросов»
Цель: формирование четкости мышления, развитие речи, стимулирование познавательной активности школьника, развитие коммуникативных умений (общение и взаимосвязь учащихся друг с другом).
Проведение. Дети бросают в шапку по 3 записки с вопросом по тексту. Это может быть вопрос, проверяющий знание текста, или вопрос, ответ, на который я сам не знаю, но хотел бы узнать.
5. Упражнение «Построение сообщения по алгоритму».
Цель: формирование четкости мышления, развитие речи, стимулирование познавательной активности школьника.
Проведение. Участники игры договариваются, что, рассказывая о каких-либо известных событиях, предлагаемых ведущим или выбранных им самим, будут чётко придерживаться определённого общего для всех алгоритма. Алгоритмы могут быть разными. Например, удобно пользоваться следующим: факт (что произошло) – причины, повод – сопутствующие события – аналогии и сравнения – последствия. Это значит, что о чём бы ни шла речь, рассказчик должен обязательно фиксировать все отмеченные моменты именно в этой последовательности.
Обязательным условием эффективности этих упражнений является сопоставление и обсуждение учащимися всех предложенных ответов и развёрнутое обоснование, почему именно тот или иной ответ им понравился или не понравился.
Особую сложность представляют для слабовидящих учащихся среднего школьного возраста с задержкой психического развития понимание и нахождение в тексте фразеологических оборотов.
Упражнения, направленные на повторение, закрепление и расширение знаний учащихся о значении фразеологизмов.
1.Прочитайте. Распределите фразеологизмы на две группы. Запишите каждую группу в отдельный столбик. Какие это группы?
Например: засучив рукава, в поте лица, пальцем не пошевелить, сложа руки, палец о палец не ударить, не покладая рук.
2.Прочитайте. Запишите рядом с каждым фразеологизмом из первого столбика противоположный ему по значению фразеологизм из второго.
За тридевять земель | Хоть пруд пруди |
3.Допишите фразеологизмы, выбрав из скобок нужное слово или форму слова. Объясните ваш выбор.
Держать ... востро (уши, ухо)
Смотреть сквозь ... очки (розовые, темные)
С ... нос (голубиный, гулькин)
Делать из ... слона (комара, мухи)
Не в своей ... (чашке, тарелке)
4.Прочитайте предложения. Какое из предложений, по вашему мнению, является более выразительным, образным? Объясните, почему вы так считаете.
Ничего не помню, все вылетело из головы. – Ничего не помню, все забыл.
Вы не слушайте Сережу: он всегда делает из мухи слона. – Вы не слушайте Сережу: он всегда преувеличивает.
5.Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите.
Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.
Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.
Кирилл целый день бездельничал.
Мы догадывались, что он нас обманывает.
Первого сентября Уля проснулась очень рано.
Справочный материал: повесить нос, водить за нос, ни свет ни заря, бить баклуши, пропустить мимо ушей.
Большую роль в развитии словарного запаса и правильного употребления фразеологических оборотов в речи играет словарная работа. Рекомендуем, кроме традиционных «Словарика трудных слов» и «Словарика корней», вести «Фразеологический словарик». Во время проведения урока включать работу с толковым, фразеологическим словарями. Опыт ведения такой работы показывает продвижения в развитии мышления, кругозора, обогащения активного и пассивного словаря слабовидящих учащихся с ЗПР и как следствие развитие письменной и устной речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения, способствующие развитию речи
Ум ребенка – в пальчиках....
Упражнения по развитию речи
Для того, чтобы выразительно читать, необходимо научиться пользоваться интонацией – мощным средством выражения чувств, мыслей, волеизъявлений. На практическом занятии ученики знакомятся с основными ср...
Рекомендации для педагогов "Упражнения для развития речи"
Перечень рекомендаций...
Сборник упражнений по развитию речи учащихся
эти упражнения направлены на повышение уровня культуры речи обучающихся...
Система упражнений по развитию речи учащихся на уроках русского языка. Создание текстов публицистического стиля
Газета – это история мира за сутки. А. Шопенгауэр Методическая разработка создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего обр...
Публикация на тему "Творческий диктант как один из видов грамматико-стилистических упражнений по развитию речи учащихся".
Данная тема моего выступления является темой моего самообразования. Вопрос о сближении работы по орфографии с решением задач по развитию речи является актуальным для методики преподавания русского язы...
Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и упражнения для развития речи детей 2-3 лет»
Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотно...