Сборник упражнений для развития восприятия младших школьников
методическая разработка по психологии на тему

Медведева Елена Витальевна

Сборник содержит упражнения и дидактические игры для развития зрительного восприятия. Для психологов, педагогов, родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sbornik_uprazhneniy.doc842 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида для обучающихся, воспитанников                с ограниченными возможностями здоровья п.Светлополянск Верхнекамского района Кировской области

Сборник практических заданий и упражнений на развитие             зрительного восприятия младших школьников.

Педагог – психолог

МКОУС(К)ОШИ VIII вида п.Светлополянск  

Медведева Елена Витальевна

        

                                                                2011 год

1.Аннотация

     Существенную роль в познании ребенком окружающего мира играют его ощущения и восприятие. Они создают конкретную базу для знакомства с тем, что находится вокруг него, для формирования мышления, являются необходимыми предпосылками практической деятельности. У умственно отсталых детей чаще, чем у нормально развивающихся, имеют место нарушения ощущении различной модальности и, соответственно, восприятия объектов и ситуаций. В сборнике представлены упражнения для развития зрительного восприятия детей младшего школьного возраста. Сборник может быть полезен педагогам – психологам, учителям, родителям.

2.Введение

В настоящее время в условиях обновления современного образования огромное значение приобретают разработки новых педагогических технологий, реализующих ориентацию на развитие личности младшего школьника, его индивидуальности. Появляется необходимость дифференцированного обучения, нацеленного, прежде всего, на развитие способностей учащихся. Одна из главных задач, стоящих перед школой на новом этапе ее развития, – вооружать младших школьников осознанными, прочными знаниями, всесторонне их развивая.

Развитие зрительного восприятия младших школьников – одна из наиболее актуальных проблем обучения. Каждый учитель понимает, что развитие зрительного восприятия невозможно без развития мышления, а это значит, что бы обеспечить более успешное развитие зрительного восприятия, необходимо достигнуть главной цели воспитания — всестороннего и гармонического развития личности.

Зрительное восприятие служит основанием успешного осуществления различных видов воспитания: умственного, эстетического, физического и даже нравственного, т. е. воспитания личности младших школьников в целом. Зрительное восприятие у младших школьников – это развитие восприятия и формирование представлений об окружающем мире, в котором живет младший школьник. Зрительное восприятие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития у младших школьников, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения у младших школьников в школе, и для многих видов труда [Меликян З.А.].

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов зрительного восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому умственное развитие невозможно без опоры на полноценное зрительное восприятие. В самых общих чертах оно обозначает некоторый комплекс визуально-мыслительных отношений субъекта к реальности, а также конкретно-зрительные способы его креативного поведения.

Работа «думающего глаза» и «визуальной мысли» определяет продуктивно-активную взаимосвязь видящего и видимою, кругозора и окружения. Зрение, осуществляя свой потенциал, становится в данном случае не столько механизмом сенсорного сканирования примет «внешнего мира», сколько специфическим способом визуально-мыслительного упорядочивания структуры реальности.

Большое значение имеет формирование у младших школьников представлений о сенсорных эталонах - общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер [Венгер Л.А.]

Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками младшего школьного возраста и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно, называть то или иное свойство (как иногда считают не слишком искушенные педагоги). Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов – это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.

Зрительное восприятие включает все виды и формы общения у младших школьников с внешним миром. Поэтому зрительное восприятие составляет неотъемлемую часть любой содержательной деятельности младших школьников, организуемой в школе, оно входит в любые формы воспитательно-образовательной работы с ними. Разумеется, в каждой из сторон общего воспитания зрительное должно быть педагогически правильно организовано, должно достаточно точно учитывать их особенности и задачи.

Важность зрительного восприятия определяется тем, что познание окружающей действительности основывается, прежде всего, на ощущениях и восприятиях. Мы узнаем об окружающих предметах и явлениях при помощи зрения, осязания, слуха и т. п., и лишь на этой основе могут в дальнейшем возникнуть такие более самостоятельные процессы, как память, воображение, мышление.      

Восприятие младшего школьника с интеллектуальной недостаточностью отличается узостью, ограниченностью, фрагментарностью  знаний об окружающем мире. Учащиеся затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе, затрудняются при необходимости узнать предметы на контурных или схематических изображениях, особенно, если они перечеркнуты или перекрывают друг друга, не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы или их отдельные элементы, часто ошибочно воспринимают сочетания букв и т.д, что создает определенные трудности в усвоении учебного материала.

         Задача психолога - помочь таким детям в совершенст вовании зрительного восприятия, сформировать недоста ющие практические действия и перенести их из внешних действий во внутренние, тем самым сформировав основу для успешного развития.

                                                                                               

3.  Упражнения для развития зрительного восприятия младших школьников

РАЗДЕЛ 1. УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ФОРМЫ ПРЕДМЕТОВ, НА СООТНЕСЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ПО ВЕЛИЧИНЕ

1.1 «Отгадай фигуру»

Задание: ребёнку предлагается набор геометрических фигур. На доске или перед ребёнком изображения тетради, пенала, ластика, красок, точилки. Ребёнку предлагается назвать все нарисованные предметы и подобрать к ним обобщающее слово. Затем закрыть глаза и на ощупь определить какую геометрическую фигуру дал психолог, ответить на вопросы:                                  -Какой предмет похож на треугольник? (квадрат, круг, прямоугольник)                -Из чего он сделан?

1.2  «Воспроизведение геометрических фигур »                                   Задание: внимательно рассмотреть рисунок, проговорить какая фигура, где находится, по памяти нарисовать.

1.3 «Покажи дорожку»                                                                            Задание: посмотреть внимательно на таблицу из геометрических фигур, помочь герою сказки добраться по дорожке к нужному ему месту, для этого покажи или закрой фишками слева направо:                                                                                   а) все треугольники (квадраты, круги),                                                                       б) все заштрихованные треугольники (круги, квадраты).

1.4  Упражнение "Геометрические фигуры"

 Детям предлагаются карточки с рисунками, состоящими из геометрических фигурами (Приложение 1, рис.1)

 Задания учащимся: определите, сколько на карточках треугольников, квадратов, кругов, ромбов, прямоугольников и т.д.

1.5  Игра " Что в свертке".

Для участия в игре дети разбиваются на две команды. К игре команды должны заранее подготовиться. Члены обеих команд должны принести из дома 5-6 предметов необычной формы, завернутые в бумагу, чтобы трудно было догадаться, что в сверстке. Ощупывают каждый предмет все члены команды. За правильно названный неразвернутый предмет каждой команде дается фишка. 

 

 1.6  Игра "Развиваем наблюдательность"

Играющие делятся на две команды, и участникам игры предлагается в течение 10 минут записать как можно больше предметов, группируя их по следующим признакам: форме, цвету, сделанные из одного материала, начинающиеся с одной буквы. Педагог дает задание составить список предметов: красного цвета, круглых, деревянных, начинающихся на букву К и т.п. За более длинный список предметов по каждому из признаков команде начисляются баллы.

1.7  Упражнение  "Дорисуй фигуры"                                                              Ученику показывают рисунки, на которых линиями изображены различные геометрические фигуры, но они не дорисованы. Попросите ребенка дорисовать их.

1.8  «Срисовывание по клеточкам»                                                                     Задание: посмотри внимательно на рисунок, на нём изображена фигура, состоящая из линий, нарисуй точно такую же фигуру по клеточкам, по окончании проговорить с ребёнком, как он это рисовал.

1.9 «От маленького к большому»

Оборудование: карточки с изображением обуви разных размеров, матрёшек, домиков и других предметов. Задание: разложи предметы от самого маленького к большому.

1.10  «Сравни по длине, ширине, высоте»                                                            Оборудование: изображения предметов различных по высоте, ширине, длине. Ребёнку  предлагается  показать и назвать самое длинное (широкое, высокое) изображение, затем самое короткое (узкое, низкое). Положить картинки (или игрушку) на самое длинное (широкое, высокое и т. д.) изображение.

1.11 «Назови, сколько. . .»

Ребёнку предлагается назвать, сколько на рисунке треугольников, квадратов, овалов, прямоугольников (Приложение 1, рис.2)

РАЗДЕЛ 2. УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ

2.1  Соотнесение объектов по цвету: «Звёзды»

Материал: карточки с изображением цветных звездочек в соответствии с количеством детей, цветные фишки разных цветов (Приложение 2, рис. 1)

 Ребенку дается карточка и цветные фишки. «Рассмотри карточку, там изображены цветные звездочки – это «домики» для фишек. Поставь каждую фишку в свой домик, назови цвет».

2.2 Фиксация  по насыщенности цвета: «Кораблик»

Оборудование: карточки с изображением цветного кораблика с контурами трех кружков (огоньков) и по три цветных кружочка (красного цвета разных оттенков: темно – красный, красный, светло – красный). Ребенку даются карточка и три кружочка: «Рассмотрите кораблик, на нем изображены огоньки. Помогите «зажечь огоньки»: разложите кружки на кораблике от темного к светлому». (Приложение 2, рис. 2)

2.3    «Гусеница»

Оборудование: кружки зелёного цвета различные по насыщенности. (Приложение 2, рис.3) Задание: разложи кружочки зеленого цвета разных оттенков от самого светлого к самому тёмному.

2.4   «Знаковая таблица»
 Детям предлагают на цветной таблице показать числа определенного цвета в порядке возрастания (убывания) за определенное время.

2.5  Воспроизведение из цветных полосок различных сочетаний, напоминающих буквы П,Н,Ш,Т, и т.д.
Предварительно проводится тщательный анализ, в ходе которого дети уточняют, из скольких полосок составлена данная фигура, какого она цвета, размера, как расположены.

2.6  «Одинаковые буквы»

Различение сочетаний полосок по цвету, размеру и расположению. Для сравнения берется не более двух сочетаний:

  1. различающихся расположением полосок, сходных по цвету и размеру;
  2. различных по цвету полосок, сходных по их расположению и размеру. Например:

РАЗДЕЛ 3. РАБОТА С НАЛОЖЕННЫМ ИЗОБРАЖЕНИЕМ И ЗАШУМЛЕНИЕМ

3.1.  «Наложенные изображения»
Ребенку предъявляют 3—5 контурных изображений (предметов, геометрических фигур, букв, цифр), наложенных друг на друга. Необходимо назвать все изображения.

  3.2 «Спрятанные изображения»
 Предъявляют фигуры, состоящие из элементов букв, геометрических фигур. Требуется найти все спрятанные изображения.


          3.3 
«„Зашумленные“ изображения»
 Предъявляют контурные изображения предметов, геометрических фигур, цифр, букв, которые зашумлены, т. е. перечеркнуты линиями различной конфигурации. Требуется их опознать и назвать (Приложение 3, рис.1 )

3.4 «Кто больше увидит»

Рассмотреть картинку, назвать всех животных, которых удалось увидеть. (Приложение 3, рис. 2)

3.5 Найди рыбу, волка, лошадь, улитку, мышь, клоуна, молящегося человека (Приложение 3, рис.3)

3.6 Перечисли все инструменты, изображённые на картинке (Приложение 3, рис.4)

РАЗДЕЛ 4. УПРАЖНЕНИЕ НА УМЕНИЕ ГРУППИРОВАТЬ ПРЕДМЕТЫ ПО ФОРМЕ, ВЫДЕЛЕНИЕ ЧАСТИ ИЗ ЦЕЛОГО, СОСТАВЛЕНИЕ ЦЕЛОГО ИЗ ЧАСТИ

4.1 «Собери картинку»                                                                                             Педагог показывает ребёнку рисунок из треугольников разной величины, вида, цвета. Задание: выложить один из рисунков или найти на рисунке треугольник такой же формы.

4.2 «Выложи из палочек»                                                                                     Задание: выложить по образцу узор или силуэт из палочек.                                                    1-ый уровень сложности – узоры в одну строчку,                                                               2-ой уровень сложности – простые силуэты, состоящие от 6 до 12 палочек,                       3-ий уровень сложности – более сложные силуэты, состоящие от 6 до 14 палочек

4.3  «Собери фигуры»                                                                                        Учащимся предлагаются различные сочетания из цветных полосок в виде несложных знакомых предметов: стол, стул, елочка и др.
Устанавливается, на что похожа данная фигура, из каких полосок, какого размера и цвета она составлена. После этого фигурка разбивается на полоски и затем опять восстанавливается по следам анализа:

     4.4  «Разрезанные изображения»
  Предъявляют части 2—3 изображений (например, овощей разного цвета или разной величины и т. д.). Требуется собрать из этих частей целые изображения.
Варианты:предлагают картинки с изображениями различных предметов, разрезанные по-разному (по вертикали, горизонтали, диагонали на 4, 6, 7 частей, изогнутыми линиями).

4.5 Складывание картинки из пазлов.

РАЗДЕЛ 5. УПРАЖНЕНИЯ НА ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ, РАЗВИТИЕ ГЛАЗОМЕРА

5.1 «Что, где было? И что изменилось?»                                                                Задание показать и назвать, что или кто находится над – под, выше – ниже, за – перед, справа – слева данного объекта или предмета. Объяснить, что изменилось.

5.2 «Кто (что) где?»                                                                                                    Задание: рассмотреть рисунки и рассказать, как расположены предметы относительного заданного, пользуясь полными предложениями, с использованием слов выше – ниже, ближе – дальше, справа – слева

5.3 «Нарисуй фигуры»

Ребенка просят на листе бумаги в клетку нарисовать в центре -  круг, слева - квадрат, выше круга - треугольник, ниже -  прямоугольник, над прямоугольником  - 2 маленьких кружка, под прямоугольником -  маленький кружок. Задание ребенок выполняет последовательно.

5.4   «Шкафчик»                                                                                                     Материал: склеенный из спичечных коробков шкафчик с выдвигающимися ящичками.  На глазах у ребенка в один из ящичков прячут маленькую игрушку. Через 15—20 мин ребенку предлагают ее найти.
  Варианты
:
      — прятать одновременно 2—3 игрушки;
      — найти по вербальной инструкции спрятанную в ящичек игрушку.

5.5  «Спички»                                                                                                                  Оборудование: коробок спичек.  Разложить на столе спички в виде своеобразного узора. Ребёнок должен внимательно посмотреть на узор. Затем он закрывает глаза, а  узор на столе изменяется. В его задачу входит восстановление узора в первоначальном виде.

5.6   Внимательно слушай и рисуй.
Педагог называет геометрические фигуры с указанием их места на листе. Дети должны зарисовать их на указанном месте согласно инструкции (вверху слева треугольник, справа от него квадрат, в центре круг и т.д.).

5.7  Игра «Измеряем на глазок»                                                                      Учитель предлагает учащимся внимательно посмотреть на какой-нибудь предмет. Затем дети по очереди рисуют на доске этот предмет в полную величину. Учитель оценивает результаты, сравнивая рисунки с самим предметом. Победителем считается тот ученик, чей рисунок наиболее близок к оригиналу.

РАЗДЕЛ 6. УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ОСМЫСЛЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА

6.1  Узнавание контурных или силуэтных изображений предметов.

- Какие предметы изображены? Назови их (Приложение 4, рис.1)

6.2 Узнавание точечных или пунктирных изображений предме тов, геометрических фигур, букв, цифр.

- Какие предметы изображены? Назови их (Приложение 4, рис.2)

6.3 Поиск отличий в сходных изображени ях.

- Найди отличия в этих рисунках  (Приложение 4, рис.3)

6.4 Поиск в предметных или сюжетных картинках недостающих или неадекватных деталей (Приложение 4, рис. 4)

- Что не нарисовал художник?

6.5 «Найди заплатку»

Ребёнку предлагается рисунок коврика, в котором часть узора вырезана, и набор заплаток. Необходимо подобрать заплатку точно с таким узором, как на коврике.

       6.6 Угадывание предметов или букв, цифр на незаконченных ри сунках, узнавание их по отдельным характерным деталям.

        6.7 «Кукольный театр»

Водящий встаёт за ширму или занавес и на одну секунду показывает  из ширмы какой-нибудь предмет или куклу стоящим по другую сторону детям. Играющие должны описать увиденный предмет. Можно одновременно показывать несколько вещей после того, как упражняющиеся достаточно напрактикуются.

    6.8 «Фотограф»

Детям предлагается войти в комнату и  быстро осмотреть ее обстановку, стараясь получить хорошую мысленную фотографию возможно большего числа предметов, размера комнаты, высоты, цвета обоев, числа окон и дверей, стульев, столов, игрушек и т. д. Затем ребята выходят из комнаты и описывают увиденное.  Далее  сравнивают  описание  с оригиналом.

РАЗДЕЛ 7. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

    7.1   «Что изменилось?»
 Ребенку предлагают рассмотреть несколько карточек с буквами (словами, цифрами, геометрическими фигурами и т. д.) и отвернуться (выйти из комнаты). Педагог убирает (добавляет или меняет местами) карточки. Ребенок определяет, что изменилось.


             7.2   «Найди ошибку»
   Ребенку предлагают карточку с неправильными написаниями:
  слов — одна буква написана зеркально (пропущена, вставлена лишняя);
  примеров — сделана ошибка на вычисление, цифра написана зеркально и др.;
  предложений — пропущено или вставлено неподходящее по смыслу слово (сходное по написанию и т. д.). Ребенок объясняет, как исправить эту ошибку.


             7.3   «Найди отличия»
  Детям предлагают рассмотреть парные картинки с признаками различий (карточки букв и цифр с различным написанием, различным изображением одних и тем же геометрических фигур и т. д.) и найти эти признаки различия, сходства.


              7.4   «Парные изображения»
 Предъявляют два предметных изображения, внешне очень похожие друг на друга, но имеющие до 5—7 мелких отличий. Требуется найти эти отличия.
      
Варианты:
      — используются парные игрушки;
      — предъявляют предмет и его изображение.


          7.5  «Незаконченные изображения
»
 Предъявляют изображения с недорисованными элементами, например птица без клюва, рыба без хвоста, цветок без лепестков, платье без рукава, стул без ножки и т. д. Нужно назвать недостающие детали (или дорисовать).
 
Варианты: предъявляют изображения, на которых нарисована лишь часть предмета (или его характерная деталь), требуется восстановить все изображение.
           7.6  
«Точечные изображения»
 Предъявляют изображения предметов, геометрических фигур, буквы, цифры, выполненные в виде точек. Необходимо назвать их.


        7.7  
«Перевернутые изображения»
 Предъявляют схематические изображения предметов, букв, цифр, повернутые на 180°. Требуется назвать их (Приложение 5, рис.1)

          7.8  
«Запомни и нарисуй»
 Ребенку предлагают запомнить ряд из 4—6 предметов, а затем схематично нарисовать их.


          7.9
«Буковки»
 Предлагают несколько рядов произвольно расположенных букв алфавита. Необходимо найти и обвести карандашом (или подчеркнуть):
      — все буквы И;
      — все гласные;
      — одним цветом все буквы Б, а другим цветом все буквы П.


           7.10   «Найди букву»
  В тексте ребенку предлагают одной чертой подчеркнуть букву А, двумя — все буквы Н, под буквой О поставить точку.

          7.11  Игра "Самые наблюдательные".

Дети делятся на две команды. Ведущий к доске прикрепляется две репродукции картин (для каждой из команд). В течение 5 минут ребята рассматривают репродукции, каждая команда свою, стараясь запомнить детали. Затем репродукцию первой команды размещают так, чтобы ее видели все, кроме членов первой команды. А репродукцию второй команды должны видеть все, кроме членов второй команды.

Членов первой команды подробно расспрашивают о всех деталях их картины. А членов второй команды подробно расспрашивают о всех деталях их картины. О количестве вопросов команды договариваются заранее.

Какая команда отвечает более полно на все вопросы, та и побеждает в этой игре.

          7.12  Игра «Нелепицы»

Оборудование: картинки с ошибками. Задание детям: найди ошибки, которые допустил художник на картине.

 

7.13    Игра "Буратино учится"                                                                                             Для этой игры нужно приготовить тетрадь в клеточку и карандаш. Буратино начал рисовать и не закончил узор, помоги ему выполнить задание. Буратино срисовал узор, но наделал много ошибок. Сравни два узора и найди в работе Буратино ошибки. А теперь нарисуй узор, не допуская ошибок.

 7.14  Нахождение сочетания букв (цифр) в ряду других.

Найди точно такую же группу букв среди остальных (Приложение 5, рис.2)

7.15  Сопоставление букв (цифр), выполненных разными видами печатного и рукописного шрифта.

- Какие буквы написаны? Сколько их? (Приложение 5, рис.3)

7.16 Выделение в предметах (геометрическом или буквенно-цифровом материале) сходных деталей и группировка их на этой основе.

- Раздели все буквы на 3 группы. Чем похожи эти буквы? (Приложение 5, рисунок 4)

      7.17 «Коробочка считает»

Для выполнения задания необходимо изготовить коробочку из двух
отделов, перегородка в которой должна быть ниже уровня края коробки.
Положить на дно 10 горошин (пуговиц), закрыть крышкой. Когда
коробочка закрыта, ученик встряхивает ее, затем открывает и смотрит
как распределились горошины в обеих половинках
(1 и 9, 3 и 7, 5 и 5, и т. п.). Затем он должен по памяти зарисовать
расположение горошин, ставя вместо них кружочки и соответствующие
числа, определяющие количество горошин в каждой части.

     7.18  «Что пропущено?»                                                                                   Учащиеся выполняют задание в парах. У каждого набор карточек с числами (например, от 1 до 10 или от 10 до 20 и т.д.)  Один берет из своего набора 4-5 любых карточек и раскладывает их перед соседом с
определенным интервалом, Например, 10 13 15 19.
Другой ученик из своего набора карточек должен взять карточки с необходимыми числами и положить их на соответствующие места. Затем играющие меняются местами.

     7.19  «Слово в слове» 

     7.20  Нахождение в тексте слов с определенным составом; состоящих из данного количества букв, слогов; с ударением на определенном слоге и др. 

     7.21 «Расколдуй слово»  ( гамазин –магазин, чекали – качели).

     7.22  «Составь слово»                                                                                               Ребёнку предлагается набор букв, из них необходимо составить несколько слов. Варианты: предлагается длинное слово, из букв этого слова надо составить другие слова.

Список литературы

1.                  Венгер Л.А. Развитие сенсорного восприятия в процессе воспитания. – М.: Просвещение, 2001.

2.                  Григорьева Л.П. Пластичность зрительной системы и обучение. Физиология человека. – 2002. – № 1.

3.                  Меликян З.А.Организация зрительного восприятия у младших школьников . – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2002. – 136с.

4. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. – Питер, 2002.

         5. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И.Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.

       6. Игнатьев Е. И., Лукин И. С., Громов М. Д., Психология. Пособие для педагогических училищ (школьных). - М., «Просвещение», 1965 г.

      7. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей. – Питер, 2005.

                                                           

                                                               Оглавление

  1. Аннотация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
  2. Введение . . .  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
  3. Игры и упражнения для развития зрительного восприятия младших школьников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

Раздел 1. Упражнения на развитие восприятия формы предметов, на соотнесение предметов по величине. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

Раздел 2. Упражнения на развитие цветовосприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

Раздел 3. Работа с наложенным изображение и зашумлением . . . . . . . . .  8

Раздел 4. Упражнения на умение группировать предметы по форме, выделения целого из части, составление части из целого . . . . . . . . . . . . . 9

Раздел 5. Упражнения на восприятие  пространственного расположения предметов, развитие глазомера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10

Раздел 6. Упражнения на развитие осмысленности восприятия, совершенствование зрительного анализа  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11

Раздел 7. Дидактические игры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  12

  1. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
  2. Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
  3. Оглавление . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
  4.  Приложения

 

                                                                                                        

                                                                                               

Приложение 1

Рисунок 1

Рисунок  2

Приложение 2

Рисунок 1

                         

Рисунок  2

Рисунок  3

                                                                                                Приложение 3 Рисунок 1

 


Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

                                                                                                             Приложение 4

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Приложение 5

Рисунок 1

                Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4


.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Коррекционные возможности обучения школьников рисованию.

В материале рассматривается вопрос влияния изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Коррекционные возможности обучения школьников рисованию....

Применению кинезиологических упражнений в работе с младшими школьниками с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и лёгкой умственной отсталостью

В педагогической работе с учащимися младших классов, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и лёгкой умственной отсталостью предлагаем применять  кинезиологические  упражнения, ...

Развитие музыкального восприятия младших школьников

Развитие у школьников способностиполноценно воспринимать музыку осуществляется в двух тесно связанных направлениях....

Музыка как средство развития восприятия у школьников

Музыкальное восприятие – сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности. «В основе во...

Упражнения на развитие памяти младших школьников.

Одно из самых удивительных свойств человеческого разума – память.Память – это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого о...

Исследовательская работа «ВЛИЯНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА КОРРЕКЦИЮ ОСАНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

За последние десять лет выявилась неблагоприятная тенденция показателей здоровья детей, посещающих образовательные учреждения.Число детей с хронической патологией увеличилось в 2 раза (с 11,8 до 21,3...