Открытый урок русского языка по теме "Сложносокращенные слова", 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Открытый урок, проведенный в рамках методической недели русского языка и литературы. Разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО с презентационным материалом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок русского языка по теме "Сложносокращенные слова", 6 класс | 23.32 КБ |
Презентация к уроку русского языка "Сложносокращенные слова" | 355.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок русского языка
по теме «Сложносокращенные слова»
Учитель русского языка и литературы МОУ СШ № 2 р.п.Новоспасское Байбикова Е.Н.
Класс: 6
Автор УМК :М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова.
Дата проведения: 21.11.2018
Тип урока: изучение нового материала.
Формируемые УУД:
Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим; самоопределение, установление связи между целью учения и ее его мотивом, проявлять интерес к изучению темы.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;
определение целей функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в сборе и обработке информации,
владение монологической и диалогической формой речи; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
умение полно и чётко выражать свои мысли, умение слушать, принятие решения и его реализация.
Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации и ее использование,
постановка и формулирование проблемы, применение методов информационного поиска;
поиск и выделение важной информации, применение алгоритма, пошаговое выполнение задачи; подведение итогов,
Регулятивные: целеполагание, самоконтроль знаний, постановка и решение проблемы: формулирование задач и целей урока; коррекция (внесение необходимых коррективов в план и способ действия); контроль (сличение знаний с эталоном); саморегуляция, осознание качества и уровня усвоения знаний; оценка результатов работы.
Ход урока
1 этап. Организационное начало.
Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу
«Гости в доме – хозяину радость!»
2 этап. Актуализация знаний
- Какой раздел изучаем? («Словообразование»). Назовите способы образования новых слов.
-Как образуются слова путем сложения?
На доске слова: МГУ, ООН, МЧС, универмаг, спецкор, и.т.д.
- Что это за слова? Что в них особенного?
(сложные, написаны сокращенно).
3 этап. Постановка темы и целей урока, усвоение нового материала.
Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие «Сложносокращенные слова»
3.1 Работа в тетради – запись числа, темы….
- Сложносокращенные слова называют аббревиатурой (Слайд 1) Ученик 1
- Порой очень часто сложносокращенные слова трудно расшифровать, давайте попробуем:
МВД – Министерство Внутренних Дел
ЖКХ – Жилищное Коммунальное Хозяйство
Спецкор – специальный корреспондент
СМИ – средства массовой информации
Минобр – Министерство образования
Универмаг – универсальный магазин
Завхоз – заведующий хозяйственной частью и.т.д
- Запишем некоторые из них себе в тетрадь…..
- Что бы вам хотелось уточнить по данной теме, узнать? Какова задача на урок?
(постановка цели учащимися)
(Узнать, как образуются такие слова, что они обозначают, где употребляются).
- Что может послужить источником информации? (интернет, учебник)
3.2. Работа с учебником.
Как образуются …. Упр.218 стр.121 (работа с иллюстрацией)
- Это один из способов, а другие слова? (МГУ, ГИБДД?)
- Где мы можем найти информацию? (учебник, интернет,,, стр.121 учебника)
(самостоятельная работа с новой информацией по способам образования сложносокращенных слов)
- Чтобы съэкономить время начертим в тетради таблицу. Подписать первый столбик «Сложение частей основ, состоящих из нескольких звуков»). (3 столбика)
- Внесите в названия колонок способы образования сложносокращенных слов.
……. Слайд 2 (сверяют со слайдом)
- В чем разница способов образования буквы и звуки? Буквы мы произносим в соответствии в правилами орфоэпии (в алфавите), а звуки как слышим. (эРэФ, эМВД, но…СМИ, НИИ, ЧОП)
- Возвращаемся к словам на доске. Распределите их в колонки таблицы в соответствии со способом их образования. Допишите свои примеры в каждую колонку!!
….. Слайд 3. Взаимопроверка. Взаимооценка.
- Хотелось бы остановиться на аббревиатуре МГУ. С именем какого ученого связан этот университет? (Ломоносов)
- Почему его именем назван? (Из истории создания университета) Слайд 4. Ученик 2
(стихи сочиненные Ломоносовым по дороге в Петергоф)
- Продолжим работу в закреплении навыка определения способа образования аббревиатур. В этой же таблице выполняем упр.221 учебника (устно). Сначала прочитаем слова.
- Что обозначает каждое слово?
- Каким способом образовалось?
Физминутка
- Я читаю слова, если слово сложное – хлопаем над головой в ладоши, простое – подпрыгиваем… Пешеход, магистраль, КВН, сенокос, бездорожье, автопортрет, энциклопедия, водопровод, Газпром, электричество, электросеть.
3.3 РОД сложносокращенных слов
- Скажите, а как правильно? ГИБДД (проверил, проверила, проверило) автомобили?
- Опять обращаемся к материалу учебника, стр.122. Образец рассуждения (читают, делают вывод)
- Запишите предложение в тетрадь «ГИБДД проверила автомобили», выделите окончание.
Закрепление. Упр.222 стр.122
3.4 Сложносокращенные слова в современном языке
- Д. нам уже говорил об истории появления сложносокращенных слов, надо сказать, что они образуются и в современном русском языке Слайд 5
Лавсан, УЕФА, ЛУКойл
ПФР, НЛО, СТО, АКПП, МОУ СШ, ИНН, ОАО, ООО, КПД, ГИА, ЕГЭ, ОГЭ
- Аббревиатуры могут образовываться и от иностранных слов
PIN-код, SMS, VIP Слайд 6
4. Домашнее задание.
К следующему уроку записать в тетрадь аббревиатуры, имеющие место в нашем поселке (на вывесках предприятий, в газете «Сельская правда», у родителей)
5. Рефлексия.
- Что нового вы узнали? Какие новые понятия сегодня узнали?
- Что полезного «почерпнули» сегодня на уроке?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сложение частей основ из нескольких звуков Сложение начальных букв Сложение начальных звуков
Сложение частей основ из нескольких звуков Завхоз Универмаг Спецкор Минобр Завуч Сложение начальных букв МГУ РФ МВД ЖКХ МЧС Сложение начальных звуков СМИ ООН ГИБДД НИИ ЧОП
МГУ ( Московский Государственный Университет) им. М.В.Ломоносова
PIN-код ( англ. Personal Identification Number — личный опознавательный номер)- аналог пароля . В ходе авторизации операции используется одновременно как пароль доступа держателя карты к терминалу(банкомату) SMS (МФА: [ɛsɛmˈɛs ] , сокр. от англ. Short Messaging Service — «служба коротких сообщений») — технология, позволяющая осуществлять приём и передачу коротких текстовых сообщений Very Important Person [1] или VIP (в переводе с английского — « очень важная персона » , « начальство » [2] , « высокопоставленное лицо » [2] , « большая шишка » [3] ) — человек, имеющий персональные привилегии , льготы из-за своего высокого статуса , популярности или капитала [4] . VIP или Very Important Person (в переводе с англ.— «очень важная персона», «начальство», «высокопоставленное лицо», «большая шишка») — человек, имеющий персональные привилегии , льготы из-за своего высокого статуса , популярности или капитала
НИИОМТПЛАБОПАРМБЕТЖЕЛБЕТРАБСБОРМОНИМОНКОНОТДТЕХСТРОМОНТ (55 букв) Расшифровывается « Научно-исследовательская лаборатория операций по армированию бетона и железобетонных работ по сооружению сборно-монолитных и монолитных конструкций отдела технологии строительно-монтажного управления Академии строительства и архитектуры»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок русского языка в 5-м классе по теме: "Имя прилагательное как часть речи" по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"
Открытый урок русского языка в 5-м классе по теме: "Имя прилагательное как часть речи" по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"...
Открытый урок русского языка в 6-м классе по теме "Неопределенные местоимения "
Объяснение нового материала1. Прочитайте выразительно стихотворение. Назовите местоимения. К какому разряду они относятся? Что, по-вашему, означает слово неопределенный?Три черных собаки на чём-то сид...
Конспект открытого урока русского языка в 6-м классе по теме: «Подготовка к написанию словарного диктанта».
Работа по подготовке к написанию словарного диктанта....
Открытый урок русского языка в 5-м классе по теме: "Главные члены предложения"
Открытый урок русского языка в 5-м классепо теме: "Главные члены предложения" Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал, плакат, на котором изображена карта сказочной...
Открытый урок русского языка в 8-ом классе «Подготовка учащихся 8-х классов к сдаче ОГЭ по русскому языку (сочинение на лингвистическую тему: «Выразительные средства языка»).
Подготовка восьмиклассников к ОГЭ...
Открытый урок русского языка в 5-м классе на муниципальном уровне на тему: «Словосочетание. Обобщение»
Открытый урок русского языка в 5-м классе на муниципальном уровне...