Открытый урок русского языка в 7-м классе по теме «Употребление предлогов».
материал по русскому языку (7 класс)
Конспект урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3._urok_russkogo_yazyka_v_7.docx | 23.81 КБ |
3.upotreblenie_predlogov_v_rechi._7kl.pptx | 95.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 7-м классе по теме
«Употребление предлогов».
Учитель Манджиева Ж.Н.
МКОУ «Молодёжненская СОШ»
Цель: формировать умение правильно употреблять предлоги, составлять словосочетания с
предлогами;
Задачи:
1)Образовательные:
- познакомить учащихся с однозначными и многозначными предлогами;
-повторить правописание падежных окончаний имен существительных;
2) развивающая:
- развитие речи, памяти, логического мышления учащихся;
- формирование общеучебных умений и навыков :умение работать с раздаточным
материалом, тематическим портфолио, умение сотрудничать с учителем при решении
учебных задач, умение работать самостоятельно, в паре и группе;
3) воспитательная:
- воспитывать интерес к предмету;
- воспитывать сотрудничество, доброжелательное отношение к товарищам.
Тип урока:
урок изучения нового с элементами закрепления изученного материала.
Технологии: проблемного, развивающего обучения, обучения в сотрудничестве
Оформление, оборудование и инвентарь:
- на доске записана тема урока;
- раздаточный материал (на партах);
- портфолио учащихся (на партах);
- компьютер, проектор, экран.
План урока
1. Организационный момент.
2.. Проверка домашнего задания - (5 мин):
3. Актуализация первичного опыта учащихся. Повторение пройденного.
Орфографическая диктовка.-(5 мин)
а) правописание слов с непроверяемыми гласными и согласными,
б) правописание окончаний имен существительных.
в) дифференцированное задание: карточки слабым учащимся (проверяют сильные учащиеся).
4. Изучение нового материала – 10 мин.:
а) актуализация субъектного опыта учащихся. Работа с распечатанным материалом для тематических портфолио.
5. Закрепление нового материала –15 мин.:
а) закрепление полученных знаний (работа с раздаточным материалом). Работа в парах.
б) дифференцированное задание: выполнение упражнения 295(устно 1-2 ряд);
- ряд - индивидуальные задания.
в) Анализ словосочетаний с предлогом по.
г) Выполнение упражнения 291( с комментированием с места)
6. Задание на дом – 2мин.
7. Рефлексия Подведение итогов урока – 3 мин
8. Тестовые задания (ЕГЭ Задание 7).( Исправление нарушения речевых норм управления).
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель. Мы продолжаем изучать предлоги. Давайте вспомним, что вы узнали о предлогах на прошлом уроке?
2.Проверка домашнего задания (упражнение 288)- (5 мин):
- О чем вы узнали из домашнего упражнения?
- Какова основная мысль текста?
- Каков его стиль?
- Сколько абзацев вы выделили в тексте? Назовите микротемы.
- Какой вопросный план можно составить к тексту?
- Назовите предлоги со значением времени.
- Над какими видами орфограмм и пунктограмм вы работали?
3.Повторение пройденного.
Орфографическая диктовка.-(5 мин).
«Дуэль»- двое учащихся у доски. Задание: определить падеж имен существительных, выделить окончания.
Трое учащихся работают по карточкам.
Карточка №1.
(По) дальше, (по) дороге, (на) ра(с,сс)тояни…, (подо) мной, (под) бросив, (за) поминаеш?, (за) зайц…ми, (над) нами, (над) писать, (по) веяло.
Карточка №2.
Согласуйте слова в предложении, употребите, где необходимо, предлоги.
Пос..дить (земля) зернышко и выр..стить (оно) что(нибудь) : рж..ной колос м..телку овса стеб..ль льна ( голубые цветочки)- это прекрасно уже само (себя).
( В.Солоухин)
Карточка №3.
Вернут?ся…(школа), приехать….(город), уйти… (работа), выйти… (завод), выехать…(деревня), отправит?ся …(станция), приехать…(институт).
В витрине, на лекции, в аудитории, в искусстве, на велосипеде, в коллекции, в бассейне, подо мной, из- под скамейки, в тетради, из- за границы, из галереи, в кровати.
Самопроверка. Самоконтроль.
Учитель. Над повторением каких орфограмм вы работали?
( Правописание слов с непроверяемыми гласными и согласными, правописание окончаний имен существительных).
4. Обращение к новой теме. Постановка целей - 3мин. (Слайды 1,2).
Учитель. Сегодня у нас новая тема- «Употребление предлогов». Запишите ее в тетрадь (запись темы в тетрадь).
На нашем уроке мы будем говорить об употреблении предлогов, познакомимся с однозначными и многозначными предлогами, будем учиться составлению словосочетаний с предлогами.
Слайд 3
Очень точно определил роль предлогов в нашей речи лингвист Василий Алексеевич Богородицкий, назвав их «словечками отношений».
Действительно, вместе с косвенными падежами существительных предлоги служат для выражения различных значений и требуют после себя определенного падежа. В этом нам предстоит сегодня убедиться.
- Чтение материала учебника (с.136)
- Как вы понимаете выражение «однозначный предлог», «многозначный предлог»?
- Работа с распечатанным материалом для тематических портфолио.
Предлог
в
на
с
за
из
по
Падеж
Пример
В деревне, в Москву, с нами, с окна, из города, на площадь, на поезде, за лесом, за поле, с мизинец.
( Определите падеж существительных , сделайте вывод, с какими падежами употребляются эти предлоги).
Слайд 4- проверка.
- Учитель. В русском языке есть как синонимичные предлоги, так и антонимичные.
- Что это значит? (Синонимичные- взаимозаменяемые) Слайд 5
Антонимичные- противоположные
Предлоги- «синонимы»- с=из, в= на
Предлоги- «антонимы»- в- из, на- с (со)
Составьте словосочетания, используя эти предлоги.
Ехать в поезде= ехать на поезде, брать воду с колодца= брать воду из колодца
Пришел из школы- пришел в школу. уйти на работу- уйти с работы
4)Выполнение упражнения 295(устно 1-2 ряд);
3 ряд - индивидуальные задания.
Прийти (из, со) школы, поехать (в, на) Крым и (в, на) Кавказ, приехать (с, из) Украины, выехать (с, из) Новгорода, выйти (с, из) помещения, родился (в, на) России, приехал (с, из) Армении, пришел (с, из) театра.
- Анализ словосочетаний с предлогом по.
Слайд 6
Учитель. Как вы скажете: по окончании урока или по окончанию урока?
По состоянии здоровья или по состоянию здоровья?
Мы скучаем по вам или по вас?
Слайд 7- ключ.
- Определите значение предлога по в этих словосочетаниях. Сделайте вывод об употреблении этого предлога с падежными формами существительных.
Слайд 8
Д.п.
По+ Д.п.= причина, цель по состоянию здоровья
Д.п.
Глагол «чувства» + по+ Д.п. скучать по родным
П.п.
По+ П.п= «после чего- нибудь» по предъявлении документа
П.п.
по окончании спектакля
По + П.п. личное местоимение по вас, по нас
(Дополните последнюю строку таблицы)
- Выполнение упражнения 291(у доски)
- В каком стиле речи употребляются данные словосочетания?
(В официально- деловом)
5. Домашнее задание (дифференцированное).
Выберите упражнение: 294 или 297.
- Рефлексия.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке о предлогах?
- Тестовые задания (ЕГЭ Задание ).( Исправление нарушения речевых норм управления).
Слайд 9
- В каком ряду нет ошибок в употреблении предлога в словосочетании?
а) работы по озеленению территории
б) скучаю по вам
в) по завершению доклада
г) оплатить за проезд
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
С помощью предлогов разграничьте значения продиктованных слов, включив их в словосочетания в качестве главных О б р а з е ц : состоять (из, в) – состоять из мелких частиц; состоять в членах команды. Возложить (к, на); дрожать (за, над); напроситься (в, на); способность (к, на); подозревать (в, о); смотреть (за, в); говорить (о, с); устойчивый (в, к).
Спешите купить! У нас всегда в продаже: таблетки от головы; капли от нервов; лекарства от горла; а также: средство для комаров; состав для пятен; защитный слой для микробов.
Вставьте пропущенные предлоги 1)Мой отец работает инженером ___ заводе, а мать учительницей __школе . 2) Старшая сестра учится __ университете __ экономическом факультете. 3) Я ещё учусь __школе и мечтаю летать __ самолёте. 4) Летом наша семья разъедется __ разные места. 5) Я с отцом по еду __ Кавказ. В НА В.п., П.п
по согласно благодаря вопреки наперекор несмотря на Д.п В.п
Предлог ПО употребляется с П.п. в значении «после чего-либо» Выяснить по прибытии на место стоянки; По приезде в город.
При глаголах чувства ( горевать, грустить, скучать и пр.) предлог ПО употребляется с существительными в Дат.п ., а с местоимениями – в Пр.п. Грущу по брату, НО: по вас.
1)Я соскучился __ отцу, матери, сестре. 2) Всё нужно выполнять __ инструкции. 3) Поход состоялся __ хорошей погоде. 4) Мальчик остался в классе __ просьбе друга. 5) Всходы были дружными, ___ засуху. по согласно благодаря по несмотря на
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 6-м классе на тему: "Употребление наклонений"
Цель урока: использование разных форм наклонений глагола в устном общении и на письме. Задачи урока: • образовательные: закрепить сведения о способах образования форм наклонений глагола и сферах употр...
Открытый урок русского языка в 5-м классе по теме: "Имя прилагательное как часть речи" по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"
Открытый урок русского языка в 5-м классе по теме: "Имя прилагательное как часть речи" по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"...
Урок русского языка в 7-м классе по теме " Употребление предлогов"
На уроке формируется умение правильно употреблять предлоги, составлять словосочетания с однозначными и многозначными предлогами; общеучебные умения и навыки: умение работать с раздаточным ...
Открытый урок русского языка в 6-м классе по теме "Неопределенные местоимения "
Объяснение нового материала1. Прочитайте выразительно стихотворение. Назовите местоимения. К какому разряду они относятся? Что, по-вашему, означает слово неопределенный?Три черных собаки на чём-то сид...
Конспект открытого урока русского языка в 6-м классе по теме: «Подготовка к написанию словарного диктанта».
Работа по подготовке к написанию словарного диктанта....
Открытый урок русского языка в 8-ом классе «Подготовка учащихся 8-х классов к сдаче ОГЭ по русскому языку (сочинение на лингвистическую тему: «Выразительные средства языка»).
Подготовка восьмиклассников к ОГЭ...
Урок русского языка в 6-м классе на тему «Употребление причастий и причастных оборотов в речи»
Урок с использованием следующих методов и форм работы:наблюдение над языком,проблемный метод,индивидуальная,групповая,фронтальная....