Открытый урок русского языка в 7-м классе по теме «Употребление предлогов».
материал по русскому языку (7 класс)

Манджиева Жанна Николаевна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3._urok_russkogo_yazyka_v_7.docx23.81 КБ
Файл 3.upotreblenie_predlogov_v_rechi._7kl.pptx95.13 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7-м классе по теме

«Употребление предлогов».

Учитель Манджиева Ж.Н.

                                             

МКОУ «Молодёжненская СОШ»

Цель: формировать умение правильно употреблять предлоги, составлять словосочетания с

предлогами;

Задачи:

1)Образовательные:

- познакомить учащихся с однозначными и многозначными предлогами;

-повторить правописание падежных окончаний имен существительных;

2) развивающая:

- развитие речи, памяти, логического мышления учащихся;

- формирование общеучебных умений и навыков :умение работать с раздаточным

материалом, тематическим портфолио, умение сотрудничать с учителем при решении

учебных задач, умение работать самостоятельно, в паре и группе;

3) воспитательная:

- воспитывать интерес к предмету;

- воспитывать сотрудничество, доброжелательное отношение к товарищам.

Тип урока:

урок изучения нового с элементами закрепления изученного материала.

Технологии: проблемного, развивающего обучения, обучения в сотрудничестве

Оформление, оборудование и инвентарь:

  1. на доске записана тема урока;
  2. раздаточный материал (на партах);
  3. портфолио учащихся (на партах);
  4. компьютер, проектор, экран.

План урока

1. Организационный момент.

2.. Проверка домашнего задания - (5 мин):

3. Актуализация первичного опыта учащихся. Повторение пройденного.

Орфографическая диктовка.-(5 мин)

а) правописание слов с непроверяемыми гласными и согласными,

б) правописание окончаний имен существительных.

в) дифференцированное задание: карточки слабым учащимся (проверяют сильные учащиеся).

4. Изучение нового материала – 10 мин.:

а) актуализация субъектного опыта учащихся. Работа с распечатанным материалом для тематических портфолио.

5. Закрепление нового материала –15 мин.:

а) закрепление полученных знаний (работа с раздаточным материалом). Работа в парах.

б) дифференцированное задание: выполнение упражнения 295(устно 1-2 ряд);

  1. ряд - индивидуальные задания.

в) Анализ словосочетаний с предлогом по.

г) Выполнение упражнения 291( с комментированием с места)

6. Задание на дом – 2мин.

7. Рефлексия Подведение итогов урока – 3 мин

8. Тестовые задания (ЕГЭ Задание 7).( Исправление нарушения речевых норм управления).

Ход урока

1Организационный момент.

Учитель. Мы продолжаем изучать предлоги. Давайте вспомним, что вы узнали о предлогах на прошлом уроке?

2.Проверка домашнего задания (упражнение 288)- (5 мин):

- О чем вы узнали из домашнего упражнения?

- Какова основная мысль текста?

- Каков его стиль?

- Сколько абзацев вы выделили в тексте? Назовите микротемы.

- Какой вопросный план можно составить к тексту?

- Назовите предлоги со значением времени.

- Над какими видами орфограмм и пунктограмм вы работали?

3.Повторение пройденного.

Орфографическая диктовка.-(5 мин).

«Дуэль»- двое учащихся у доски. Задание: определить падеж имен существительных, выделить окончания.

Трое учащихся работают по карточкам.

Карточка №1.

(По) дальше, (по) дороге, (на) ра(с,сс)тояни…, (подо) мной, (под) бросив, (за) поминаеш?, (за) зайц…ми, (над) нами, (над) писать, (по) веяло.

Карточка №2.

Согласуйте слова в предложении, употребите, где необходимо, предлоги.

Пос..дить (земля) зернышко и выр..стить (оно) что(нибудь) : рж..ной колос м..телку овса стеб..ль льна ( голубые цветочки)- это прекрасно уже само (себя).

( В.Солоухин)

Карточка №3.

Вернут?ся…(школа), приехать….(город), уйти… (работа), выйти… (завод), выехать…(деревня), отправит?ся …(станция), приехать…(институт).

В витрине, на лекции, в аудитории, в искусстве, на велосипеде, в коллекции, в бассейне, подо мной, из- под скамейки, в тетради, из- за границы, из галереи, в кровати.

Самопроверка. Самоконтроль.

Учитель. Над повторением каких орфограмм вы работали?

( Правописание слов с непроверяемыми гласными и согласными, правописание окончаний имен существительных).

4. Обращение к новой теме. Постановка целей - 3мин. (Слайды 1,2).

Учитель. Сегодня у нас новая тема- «Употребление предлогов». Запишите ее в тетрадь (запись темы в тетрадь).

На нашем уроке мы будем говорить об употреблении предлогов, познакомимся с однозначными и многозначными предлогами, будем учиться составлению словосочетаний с предлогами.

Слайд 3

Очень точно определил роль предлогов в нашей речи лингвист Василий Алексеевич Богородицкий, назвав их «словечками отношений».

Действительно, вместе с косвенными падежами существительных предлоги служат для выражения различных значений и требуют после себя определенного падежа. В этом нам предстоит сегодня убедиться.

  1. Чтение материала учебника (с.136)

- Как вы понимаете выражение «однозначный предлог», «многозначный предлог»?

  1. Работа с распечатанным материалом для тематических портфолио.

Предлог

 в

на

с

за

из

по

Падеж

Пример

В деревне, в Москву, с нами, с окна, из города, на площадь, на поезде, за лесом, за поле, с мизинец.

Определите падеж существительных , сделайте вывод, с какими падежами употребляются эти предлоги).

Слайд 4- проверка.

  1. Учитель. В русском языке есть как синонимичные предлоги, так и антонимичные.

- Что это значит? (Синонимичные- взаимозаменяемые) Слайд 5

Антонимичные- противоположные

Предлоги- «синонимы»- с=из, в= на

Предлоги- «антонимы»- в- из, на- с (со)

Составьте словосочетания, используя эти предлоги.

Ехать в поезде= ехать на поезде, брать воду с колодца= брать воду из колодца

Пришел из школы- пришел в школу. уйти на работу- уйти с работы

4)Выполнение упражнения 295(устно 1-2 ряд);

3 ряд - индивидуальные задания.

Прийти (из, со) школы, поехать (в, на) Крым и (в, на) Кавказ, приехать (с, из) Украины, выехать (с, из) Новгорода, выйти (с, из) помещения, родился (в, на) России, приехал (с, из) Армении, пришел (с, из) театра.

  1. Анализ словосочетаний с предлогом по.

Слайд 6

Учитель. Как вы скажете: по окончании урока или по окончанию урока?

По состоянии здоровья или по состоянию здоровья?

Мы скучаем по вам или по вас?

Слайд 7- ключ.

Определите значение предлога по в этих словосочетаниях. Сделайте вывод об употреблении этого предлога с падежными формами существительных.

Слайд 8

Д.п.

По+ Д.п.= причина, цель по состоянию здоровья

Д.п.

Глагол «чувства» + по+ Д.п. скучать по родным

П.п.

По+ П.п= «после чего- нибудь» по предъявлении документа

П.п.

по окончании спектакля

По + П.п. личное местоимение по вас, по нас

(Дополните последнюю строку таблицы)

  1. Выполнение упражнения 291(у доски)

- В каком стиле речи употребляются данные словосочетания?

(В официально- деловом)

5. Домашнее задание (дифференцированное).

Выберите упражнение: 294 или 297.

  1. Рефлексия.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке о предлогах?

  1. Тестовые задания (ЕГЭ Задание ).( Исправление нарушения речевых норм управления).

Слайд 9

- В каком ряду нет ошибок в употреблении предлога в словосочетании?

а) работы по озеленению территории

б) скучаю по вам

в) по завершению доклада

г) оплатить за проезд


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Употребление предлогов в русском языке

Слайд 2

С помощью предлогов разграничьте значения продиктованных слов, включив их в словосочетания в качестве главных О б р а з е ц : состоять (из, в) – состоять из мелких частиц; состоять в членах команды. Возложить (к, на); дрожать (за, над); напроситься (в, на); способность (к, на); подозревать (в, о); смотреть (за, в); говорить (о, с); устойчивый (в, к).

Слайд 3

Спешите купить! У нас всегда в продаже: таблетки от головы; капли от нервов; лекарства от горла; а также: средство для комаров; состав для пятен; защитный слой для микробов.

Слайд 4

Вставьте пропущенные предлоги 1)Мой отец работает инженером ___ заводе, а мать учительницей __школе . 2) Старшая сестра учится __ университете __ экономическом факультете. 3) Я ещё учусь __школе и мечтаю летать __ самолёте. 4) Летом наша семья разъедется __ разные места. 5) Я с отцом по еду __ Кавказ. В НА В.п., П.п

Слайд 5

по согласно благодаря вопреки наперекор несмотря на Д.п В.п

Слайд 6

Предлог ПО употребляется с П.п. в значении «после чего-либо» Выяснить по прибытии на место стоянки; По приезде в город.

Слайд 7

При глаголах чувства ( горевать, грустить, скучать и пр.) предлог ПО употребляется с существительными в Дат.п ., а с местоимениями – в Пр.п. Грущу по брату, НО: по вас.

Слайд 8

1)Я соскучился __ отцу, матери, сестре. 2) Всё нужно выполнять __ инструкции. 3) Поход состоялся __ хорошей погоде. 4) Мальчик остался в классе __ просьбе друга. 5) Всходы были дружными, ___ засуху. по согласно благодаря по несмотря на


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6-м классе на тему: "Употребление наклонений"

Цель урока: использование разных форм наклонений глагола в устном общении и на письме. Задачи урока: • образовательные: закрепить сведения о способах образования форм наклонений глагола и сферах употр...

Открытый урок русского языка в 5-м классе по теме: "Имя прилагательное как часть речи" по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"

Открытый урок русского языка в 5-м классе по теме: "Имя прилагательное как часть речи" по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"...

Урок русского языка в 7-м классе по теме " Употребление предлогов"

На уроке формируется умение правильно употреблять предлоги, составлять словосочетания с однозначными и многозначными  предлогами; общеучебные умения и навыки: умение работать с раздаточным  ...

Открытый урок русского языка в 6-м классе по теме "Неопределенные местоимения "

Объяснение нового материала1. Прочитайте выразительно стихотворение. Назовите местоимения. К какому разряду они относятся? Что, по-вашему, означает слово неопределенный?Три черных собаки на чём-то сид...

Урок русского языка в 6-м классе на тему «Употребление причастий и причастных оборотов в речи»

Урок с использованием следующих методов и форм работы:наблюдение над языком,проблемный метод,индивидуальная,групповая,фронтальная....