Открытый урок русского языка в 6-м классе по теме "Неопределенные местоимения "
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Кислица Елена Юрьевна

Объяснение нового материала

1. Прочитайте выразительно стихотворение. Назовите местоимения. К какому разряду они относятся? Что, по-вашему, означает слово неопределенный?

Три черных собаки на чём-то сидели,
Три чёрных собаки на что-то глядели,
Три чёрных собаки увидели что-то
Три черных собаки вскочили с чего-то,
Три черных собаки к чему-то подкрались,
Три черных собаки за чем-то погнались,
Но кто-то ни капельки не растерялся,
Вильнул кое-чем и на что-то взобрался.
(А.Хургин)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка в 6-м классе по теме "Неопределенные местоимения

 

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: 

  • Компьютер
  • Презентация "Неопределенные местоимения" (Приложение 1)
  • Карточки с разрядами местоимений
  • Словарь С.И.Ожегова
  • Раздаточный материал
  • Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка. 6 класс.
  • Опорный конспект

http://festival.1september.ru/articles/518114/img1.jpg[5]

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Два ученика распределяют местоимения по разрядам (Работа на компьютере. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 6 класс)

http://festival.1september.ru/articles/518114/img2.jpg

http://festival.1september.ru/articles/518114/img3.jpg

2. Один ученик выписывает из домашнего упражнения отрицательные местоимения.

3. Игра "Четвертое лишнее" с классом.

тебя

самый

его

такой

нас

всякий

тех

каждый

4. Проверка работы учеников у доски.

Вопросы теории:

- Что такое местоимение?

- Назовите разряды местоимений.

- Какие местоимения относятся к указательным, личным, определительным, отрицательным, возвратным, вопросительно-относительным, притяжательным?

- Все ли разряды местоимений представлены на доске?

II. Объяснение нового материала

1. Прочитайте выразительно стихотворение. Назовите местоимения. К какому разряду они относятся? Что, по-вашему, означает слово неопределенный?

Три черных собаки на чём-то сидели,
Три чёрных собаки на что-то глядели,
Три чёрных собаки увидели что-то
Три черных собаки вскочили с чего-то,
Три черных собаки к чему-то подкрались,
Три черных собаки за чем-то погнались,
Но кто-то ни капельки не растерялся,
Вильнул кое-чем и на что-то взобрался.
(А.Хургин)

2. Индивидуальное задание. Значение слова неопределенный по словарю С.И.Ожегова.

Неопределенный (словарь Ожегова: 1)точно не установленный; 2)не вполне отчетливый)

Рассмотрите рисунок и скажите, какому значению слова неопределенный он соответствует.

(слайд 8)

3. Итак, запишем тему нашего урока: "Неопределенные местоимения"

Цели:

  • познакомиться с особенностями неопределенных местоимений;
  • научиться определять признаки местоимений;
  • научиться употреблять неопределенные местоимения в речи.

4. Работа с правилом. Учебник, стр. 162. Прочитайте теорию.

- На что указывают неопределенные местоимения? Приведите примеры.

* неопределенные предметы: кто-то, что-то

* неопределенные признаки: какие-то, какой-нибудь

* неопределенное количество: сколько-нибудь, несколько, некоторые

- Как образуются неопределенные местоимения? Приведите примеры. (Схема - слайд 15)

- Как пишутся местоимения с приставками -не, -кое?

- Как пишутся местоимения с суффиксами -то, -либо, -нибудь?

Напоминалка: кое, либо, то, нибудь - черточку не позабудь!

- Как пишутся местоимения с предлогом? Приведите примеры.

- В чем особенность местоимений некто, нечто?

- Что такое неопределенные местоимения? (Вывод)

Неопределенные местоимения указывают на неопределенные предметы, признаки, количества. Образуются от вопросительно-относительных при помощи приставок -кое, -не или суффиксов -то, -либо, -нибудь. Если есть предлог, то пишутся в три слова.

III. Лингвофизминутка

Что-нибудь, кое с кем, некто, кое к кому, некоторый, кое-кому, чьи-нибудь, несколько, нечто, какой-либо, чего-то, кое о каком, кое-чему, кое из кого, кое с кем.

(Ученики встают и выполняют движения в зависимости от того, как пишутся неопределенные местоимения. Если слитно - приседания, если через дефис - наклон вперед, если раздельно - руки вверх).

IV. Закрепление изученного материала

1. Работа с текстом Ф.Кривина Прочитайте текст про себя. Чтение вслух по ролям.

Умные спорщики.

Собрались однажды местоимения и заспорили. Одно местоимение начало рассказывать.

- В некотором царстве, в некотором государстве жил некто. Пошел он однажды по некоей дороге, нашел нечто. Встретил некто некоего человека, дал ему некоторую часть найденного. Что у него осталось?

А второе местоимение говорит:

- Ну что это за рассказ? Вот я расскажу так расскажу! В каком-то царстве, в каком-то государстве жил кто-то. Пошел он по какой-то дороге, нашел что-то. Встретил кого-то и отдал часть. Что у него осталось?

Третье местоимение посмеялось и говорит:

- Ни в каком царстве, ни в каком государстве никто не жил, никуда не шел, никого не встречал, ничего не находил, никому ничего не давал. Нечего и спрашивать, сколько у него осталось.

- Эх вы, глупые спорщики, - сказало четвертое местоимение. - Что вы спорите? Ведь не о чем спорить да и не о ком. Значит, и говорить нечего.

Задание:

- Учащиеся 1-го ряда выписывают неопределенные местоимения из рассказа 1-го местоимения; 2-го ряда - из рассказа 2-го. Объяснить правописание местоимений.

- А местоимения какого разряда употребили третий и четвертый спорщик?

2. Работа в парах.

Задание: вставить подходящие по смыслу неопределенные местоимения с суффиксами -то, -либо, -нибудь, с приставкой кое-.

1. Поздно вечером (:) постучался к нам.

2. На берегу реки росла (:) пышная зелень.

3. Расскажите (:) о вашей поездке по стране.

4. Товарищ вытащил из шкафа (:) книгу.

5. Вскоре мы заметили на дороге (:) черное.

Проверка записанных предложений. Объяснение правописания неопределенных местоимений.

3. Морфологический разбор местоимения кому-нибудь.

V. Итоги урока

VI. Домашнее задание

Упражнение 397 (1 часть, зад. 1, 2, морфол. разбор 1-го местоимения)

На "5" - составить вопросы по теоретическому материалу по теме "Местоимение" (письм.) или задания для игры "Четвертое лишнее"

Литература

1. Волина В.В. Веселая грамматика. - М.: Знание, 1995. - 336 с.

2. Газета "Русский язык" № 15/ 1998

3. Газета "Русский язык" № 22/ 1998

4. Журавлева Л.И. Русский язык в алгоритмах. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1996. - 128 с. (Практикум)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Добро пожаловать на открытый урок русского языка

Слайд 2

Проверка домашнего задания

Слайд 3

1.Распределить местоимения по разрядам 2.Выписать из домашнего упражнения все отрицательные местоимения

Слайд 4

Игра "Четвертое лишнее"

Слайд 5

ТЕБЯ ЕГО НАС ТЕХ

Слайд 6

САМЫЙ ТАКОЙ ВСЯКИЙ КАЖДЫЙ

Слайд 7

Три черных собаки на чём-то сидели, Три чёрных собаки на что-то глядели, Три чёрных собаки увидели что-то Три черных собаки вскочили с чего-то, Три черных собаки к чему-то подкрались, Три черных собаки за чем-то погнались, Но кто-то ни капельки не растерялся, Вильнул кое-чем и на что-то взобрался.

Слайд 8

Словарь С.И.Ожегова 1.Точно не установленный 2.Не вполне отчетливый Неопределенный

Слайд 10

Неопределенные местоимения 6 класс Тема:

Слайд 11

Цели: 1)познакомиться с особенностями неопределенных местоимений 2)научиться определять признаки местоимений 3)научиться употреблять неопределенные местоимения в речи

Слайд 12

На что указывают неопределенные местоимения?

Слайд 13

Неопределенные местоимения указывают на: неопределенные предметы кто-то, что-то неопределенные признаки какие-то, какой-нибудь неопределенное количество сколько-нибудь, несколько

Слайд 14

Как образуются неопределенные местоимения?

Слайд 15

не кое кто что какой который чей сколько то либо нибудь

Слайд 16

Как пишутся неопределенные местоимения с приставками и суффиксами?

Слайд 17

кто кто-то некто кое-кто кто-либо кто-нибудь

Слайд 18

Напоминалка КОЕ, ЛИБО, ТО, НИБУДЬ - ЧЕРТОЧКУ НЕ ПОЗАБУДЬ

Слайд 19

Как пишутся местоимения с предлогом?

Слайд 20

Местоимения с предлогом пишутся в три слова

Слайд 21

В чем особенность местоимений НЕКТО, НЕЧТО ?

Слайд 22

Некто - И.п. Нечто - И.п., В.п.

Слайд 23

Что такое неопределенные местоимения?

Слайд 24

Неопределенные местоимения указывают на неопределенные предметы, признаки, количества. Образуются от вопросительно- относительных местоимений при помощи приставок не, кое и суффиксов то, либо, нибудь. Если есть предлог, то пишутся в три слова.

Слайд 25

Лингвофизминутка

Слайд 26

Умные спорщики. Собрались однажды местоимения и заспорили. Одно местоимение начало рассказывать. - В некотором царстве, в некотором государстве жил некто. Пошел он однажды по некоей дороге, нашел нечто. Встретил некто некоего человека, дал ему некоторую часть найденного. Что у него осталось? А второе местоимение говорит: - Ну что это за рассказ? Вот я расскажу так расскажу! В каком-то царстве, в каком-то государстве жил кто-то. Пошел он по какой-то дороге, нашел что-то. Встретил кого-то и отдал часть. Что у него осталось? Третье местоимение посмеялось и говорит: - Ни в каком царстве, ни в каком государстве никто не жил, никуда не шел, никого не встречал, ничего не находил, никому ничего не давал. Нечего и спрашивать, сколько у него осталось. - Эх вы, глупые спорщики, - сказало четвертое местоимение. – Что вы спорите? Ведь не о чем спорить да и не о ком. Значит, и говорить нечего. (Ф.Кривин) Работа по тексту Феликса Кривина

Слайд 27

Работа в парах Задание: вставить подходящие по смыслу неопределенные местоимения Поздно вечером ... постучался к нам. На берегу реки росла ... пышная зелень. Расскажите ... о вашей поездке по стране. Товарищ вытащил из шкафа ... книгу. Вскоре мы заметили на дороге ... черное.

Слайд 28

Морфологический разбор местоимения кому-нибудь

Слайд 29

Домашнее задание Упр. 397 (1 часть, зад. 1 и 2, морфол. разбор одного местоимения) На "5" - составить вопросы по теоретическому материалу или задания для игры "Четвертое лишнее"

Слайд 30

Итоги урока

Слайд 31

Спасибо за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка в 5-м классе по теме: "Имя прилагательное как часть речи" по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"

Открытый урок русского языка в 5-м классе по теме: "Имя прилагательное как часть речи" по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"...

Урок русского языка в 6-м классе «Морфологический разбор местоимений-прилагательных и местоимений-числительных»

Цели урока: обобщить и систематизировать полученные ранее знания о местоимениях-прилагательных и местоимениях-числительных, изучить алгоритм морфологического разбора местоимений-прилагательных и место...

Открытый урок русского языка "Сложные слова" 3 класс

Открытый урок русского языка "Сложные слова" 3 класс...

Открытый урок русского языка в 5-м классе по теме: "Главные члены предложения"

Открытый урок русского языка в 5-м классепо теме: "Главные члены предложения" Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал, плакат, на котором изображена  карта сказочной...

Конспект открытого урока русского языка в 6 б классе 21 апреля 2021 г. Тема: «Неопределённые местоимения»

                          Конспект открытого  урока русского языка в 6 б классе 21 апреля 2021 г. Тема: «Неопред...