Формирование УУД на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку по теме

Мазурова Ирина Александровна

Формирование УУД на уроках русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uud_na_urokah_russkogo_yazyka.docx28.85 КБ

Предварительный просмотр:

 «Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка»

Провела:

 учитель русского языка и литературы МБОУ Ельнинской СШ №1 им. М.И. Глинки Мазурова Ирина Александровна

Цель: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.

Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формированию УУД на уроках; предлагаемые на занятиях приёмы работ можно применять на уроках всем педагогам, работающим по ФГОС.

Задачи:

познакомить участников с планом проведения, его целевыми установками;

раскрыть содержание посредством ознакомления с приёмами работы по формированию УУД;

показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию УУД, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках.

Продолжительность проведения:  10-15 минут

Материально-техническое и методическое обеспечение: помещение для проведения мастер класса с необходимым количеством посадочных мест.

Аудитория: учителя русского языка и литературы

 Предполагаемый результат: участники получат знания о формировании УУД на уроках, обсудят возможности его применения в процессе обучения; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике.

Ход проведения

Формирование УУД на уроках русского языка.

Введение  в школьную  практику Федеральных  государственных образовательных стандартов  второго поколения  предполагает  овладение  новыми формами  и методами  обучения. Ключевым понятием в работе учителя  становится формирование  универсальных действий, позволяющих подрастающему поколению  эффективно  самообучаться.

Термин УУД в широком значении означает «умение учиться». «Если хочешь научиться кататься на велосипеде – надо кататься». Также и с универсальными учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы учиться систематизировать информацию – необходимо осваивать формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию.

Выделено четыре основных вида универсальных учебных действий:
- личностные
- регулятивные
- познавательные
- коммуникативные.

Урок, разработанный   в соответствии  с ФГОС,  предполагает  развитие всех  видов универсальных учебных действий.

Функции универсальных учебных действий включают:

- обеспечение возможностей ребенка самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

Формирование УУД возможно не только на уроках, а также при проведении воспитательных мероприятий. В материалах ФГОС понятие «внеурочная деятельность», рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса, и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы. Для ее осуществления используются различные формы:

-экскурсии, кружки, секции, спортивные, конференции, диспуты, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные и другие виды.
Игры, конкурсы, экскурсии и др. – это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения. У них также должны быть мотив, цель и результат. Поэтому такой метод обучения как воспитательные мероприятия может способствовать формированию УУД.

Можно сделать следующий вывод: УУД — это не только формулировка результатов образования, но и результатов внеурочной деятельности. Ребенок должен развивать и пополнять не только свою интеллектуальную область, но и развивать, а также способности и готовности к сотрудничеству, самообразованию, саморазвитию. Это и заложено во внеурочной деятельности. Все формы внеурочной деятельности способствуют развитию всесторонне развитой личности.

Результат воспитания достигается планомерно: вначале это деятельность педагога, затем вместе с воспитанниками в работу включаются и социум.

В результате эффективной воспитательной деятельности мы получаем положительный результат — всесторонне развитую личность ребёнка, что и является целью развития УУД.

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

  1. самоопределение — личностное, профессиональное, жизненное
  2. смыслообразование — установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
  3. нравственно-этическая ориентация — действие нравственно — этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Для формирования личностных универсальных учебных действий используются  следующие виды заданий:

  1. участие в проектах;
  2. творческие задания;
  3. зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
  4. мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
  5. самооценка события, происшествия;
  6. дневники достижений.

Регулятивные УУД (организация умения) - организация своих дел, решения проблем. Умение организовывать свою деятельность. Отражают способность ребенка строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

  1. «преднамеренные ошибки»;
  2. поиск информации в предложенных источниках;
  3. взаимоконтроль;
  4. взаимный диктант;
  5. диспут;
  6. заучивание материала наизусть в классе;
  7. контрольный опрос на определенную проблему.

Познавательные УУД (интеллектуальные умения) - обработка информации

Умения результативно МЫСЛИТЬ и работать с ИНФОРМАЦИЕЙ в современном мире

Система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  1. умение структурировать знания;
  2. умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  3. выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  4. рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  5. смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели.
  6.  постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Для формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:

  1. сравни
  2. «найди отличия»
  3. «на что похоже?»
  4. поиск лишнего
  5. «лабиринты»
  6. Упорядочивание
  7. «цепочки»
  8. хитроумные решения
  9. работа с разного вида таблицами;
  10. работа со словарями.

Коммуникативные УУД (коммуникативные умения) - общение с людьми. Умения ОБЩАТЬСЯ, взаимодействовать с людьми.

Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

  1. составь задание партнеру;
  2. представь себя в роли учителя и составь задание для класса;
  3. составь рассказ от имени героя;
  4. составь рассказ от имени неодушевленного предмета (например, от имени школьной парты, от имени разделительного мягкого знака и т.п.);
  5. отзыв на работу товарища;
  6. групповая работа по составлению кроссворда;
  7. «отгадай, о ком говорим»;
  8. «подготовь рассказ...»;
  9. «опиши устно...»;
  10. «объясни...»

Содержание УУД, формируемых в процессе интеллектуальных игр.

Для педагога игра – это возможность получить новые знания, особенно, если эта игра – авторская. Это и источник радости, и удовлетворения результатами своего труда, источник открытия нового в своих учениках. В своей работе мы используем разные игровые технологии, такие как:

- конкурсы, ролевые игры, диспуты, турниры, и т.п.

Считается, что интеллектуальные игры являются важным и удачным средством формирования универсальных учебных действий. Какие УУД мы развиваем в ходе игры?

В сфере личностных УУД формируются:

- внутренняя позиция школьника;
- личностная мотивация учебной деятельности;
- ориентация на моральные нормы и их выполнение.

Познавательные УУД формируются через:

- анализ ситуации, её оценку, построение логических цепочек рассуждения.
- выдвижение гипотез, их обоснование и выбор единой версии от команды;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные УУД невозможны без учёта позиции участников команды, распределения ролей внутри команды, умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Регулятивные УУД проявляются в способности мобилизовать силы, ум и энергию для преодоления препятствий в игре, собраться в стрессовой ситуации, оценить свои действия после игры. В процессе подготовки к игре и в ходе самой игры развиваются такие УУД как целеполагание, планирование, распределение ролей, обязанностей, составление плана и последовательности действий.

Главное для учителя - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД на уроке русского языка. Урок – обобщение и систематизация знаний по теме: «Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.

В разработке урока представлены разные виды работы при повторении и закреплении изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 6 классе. Игровые моменты, веселые рифмовки помогут учащимся и учи...

Формирование УУД на уроках русского языка и литературы в классах III и IV вида.

Цель педагога - способствовать формированию у учащихся УУД. Как это сделать? Давайте думать вместе....

Формирование ОУН на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы.

Представлен отчёт учителя о своей работе по формированию общеучебных умений и навыков у учащихся....

Средства формирования УУД на уроках русского языка (ФГОС).

Презентация. Формирование УУД на уроках русского языка (ФГОС)....

Формирование УУД на уроках русского языка

Многие учителя-практики в своей деятельности сталкиваются с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности. Разрешением это...

Модульное представление опыта на тему: "Пути и средства формирования мотивации на уроках русского языка»

Модульное представление опыта на тему: "Пути и средства формирования мотивации на уроках русского языка»...