Комплексный анализ текста
рабочая программа по русскому языку на тему

элективный курс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематическое планирование.

Тема

час

Содержание

Вид деятельности

1.

Текст

и его признаки.

1

Понятие о комплексном анализе текста. Текст и его признаки. Тема, основная мысль текста.

Лекция. Практическая работа.

2.

Способы выражения темы. Микротема.

1

Способы выражения темы. Понятие о микротеме.

Лекция. Практическая работа.

3.

Структура текста:

- способы и средства

связи предложений

в тексте;

- текст как смысловое

и структурное

единство.

1

Виды и способы связи предло-жений в тексте. Цепная, параллельная связь.

Практическая работа в группах

4.

Смысловые части текста. План

1

Разделение текста на смысловые части. Простой, сложный план.

Практическая работа.

5.

Типы речи (текстов):

повествование,

описание,

рассуждение)

1

Функциональные типы текстов, их структурные особенности.

Лекция. Практи-ческая работа по «КАТ». Коллектив-ные творческие работы.

6.

Комплексный анализ

текста

1

Проверка усвоения изученного материала.

Практическая работа по вариантам.

7.

Стили речи.

1

Стилистические особенности текстов.

Лекция. Практическая работа в группах.

8.

Художественный стиль.

1

Особенности художественного стиля. Изобразительные средства.

Практическая работа.

9.

Научный стиль речи.

1

Лексические, морфологические и синтаксические особенности научного стиля речи.

Лекция. Практическая работа .

10.

Публицистический стиль. Его особенности.

1

Морфологические и синтакси-ческие особенности публицистического стиля речи. Жанры публицистического стиля (репортаж, очерк, статья).

Индивидуальная работа.

11.

Официально-деловой стиль речи.

1

Жанровое разнообразие официально-делового стиля речи.

Практическая работа по составлению деловых бумаг.

12.

Фонетика. Фонетический разбор.

1

Фонетический анализ слов. Транскрипция.

Практическая работа .

13.

Комплексный анализ

текста

1

Проверка усвоения изученного материала

Практическая работа в группах

14.

Лексика(синонимы антонимы, омонимы, паронимы). Многозначность слов.

Тестирование.

1

Повторение и систематизация изученного по разделу.

Индивидуальная работа.

Практикум.

15.

Работа с текстом. Анализ текста.

1

Проверка усвоения изученного материала.

Работа в парах.

16.

Работа с текстом. Анализ текстов.

1

Практическая работа: разбор по составу и словообразовательный разбор.

Практикум

17.

Повторение и обобщение по всему курсу.

1

Проверка усвоения изученного материала.

Индивидуальная работа.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Александрова З.Е. и др. « Словарь синонимов русского языка». Москва 1998 г.

2. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. Москва 1986 г.

3. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. «Русский язык» (Справочные материалы),

Москва, «Просвещение», 1987г.

4. Браже Т.Г. «Искусство анализа художественного текста», Москва, «Просвещение», 1971г.

5. Введенская Л.А. «Словарь антонимов русского языка». Ростов н/Д 1982 г

6. Голушкова Е.А. «Практическая стилистика на уроках русского языка», Москва, «Просвещение», 1967г.

7. Кожина М.Н. «Стилистика русского языка», Москва, «Просвещение», 1977г.

8. Костяева Т.А. «Тесты. Проверочные и контрольные работы по русскому языку», 9 класс, Москва, «Просвещение», 2001г.

9. Мальцева Л.И., Нелин П.И., Бандоля Т.М., Смеречинская Н.М. «Итоговая аттестация. 9 класс. 2009». Москва, 2008.

10. Малюшкин А.Б. «Комплексный анализ текста». Рабочая тетрадь. 9 класс Москва. 2009 г.

11. Малюшкин А.Б. «Тестовые задания по русскому языку. 9 класс», Москва, 2004г.

12. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка» ,Москва, 1992 г.

13. Розенталь Д.Э. «Справочник по орфографии и пунктуации», Саратов, «Детская книга», 1994г.

14. Султанова Г.М. «Обучение лексико- стилистическим нормам русского языка»,Казань, 2002г.

15.Ткаченко Н.Г. «Тесты по грамматике русского языка». Контрольные работы.,Москва. «Айрис», 2003г.

16. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. «Орфографический словарь», Москва, 1996 г



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к итоговому контрольному тестированию по литературе 9 класс

Тест по литературе позволяет определить уровень знаний учащимися произведений, изученных в 9 классе по УМК под редакцией Меркина Г.С., Зинина С.А., Чалмаева В.А.

Работа содержит вопросы о жизни и творчестве писателей и поэтов, вопросы на знание текста, на знание героев изученных произведений, вопросы по теории литературы. К каждому вопросу даётся четыре варианта ответа, один из которых правильный. Представленные тесты можно использовать на заключительном уроке литературы.

Уровень сложности – базовый

Время выполнения - 45 минут

Цель: выявить уровень литературного развития учащихся, умение решать тестовые задания

Инструкция для учителя 

На выполнение работы отводится 1 урок (45 минут).  Записывается номер вопроса и номер ответа через черточку. 

Рекомендуемое соответствие оценки и числа выполненных заданий: 

 Критерии оценивания:

«5» - 90 – 100 % от общего количества вопросов (17-20 правильных ответов),

«4» - 70 – 89 % от общего количества вопросов(14-16 правильных ответов) ,

«3» - 50 – 69 % от общего количества вопросов(10-13 правильных ответов) ,

«2» - менее 50 % от общего количества вопросов( 9 и менее правильных ответов).

Инструкция для учеников

Перед вами итоговое тестирование по литературе за курс 9 класса. Оно состоит из тестовых заданий. Каждое тестовое задание содержит вопрос, на который даны четыре ответа. Только один из четырех ответов является правильным. Внимательно читайте вопрос и выбирайте правильный ответ на него. Номер этого ответа запишите  рядом с номером вопроса.

Список использованной литературы

  1. Амбушева Т.М. Литература. 9 класс: конспекты уроков (для работы по всем образовательным программам), - Волгоград: Учитель, 2015
  2. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 9 класс, - Москва «ВАКО», 20012
  3. Литература. 10 кл.: Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 3 ч./ Автор-сост. Г.С. Меркин. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2012
  4. Соловьева Ф.Е. Уроки литературы. 9 класс. Методическое пособие к учебнику Г.С. Меркина. М.: 2012 - 220 с.

Итоговый тест по русской литературе за курс 9 класса

Вариант 1

1.В каком городе родился Онегин?

А) Москва, Б) Петербург, В) Псков

2. Где происходит действие пьесы «Горе от ума»?

А) в городе Н,  Б) в доме Чацкого,  В) в доме Фамусова

3. Определите жанровую принадлежность произведения «Горе от ума»:

А) комедия,  Б) трагедия  В) роман в стихах

4. Кому посвящено стихотворение «Во глубине сибирских руд…»?

А) декабристам,  Б) императору Александру,  В) Наталье Гончаровой.

5. Кто из героинь романа “Евгений Онегин”

Дика, печальна, молчалива,…
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой …

А) Татьяна,  Б) няня Татьяны,  В) Ольга

6. За кого выходит замуж Татьяна в конце романа?
А) купца, Б) дипломата, В) генерала

7. Назовите стихотворение, в котором Бог повелевает своему посланнику “глаголом жечь сердца людей”

А) “Пророк”,  Б) “Узник”, В) “Памятник” 
8.  Как погиб Пушкин?

А) погиб на каторге,  Б) погиб на дуэли,  В) погиб на войне.

9. Какое произведение сделало имя М.Ю.Лермонтова знаменитым?

А) "Парус",  Б) "Герой нашего времени",  В) "Смерть поэта"

10.Какая повесть из романа «Герой нашего времени» является последней

А) «Бэла», Б) «Максим Максимыч», В) «Фаталист», Г) «Княжна Мери»? 

11.     Сколько частей должно было быть в произведении «Мертвые души»?

А) три, Б) две, В) четыре, Г) одна?

12. Какого помещика Чичиков посетил первым?

А) Ноздрева,  Б) Коробочку, В) Плюшкина, Г) Манилова?

13. Кто из помещиков в хозяйстве много хлопотал о прочности («Мертвые души»)?

А) Манилов;  Б) Коробочка;  В) Плюшкин;  Г) Собакевич.

14. Кто предложил Чичикову на ночь почесать пятки ( «Мертвые души»)?

А) Манилов; Б) Коробочка; В) Плюшкин; Г) Собакевич.

15.  Кто из помещиков прежде был бережливым хозяином?

А) Плюшкин; Б) Собакевич; В) Манилов; Г) Ноздрев.

16. У кого в кабинете всегда лежала книжка с закладкой на 14 странице?

А) у Коробочки; Б) у Собакевича; В) у Плюшкина;  Г) у Манилова.                                           17. Какой наказ дал отец Чичикову?                                          

А) «береги копейку»,                 Б) «верно служи Отчизне», В) «береги честь смолоду»

18. Какой титул получает Татьяна после замужества?

А) графиня, Б) княгиня, В) герцогиня

19. Из скольких действий состоит комедия «Горе от ума»?

А) 2 части, Б) 3 части, В) 4 части

20. Кого Печорин убивает на дуэли?

А) Вернера, Б) Грушницкого, В) Вулича

Итоговый тест по русской литературе за курс 9 класса

Вариант 2

1. «Слово о полку Игореве»-

А) фольклорное произведение, Б) название летописи, В) литературное произведение особого жанра.

2. Автор произведения «Горе от ума»:

А) Гончаров, Б) Грибоедов, В) Гоголь

3. Что лежит в основе сюжета  комедии «Горе от ума»?

А) любовная интрига,  Б) конфликт «века нынешнего» и «века минувшего»,  В) дуэль между Чацким и Фамусовым

4. Чем заканчивается «Горе от ума»?

А) свадьбой героев,  Б) отъездом героя,  В) смертью героя.

5. Узнайте героя произведения «Евгений Онегин»:

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринуждённо…

А) Ленский,  Б) Онегин,   В) Дубровский

6. Как Онегин узнает о любви Татьяны?

А) ему рассказал Ленский,  Б) из письма Ольги,  В) из письма Татьяны

7. К какому сословию принадлежит семья Татьяны?

А) дворяне, Б) мещане, В) купцы

8. Определите жанровую принадлежность произведения «Евгений Онегин»:

А) комедия,  Б) поэма  В) роман в стихах

9. О каком памятнике говорит А.С. Пушкин в одноименном стихотворении?

А) о памятнике Петру Первому, Б) о своем литературном наследии,  В) о памятнике Державину.

10. Кому посвятил Ю. Лермонтов стихотворение «Смерть Поэта»?

А) Державину,  Б) Пушкину,  В) Чаадаеву.

11. Кто является героем своего времени в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?

А) Грушницкий,   Б) Максим Максимыч,   В) Печорин

12.Какая повесть из романа «Герой нашего времени» является первой?

А) «Бэла», Б) «Максим Максимыч», В) «Фаталист», Г) «Княжна Мери»?

13. Кто из героев помогает Печорину украсть Бэлу?

А) Максим Максимыч, Б) Казбич, В) Азамат

14. Как определил Гоголь жанр «Мертвых душ»

А) поэма, Б) роман, В) повесть, Г) эпопея?

15. Как зовут коня Печорина?

А) Ангел, Б) Черкес, В) Цезарь

16. Кто имел «страстишку к картишкам» (Н.В.Гоголь «Мертвые души»)?

А) Ноздрев; Б) Собакевич; В) Плюшкин; Г) Коробочка.

17. Кто из героев был «не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, но и не слишком тонок» ( «Мертвые души»)?

А) Манилов;  Б) Чичиков;  В) губернатор.

18.В каком городе Печорин раскрывает банду контрабандистов?

А) Пятигорск, Б) Кисловодск, В) Тамань

19. Сколько лет Чацкий не был в Москве? («Горе от ума»)

А) 3 года, Б) 2 года, В) 1 год

20. Где происходит последняя встреча Онегина и Татьяны?

А) в театре, Б) на балу, В) в комнате Татьяны

Ответы к итоговому тесту

Вариант 1

Вариант 2

1

б

б

2

в

б

3

а

б

4

а

б

5

а

б

6

в

в

7

а

а

8

б

в

9

в

б

10

в

б

11

а

в

12

г

а

13

г

в

14

б

а

15

а

б

16

г

а

17

а

б

18

б

в

19

в

а

20

б

в



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к итоговому контрольному тестированию по русскому языку 9 класс.

Работа по русскому языку для 9 класса состоит из 2 частей.

Часть первая содержит 10 тестовых заданий. Среднее время выполнения одного задания 1-2 минуты. Ответами к заданиям являются цифра (число), слово (несколько слов), словосочетание или последовательность цифр (чисел).

Часть вторая представляет собой сочинение 15.2 в форме ОГЭ.

Спецификация

итогового контрольного тестирования по русскому языку

для учащихся 9 класса

1. Назначение контрольного тестирования

Контрольное итоговое тестирование проводится в конце учебного года с целью определения уровня освоения обучающимися 9-х классов предметного содержания курса русского языка по программе основной образовательной программы школы и выявления элементов содержания, вызывающих наиболее затруднение.

2. Документы, определяющие содержание и параметры контрольного тестирования

Содержание и структура работы определены на базе Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (Приказ Минобразования России «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. 1089) 

3. Структура контрольной работы

Работа по русскому языку состоит из Часть 1, содержащей 10 заданий.

Ответами к заданиям являются цифра (число), слово (несколько слов), словосочетание или последовательность цифр (чисел).

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Контрольное  тестирование составлено в 2-х вариантах. Варианты работ являются параллельными, под одними и теми же порядковыми номерами во всех вариантах представлены задания одинаковой сложности, позволяющие проверить сформированность одних и тех же предметных умений у учащихся.

4. Время выполнения работы

Среднее время выполнения одного задания первой части 1-2 минуты. Ориентировочное время выполнения контрольного тестирования – 90 минут.

5. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

За верное выполнение каждого задания части 1  ученик получает по 1 баллу.

За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.

Максимальное количество баллов, которые могут получить учащиеся за тестовую часть 10 баллов.

Шкала перевода баллов в отметку

«5» - 9 – 10 баллов

«4» - 7 – 8 баллов

«3» - 5 – 6 баллов

«2» - 4 и менее баллов

6. Распределение заданий контрольной работы по элементам содержания

В таблице 1 дана информация о структуре, общем числе и типах заданий в вариантах контрольной работы по русскому языку для учащихся 9-х классов.

Таблица 1

№ п/п

Проверяемые

элементы содержания

1

Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров

2

Средства связи предложений в тексте

3

Лексическое значение слова

4

Орфоэпические нормы (постановка ударения)

5

Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости)

6

Морфологические нормы (образование форм слова)

7

Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления

8

Правописание корней

9

Правописание приставок

10

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)

11

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

12

Правописание НЕ и НИ

13

Слитное, дефисное, раздельное написание слов

14

Правописание -Н- и -НН-в различных частях речи

15

Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами)

Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами

16

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями)

17

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами  предложения

18

Знаки препинания  в сложноподчинённом  предложении

19

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

20

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста

21

Функционально-смысловые типы речи

22

Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению

7.Критерии оценивания сочинения 15.2

1.Понимание смысла фрагмента текста

2.Наличие примеров-аргументов из текста

3.Смысловая цельность и композиционная стройность

  Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, за такую работу ставится неудовлетворительная оценка.

8.Критерии оценивания грамотности

1.Соблюдение орфографических норм

2.Соблюдение пунктуационных норм

3. Соблюдение грамматических норм

4. Соблюдение речевых норм

   Объём сочинения не менее 70 слов.

9. Перечень требований к уровню подготовки, проверяемому на контрольном тестировании по русскому языку в 9-х классах

Таблица 2

Код

требования

Умения, проверяемые на контрольной работе

Уровень стандарта среднего (полного)

образования по русскому языку

1

Различные виды анализа

1.1.

Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов

Базовый

Профильный

1.2.

Осуществлять речевой самоконтроль;

оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач

Базовый

Профильный

1.3.

Разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковых норм

Профильный

1.4.

Проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов

Базовый

Профильный

1.5.

Объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов

Профильный

2

Чтение

2.1.

Использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в

зависимости от коммуникативной задачи

Базовый

Профильный

2.2.

Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации

Базовый

Профильный

2.3.

Владеть основными приёмами информационной переработки письменного текста

Базовый

Профильный

В ячейке таблицы, описывающей содержание государственного образовательного стандарта профильного уровня, указываются только те элементы, которые не дублируются в стандартах основного общего образования и базового уровня среднего образования.

Примечание. В итоговой контрольной работе, выполняемой обучающимися, может проверяться только часть элементов содержания и умений, перечисленных в вышеприведенных таблицах.

Часть 2 вариант №2

(1) Нас осталось четверо. (2) Саша Алимов еще хромал, раненный в ногу. (3) Мы по очереди помогали ему идти. (4) Оно было бы ничего, если бы Валя Ермолаев не проваливался. (5) Он был такой грузный и большой, что кочки не держали его. (6) Путь наш лежал через болота, мы часто останавливались и тащили Ермолаева за ремень или протягивали ему жердины. (7) Измученные, мы потом лежали на кочках.

(8) – Это парадокс: ничего не жрет, а такая же туша, – злился Махотин. – Почему ты не худеешь?

(9) – Бросьте вы меня, – ныл Ермолаев. – Не могу я больше.

(10) – Надо было сказать это раньше, тогда б мы тебя не тащили.

(11) Лежать долго было нельзя, кружилась голова от дурманного запаха багульника и болотных трав. (12) Надо было подниматься и снова брести, опираясь на винтовки.

(13) Хорошо, что ночи стояли светлые. (14) Мы шли и ночью. (15) На четвертую ночь мы выбрались в сухой березняк, увидели огни и услышали голоса. (16) Голоса были женские. (17) Мы подошли ближе. (18) Сперва нам показалось, что это табор. (19) Стояли телеги, плакали ребятишки. (20) Говорили по-русски. (21) Это были погорельцы. (22) Бабы и старики. (23) Деревня сгорела, и они ушли в лес. (24) Спали в телегах. (25) Днем хоронились, а ночью рыли землянки, варили картошку.

(26) Когда мы вышли на свет костра, женщины испугались.

(27) Мы стали совсем страшные на этих болотах, волосы в тине, гимнастерки, штаны – бурые от ржавой воды. (28) Морды заросшие. (29) Только винтовки мы держали в порядке, мы обматывали их тряпками, поднимали их над головой, когда лезли в трясину.

(30) Мы сели погреться и сразу заснули. (31) Проснулся я в землянке, на овчине. (32) Это была не землянка, а какая-то нора. (33) Не сравнить с нашими фронтовыми землянками, сделанными саперами. (34) Низкая, без нар, стены земляные, пол земляной. (35) Вместо двери висели два половика. (36) Старуха и женщина лет тридцати сидели на полу и месили тесто в бадейках. (37) Женщина заметила, что я проснулся, и дала мне печеной картошки. (38) Я лежал, ел картошку, а она рассказывала про свое житье. (39) Вечером они собирались пойти на пожарище поискать листы железа. (40) Надо печки складывать. (41) Я спросил, зачем печки. (42) Она посмотрела на меня. (43) Они были очень похожи, видно мать и дочь. (44) К холодам надо готовиться. (45) Ночи холодные скоро пойдут, а там и дождить станет.

(46) – Что ж вы, в деревню не вернетесь?

(47) – Пепелище там, – сказала старуха.

(48) – Наша деревня-то у самого шоссе. (49) От немца там замучаешься, – сказала дочь.

(50) Был август сорок первого года.

2

Как характеризует отношения между героями информация, заключённая в предложениях 1 – 12?

1) Ермолаева никто не любил.

2) Это были верные товарищи.

3) В группе каждый был сам за себя.

4) Алимов мешал всем.

3

Из предложений 8 – 12 выпишите слова с непроверяемой безударной гласной А в корне.

4

Из предложений 30 – 45 выпишите слово, в котором правописание Н определяется правилом: «В отглагольном прилагательном, образованном от глагола несовершенного вида без приставки, пишется Н при отсутствии зависимых слов».

5

В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.

Он был такой грузный и большой,(1) что кочки не держали его. А путь наш лежал через болота,(2) и мы часто останавливались и тащили Ермолаева за ремень или протягивали ему жердины.  Измученные,(3) мы потом лежали на кочках.

6

Замените словосочетание ЛИСТЫ ЖЕЛЕЗА (предложение 16), построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

7

Выпишите грамматическую основу предложения 3.

8

Среди предложений 13 – 26 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

9

Среди предложений 1 – 12 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

10

Укажите количество грамматических основ в предложении 27.

11

Среди предложений 1 – 7 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

.

15.2

Напишите сочинение-рассуждение.

О чём говорит фраза «Был август сорок первого года»?

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование (избегайте чрезмерного цитирования).

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2 Вариант № 1

(1) Мало можно назвать людей, через чье детство не прошли бы великолепные сказки Корнея Чуковского – «Айболит», «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», «Федорино горе», «Крокодил». (2) В этих сказках нет ненужной усложненности. (3) Они просты, как глагол, и они поражают детское воображение. (4) Ведь в память ребенка всегда врезывается то, что в движении, в жесте, в поступке: как произошло, что сделал, что совершил?

(5) Слова и воздух этих сказок настолько чисты, настолько прозрачны, что дети мгновенно выучивают эти стихи наизусть и помнят их уже всю жизнь, а потом, становясь взрослыми, вновь возвращаются к ним, читая знакомые строки своим детям и внукам. (6) И эта вторая и третья встречи нисколько не кажутся наскучившим повторением пройденного – новые встречи приносят истинную радость и всегда волнуют, как прохладный ветерок детства…

(7) Я не знаю почему, но дети, болея, всегда просят читать вслух сказки Корнея Чуковского. (8) Я знаю это по своим детям и по детям многих знакомых. (9) Казалось бы, строки знаменитых «Мухи-Цокотухи» или «Айболита» наизусть выучены, казалось бы, детское воображение уже не тронет история незадачливой «Цокотухи» и славного доктора Айболита, однако давно известные слова сказок не теряют силу свежести, своего аромата, своей действенности. (10) И снова, как при первом чтении, блестят у детей глаза ожиданием, радостью, любопытством, вдруг затаилось дыхание, и смотришь – появилась улыбка, как будто совершилось открытие доброты, как будто теплое солнце осветило лицо. (11) Дети очень чутки к слову, они остро чувствуют, где их обманывают, где становятся перед ними на корточки, конфетно сюсюкая, подделываясь под доброго дядю, беззастенчиво фальшивя. (12) Так же как и у взрослых, в библиотеке детей есть книги зачитанные, затрепанные, а следовательно, и самые дорогие, и есть книги новенькие, с нестершимся золотым тиснением на переплетах, книги, раз только раскрытые и недолистанные до конца. (13)Такие, как сухой школьный формуляр об обязанностях, при одном взгляде на них навевают пыльную скуку, к таким не тянется рука с трепетом волнения, они не друзья...

(14) Сказки Корнея Чуковского счастливым эхом отдаются в душах детей, они будят те добрые и чистые человеческие чувства, без которых немыслима, просто не нужна детская литература. (15) И это редкий дар, потому что писать для взрослых несколько проще – здесь легче настроить волну чувств, легче мысленно ощутить ответную волну, здесь иногда читатель простит непростоту, лишнее слово, лишний абзац, простит во имя общего направления мысли.

(16) На детских книгах Чуковского воспиталось уже не одно поколение. (17) Видимо, это объясняется тем, что сюжет, строфы его сказок, образы их, даже ритм являются настолько органичными для детского восприятия, что трудно представить себе ребенка, который не запомнил бы на всю жизнь и не полюбил храброго комара, или бесстрашного Ваню Васильчикова, или милого доктора Айболита, готового всегда прийти на помощь.

(18) И вот сейчас, когда я думаю о сказках Чуковского, я вспоминаю военный госпиталь для тяжелораненых на станции Старая Рачейка, палату, залитую снежным зимним солнцем, и рыженького, с простреленной грудью паренька, который, сдерживая стон, тоскливо глядя на белую госпитальную дверь, спрашивал по утрам хрипло:

(19)– Братцы, когда ж мой Айболит придет? Где он?.. Братцы, кто-нибудь… позовите моего Айболита с уколом… (Ю. Бондарев)

2. Как характеризуют сказки К.Чуковского информация, заключённая в предложении 5?

  1. Эти сказки любят учить дети.
  2. Хороший стиль позволяет легко запоминать сказки детям.
  3. Дети любят ясность в сказках К.Чуковского.
  4. Сказки К.Чуковского мелодичны.

3. Из предложений 7—10 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

4. Из предложений 1—6 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В прилагательном, образованном при помощи суффикса –Н- от существительного, основа которого оканчивается на –Н-, пишется НН».

5. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Видимо(1) это объясняется тем(2) что сюжет, строфы его сказок, образы их(3) даже ритм являются настолько органичными для детского восприятия(4) что трудно представить себе ребёнка(5) который не запомнил бы на всю жизнь и не полюбил храброго комара(6) или бесстрашного Ваню Васильчикова(7) или милого доктора Айболита(8) готового всегда прийти на помощь.

6. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между однородными членами предложения.

     Сказки Корнея Чуковского счастливым эхом отдаются в душах детей(1) они будят те добрые и чистые человеческие чувства(2) без которых немыслима(3) просто не нужна детская литература.

7. Замените словосочетание ДЕТСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ (предложение 9), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управления. Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 16.

9. Среди предложений 11—13 найдите предложение, в котором  НЕТ однородных членов. Напищите  номер этого предложения.

10. Среди предложений 7—10 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 5.

15.2

Напишите сочинение-рассуждение.

Объясните, почему «сказки К.Чуковского счастливым эхом отдаются в душах детей, они будят те добрые и чистые человеческие чувства, без которых немыслима, просто не нужна детская литература?

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование (избегайте чрезмерного цитирования).

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответы к тесту

№ задания

Вариант 1

Вариант 2

2

2

2

3

блестят

Парадокс. Багульника

4

истинную

Печёной

5

1

2

6

3

Железные листы

7

Воображение детей

Мы помогали

8

Воспитывалось не одно поколение

15,22,25

9

13

12

10

7

3

11

2

6



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к итоговому контрольному тестированию по литературе 10 класс

Тест по литературе позволяет определить уровень знаний учащимися произведений, изученных в 10 классе по УМК под редакцией Меркина Г.С., Зинина С.А., Чалмаева В.А.

Работа содержит вопросы о жизни и творчестве писателей и поэтов, вопросы на знание текста, на знание героев изученных произведений, вопросы по теории литературы. К каждому вопросу даётся четыре варианта ответа, один из которых правильный. Представленные тесты можно использовать на заключительном уроке литературы.

Уровень сложности – базовый

Время выполнения - 45 минут

Цель: выявить уровень литературного развития учащихся, умение решать тестовые задания

Инструкция для учителя 

На выполнение работы отводится 1 урок (45 минут).  Записывается номер вопроса и номер ответа через черточку. 

Рекомендуемое соответствие оценки и числа выполненных заданий: 

 Критерии оценивания:

«5» - 90 – 100 % от общего количества вопросов (18-20 правильных ответов),

«4» - 70 – 89 % от общего количества вопросов(14-17 правильных ответов) ,

«3» - 50 – 69 % от общего количества вопросов(10-13 правильных ответов) ,

«2» - менее 50 % от общего количества вопросов( 9 и менее правильных ответов).

Инструкция для учеников

Перед вами итоговое тестирование по литературе за курс 10 класса. Оно состоит из тестовых заданий. Каждое тестовое задание содержит вопрос, на который даны четыре ответа. Только один из четырех ответов является правильным. Внимательно читайте вопрос и выбирайте правильный ответ на него. Номер этого ответа запишите  рядом с номером вопроса.

Список использованной литературы

  1. Амбушева Т.М. Литература. 10-11 классы: конспекты уроков (для работы по всем образовательным программам), - Волгоград: Учитель, 2015
  2. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 10 класс, - Москва «ВАКО», 20012
  3. Литература. 10 кл.: Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч./ Автор-сост. Г.С. Меркин. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2012
  4. Соловьева Ф.Е. Уроки литературы. 10 класс. Методическое пособие к учебнику Г.С. Меркина. М.: 2012 - 320 с.

Итоговый тест за курс 10 класс

Вариант 1

        1.К какому сословию принадлежит Илья Обломов?

А) купец, Б) дворянин, В) мещанин, Г) разночинец

        2. Любимой одеждой Обломова является…

А) пижама, Б) сюртук, В) халат, Г) фрак

        3.Кого из русских писателей называли «Колумбом Замоскворечья»?

А)И.С.Тургенев                                        В)Л.Н.Толстой

Б)А.Н.Островский                                        Г)Ф.М.Достоевский

        4.Героиню пьесы Островского «Гроза», Кабаниху, звали:

А)Анна Петровна                                        В)Катерина Львовна

Б)Марфа Игнатьевна                                Г)Анастасия Семеновна

        5.От какой болезни умирает Базаров?

А) оспа, Б) холера, В) тиф, Г) краснуха

6.Герой какого произведения при рождении был обещан Богу, «много раз погибал и не погиб»?

А)Л.Н.Толстой, «Война и мир», князь Андрей                В)И.С.Тургенев, «Отцы и дети», Базаров

Б)А.Н.Островский, «Гроза»,Катерина Кабанова                  Г)Н.С.Лесков, «Очарованный странник». Флягин

        7.В каком произведении русской литературы появляется герой-нигилист?

А)А.Н.Островский «Лес»                                В)Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

Б)И.С.Тургенев «Отцы и дети»                        Г)И.А.Гончаров «Обломов»

      8.Сколько было странников в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»?

А) 3, Б) 4, В) 6, Г) 7

        9.Кто из героев «Кому на Руси жить хорошо» был каторжником?

А) Савелий, Б) Ермила Гирин, В) Яким Нагой, Г) Гриша Добросклонов

        10.Кто из героев романа «Война и мир» предложил М.Кутузову план партизанской войны?

А)Долохов                                В)Болконский

Б)Денисов                                Г)Друбецкой

        11.Какому герою «Война и мир» принадлежит высказывание «Шахматы расставлены. Игра начнется завтра»?

А)князю Андрею                                В)Наполеону

Б)императору Александру 1                Г)М.И.Кутузову

        12.Какого героя романа «Преступление и наказание» Разумихин характеризует следующими словами: «Угрюм, мрачен, надменен и горд»?

А)Порфирия Петровича                        В)Раскольникова

Б)Зосимова                                        Г)Свидригайлова

        13.Укажите, кто из героев романа Толстого «Война и мир» проходит путь исканий.

А)Платон Каратаев                                В)Пьер Безухов

Б)Федор Долохов                                Г)Анатоль Курагин

        14.Кому из русских поэтов принадлежат слова «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»?

А)А.С.Пушкину                                В)Ф.И.Тютчеву

Б)Н.А.Некрасову                                Г)М.Ю.Лермонтову

        15. Кого из героев романа «Преступление и наказание» тревожат сновидения?

А)Лебезятников                                В)Лужин

Б)Соня                                        Г)Свидригайлов

        16.Назовите основную черту характера Сони Мармеладовой (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»)

А)жертвенность                                В)лицемерие

Б)легкомыслие                                Г)свободолюбие

        17. Теория Раскольникова (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание») – это

А)строгое научное обоснование разделения людей на разряды

Б)разделение людей на разряды в зависимости от их социальной принадлежности, образования

В)разделение людей на разряды: материал и собственно людей

        18.Укажите, кто из русских критиков назвал героиню драмы А.Н.Островского «Гроза» «лучом света в темном царстве».

А)В.Г.Белинский                                В)Н.Г.Чернышевский

Б)Н.А.Добролюбов                                Г)Д.И.Писарев

19. Иван Флягин (Н.С.Лесков «Очарованный странник») в своей жизни не был

А)нянькой грудного ребенка                В)солдатом

Б)садовником                                Г)артистом

        20. Укажите правильное название имения Кирсановых (И.С.Тургенев «Отцы и дети»)

А)Ягодное                                        В)Марьино

Б)Заманиловка                                Г)Отрадное

        

Итоговый тест за курс 10 класс

Вариант 2

                                                              

 1.Как зовут сына Ильи Обломова?

А) Захар, Б) Миша, В) Андрей, Г) Иван

2.Будущая специальность Базарова:

А) врач. Б) учитель, В) инженер, Г) военный

3.Укажите автора и название произведения, в котором дан психологический отчет одного преступления?

А)А.Н.Островский «Гроза»                                        В)Л.Н.Толстой «Живой труп»

Б)Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»        Г)Н.С.Лесков «Леди Макбет…»

        4.Назовите прозвище крестьянки (Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»)

А) губернаторша, Б) несчастливая, В) красавица, Г) невезучая

5.Назовите основные критерии оценки личности в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

А)гордость и самолюбие                        В)естественность и нравственность

Б)благородство и доброта                        Г)щедрость и мужество

        6.Кто из русских писателей был осужден на каторжные работы?

А) М.Е.Салтыков-Щедрин                        В) Ф.М.Достоевский

Б)А.И.Герцен                                        Г) Н.А.Некрасов

        7.Какой литературный тип изображен в образе Дикого (А.Н.Островский «Гроза»)?

А)тип «маленького человека»                В)самодур

Б)тип «лишнего человека»                        Г)романтический герой

        8.В произведениях какого автора основными художественными приемами являются гипербола, фантастика, гротеск?

А) И.А.Гончаров                                В) М.Е.Салтыков-Щедрин

Б) Н.А.Некрасов                                Г)А.П.Чехов

        9.Укажите, какую позицию занимает в романе –эпопее «Война и мир» автор.

А)участник происходящих событий

Б)человек, глубоко переживающий и комментирующий описываемые события

В)бесстрастный наблюдатель

Г)повествователь, прерывающий рассказ, чтобы поведать читателю о себе

        10.Укажите название полка, в котором служил Николай Ростов (Л.Н.Толстой «Война и мир»).

А)Преображенский                        В)Измайловский

Б)Павлоградский                        Г)Семеновский

        11.Назовите отчество Ивана Флягина (Лесков «Очарованный странник»)

А) Петрович, Б) Лукич, В) Спиридонович, Г) Северьянович

        12. Укажите, каков социальный статус Марфы Игнатьевны Кабановой (А.Н.Островский «Гроза»)

А)мещанка                                В)крестьянка

Б)дворянка                                Г)купчиха

        13. Какие просчеты совершил Раскольников (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание») во время убийства старухи?

А)забыл закрыть дверь квартиры                В)оставил шляпу на месте преступления

Б)забыл взять орудие преступления        Г)испачкался в крови

        14.Агафья Пшеницына – это героиня:

А)романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»                

Б)романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»        Г

В)романа И.А.Гончарова «Обломов»

Г)романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

        15.Кто является автором следующих строк «Умом Россию не понять, //Аршином общим не измерить://У ней особенная стать-//В Россию можно только верить»

А)А.С.Пушкин                                        В)Ф.И.Тютчев

Б)Н.А.Некрасов                                Г)А.А.Фет

        16.Кто из героев романа Ф.М.Достоевского задавался вопросом «Тварь ли я дрожащая или право имею»?

А)Соня Мармеладова                        В)Р.Раскольников

Б)Петр Лужин                                Г)Лебезятников

        17. Укажите, кому из русских поэтов принадлежит стихотворение «Я встретил вас – и все былое…»

А)Н.А.Некрасов                                В)Ф.И.Тютчев

Б)А.С.Пушкин                                        Г)А.А.Фет

        18.Назовите «счастливого» человека в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

А)Савелий                                        В)Матрена Корчагина

Б)Григорий Добросклонов                        Г)Ермил Гирин

        19. Переломный момент в жизни Ивана Флягина (Н.С.Лесков «Очарованный странник») наступает, когда

А)он осознает себя великим грешником и хочет искупить вину страданием

Б)он отказывается от веры и перестает молиться

В)по его вине погибает человек

        20.В романе «Война и мир» есть положительные герои, достигшие вершины нравственного и духовного развития. Один из них – Кутузов, другой – это

А)Пьер Безухов                                В)Андрей Болконский

Б)Платон Каратаев                                Г)Василий Денисов

        

Ответы к тесту

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

В.1

Б

В

Б

Б

В

Г

Б

Г

А

Б

В

В

В

Б

А

А

В

Б

Б

В

В.2

В

А

Б

А

В

В

В

В

Б

Б

Г

Г

Г

В

В

В

В

Б

А

В

«5»

18-20

85%-100%

«4»

14-17

70%-84%

«3»

10-13

50%-69%

«2»

Менее 10



Предварительный просмотр:

Итоговая контрольная работа по русскому языку 10-11 класс

Сочинение—рассуждение в форме ЕГЭ.

Пояснительная записка

В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над сочинением также является элементом развивающего обучения.

Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.

Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач.

Не случайно и в КИМ ЕГЭ по русскому языку в 11-м классе говорится, что задание 26 - небольшое сочинение-рассуждение — предназначено для проверки не только подготовленности выпускников по русскому языку, но и общей культуры. Кроме того, сочинение-рассуждение является и вариантом задания 26 на ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла.

Цели контрольной работы:

- гуманитарное развитие учащихся;

- развитие творческих способностей личности;

- овладение учащимися свободной письменной речью;

- подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку

Задачи контрольной работы:

- помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению задания 26 на ЕГЭ:

- совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;

- формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;

- совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;

- совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;

- формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.

Композиция сочинения-рассуждения:

  1. Авторская позиция. Способы выражения авторской позиции. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции
  2. Логические приёмы мышления. Типы аргументации в изложении собственной позиции.
  3. Заключительная часть сочинения.

Контрольная работа проверяет:

обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи.

Критерии проверки сочинения-расуждения:

- понимание и интерпретирование содержания исходного текста;

- формулировка проблемы, поставленной автором исходного текста, и комментирование её;

- определение позиции автора;

- высказывание своей точки зрения, убедительное её доказательство (приводить не менее двух аргументов, опираясь на жизненный или читательский опыт);

- умение излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно.

Работа имеет один вариант предложенного учащимся текста. Проверяется по критериям, выставляется две оценки как за сочинение-рассуждение.

Список рекомендуемой литературы

  1. Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. - Челябинск, «Взгляд», 2014
  2. Власенков А.И. Русский язык, 10-11кл. - М.: Просвещение, 2015
  3. Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 25. - М.: «Экзамен», 2016.
  4. Единый государственный экзамен. 20017: Русский язык. – М.: Просвещение, 20017.
  5. Сокольницкая Т.Н. Русский язык: сочинение-рассуждение (часть 25): ЕГЭ. Сдаём без проблем! – М.: Эксмо, 2016
  6. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. – М.: Интеллект-Центр, 2017

Критерии проверки и оценки выполнения

заданий с развёрнутым ответом

Критерии оценивания сочинения

Баллы

I

Содержание сочинения

 

К1

Формулировка проблем исходного текста

 

 

Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста.

Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет.

1

 

Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста.

0

К2

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

 

 

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием исходного текста, в комментариях нет.

2

 

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована,

НО

допущено не более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста.

1

 

Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована,

ИЛИ

допущено более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста,

ИЛИ

прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема,

ИЛИ

в качестве комментария дан простой пересказ текста или его фрагмента,

ИЛИ

в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста.

0

К3

Отражение позиции автора исходного текста

 

 

Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме.

Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет.

1

 

Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно,

ИЛИ

позиция автора исходного текста не сформулирована.

0

К4

Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме

 

 

Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привел не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы).

3

 

Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привел не менее 2 аргументов, опираясь на знания или жизненный опыт),

ИЛИ

провел только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы.

2

 

Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привел 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.

1

 

Экзаменуемый выразил свое мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привел аргументы, 
ИЛИ

мнение экзаменуемого лишь формально заявлено (например: «Я согласен / не согласен с автором»),

ИЛИ

вообще не отражено в работе.

0

II

Речевое оформление сочинения

 

К5

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

 

 

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

- в работе нет нарушений абзацного членения текста.

2

 

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

НО

допущена 1 логическая ошибка,

И/ИЛИ

в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.

1

 

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

НО

допущено более 1 логической ошибки,

И/ИЛИ

имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.

0

К6

Точность и выразительность речи

 

 

Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи.

2

 

Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли,

НО

прослеживается однообразие грамматического строя речи,

ИЛИ

работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи,

НО

есть нарушения точности выражения мысли.

1

 

Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.

0

III

Грамотность

 

К7

Соблюдение орфографических норм

 

 

орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)

2

 

допущена 1 ошибка

1

 

допущено более 1 ошибки

0

К8

Соблюдение пунктуационных норм

 

 

пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)

2

 

допущены 1-2 ошибки

1

 

допущено более 2 ошибок

0

К9

Соблюдение языковых норм

 

 

грамматических ошибок нет

2

 

допущены 1-2 ошибки

1

 

допущено более 2 ошибок

0

К10

Соблюдение речевых норм

 

 

допущено не более 1 речевой ошибки

2

 

допущены 2-3 ошибки

1

 

допущено более 3 ошибок

0

К11

Соблюдение этических норм

 

 

этические ошибки в работе отсутствуют

1

 

допущены этические ошибки (1 и более)

0

К12

Соблюдение фактологической точности в фоновом материале

 

 

фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют

1

 

допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале

0

 

 

 

 

Максимальное количество баллов за сочинение

23

При оценке грамотности (К7-К10) следует учитывать объем сочинения. Указанные в таблице нормативы оценки разработаны для сочинения объемом в 150-300 слов. (Если сочинение содержит частично или полностью переписанных экзаменуемым текст рецензии задания 37, то объем такой работы определяется без учета текста рецензии.)

Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается (оценивается нулем баллов), задание считается невыполненным.

При оценке сочинения объем от 70 до 150 слов число допустимых ошибок четырех видов (К7-К10) уменьшается. 1 балл по этим критериям ставится в следующих случаях:

К7 – орфографических ошибок нет (или допущена 1 негрубая ошибка);
К8 – пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка);
К9 – грамматических ошибок нет;

К10 – допущено не более 1 речевой ошибки.

Высший балл по критериям К7-К12 за работу объемом от 70 до 150 слов не ставится.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанных исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1-К12) оценивается нулем баллов.

Текст 7

(1)Для одних лес - это всего лишь деревья и дрова. (2)Если нет грибов или ягод - в лесу им скучно. (З)Для других лес- это мир, полный тайн, красоты, мир, где человека покидают болячки телесные, душевные, где по¬нятие «радость жизни» вдруг становится почти осязаемым.

(4)Люди по-разному выражают свои чувства ко всему, что мы называем природой. (5)У одних выражение этого чувства буднично-грубоватое: «Красотища-то!» (6)Другие в эти минуты боятся обронить слово. (7)И есть люди, душевный инструмент которых особо чутко воспринимает нахлынувшие чувства и исторгает их позже так, что дрогнут струны другой души. (8)В русской литературе, живописи и музыке можно назвать много имён творцов, обладавших этим великим даром: Чайковский, Левитан, Фет, Тютчев, Бунин. Есенин, Пришвин, Паустовский.

(9)Лев Толстой говорил: «Счастье - это быть с природой, видеть её, говорить с ней». (10)Если это так, то как же сделать человека счастливым, сознавая при этом, что в понимание счастья входит многое другое? (11)Чувство природы врождённое. (12)И есть оно у каждого человека. (13)Но чувство это спит. (14)Кто разбудит его в раннем детстве? (15)Сможет ли это сделать школьный учебник? (16)Вряд ли. (17)Но может это сделать умный, чуткий учитель. (18) Этим учителем неожиданно может стать кто угодно - отец, мать (у Горького - бабушка), сельский пастух, охотник, всякий, кто сам был кем-то разбужен. (19)Сильным толчком может стать хорошая, вовремя прочитанная книжка. (20)Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука подложила мне томик Сетон-Томпсона «Животные-герои». (21)Я считаю её своим «будильником».

(22)Благодарность за «пробуждение» я должен сказать и матери, с которой ходил за грибами, и отцу, с которым заготавливал дрова. (23)С благодарностью вспоминаю речку, на которой мы ребятишками пропадали с утра до ночи. (24)От других людей знаю, что для них «будильником» чувства природы были месяц, проведённый летом в деревне, прогулка в лес с человеком, который «на всё открыл глаза», первое путешествие с рюкзаком, с ночёвкой в лесу... (25)Нет нужды перечислять всё, что может разбудить в человеческом детстве интерес и благоговейное отношение к великому таинству жизни. (26)Конечно, нужны и учебники. (27)Вырастая, человек умом постигать должен, как сложно всё в живом мире переплетено, взаимосвязано, как этот мир прочен и вместе с тем уязвим, как всё в нашей жизни зависит от богатства земли, от здоровья живой природы. (28)Эта школа должна обязательно быть.

(29)И всё-таки в начале всего стоит Любовь. (30)Вовремя разбуженная, познание мира она делает интересным и увлекательным. (31)С нею человек обретает и некую точку опоры, важную точку отсчёта всех ценностей жизни. (32)Любовь ко всему, что зеленеет, дышит, издаёт звуки, сверкает красками,- и есть любовь, по мысли яснополянского мудреца, приближающая человека к счастью.

(По В. Пескову)

Сведения об авторе:

Песков Василий Михайлович (родился в 1930 г.) - писатель, журналист, автор документальных очерков (многие с авторскими фотоиллюстрациями), описывающих жизнь советских людей, живущих в разных уголках нашей Родины, а также русскую природу, лауреат Ленинской премии 1964 года.

Текст №7

Основные проблемы:

1. Пробуждение чувства природы у человека  (Кто может разбудить чувство природы? Что влияет на пробуждение чувства природы?)

2. Предназначение чувства природы (Зачем человеку чувство природы?)

3.Проблема выражения человеком своих чувств к природе  (Как люди выражают свои чувства к природе?)

Позиция автора по выделенным проблемам:

1. Чувство природы, в основе которого лежит любовь человека к жизни, врождённое, но его надо вовремя разбудить, и у каждого человека будет свой «будильник»: родители, хорошая книга, первый поход или что-то другое.

2. Чувство природы помогает человеку быть счастливым, с ним человек обретает важную точку отсчёта всех ценностей жизни.

3. Люди по-разному выражают свои чувства к природе: от скупых реплик до высокого полёта души, выраженного в произведениях искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный анализ текста. Работа с текстом И.Бунина.

Данные материалы должны послужить для расширении словарного запаса, воспитанния чувства любви к прекрасному и умение видеть это прекрасное в окружающем мире,  для закрепления навыков анализ текст...

урок-исследование "Комплексный анализ текста" (по тексту Ю.Бондарева "Звезда и Земля")

Разработка открытого урока по комплексному анализу текста Ю.Бондарева "Звезда и земля"....

Работа с текстом. Комплексный анализ текста. 9 класс.

Комплексный анализ текста предназначен для подготовки учащихся 9 класса ГИА по русскому языку. В него входит синтаксический материал части В9 - В14. Повторяются простое осложненное предложение, а так ...

Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)

Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость           Изучение русского...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

ЕГЭ по русскому языку. Задание 22. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.

Материал выполнен в виде презентации в формате PDF-файла. Рассматриваются различные варианты формулировок данного задания. Представлен алгоритм работы над ним, а также для практики разбираются пять те...