Урок №1 по теме "Лексика"
план-конспект урока по русскому языку (5, 6 класс) на тему
Урок разработан совместно с Коноваловой А.Ю. Автор Чернышова У.Н., редактирование презентации Коновалова А.Ю. Урок апробирован в 5-6 классах по УМК Г.Г.Граник и УМК Т.А.Ладыженской
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе.
Тема урока: «Лексика»
Тип урока: открытие новых знаний
Форма урока: урок-исследование
Модель обучения: базовая (5 класс – 6 часов в неделю).
Цель деятельности учителя: способствовать открытию знаний по теме «Лексика»:
- познакомить учащихся с определением понятий "лексика", "лексическое и грамматическое значения слова", познакомить с толковыми словарями.
- использовать сказки как средство формирования языковой грамотности учащихся в процессе учебной деятельности на уроках русского языка.
Задачи урока
Образовательные способствовать умению различать лексическое и грамматическое значения слова, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, формировать навыки комплексного анализа текста :
Развивающие:
- осуществление системно-деятельностного подхода;
- развитие внимания;
- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- развитие творческих, речевых способностей учащихся;
- формирование логических умений;
- развитие у развивать на основе сказки воображение и речь учащихся, развивать умение учащихся пользоваться толковым словарём, развивать навыки аргументировано и связно формулировать ответы мения формулировать проблему;
Воспитательные:
- воспитание интереса и уважения к родному языку;
- воспитание ценностного отношения к слову;
- развитие коммуникативных УУД:
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
- обобщение и систематизация знаний о лексике, изобразительно-выразительных средствах русского языка;
- работа с толковыми словарями разных авторов, в том числе обращение к электронным словарям и справочникам.
Метапредметные: (компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретённая компетентность): овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.
Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; воспитание интереса к предмету через разные виды работы.
Оборудование: тексты, словари, в том числе электронные (с закладками), инструкции, памятки, ключевые слова на карточках; учебник, мультимедийная презентация, текст сказки «Колобок»;
- Интерактивная доска, ПК;
- мультимедийный проектор;
Ход урока:
Эпиграфы: «Слово — исключительная способность человека выражать мысли и чувства свои, дар говорить...»
В. И. Даль
Начинает сказка сказываться.
(Слайд 3)
- Вступительное слово учителя:
(учитель читает стихотворение В. Шефнера)
Много слов на земле…. Есть дневные слова, -
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть ночные слова, о которых мы днём
Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.
Есть слова – словно раны, слова – словно суд,
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести...
- Беседа с классом
- Итак, ребята, как вы уже догадались, сегодня на уроке мы с вами будем говорить о словах.
Объявление темы и цели урока. (Слайд 1-2)
- Прочитаем эпиграфы нашего урока. (Слайд 3)
- Посмотрите на экран, что вы видите? (хлеб) (Слайд 3)
- Запишем в тетради пословицу. (Слайд 4)
«Хле… – всему г…лова»
- Вставим пропущенные буквы. Проверим.
Работа у доски
- Запишем транскрипцию и сделаем фонетический разбор слова ХЛЕБ.
[ХЛ΄Э́П]
- Как вы думаете, хлеб как продукт питания важен для человека? (ответы)
(Слайд 5)
- Послушаем стихотворение о Хлебе. (Читает подготовленный ученик)
Вот он - хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой;
Вот он – теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наше, сила,
В нем душевное тепло;
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
- Действительно, “Хлеб – дар божий”,- говорит русский народ о хлебе и с почтительностью относится к этому дару, который спасает от голода. И дар этот сопровождает человека на всем пути его исторического развития.
(Слайд 6)
- В каменном веке люди ели зерна в сыром виде, а затем научились растирать их между камнями и смешивать с водой. А умели ли эти люди говорить? (ответы)
- Верно, их речь только начинала развиваться. Вместе с новыми бытовыми навыками приходили и новые слова.
- Слова переходят к нам из века в век и некоторым уже тысячу лет.
- Слова связывают нас друг с другом. А как они это делают? (ответы)
- Верно, молодцы! Мы общаемся при помощи слов. А почему мы понимаем друг друга? Как связаны между собой слова? И что они образуют? (Слова связаны между собой по смыслу и образуют предложения)
- Правильно, каждое слово что-то значит, т.е. имеет ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ (Слайд 7)
- Вспомним, как еще связаны слова в предложении? (Грамматически)
- Верно. Слова в предложении связаны между собой не только по смыслу, но и грамматически. А что входит в это понятие? (Набор грамматических признаков)
- К грамматическому значению относится значение рода, числа, падежа, у глаголов – время, лицо и число.
- Посмотрите на доску. В каком случае будет предложение, а в каком – набор слов? (Слайд 8)
- Итак, можем ли мы сказать, что слово становится значимым и понятным в предложении? (утвердительные ответы)
- Остановимся конкретнее на ЛЕКСИЧЕСКОМ ЗНАЧЕНИИ.
- Лексические значения слов можно посмотреть в Толковых словарях. (Слайд 9)
- А составителем первого «Толкового словаря живого великорусского языка» был Владимир Иванович Даль (Слайд 10)
- Толковые словари - это справочные книги, в которых собраны значения всех известных нам слов. И книги эти постоянно растут, потому что наш язык пополняется все новыми и новыми словами. Все слова в них расположены по алфавиту.
- Работа со словарем
- Давайте найдем в Толковом словаре С.И. Ожегова значение слова ХЛЕБ.
Словарная статья (Слайд 11)
»хлеб - плоды, семена злаков, размалываемые в муку (в значении №2) Сеять х. Сдача хлеба государству. Х.- всему голова (посл.).
»хлеб - хлеб то же, что и пропитание. Зарабатывать себе на х. Х. насущный (то, что необходимо для пропитания, существования). Не хлебом единым жив человек (посл.). Быть на хлебах у кого-нибудь ([ устаревший, устаревшая форма ] и прост.).
» хлеб - хлеб такие злаки Урожай хлебов. Уборка хлебов комбайнами. Х. на корню.
» хлеб - хлеб средства к существованию, заработок. Эта работа - верный х.
» хлеб - хлеб такой продукт в виде крупного выпеченного изделия Круглый, высокий х. Ставить хлеба в печь.
» хлеб - хлеб пищевой продукт, выпекаемый из муки (в значении №2) Печеный х. Ржаной или черный х. Пшеничный или белый х. Ломоть хлеба. Кусок хлеба (также [в переносном значении ] : о пропитании, пище вообще).
- Посмотрите, сколько значений у этого слова! А как вы думаете, можно ли назвать хлебом вот этого персонажа? (Слайд 12)
- Он вам знаком? Кто это? (Колобок)
- А откуда пришел к нам этот Колобок?
- Молодцы! Он пришел нам из сказки «Колобок».
- Обратимся к эпиграфу (Слайд 13)
Начинает сказка сказываться.
- Ребята, как вы думаете, откуда эти слова? (из сказки). Что они нам обещают? Они погружают нас в удивительный мир волшебства! В сказку, в которой любимые герои отправляются в путь-дорогу, где им обязательно встретятся испытания. Поднимите руки, кто из вас НЕ любит сказки? Давайте вспомним, какие сказки мы знаем? (ответы)
Работа у доски:
- Молодцы! Поработаем у доски.
Морфемный разбор слова СКАЗЫВАТЬСЯ.
Работа со словарем
- Хорошо. А теперь давайте посмотрим, есть ли наш Колобок в словаре?
(Слайд 14)
КОЛОБО́К, -бка, м. Небольшой круглый хлебец. Пшеничный к.
- Итак, мы выяснили, что колобок – это небольшой круглый хлебец. А каким был наш сказочный Колобок? (маленьким и круглым)
- Ребята, как вы думаете, чем похожи слова КОЛОБОК, КОЛЕСО, КОЛБАСА, КОЛЕНО? (они все обозначают круглые предметы) (Слайд 15)
- Вы верно подметили. Все эти слова произошли от одного древнерусского слова КОЛО, что означало КРУГЛЫЙ. (Слайд 16)
- Работа с текстом сказки
- Ребята, давайте вспомним, что такое ТЕКСТ. Обратите внимание на доску.
(Слайд 17)
1. Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила. | 2. Состряпала колобок, изжарила в масле; взяла старуха крылышко; и на окошко студить положила; наскребла муки горсти две; по сусеку помела; замесила муку на сметане; по коробу поскребла. |
- Где здесь ТЕКСТ? (1)
- Верно. А почему вы так думаете? Что значит ТЕКСТ? (Ряд предложений, связанных по смыслу и расположенных в определенной последовательности; текст можно озаглавить)
- Хорошо. Какова тема текста, который перед вами? Или как мы озаглавим этот текст? (Приготовление колобка)
- Обратимся к сказке. Вспомним, как Колобок появился на свет?
Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две.
Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила.
Физминутка:
- Ребята, давайте повторим те движения, которые делала бабушка, когда стряпала Колобка.
- Молодцы, теперь вернемся к словам. Вы можете без словаря объяснить, что означает СУСЕК, КОРОБ? (Слайд 18)
- Да, в наше время мы затрудняемся объяснить значение этих слов. Как вы думаете, почему? (ответы)
- Верно. Молодцы! Потому что эти предметы исчезли из нашего обихода, а вместе с ними ушли и слова. Но об этом мы поговорим позже. А теперь найдем в словаре значение этих слов.
Толковый словарь Ожегова. (Слайд 18-20)
СУСЕК — СУСЕК, а, муж. ( обл.). То же, что закром (в 1 знач.). Зерно, мука в сусеках.
ЗАКРОМ — а; мн. закрома, ов; м. 1. Отгороженное место в амбаре, куда ссыпают зерно, муку и т.п.
КО́РОБ, -а, мн. -а, -ов, муж. Лубяное или берестяное изделие для укладки, носки чего-н.
- Хорошо, мы выяснили происхождение Колобка. А что же с ним случилось потом?
(Дети вспоминают и пересказывают вкратце сюжет сказки: сказка о том, как баба по просьбе деда испекла Колобок и "положила на окошко студиться". А Колобок прыгнул с окошка и покатился по дорожке. Пока он катился, встречал различных зверей (медведя, зайца, волка). Все звери хотели съесть Колобок, но он пел им песенку и звери его отпускали. Лисице Колобок тоже спел песенку, но она притворилась глухой и попросила Колобка сесть ей "на носок, да пропеть ещё разок". Колобок сел лисе на нос, та его и съела.)
- Молодцы! Вы очень хорошо знаете эту сказку. А можно рассказать все то же, но немного по-другому. Послушайте. Читает учитель:
В сказке колобок создаётся стариком и старухой путем метения по амбарам и поскребания по сусекам как сферической формы хлеб, который внезапно оживает и убегает из дома. Сюжет сказки представляет собой цепочку однородных эпизодов, изображающих встречи с различными говорящими животными (представителями фауны), намеревающимися его съесть, однако колобок уходит от всех, кроме лисы. С каждым зверем колобок вступает в дискуссию, в которой он путём не очень обоснованной логической индукции аргументирует свой уход: «Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл, и от тебя, медведь (волк, заяц), уйду». Лиса с помощью обмана, притворившись частично лишённой слуха, ловит Колобка на тщеславии и, воспользовавшись его добротой (выраженной в готовности повторить песенку поближе к уху и рту лисы), съедает.
- Чем отличается мой рассказ от вашего? (Отличается стилем)
- Молодцы, вспомним стили речи. (Научный, разговорный и художественный стили)
- Хорошо, к какому стилю речи относится ваш рассказ? (К разговорному)
- Мой рассказ? (Ближе к научному)
- А каким же стилем написан текст самой сказки? (Художественным)
- Какие признаки художественного текста мы видим в сказке «Колобок»? Поработаем с текстом. (Тропы: олицетворение, метафора; повторы и т.д. с примерами из текста сказки)
- Верно! Вспоминая признаки текста, можем ли мы назвать сказку «Колобок» текстом? Связаны ли в ней слова по смыслу и грамматически? (ответы)
- Какова же основная мысль этой сказки как текста? (Тема хвастовства и т.д.)
- В чем был неправ Колобок? (ответы)
- Верно, Колобок слишком много хвалился и много болтал, за это и пострадал. Вспомним песенку, которую пел Колобок:
(Слайд 21) Я Колобок, Колобок,
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон
Да в масле пряжон,
На окошке стужон.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
От тебя, ……., подавно уйду!
- Какие пословицы вы подобрали бы к этой сказке?
(работа вместе с учителем:
"Говори меньше, думай больше"
"Легко хвалится, легко и свалится".
"С умом задумано, да без ума сделано"
"Удерживай слово, когда оно навредить может" и др.
- Работа по вариантам
- Найдем в учебнике на стр. 127 (учебник 2001 года) какое еще значение имеют слова? (Грамматическое)
- Частично мы это уже затронули. Что же такое грамматическое значение слова? (К грамматическому значению слова относится значение рода, числа, падежа, у глаголов – время, лицо и число)
- Для чего служит грамматическое значение слов? (Для связи слов в предложении)
- Итак, мы с вами выяснили, что слова имеют лексическое и грамматическое значение. Перед вами пословица:
I II
ХОТЬ ХЛЕБА НЕТ, ДА ЛАСКОВОЕ СЛОВО БЫЛО БЫ.
- Можно сказать, что это предложение? (Можно)
- Почему это предложение? (Между словами есть грамматическая связь)
- Давайте, определим грамматическое значение выделенных слов (работа по вариантам)
(Слайд 22) ХЛЕБА – м.р., ед.ч., Р.п.
СЛОВО – ср.р., ед.ч., И.п.
- Итоги урока. (Слайд 23)
- Итак, ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
- Мы с вами говорили о лексическом и грамматическом значении слов. Давайте, еще раз скажем, для чего нужны нам слова? Что значит объяснить лексическое значение слова? Что относится к значению грамматическому? (ответы)
- А почему же сказка живет вместе с народом и передается из поколения в поколение?(Слайд 24) - Наверное, потому что это русское слово, которое отражает нашу культуру, доносит ее до наших потомков.
- Вы сегодня хорошо работали. (Выставление оценок)
- Домашнее задание (Слайд 25)
– Прочитать § «Слово и его лексическое значение», выполнить упражнение 328 (заполнить кроссворд)
- Рефлексия.
- Для того чтобы оценить нашу с вами работу, заполните анкету, которая перед вами на партах. Подчеркните ответ, соответствующий вашему настроению:
1.На уроке я работал | хорошо | плохо |
2.Своей работой на уроке я | доволен | не доволен |
3.Урок для меня показался | коротким | длинным |
4.За урок я | не устал | устал |
5.Мое настроение | стало лучше | стало хуже |
6.Материал урока мне был | понятен | не понятен |
7.Домашнее задание мне кажется | легким | трудным |
- www.douchit.ru/1-cdbhiea.php4
- www.litera.ru/stixiya/authors…mnogo-slov-na.html
- http://www.x-vim.info/s_3e9f18c.html
- http://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/236730
- www.glinskie.ru/common/mpublic.php…
- hyaenidae.narod.ru
- http://festival.1september.ru/articles/210144/
- http://almaty-lit.ucoz.ru/publ/33-1-0-310
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: Познакомиться с определением понятий "лексика", "лексическое и грамматическое значения слова", познакомиться с толковыми словарями. Использовать сказки как средство формирования языковой грамотности в процессе учебной деятельности на уроках русского языка.
Эпиграфы урока «Слово — исключительная способность человека выражать мысли и чувства свои, дар говорить...» В. И. Даль Начинает сказка сказываться.
«Хле_ – всему г_лова» б о
каждое слово имеет ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Где предложение? 1. Жить-быть старик со старуха. 2. Жили-были старик со старухой.
Лексические значения слов можно посмотреть в Толковых словарях
В.И. Даль составитель первого « Толкового словаря живого великорусского языка»
ХЛЕБ хлеб - плоды, семена злаков, размалываемые в муку (в значении №2) Сеять х. Сдача хлеба государству. Х.- всему голова (посл.). хлеб - хлеб тоже, что и пропитание. Зарабатывать себе на х. Х. насущный (то, что необходимо для пропитания, существования). Не хлебом единым жив человек (посл.). Быть на хлебах у кого-нибудь ([ устаревший, устаревшая форма ] и прост.). хлеб - хлеб такие злаки Урожай хлебов. Уборка хлебов комбайнами. Х. на корню. хлеб - хлеб средства к существованию, заработок Эта работа - верный х. хлеб - хлеб такой продукт в виде крупного выпеченного изделия Круглый, высокий х. Ставить хлеба в печь. хлеб - хлеб пищевой продукт, выпекаемый из муки (в значении №2) Печеный х. Ржаной или черный х. Пшеничный или белый х. Ломоть хлеба. Кусок хлеба (также [ в переносном значении ] : о пропитании, пище вообще).
Кто это? КОЛОБОК!
Начинает сказка сказываться.
КОЛОБОК КОЛОБО́К , -бка, м. Небольшой круглый хлебец. Пшеничный к.
Чем похожи слова: КОЛБАСА КОЛОБОК КОЛЕНО КОЛЕСО
КОЛ ОБОК КОЛ БАСА КОЛ ЕСО КОЛ ЕНО От др.рус. слова КОЛО , т.е. КРУГЛЫЙ .
Где ТЕКСТ? 1. Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила. 2. Состряпала колобок, изжарила в масле; взяла старуха крылышко; и на окошко студить положила; наскребла муки горсти две; по сусеку помела; замесила муку на сметане; по коробу поскребла.
Что означает СУСЕК , КОРОБ ? СУСЕК — СУСЕК, а, муж. ( обл.). То же, что закром (в 1 знач.). Зерно, мука в сусеках. ЗАКРОМ — а; мн. закрома, ов; м. 1. Отгороженное место в амбаре, куда ссыпают зерно, муку и т.п. КО́РОБ , -а, мн. -а, -ов, муж. Лубяное или берестяное изделие для укладки, носки чего-н.
СУСЕК
КОРОБ
Песенка Колобка Я Колобок, Колобок, Я по коробу скребен, По сусеку метен, На сметане мешон Да в масле пряжон, На окошке стужон. Я от дедушки ушел, Я от бабушки ушел, От тебя, ……., подавно уйду!
Определите грамматическое значение слов: I Х ОТЬ ХЛЕБА НЕТ, ДА ЛАСКОВОЕ II СЛОВО БЫЛО БЫ. ХЛЕБА – м.р., ед.ч., Р.п. СЛОВО – ср.р., ед.ч., И.п .
ИТОГИ УРОКА Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Для чего нужны нам слова? Что значит объяснить лексическое значение слова? Что относится к значению грамматическому?
Так почему же сказка живет вместе с народом и передается из поколения в поколение?
Домашнее задание Прочитать § «Слово и его лексическое значение» Выполнить упражнение 328 (заполнить кроссворд)
Изображения взяты с сайтов: http://www.myminsk.com/shop/books/?cat=502&lng=eng http://www.biblion.ru/product/535769/ http://elitpodarok.com.ua http://slovari.donpac.ru/lang/ru/portrets/dvi/index.html http://lib.rus.ec/b/201525 http://samjang.livejournal.com/57463.html http://seminarzkr.narod.ru/kalendar/pages/01_mir/pr_04_02.html http://www.serpukhov-tut.ru/topic/1499 http://recept.deport.ru/vipehka_63/ http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/ http://www.liveinternet.ru/photo/smallwitch/post916389/ http://www.zavtra.com.ua/news/health/66426/ http://allday.ru/index.php?newsid=44032 http://eruditonline.ru/1469-umnaya-skazka-kolobok/ http://prima-kloun-ua.narod2.ru/kazki_dlya_malenkih/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
- Мне нравится (1)