Тренировочные тесты для итогового собеседования по русскому языку. ОГЭ 9 класс
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Гаврилова Валентина Николаевна

 

 

Тренировочные тесты для проведения итогового собеседования (из книги И.П.Цыбулько. 2018г.)

  1. о Елизавете Петровне Глинке — враче, общественном деятеле, правозащитнике

  1. о Николае Михайловиче Пржевальском (1839—1888), знаменитом русском путешественнике и натуралисте.
  2. о знаменитом русском полководце Дмитрии Михайловиче Пожарском (1578-1642).
  3. о знаменитой русской учёной Софье Васильевне Ковалевской (1850—1891).
  4. об известном русском коллекционере, меценате Павле Михайловиче Третьякове (1832-1898).
  5. об известном русском  композиторе Александре Александровиче Алябьеве (1787—1851).
  6. о легендарном русском лётчике Валерии Павловиче Чкалове (1904-1938).
  7. о знаменитом русском учёном Иване Петровиче Кулибине (1735-1818).
  8. о знаменитом русском художнике-живописце, архитекторе Викторе Михайловиче Васнецове (1848-1926).

 

 

Из сборника «ОГЭ. Русский язык. Устное собеседование». Типовые варианты. 20 вариантов. Под ред. И.П.Цыбулько. – М.: «Издательство «Национальное образование», 2018.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsybulko_i._p._9variantov.docx44.68 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЕ 1. Чтение текста. Выразительно прочитайте вслух текст

          Елизавету Петровну Глинку — врача, общественного деятеля, правозащитника — гораздо чаще называли просто Доктор Лиза. Свою жизнь она посвятила спасению других. Елизавета Глинка основала благотворительный фонд, оказывающий паллиативную помощь, то есть помощь безнадёжно больным.

         В 2014 году её фонд активно участвовал в гуманитарной миссии на востоке Украины. Доктор Лиза вывезла с территории военных действий более 100 ребятишек, определила их на лечение в российские больницы.

         Медицинскую помощь гражданскому населению Елизавета Глинка организовывала и в Сирии. Доктор Лиза трагически погибла при крушении самолёта, когда везла в эту страну очередную партию медикаментов. Фонд Елизаветы Петровны и по сей день продолжает начатое ею дело: раздаёт бесплатное питание бездомным и устраивает для них пункты обогрева, предоставляет малоимущим медицинское обслуживание, проводит акции, направленные на сбор средств для пострадавших от природных катаклизмов.

         Доктор Лиза для многих стала ангелом милосердия. Её благотворительная и общественная деятельность отмечена рядом премий. Елизавета Глинка посмертно награждена медалью «За чистоту помыслов и благородство дел» с формулировкой «За бесценный вклад в торжество Добра и Мира на земле».

ЗАДАНИЕ 2. Пересказ текста.

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Доктора Лизы:  «Мы уверены в том, что добро, сострадание и милосердие работают сильнее любого оружия». Подумайте, где лучше использовать слова Доктора Лизы в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.

ЗАДАНИЕ 3. Монологическое высказывание. Выберите одну из предложенных тем беседы.

  1. Опишите фото. Современный город. (На основе описания фотографии.)
  2. Интересный урок в школе. (Повествование на основе жизненного опыта.)
  3. Что делает человека известным? (Рассуждение по поставленному вопросу.)

Тема1. Фото

Не забудьте описать • архитектуру города; * занятия людей; • атмосферу города, которую передаёт эта фотография; * настроение, которое вызывает у Вас эта фотография.

Тема 2. Расскажите об интересном уроке в школе, который запомнился Вам больше всего. Не забудьте рассказать, • по какому предмету был урок; • как он проходил; • каково было Ваше участие; • что у Вас вызвало наибольший интерес.

Тема 3. Дайте развёрнутый ответ на вопрос: «Что делает человека известным?» Не забудьте дать ответы на вопросы: • Что значит быть известным? • Какой бывает известность? • Какие поступки или качества характера Вы цените в известных людях? « Нужно ли стремиться к известности?

ЗАДАНИЕ 4.  Диалог

1. Почему в современном мире растёт число больших городов? Где, по Вашему мнению, жить лучше — в большом городе или за городом?  Какие проблемы возникают у человека, живущего в большом городе?

2. Могут ли ученики сами составлять себе учебный план? Какой должна быть роль учителя на современном уроке? Школа должна дать ученику знания или научить самостоятельно их добывать?

3. Как Вы относитесь к людям, которые своей жизни делают славу смыслом? Всегда ли слава приносит человеку счастье? Кто из известных людей заслуживает Вашего уважения или восхищения? Почему?

Вариант3

Задание 1.  Чтение текста. Выразительно прочитайте вслух текст о Николае Михайловиче Пржевальском (1839—1888), знаменитом русском путешественнике и натуралисте.

         Николай Михайлович Пржевальский — известный русский путешественник, географ и натуралист. Деятельность Николая Михайловича во многом способствовала заполнению пробелов в географических знаниях его современников. Так, в конце XIX века европейцам практически ничего не было известно о Центральной Азии, о том, какие народы населяют её обширные пространства, какие растения можно встретить на этой территории и какие животные здесь обитают.

         Под руководством учёного было проведено несколько экспедиций. Целью одной из них стало изучение Уссурийского края, марш руты четырёх других проходили по Центральной Азии. Николай Михайлович открыл в этом регионе ряд хребтов, котловин и озёр, впервые описал многих представителей местной флоры и фауны, в том числе тибетского медведя, дикого верблюда, дикую лошадь, которая впоследствии стала называться лошадью Пржевальского. Путешественник собрал обширные, имеющие большую научную ценность коллекции минералов, растений и животных.

        В истории человечества Пржевальский известен как один из величайших путешественников. Он посвятил экспедициям десять с лишним лет своей жизни, а общая протяжённость пройденных за это время маршрутов составляет более 30 000 километров, что почти равно длине экватора Земли!

Задание 2. Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Н. М. Пржевальского: «А ещё мир прекрасен потому, что можно путешествовать». Подумайте, где лучше использовать слова Н. М. Пржевальского в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.

Задание 3. Монологическое высказывание. Выберите одну из предложенных тем беседы. Первоклассница. (На основе описания фотографии.) Встреча с интересным человеком. (Повествование на основе жизненного опыта.) ТЕМА 3 Возможна ли дружба в Интернете? (Рассуждение по поставленному вопросу.)

  1. Опишите фото. Не забудьте описать: • внешний вид школьницы, изображённой на фотографии; • пейзаж, изображённый на фотографии; • настроение первоклассницы; • чувства, которые вызывает у Вас эта фотография.
  2. Расскажите о встрече с интересным человеком. Не забудьте рассказать, • где произошла эта встреча; • как вы познакомились; • чем занимается этот человек в жизни; • чем этот человек заинтересовал Вас.
  3.  Дайте развёрнутый ответ на вопрос: «Возможна ли дружба в Интернете?» Не забудьте дать ответы на вопросы: • Что такое дружба? • Почему в последнее время люди часто завязывают дружеские отношения в Интернете? • Могут ли люди, познакомившиеся в Интернете, сохранить свои отношения в реальной жизни? • Какие качества Вы цените в друге больше всего?

Задание 4. Диалог

1.  Чего ждут дети от встречи со школой? В В каком случае маленькому ученику хочется идти в школу?  Почему детям иногда трудно начинать учиться?

2. Какими качествами должны обладать интересные люди?  

Каждого ли человека можно назвать интересным? Почему?

Какой жизненный опыт дают нам встречи с интересными людьми?

3. Можно ли узнать истинный характер человека, общаясь только в Интернете?

 Знакомитесь ли Вы с людьми в Интернете?

 Можно ли считать близким человеком того, с кем никогда не встречался в реальной жизни?  

 Дружба в Интернете: какие плюсы и минусы есть в этих отношениях?

ВАРИАНТ 4

  1. Чтение текста. Выразительно прочитайте вслух текст о знаменитом русском полководце Дмитрии Михайловиче Пожарском (1578-1642).

        Князь Дмитрий Михайлович Пожарский — полководец, вместе со своим соратником Кузьмой Мининым руководивший освободительной борьбой русского народа против польской и шведской интервенции в начале XVII века.

       Этот период недаром получил выразительное название — Смутное врем я, или Смута. Власть в России узурпировали польские захватчики. Народ не желал подчиняться иноземцам. Так возникло патриотическое ополчение. Нижегородский купец Кузьма Минин организовал людей, а возглавить ополчение пригласили Дмитрия Пожарского — человека честного и храброго. По дороге в столицу к войску присоединилось огромное число крестьян и горожан — война стала народной. Со своей армией Пожарский вошёл в Москву и окружил Кремль, где обосновались польские интервенты, которых поддерживали военные силы численностью около 15 000 человек. Битва была трудной, русское войско то отступало, то вновь шло в наступление и в итоге вынудило поляков сдаться. 24 августа 1612 года народное ополчение освободило Москву от захватчиков.

      Князь Пожарский продолжал служить Родине: защищал страну от врагов, занимал важные государственные посты.

      В Москве, на Красной площади, воздвигнут памятник доблестным защитникам Отечества — князю Дмитрию Пожарскому и Кузьме Минину.

Задание 2. Пересказ текста. Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова историка Александра Фёдоровича Малиновского: «Князь Пожарский служит примером геройства, правоты и бескорыстной любви к Отечеству». Подумайте, где лучше использовать слова А. Ф. Малиновского в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.

Задание 3. Монологическое высказывание. Выберите одну из предложенных тем беседы.

 ТЕМА 1 Поход.  (На основе описания фотографии.)

ТЕМА 2 Интересная профессия. (Повествование на основе жизненного опыта.)

 ТЕМА 3 Зависит ли жизненный успех человека от внешности? (Рассуждение по поставленному вопросу.)

ЗАДАНИЕ3.

1.Опишите фото.

Не забудьте описать • участников похода, их одежду, жильё; • место, время года, изображённые на фотографии; • занятие ребят; • настроение участников похода.

  1. Расскажите об интересной профессии. Не забудьте рассказать, • чем заняты люди этой профессии; • как давно профессия появилась в обществе; • какие знания и умения необходимы для этой профессии; • хотели бы Вы получить эту профессию.
  2. Дайте развёрнутый ответ на вопрос: «Зависит ли жизненный успех человека от внешности?» Не забудьте дать ответы на вопросы: • Есть ли однозначное определение красивой внешности? • Что помогает выглядеть привлекательно (спорт, одежда, косметика)? • Влияет ли внешность человека на его профессиональные достижения? • Что важнее для успеха: внешность или характер?

ЗАДАНИЕ 4.

  1. Какие качества характера вырабатываются в походе? Как поход влияет на взаимоотношения в коллективе? Что самое трудное, а что самое интересное в походе?
  2. Какие качества характера необходимы для этой профессии? Какие профессии наиболее востребованы в современном обществе? Почему? Q Согласны ли Вы с утверждением: «Чтобы быть хорошим специалистом, надо постоянно учиться, овладевать новыми умениями»?
  3. Влияет ли общая культура человека на его внешний образ? Зависит ли внешность от настроения? Можно ли изменить свою внешность? С какой целью?

Вариант 5

Выразительно прочитайте вслух текст о знаменитой русской учёной Софье Васильевне Ковалевской (1850—1891).

         Софья Ковалевская — личность уникальная: первая в мире ж енщ ина — профессор математики, первая женщина-профессор в России.

        В XIX веке в России женщинам не разрешали учиться в университетах, поэтому Софья Ковалевская, с детства увлечённая математикой, приняла решение отправиться учиться в Европу. Но родители девушки не давали согласия на эту «причуду». Её мечта смогла исполниться только тогда, когда она вышла замуж: муж дал разрешение на учёбу в  Германии.  Софья Ковалевская уехала в Германию и в 24 года стала доктором философии, в 34 профессором. За научные открытия Ковалевскую стали называть принцессой математики. Главное научное достижение Софьи Ковалевской решение задачи о вращении твёрдого тела вокруг неподвижной точки. За эту работу Парижская академия присудила учёной премию, равную 5000 франков.

         Софья Васильевна небезразлично относилась ко всему, что окружало её. Она была наблюдательным и вдумчивым человеком, обладала большой способностью к художественному творчеству. Она написала целый ряд литературных произведений, в том числе повесть «Нигилистка» и «Воспоминания детства». Однако главным в её жизни было то, что она открыла женщинам дорогу в точные науки.

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова С. В. Ковалевской: «Боритесь же за счастье быть самостоятельными, за право жить, работать и творить ради высшего идеала». Подумайте, где лучше использовать слова С. В. Ковалевской в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.

ЗАДАНИЕ 3. Монологическое высказывание. аавжжмямя»! Выберите одну из предложенных тем беседы. Рок-концерт. (На основе описания фотографии.) Мой лучший друг. (Повествование на основе жизненного опыта.) Всегда ли нужно говорить правду? (Рассуждение по поставленному вопросу.)

Тема1. Опишите фотографию.

Не забудьте описать • ситуацию, изображённую на фотографии; • зрителей, пришедших на концерт; • настроение присутствующих; • общую атмосферу происходящего.

Тема2. Расскажите о своём лучшем друге. Не забудьте рассказать, * кто Ваш лучший друг; * как давно Вы познакомились; * как проводите время вместе; * что для Вас значит эта дружба.

Тема3. Дайте развёрнутый ответ на вопрос: It «Всегда ли нужно говорить правду?» Не забудьте дать ответы на вопросы: * Когда нужно говорить правду? • Есть ли ситуации, когда правду лучше скрыть? * Может ли правда обидеть человека? • Всегда ли легко принимать правду?

Задание 4. Диалог

  1. Почему люди любят ходить на рок-концерты? fH Как чувствуют себя зрители на этих концертах? Что, по Вашему мнению, объединяет людей на таких концертах?
  2. Чем отличается друг от приятеля? Q Какие качества Вы цените в дружбе больше всего? Q Согласны ли Вы с утверждением, что дружба — это сложная работа над собой?
  3. Как взаимосвязаны тактичность и необходимость сказать правду? 0 Всегда ли люди, которые говорят правду другому, умеют принимать её сами? ц Умение признавать свои ошибки — черта сильного или слабого человека? Почему?

ВАРИАНТ 6

ЗАДАНИЕ 1. Выразительно прочитайте вслух текст об известном русском коллекционере, меценате Павле Михайловиче Третьякове (1832-1898).

           

              В XIX веке многие известны е люди коллекционировали произведения искусства. Однако по большей части это было данью моде, собирательством ради собирательства. Павел Михайлович Третьяков изначально видел свою задачу в создании национальной галереи полотен, принадлежащих к русской живописной школе.

             Третьяков не имел специального образования в области искусства, но обладал феноменальной способностью распознать талант художника. Павел Михайлович приобретал у живописцев наиболее значимые работы. Художники отвечали коллекционеру признательностью и дружбой, предоставляли ему право первому увидеть и купить только что законченные картины.

              Долгое время Третьяков хранил коллекцию в своём доме. После того как галерея разместилась в специально построенном для неё здании, она стала общедоступной, то есть открытой для бесплатного посещения всем желающим, без различия рода и звания. Эта экспозиция быстро приобрела популярность и вошла в число не только главных московских достопримечательностей, но и крупнейших музеев России того времени.

                В августе 1892 Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар Москве. В собрании к этому времени насчитывалось около 2000 произведений искусства. Передав галерею родному городу, Третьяков сделал её достоянием всей России.

ЗАДАНИЕ 2. Пересказ текста.

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова известного художника Михаила Васильевича Нестерова: «Не появись в своё время Третъяков, не начни воедино собирать Русское Искусство, судьба его была бы иная: мы не знали бы всех тех больших и малых картин, кои сейчас украшают знаменитую галерею». Подумайте, где лучше использовать слова М. В. Нестерова в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.

ЗАДАНИЕ 3. Монологическое высказывание. Выберите одну из предложенных тем беседы.

ТЕМА 1  Школьная библиотека. (На основе описания фотографии.)

ТЕМА 2 Как я помогал(-а) родителям. (Повествование на основе жизненного опыта.)

ТЕМА 3 Может ли кино заменить театр? (Рассуждение по поставленному вопросу.)

  1. Опишите фото. Не забудьте описать

• мероприятие, которое, по Вашему мнению, проходит в библиотеке,

• интерьер помещения;       • занятие школьников;              • настроение ребят.

  1. Расскажите, как Вы помогали родителям. Не забудьте рассказать,

• кому Вы помогали (маме, папе, бабушке, дедушке);

• просили ли Вас о помощи;            • что Вы делали;              • какое настроение у Вас было.

  1. Дайте развёрнутый ответ на вопрос: «Может ли кино заменить театр?» Не забудьте дать ответы на вопросы:

• Что даёт людям театр?         • Нужен ли театр современному обществу?

• Почему люди чаще ходят в кино, чем в театр?

• Какие особенности есть у кино (у театра) как особого вида искусства?

ЗАДАНИЕ 4.

1 тема.  Какие положительные и отрицательные стороны есть в работе в библиотеке по сравнению с домашней обстановкой?  

Какой должна быть современная библиотека?

 Посещаете ли Вы библиотеку? С какой целью? (Планируете ли Вы посещать библиотеку?)

2 тема.  Нужно ли разделять обязанности по дому или необходимо во всём друг другу помогать?

 Стоит ли разделять домашние обязанности на мужские и женские?  Нужно ли ждать награды за помощь?

3 тема. Часто ли Вы посещаете театр? Какой спектакль запомнился больше всего? Почему? Что для Вас важнее в фильме: сюжет, игра актёров или спецэффекты? Нужно ли в театре придерживаться определённого стиля одежды? Почему?

  1. о Елизавете Петровне Глинка — враче, общественном деятеле, правозащитнике
  2. о Николае Михайловиче Пржевальском (1839—1888), знаменитом русском путешественнике и натуралисте.
  3. о знаменитом русском полководце Дмитрии Михайловиче Пожарском (1578-1642).
  4. о знаменитой русской учёной Софье Васильевне Ковалевской (1850—1891).
  5. об известном русском коллекционере, меценате Павле Михайловиче Третьякове (1832-1898).
  6. об известном русском  композиторе Александре Александровиче Алябьеве (1787—1851).
  7. о легендарном русском  лётчике Валерии Павловиче Чкалове (1904-1938).
  8. о знаменитом русском учёном Иване Петровиче Кулибине (1735-1818).
  9. о знаменитом русском художнике-живописце, архитекторе Викторе Михайловиче Васнецове (1848-1926).

Вариант 8

ЗАДАНИЕ 1. Выразительно прочитайте вслух текст об известном русском  композиторе Александре Александровиче Алябьеве (1787—1851).

 

       Александр Александрович Алябьев — родоначальник русского романса. Творчество этого замечательного музыканта во многом предвосхитило будущие достижения русской композиторской школы. Свои первые произведения он написал, находясь на службе в русской армии, в которую вступил добровольцем после начала Отечественной войны 1812 года. Художественное наследие Алябьева насчитывает около 200 романсов и песен, 6 опер и множество других произведений.

       Музыка композитора была очень популярна у современников. Его оперы и балет шли на сцене Большого театра, романсы пели и в Петербурге, и в Москве, и в самых отдалённых городах.

       Алябьев создавал красивые и задушевные мелодии, выбирал стихи самых лучших поэтов: Дениса Давыдова, Василия Жуковского, Петра Вяземского, Михаила Лермонтова. Композитор по праву считается основателем музыкальной пушкинианы. Более 20 романсов написаны им на стихи Пушкина, и 15 из них — при жизни поэта.

        Романсы Алябьева, самыми известными из которых являются «Соловей» и «Вечерний звон», и сегодня узнаваемы и любимы во всём мире. Выдающиеся современные певцы включают их в концертные программы, чтобы продемонстрировать возможности своего исполнительского искусства и красоту голоса.

ЗАДАНИЕ 2. Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова композитора Бориса Владимировича Асафьева: «Любопытное было это дарование по душевной чуткости и соответствию запросам множества людских сердец, бившихся в тон алябьевским мелодиям». Подумайте, где лучше использовать слова Б. В. Асафьева в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.

ЗАДАНИЕ 3. Монологическое высказывание.  Выберите одну из предложенных тем беседы:

 Школьное мероприятие. (На основе описания фотографии.)

 Спорт в моей жизни. (Повествование на основе жизненного опыта.)

Могут ли деньги сделать человека счастливым? (Рассуждение по поставленному вопросу.)

  1. Фото уборка территории школы

Не забудьте описать • мероприятие, изображённое на фотографии; • его участников, их одежду, инвентарь для работы и др.; • занятия школьников и взрослых; • какое время года запечатлено на фотографии.

  1. Расскажите о роли спорта в Вашей жизни. Не забудьте рассказать, • каким видом спорта Вы занимаетесь; • сколько времени Вы тратите на занятия спортом; • какие качества характера развивают занятия спортом; • какую роль спорт играет в Вашей жизни.
  2. Дайте развёрнутый ответ на вопрос: «Могут ли деньги сделать человека счастливым?» Не забудьте дать ответы на вопросы: • Всегда ли счастье связано с материальными ценностями? • Могут ли деньги решить все проблемы? • Должны ли у школьника быть карманные деньги? • Нужно ли учиться тратить деньги?

ЗАДАНИЕ4. Диалог

  1. Должны ли школьники заниматься общественно полезным трудом? Почему?  Труд на субботнике должен быть обязательным или по желанию? Почему?  Как влияет совместный труд на отношения в коллективе?
  2.  Могут ли занятия спортом мешать учёбе? Почему? Что самое трудное и самое приятное в занятиях спортом?  Кто Ваш любимый спортсмен? Какими достижениями он прославился?
  3. У Вас был счастливый день в жизни? С какими событиями, впечатлениями он был связан?  Деньги — это способ самоутверждения, предмет гордости или жизненная необходимость? Почему?  Как деньги влияют на человека: делают его лучше или хуже?

ВАРИАНТ 9

ЗАДАНИЕ 1. Чтение текста. л Выразительно прочитайте вслух текст о легендарном русском ЛГЧ/ ' лётчике Валерии Павловиче Чкалове (1904-1938).

         Валерий Павлович Чкалов — знаменитый лётчик-испытатель, Герой Советского Союза. С его участием было испытано свыше 70 типов самолётов, он разработал и впервые выполнил уникальные фигуры высшего пилотажа: восходящий штопор и замедленную «бочку».

         Чкалов впервые в истории авиации преодолел более 9000 километров без промежуточных посадок. Стартовав в Москве, лётчик пересёк Северный Ледовитый океан и приземлился на острове Удд, который сегодня называется островом Чкалова. За мужество и героизм, проявленные в ходе этого перелёта, Валерий Павлович был удостоен звания Героя Советского Союза.

        Год спустя экипаж под командованием Чкалова совершил беспосадочный трансарктический перелёт из Москвы в Ванкувер (США) через Северный полюс. После легендарного перелёта на американский континент имя Валерия Чкалова стало известно всему миру.

       Лётчик-испытатель разбился при попытке посадить на аэродром экспериментальный образец истребителя. У самолёта отказал двигатель. Чкалов не выпрыгнул с парашютом, хотя такая возможность была, а старался отвести истребитель как можно дальше от домов, чтобы не погибли люди. Валерию Чкалову было всего 34 года. Короткая жизнь? Но какой яркой и насыщенной она была!

ЗАДАНИЕ 2. Пересказ текста. Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова В. П. Чкалова: «Если быть, то только первым!»  Подумайте, где лучше использовать слова В. П. Ч калова в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.

ЗАДАНИЕ 3. Монологическое высказывание. Выберите одну из предложенных тем беседы. Спортивное соревнование. (На основе описания фотографии.)

Моё увлечение. (Повествование на основе жизненного опыта.)

Влияет ли правильное питание на здоровье человека? (Рассуждение по поставленному вопросу.)

Тема  1. Фото баскетбол

Не забудьте описать * соревнование, изображённое на фотографии; • место и время проведения соревнования; * участников соревнования; • действия ребят и их внешний вид.

Тема 2. Расскажите о своём увлечении. Не забудьте рассказать, • чем Вы увлекаетесь; • чем Вас заинтересовало это дело; • как давно Вы этим увлекаетесь; • что даёт человеку увлечение.

Тема 3. Дайте развёрнутый ответ на вопрос: «Влияет ли правильное питание на здоровье человека?» Не забудьте дать ответы на вопросы: • Как взаимосвязаны правильное питание и здоровье? • Какие продукты следует есть чаще? • Какие продукты лучше не употреблять в пищу? • Нужно ли уметь готовить, чтобы правильно питаться?

ЗАДАНИЕ 4. Диалог

  1. Какие качества характера необходимы, чтобы победить? Что значит уметь проигрывать?  Каким видом спорта Вы занимаетесь? (Какой вид спорта у Вас любимый и почему?)
  2. Может ли увлечение стать профессией человека? Приведите примеры из жизни. Посоветуйте, как можно найти себе увлечение.  Можно ли считать увлечением просмотр телевизионных передач? Почему?
  3. Почему люди часто едят фастфуд? Правильно ли это?  Научный прогресс делает еду полезной или опасной для здоровья?  Как Вы думаете, люди лучше питались раньше или сейчас? Почему?

ВАРИАНТ 10

ЗАДАНИЕ 1. Чтение текста. Выразительно прочитайте вслух текст о знаменитом русском учёном Иване Петровиче Кулибине (1735-1818).

      Иван Петрович Кулибин — русский изобретатель, механик-самоучка. С юности он был увлечён техникой.

       В 1767 году, во время путешествия Екатерины Второй по волжским городам, Кулибин продемонстрировал государыне свои изобретения и рассказал, что замыслил смастерить для неё удивительные часы. Через 2 года он приехал в Петербург и привёз императрице обещанную диковинку — часы размером с гусиное яйцо, а кроме того, микроскоп и телескоп. Екатерина оценила талант изобретателя и назначила его заведовать механической мастерской Академии наук. Изобретения Кулибина были помещены в Кунсткамеру — собрание редкостей, начало которому положил Пётр Первый.

       Всю жизнь Кулибин изобретал. Первый в мире лифт, самокатка трёхколёсный прототип современного велосипеда и легкового автомобиля, машины для добычи соли, фонарь-прожектор, ножной протез, даже фортепьяно — Иван Петрович оставил потомкам многообразное наследие. Одних только чертежей насчитывается более 2000! Оригинальные научные догадки мастера ещё только предстоит оценить.

         Иван Петрович Кулибин внёс столь значительный вклад в российскую и мировую науку, что по праву является олицетворением русского изобретательства. Имя этого замечательного человека стало нарицательным: «Кулибин» — так и сегодня называют талантливых умельцев-самоучек.

ЗАДАНИЕ 2. П ересказ текста. П ерескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова известного поэта Гаврийла Романовича Державина: «Кулибин — Архимед наших дней». Подумайте, где лучше использовать слова Г. Р. Державина в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.

ЗАДАНИЕ 3. Монологическое высказывание.  Выберите одну из предложенных тем беседы.

Школьный спектакль. (На основе описания фотографии.)

Интересный день в летнем лагере. (Повествование на основе жизненного опыта.)

Нужны ли в школе домашние задания? (Рассуждение по поставленному вопросу.)

Тема1. Фото спектакль.

Не забудьте описать, • чем увлечены ребята; • костюмы участников школьного спектакля; • сценку, которая изображена на фотографии; • наиболее понравившегося Вам персонажа, изображённого на фотографии

2. Расскажите об интересном дне в летнем лагере. Не забудьте рассказать, • в каком лагере Вы отдыхали; • как Вы провели этот день; • какое настроение у Вас было; • почему Вам запомнился этот день.

3. Дайте развёрнутый ответ на вопрос: «Нужны ли в школе домашние задания?» Не забудьте дать ответы на вопросы: • Много ли уроков задают в школе? • Сколько времени Вы тратите на домашнее задание? • Развивают ли домашние задания творческие навыки? • Полезно ли делать уроки?

ЗАДАНИЕ 4. Диалог

1. Может ли актёрское мастерство помочь человеку в жизни? В каких случаях?  Легко ли быть актёром? Всегда ли актёров ждёт слава и успех? Принимали ли Вы участие в театральных постановках? Какие впечатления остались в памяти? (Хотели бы Вы принять участие в театральной постановке? Почему?)

2. Интересные события в лагере организовывают взрослые или сами ребята? И Какие полезные навыки можно приобрести в лагере? 8 Согласны ли Вы, что пребывание в летнем лагере помогает стать самостоятельнее?

3. Можно ли сделать выполнение домашнего задания добровольным? И Нужно или не нужно учить наизусть учебный материал? Н Когда без выполнения домашнего задания не обойтись?

ВАРИАНТ 11

Выразительно прочитайте вслух текст о знаменитом русском худож нике-ж ивописце, архитекторе Викторе Михайловиче Васнецове (1848-1926).

           Виктор Михайлович Васнецов — выдающийся русский художник, чьи картины всем хорошо знакомы . Они полны таинственного очарования, глубокой поэзии сказок и былин. Полотна художника погружают зрителя в мир волшебной сказки, народной фантазии и поэтому особенно любимы с раннего детства. Можно не сразу вспомнить имя их автора, но вряд ли найдётся школьник, который не видел бы «Алёнушку», «Богатырей», «Ковра-самолёта», «Витязя на распутье», «Ивана-царевича на Сером Волке».

            Васнецов обладал разносторонним талантом. Он писал картины на сказочные сюжеты и был блестящим мастером монументального искусства и фресковой живописи: расписывал церкви, оформлял театральны е постановки. Виктор Михайлович иллюстрировал произведения Лермонтова и Пушкина, создал ряд проникновенных и глубоких портретов.

           Васнецов — автор 16 архитектурных проектов, самый знаменитый из которых — фасад здания Государственной Третьяковской галереи в Москве.

           Художник, проживший долгую жизнь, был человеком скромным и даже замкнутым , не любил говорить о себе. Он неохотно высказывался и о своём творчестве, не оставил о нём литературных заметок, неизменно подчёркивая, что он живописец, а не литератор и что вся его жизнь — в его картинах.

ЗАДАНИЕ 2. Пересказ текста. Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова известного музыкального и художественного критика Владимира Васильевича Стасова:

 «Всё, что осталось от древней русской жизни... всё соединилось в чудную, несравненную картину...»

Подумайте, где лучше использовать слова В. В. Стасова в пересказе Вы можете использовать любые способы цитирования.

ЗАДАНИЕ 3.  Монологическое высказывание. Выберите одну из предложенных тем беседы.

Любимое занятие в нашей семье. (На основе описания фотографии.)

Мой домашний питомец. (Повествование на основе жизненного опыта.)

Можно ли выбрать профессию на всю жизнь? (Рассуждение по поставленному вопросу.)

Тема 1. Фото. Мама и дети идут за грибами

Согласны ли Вы, что мама — главный человек в жизни каждого? Почему?  За что мы должны быть благодарны своим мамам?  Какую черту характера своей мамы Вы больше всего любите?

Тема 2. Расскажите о своём домашнем питомце. Не забудьте рассказать, • как он появился в Вашем доме; • как он выглядит; • какие у него повадки; • как Вы заботитесь о нём

Чему может научить ребёнка домашний питомец? Что привносит в семью домашний питомец?

Как Вы понимаете слова известного французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили»?

Тема 3. Дайте развёрнутый ответ на вопрос: «Можно ли выбрать профессию на всю жизнь?»

Не забудьте дать ответы на вопросы:

• Какие требования к знаниям и навыкам людей выдвигает современный мир?

 • Какие новые профессии появились в последнее время?

• Можно ли не повышать свою квалификацию людям традиционных профессий (учителям, строителям, врачам, продавцам)?

• Согласны ли Вы с утверждением, что учиться никогда не поздно

Есть ли профессии, которым не надо учиться?

 Какие приоритеты должны быть у человека при выборе профессии (деньги, социальный статус, самореализация)?  Какую профессию Вы хотите выбрать в будущем? Чем она Вас привлекает?

Тексты из сб. И.П.Цыбулько. 2018г

о Елизавете Петровне Глинка — враче, общественном деятеле, правозащитнике

о Николае Михайловиче Пржевальском (1839—1888), знаменитом русском путешественнике и натуралисте.

о знаменитом русском полководце Дмитрии Михайловиче Пожарском (1578-1642).

о знаменитой русской учёной Софье Васильевне Ковалевской (1850—1891).

об известном русском коллекционере, меценате Павле Михайловиче Третьякове (1832-1898).

об известном русском  композиторе Александре Александровиче Алябьеве (1787—1851).

о легендарном русском ЛГЧ/ ' лётчике Валерии Павловиче Чкалове (1904-1938).

о знаменитом русском учёном Иване Петровиче Кулибине (1735-1818).

о знаменитом русском худож нике-ж ивописце, архитекторе Викторе Михайловиче Васнецове (1848-1926).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе

Статья содержит краткий анализ содержания КИМ итогового собеседования по русскому языку, критериев оценивания результатов,пособий по подготовке к собеседованию....

Методические аспекты подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку ( 9 класс)

Готовимся к итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе: советы учителям, ученикам и родителям....

Итоговое собеседование по русскому языку 9 класс

Итоговое собеседование по русскому языку 9 класс: 1,2 варианты...

Статья «Итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе. Сочинение по картине – один из способов подготовки к итоговому собеседованию».

Статья «Итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе. Сочинение по картине – один из  способов подготовки к итоговому собеседованию». Сочинение по картине - эт...

Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку (9 класс) на уроках биологии

Требования к итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе тесно перекликаются с методикой работы с устным текстом на уроках биологии....

Буклет. Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку (9 класс) на уроках биологии

Буклет с советами учителям, ученикам и родителям при подготовке к итоговой аттестации в 9 классе....

Приказ об организации и проведении тренировочного итогового собеседования по русскому языку

Приказ об организации и проведении тренировочного итогового собеседования по русскому языку...