Орфографическая копилка.Дидактический материал для формирования орфографической зоркости в системе ФГОС,
учебно-методический материал по русскому языку

Орфографическая грамотность, являясь составной частью языковой культуры, свидетельствует об уровне образованности человека, поэтому в числе задач, стоящих перед школьным образованием, надо признать важной комплексную системную работу по формированию орфографических умений и навыков.

В последнее время отмечается снижение уровня грамотности школьников, в письменных работах возросло число орфографических ошибок. Проблема орфографической грамотности учащихся остается одной из центральных проблем обучения русскому языку. И наибольшее внимание здесь должно быть уделено правописанию проверяемых безударных гласных в корне и словам с непроверяемыми орфограммами, так как именно эти написания дают, по данным М. М. Разумовской, высокий (30 - 50% от общего числа) процент ошибок даже в старших классах.

Данный дидактический материал содержит задания по основным темам курса, которые вызывают большое количество ошибок .Может использоваться как на уроках, так и для индивидуальной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publ.docx24.14 КБ

Предварительный просмотр:

1.Переписать текст, обозначив орфограммы, расставив знаки препинания.  

 День дог…рал. Солнце уже скл…нялось к горизонту, д…леко отр…жая косые лучи. (Кое)где замолкли ш…поты и ш…рохи. Лишь изредка в лесной  чащ…бе воркует какая(то)птица. (Н…)кто  не вид…л, как лесные поляны сами нал…вались темнотой она ползла откуда-то из земли рас...т…лалась внизу по веткам, помаленьку взб…раясь к верхушкам деревьев. Вот уже трудно разл…чить оч…ртания веток. Над ёлкой скоро бл…снёт первая звёздочка. (Н…)кому было рассказать об этой чудесной картине.

    Отблещ…т скоро молния отгрохоч…т гром. Полчища туч…,поражённые и расстроенные, бегут  прочь  (н…)с(чем) с места сражения. Небо, ещё не очищенное от туч…, уже брызж…т  прорывающимся луч…м, и солнце вот-вот покаж…тся  из(за) облаков. По всему видиш…,  как всё ожива…т  повсюду слыш…тся  птичья разноголосица.

2.Весна пр…шла с мартовскими грозами. Но вдруг на последней неделе марта начался могучий снег…пад. (Не)погода изменила всё в пр…роде.  Грачи сидели рядом с гнёздами сбрасывали со спины и крыльев хлопья снега. Тихо звучала песня скворц…в. Птицам стало голодно. Пр…шлось лететь им к (не)высоким  кормушкам. Но разбухшие от сырости крошки  не пр…влекали даже (сизо)крылых воробьёв. Скворцы (не)знали кормушек но пр…летели сами и других птиц пр…вели . Пр…сели пернатые на край деревя…ых кормушек и осторожно склевали старые крошки. Другие птицы ищут сп…сения в паническом бегстве. Полетели на юго(запад) зяблики певчие дрозды жаворонки. Обгоняют их  легко пр…одолевают встречный ветер  бе…числе…ые чибисы. Даже в полдень, когда стало пр…гревать солнце, поток пернатых не  пр…кратился. Воробьи…ое  чириканье становилось всё бе…покойнее. В весе…ей роще разд…валась соловьи…ая трель. Эта стари…ая песня пор…жала дикови…ой красотой. Утомлё…ое  солнце легло спать и укрылось багря…ой парчой. Раз…ярё…ый  ветер вздымал водя…ые в…лы и они катились  бе…числе…ыми громадами, жадно лизали песча…ый берег, каме…ый пирс.

3. Переписать слова , выделить корни, обозначить орфограммы.

1. возг_рание
2. пол_гать
3. з_ря
4. заг_р
5.г_релка
6. вл_жить
7. к_сание
8. разл_жить
9. прик_снулся
10. кл_нить
11. тв_рец
12. прекл_нение
13. тв_рчество
14. р_стение
15. р_сток
16. Р_стов
17. выр_щенный
18. вым_кнуть
19. обм_кнуть (перо)
20. пром_кашка
21. пол..г
22. выг…ревший
23. отр…сль
24. л..жкари
25. р_внение
26. пр…к…саться
27. р_вноправие
28. бл_стеть
29. зам_рать
30. подп_реть
31. расст_лать
32. зад_рать
33. соч_тание
34. оп_реться
35. выж_гание
36. обсч_таться

4.Переписать, выделить приставки, обозначить орфограмму, в скобках объяснить значение приставок (Указание значения приставок обязательно, это для предупреждения ошибок).

Мы пр…ближались к молодой рощиц…, …десь пр…обладали сосны. Чу…ствуем себя пр…восходно. Пр…гревает весеннее солнце  пр…ятно подувает бодрящий ветерок. Передо(мной) ра…т…лается  бе…пр…дельное море ржи. Всё пр…тихло  и  безмолвствует. Наше пр…бывание в лесу продолжалось до вечера.    …густились сумерки. Лес пр…образился. Деревья стали  пр…нимать  пр…чудливые  очертания.  Пр…земистый  домик  пр…влёк  наше внимание, когда мы пр…были сюда. Пр…рода  …дешняя чудесна. Близко под обрыв…стым берегом,  изв…ваясь,  прот...кала река. Её  пр…брежные камыши служили пр…красным пр…ютом для  дикой птицы.

5.Переписать, выделить приставки, обозначить орфограмму, в скобках объяснить значение приставок(Указание значения приставок обязательно, это предотвращает ошибки).

Я пр…шёл на обрыв и увидел пр…восходную картину. До самого горизонта расст…лалась бе…конечная степь. Солнце пр…пекало беспощадно. В небесной вышине беспр…рывно расп…вали жаворонки. Возле обрыв…стого берега р…сли пр…брежные камыши. Я пр…вык к их беспр…рывному ш…поту. Камыши служили пр…ютом для водоплавающей птицы.Мы долго любовались пр…чудливым уголком ,необ…ятной ,беспр…дельной глубиной неба. Пр…ятный ветер ве…л в лицо. В лесу пр…обладали сосны. Пр…зирая опасности, пр…одолевая пр…пятствия, туристы подн…маются к непр…ступным вершинам.

Повторить:

раССтИлается

Здешняя(от слова Здесь)

прИгревать(н.д)

прИтихло(неполное действие)

прИчудливый(чуть-чуть)

прИземистый(около земли)

прИбрежный(около берега)

прИбыть на вокзал (п.)

ПрЕбывание на вокзале (в лесу)  (= находиться)- повторить с 113 учебника, см. слова в рамках.

6.Записать начальную форму глагола (слово писать  полностью), указать спряжение:

-заслуша…шься

-беспоко…шься

-задремл…шь

-слыш…шь

-слуша…шь

-вытерп…шь

-бор…шься

-гон…шься

-пропол…шь

-рокоч…шь

-перемел…шь

-плещ…шься

-гас…шь

Выполнить морфологический разбор глагола гасишь.

7.Выполнить словообразовательный и морфемный разборы

деревянный

старинный

диковинный

чащоба

поглощение

сизокрылый

весенний

никто

некому

какой-то

каменный

8. Переписать, обозначив орфограмму.

(Не)угомо…ый ветер, авиацио…ый завод, бесчисле…ое количество, утомлё…ое солнце,

разъярё…ый ветер, багря…ый рассвет, полотня…ая панамка, урага…ый ветер, карма…ые часы, стекля…ая ваза, овся…ая каша, гуси…ый крик, карти…ая галерея, искус…тве…ое дыхание, искус…ый мастер, безжизне…ая пустыня, весе…яя песня, полуде…ый зной, цели…ый край, петуши…ый хвост, глуби…ые бомбы, исти…ое насл…ждение,

подли…ое искусство, утре…яя прохлада, каме…ый мост.

    9.             Переписать, в скобках объяснить выбор не-ни.

Н… огня, н… чёрной хаты, глуш… и снег. Как н… хотелось ему исполнить обещание, как н… хотелось в Багрово, непогода н… позволила. Как н… сопротивлялась зима, весна всё(таки) наступит. Пока н… наступили дожди, надо во… что…бы… то…ни…стало убрать (в) течени… дня сено. И без солнца нет н… пути, н… дороги. Бродя целый день по городу Гаврик н…мог н… почувствовать пр…ближения революционных событий.

Где бы н… останавливались исследователи, всюду н… раз  изучали горные породы. Как волка н… корми, всё в лес смотрит.

 Кругом тишина, н… хруста, н… шороха. Алексей спал будто каменный н… слыша н… ровного шума сосен, н… далёкого воя волков. Н… одного выстрела с самолёта н… слышал он над землёй. Какая бы жара н… стояла, какие бы н… трещали морозы, работа н… прекращалась н… на минуту.

10.Переписать, в скобках объяснить выбор частиц не-ни

Я огляделся: н… огонька  н… намёка на берег. Н… один раз я вглядывался в (не)проницаемую тьму. Притих наконец и путник н…умолкавший н… на минуту. Продавщице было досадно что она н… может н… засмеяться.

 Как н… прекрасна была ночь, как н… величестве…ы звёзды, оставаться на поляне было нельзя. Куда н… попадали солнечные лучи, снег всюду та…л. Как н… бодрился, как н… старался казаться  беспечным, но былой увере…ости н… в походке, н… в лице н… было. Сколько н… езжу по родным местам, как н… темны бывают ночи, мне н… разу н… приходилось …биваться с дороги. Кто н… испытывал прелесть пионерского костра?!

Здесь н… волн н… ветра , и я н… мог н… выкупаться. Он н… был н… седым  н… старым, на лице н… морщинки. Н… звука, тишина покоряет тебя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование орфографической зоркости на уроках русского языка.

Данная методическая разработка помогает формировать орфографическую зоркость на уроках русского чязыка....

Формирование орфографической зоркости

Данная статья помогает определиться с этапами формирования и проверки знаний по теме "Орфография"...

Формирование орфографической зоркости

Данная статья помогает определиться с этапами формирования и проверки знаний по теме "Орфография"...

Формирование орфографической зоркости учащихся 5-9 классов

Практическая цель обучения русскому языку предполагает овладение учащимися двумя видами коммуникации – устной речью и письменной, чтобы научиться правильно писать, ученик должен овладеть правила...

Концепция по теме самообразования «Нетрадиционные способы и приемы формирования орфографической зоркости учащихся»

Каждому учителю русского языка известно, что сформировать грамотное письмо у учащихся - задача не из легких. В этом я убедилась с первого дня работы в школе. Орфографические навыки, действительно, при...

Программно-методический комплекс "Компьютерный практикум для начальной школы" как средство формирования орфографической зоркости и развития орфографических умений у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи.

В статье предлагается использовать ПМК " Компьютерный практикум для начальной школы", распространяемый бесплатно на сайте ЕК ЦОР, в коррекционно-логопедической работе с детьми, имеющими тяжёлые наруше...

Формирование орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка и литературы зоркости

В последние годы всё сложнее складываются отношения школьников с родной речью, родным языком. Увлечь их, заставить полюбить русский язык учителю бывает непросто. Поэтому, работая с обучающимися, как м...