Методические материалы по проектно-исследовательской деятельности
материал по русскому языку на тему
Данные материалы помогут педагогам организовать проектно-исследовательскую деятельность учащихся по предмету
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_materialy_po_proektno-issledovatelskoy_deyatelnosti.docx | 37.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в рамках деятельности проектной мастерской.
4 обязательных этапа:
1 этап – погружение в проблему
2 этап – организация деятельности
3 этап – осуществление деятельности
4 этап – презентация результатов, самооценка и самоанализ.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 этап | Формулирует:
| Осуществляет:
|
2 этап | Предлагает:
| Осуществляет:
|
3 этап | Не участвует, но:
| Работает активно и самостоятельно:
|
4 этап | Принимает итоговый отчёт:
Оценивает:
| Демонстрирует:
Осуществляет:
|
Степень участия педагога
Этапы работы над проектом | Степень участия педагога | ||
5-6 классы | 7-8 классы | 9-10 классы | |
Проблематизация
| Максимальное участие на всех этапах в форме организующей, стимулирующей и обучающей помощи и руководства, не подменяющее самостоятельной работы ребёнка | Участие по запросу учащегося | Минимальное участие на всех этапах в форме консультации, советов, обсуждений по запросу учащегося |
Целеполагание
| |||
Планирование
| Организующая и стимулирующая помощь. В отдельных случаях обучающая помощь | ||
Реализация плана | |||
Рефлексия
| Незначительная помощь, оказываемая в отдельных случаях по инициативе учителя | ||
Презентация |
Контрольные вопросы при подготовке проекта
Вопрос | Ответ |
Почему выбрана эта тема? | Проблема проекта |
Что надо сделать, чтобы решить данную проблему? | Цель проекта |
Что ты создашь, чтобы цель была достигнута? | Образ проектного продукта (ожидаемый результат) |
Если ты сделаешь такой продукт, достигнешь ли ты цели проекта и будет ли в этом случае решена его проблема? | Существует ли необходимая связь между проблемой, целью и проектным продуктом |
Какие шаги ты должен проделать от проблемы проекта до реализации цели проекта? | Перечисление основных этапов работы |
Всё ли у тебя есть, чтобы проделать эти шаги (информация, оборудование и прочее для проведения исследований, материалы для изготовления продукта, чего не хватает, где это найти, что ты умеешь делать и чему придётся научиться)? | Развёрнутый план работы |
Когда ты будешь осуществлять всё необходимое? | Индивидуальный график проектной работы |
Тип проекта: групповой или индивидуальный
Тип проектов | Преимущества | Недостатки |
групповые | Формируются навыки сотрудничества, умения проявлять гибкость, видеть точку зрения другого, идти на компромисс ради общей цели; проект может быть выполнен более глубоко и разносторонне; групповая работа позволяет распределить обязанности и каждый участник группы может проявлять свои сильные стороны в той работе, которая лучше всего удаётся; работа в группе создаёт психологически комфортную и безопасную ситуацию для неуверенных и тревожных детей, при успешном взаимодействии может подняться статус отдельных учащихся в группе сверстников; совместная работа даёт возможность обогащаться опытом других участников, видеть наиболее эффективные стратегии поведения в учебной деятельности; такой проект способствует групповому сплочению. | Даёт возможность отдельным учащимся не проявлять активность, а «выезжать» за счёт более инициативных и ответственных участников группы; нет возможности получить всесторонний опыт работы на всех этапах проекта для каждого участника группы; у отдельных участников не в полной мере формируется ответственность за ход и результат работы группы; труднее организовать и координировать работу; труднее оценить вклад каждого члена группы. |
индивидуальные | Автор проекта получает наиболее полный и разносторонний опыт проектной деятельности на всех этапах работы; развивается личная инициатива, ответственность, настойчивость, активность; тема проекта может быть выбрана в максимальном соответствии с интересами автора; ход работы и её результат зависят только от автора проекта; итоговая оценка наиболее полно отражает качество работы автора | Не вырабатывается опыт группового сотрудничества; нет возможности обогащаться опытом других, видеть более эффективные стратегии работы; работа более трудоёмкая и ответственная на всех этапах проекта. |
Примерный шаблон написания отчёта о проектной работе
1.Введение
Тема моего проекта..............................................................................................
Я выбрал эту тему, потому что..................................................
Цель моей работы - .............................
Проектным продуктом будет - .........................................
Этот продукт поможет достичь цель проекта, так как....................
План моей работы (указать время выполнения и перечислить все промежуточные этапы):
- Выбор темы и уточнение названия....................
- Сбор информации (где и как искал информацию).................
- Изготовление продукта (что и как делал)..........................
- Написание письменной части проекта (как это делал)....................
2. Основная часть
Я начал свою работу с того, что.........................................
Потом я приступил к................................
Я завершил работу тем, что........................
В ходе работы я столкнулся с такими проблемами.....................
Чтобы справиться с возникшими проблемами, я................................
Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен график работы)............................
План моей работы был нарушен, потому что................................
В ходе работы я принял решение изменить проектный продукт, так как.......................
Но всё же мне удалось достичь цели проекта, потому что.................................
3. Заключение
Закончив свой проект, я могу сказать, что не всё из того, что было задумано, получилось, например...........................................
Это произошло, потому что.........................
Если бы я начал работу заново, я бы.........................
В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы....................
Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как..................
Работа над проектом показала мне, что (что узнал о себе, о проблеме, над которой работал)..................................
P.S. Конечно, не обязательно пользоваться этим шаблоном в полном объёме. Однако необходимо, чтобы, отчитываясь о ходе и результативности работы, ребёнок проанализировал свои успехи и неудачи, отрефлексировал свои чувства и эмоции.
Типология учебных проектов
Тип проекта | Цель проекта | Проектный продукт | Тип деятельности учащегося | Формируемая компетентность |
Практико-ориентированный | Решение практических задач заказчика проекта | Учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации | Практическая деятельность в определённой предметной области | деятельностная |
Исследовательский | Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы | Результат исследования, оформленный установленным способом | Деятельность, связанная с экспериментированием, логическими мыслительными операциями | мыслительная |
Информационный проект | Сбор информации о каком-либо объекте или явлении | Статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу | Деятельность, связанная со сбором, проверкой, ранжированием информации из различных источников; общение с людьми, как источниками информации | информационная |
Творческий проект | Привлечение интереса публики к проблеме проекта | Литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы | Творческая деятельность, связанная с получением обратной связи от публики | коммуникативная |
Игровой или ролевой проект | Представление публике опыта участия в решение проблемы проекта | Мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и тому подобное) | Деятельность, связанная с групповой коммуникацией | коммуникативная |
Показатели оценки учебно-исследовательских работ
(по Пиявскому С.А.)
Показатели |
Т и п р а б о т ы |
0 – работа не носит исследовательского характера 1 –результат не был очевидным до его получения 2 – приращение к названному широкой эрудиции автора |
Собственные оригинальные идеи 0 – оригинальных идей нет 1 – идея руководителя, но хорошо поданная обучающимся 2 – разработана совместно с руководителем 3 – разработана обучающимся, но не существенна 4 - разработана обучающимся и достаточно значительна 5 - разработана обучающимся идея не относится к выдающимся |
Анализ литературы 0 – анализ литературы отсутствует 1 – имеющийся анализ литературы заимствован, обучающийся владеет им недостаточно уверенно 2 - имеющийся анализ литературы заимствован, но обучающийся владеет им достаточно уверенно 3 - обучающийся прочитал некоторые работы и владеет их содержанием достаточно уверенно 4 - обучающийся прочитал названные работы и владеет их содержанием достаточно уверенно 5 - обучающийся детально изучил названные работы и сопоставил полученные результаты с результатами литературных источников |
Использование методов и приемов (за пределами ФГОСов) 0 – нет 1 – освоены простые и не универсальные методы и приемы 2 – освоены частные и трудоемкие методы и приемы 3 - освоены универсальные и не трудоемкие методы и приемы |
Разработаны средства для выполнения работы (модели программы для ЭВМ и др.) 0 – нет 1 – использованы широко известные, простые, не универсальные, трудоемкие средства 2 – использованы известные и достаточно трудоемкие средства, не требующие высокой квалификации 3 – разработаны оригинальные, но частные средства, не носящие универсального характера 4 - разработаны оригинальные универсальные средства
|
Выполнено исследование проблемы 0 – личный вклад отсутствует или незначителен 1 - личный вклад весьма значителен 2 – исследование выполнено самостоятельно |
Качество исследования 0 – исследование отсутствует 1 – результаты исследования не имеют новизны 2 – результаты исследования могут быть опубликованы в сборнике работ юных исследователей 3 - результаты исследования могут быть опубликованы в научной периодической печати |
Практическая значимость результатов исследования 0 – практического значения не имеет 1 – работа может быть как упражнение в учебном курсе осваиваемом в учебном заведении 2 – результаты работы внедрены в данном учебном заведении 3 - результаты работы внедрены в других учебных заведениях, предприятиях, организациях |
Оригинальность подхода 0 – нет 1 – тематика традиционна 2 – тематика актуальна 3 – работа носит дискуссионный характер, но не актуальна 4 – в работе использованы новые идеи по новому перспективному направлению 5 – в работе доказательно опровергается ранее принятые в науке и практике положения |
Качество оформления работы 0 – неряшливо, неграмотно, неясно выражены результаты 1 – аккуратно, но неграмотно, неясно выражены результаты 2 - результаты работы изложены грамотно, ясно убедительно 3 – при выполнении всех условий п.3, применены нетрадиционные средства, повышающие качество описания (иллюстрации, модель, компьютерная презентация и др.) |
Проблемы выступающего |
Некомпетентность А недостаточное владение информацией |
Б некомпетентность в обсуждаемых вопросах |
В не может импровизировать по ходу выступления |
Эгоцентризм А держится высокомерно |
Б не учитывает мнение других |
В проявляет интерес только к собственной деятельности |
Нелогичность А отсутствует ясность и четкость в изложении проблемы |
Б нет четко поставленной цели |
В непоследовательность изложения материала |
Г не может аргументировать свою мысль |
Д нет новизны |
Е нет практической значимости |
Проблема контакта А не находит контакта с аудиторией |
Б не может расположить к себе слушателей |
В не может удержать внимание аудитории |
Проблема самовыражения А трудно преодолеть волнение |
Б не может сосредоточится в ходе дискуссии |
В не может изложить подготовленный материал |
Г нуждается в помощи при ответах на вопросы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-методическая разработка. Организация проектно - исследовательской деятельности на уроках литературы и во внеурочное время как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся
Изменения в сфере применения и использования высоких технологий происходят так быстро, что порой трудно уследить даже за названиями её новых программных продуктов, не говоря уже об их назначении. Одна...
Методическая разработка внеурочной проектно-исследовательской деятельности по экологии «Река Моген-Бурен и озеро Хиндиктиг-Холь как водная экосистема».
Актуальность этой программы связано с возрастанием в республике антропогенного пресса или пресса хозяйственной деятельности человека на окружающую среду, в том числе и на реки и озера....
Методические рекомендации к проектно-исследовательской деятельности учащихся на примере работы «Исследование зависимости безопасности движения от силы трения»
В современном школьном образовании большое внимание уделяется проектно-исследовательской деятельности учащихся. Она является одним из видов внеклассной работы по предмету. Растет число учеников,...
Методические рекомендации "Организация проектно - исследовательской деятельности школьников по биологии в образовательном учреждении"
В сборнике представлена система организации и воспитательная роль исследовательской деятельности учащихся по биологии и экологии в образовательном учреждении, алгоритм разработки проекта, подготовки к...
Методическая разработка организации проектно-исследовательской деятельности на уроках английского языка в девятых классах общеобразовательной школы как средство достижения образовательных результатов ФГОС.
Обучение английскому языку в девятом классе общеобразовательной школы предполагает развитие коммуникативной компетенции в совокупности всех её составляющих: речевой, языковой, социальной, культурной, ...
Методическая разработка для проектно-исследовательской деятельности учащихся старших классов по биологии
Использование в образовательном процессе приемов и методов, способствующих формированию умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать ...
Методическая разработка "Программа проектно-исследовательской деятельности дошкольников "Наука и творчество"
В программе описывается работа по реализации образовательной технологии А.И. Савенкова, предполагающей исследовательское обучение детей дошкольного возраста....