Методические материалы по проектно-исследовательской деятельности
материал по русскому языку на тему

Данные материалы помогут педагогам организовать проектно-исследовательскую деятельность учащихся по предмету

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в рамках деятельности проектной мастерской.

4 обязательных этапа:

1 этап – погружение в проблему

2 этап – организация деятельности

3 этап – осуществление деятельности

4 этап – презентация результатов, самооценка и самоанализ.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1 этап

Формулирует:

  • проблему проекта,
  • сюжетную ситуацию,
  • цели,
  • задачи.

Осуществляет:

  • личное принятие и осмысление проблемы, вживание в ситуацию,
  • принятие уточнения,
  • конкретизирует цели и задачи.

2 этап

Предлагает:

  • спланировать деятельность по решению задач проекта;
  • при организации групповой работы распределить обязанности в группах;
  • возможные формы представления результатов проекта.

Осуществляет:

  • планирование;
  • разделение на группы и распределение ролей в группе;
  • выбор способа и формы представления информации.

 

3 этап

Не участвует, но:

  • консультирует по необходимости учащихся;
  • ненавязчиво контролирует;
  • ориентирует в поле необходимой информации;
  • консультирует по презентации результатов.

Работает активно и самостоятельно:

  • по поиску, сбору и структурированию информации;
  • консультируются по необходимости;
  • подготавливают презентацию результатов.

4 этап

Принимает итоговый отчёт:

  • обобщает и резюмирует результаты;
  • подводит итоги обучения.

Оценивает:

  • глубину проникновения в проблему,
  • привлечение знаний из других областей,
  • доказательность принимаемых решений,
  • умение аргументировать свои заключение и выводы,
  • активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями, характер общения и взаимопомощи, взаимоподдержку участников проекта,
  • эстетику оформления результатов проекта,
  • умение отвечать на вопросы,
  • лаконичность и аргументированность ответов.

Демонстрирует:

  • понимание проблемы, цели и задачи;
  • умение планировать и осуществлять работу;
  • найденный способ решения проблемы.

Осуществляет:

  • рефлексию деятельности и своих результатов;
  • взаимооценку деятельности и её результативность.

Степень участия педагога

Этапы работы над проектом

Степень участия педагога

5-6 классы

7-8 классы

9-10 классы

Проблематизация

 

Максимальное участие на всех этапах в форме организующей, стимулирующей и обучающей помощи и руководства, не подменяющее самостоятельной работы ребёнка

Участие по запросу учащегося

Минимальное участие на всех этапах в форме консультации, советов, обсуждений по запросу учащегося

Целеполагание

 

Планирование

 

Организующая и стимулирующая помощь. В отдельных случаях обучающая помощь

Реализация плана

Рефлексия

 

Незначительная помощь, оказываемая в отдельных случаях по инициативе учителя

Презентация

Контрольные вопросы при подготовке проекта

Вопрос

Ответ

Почему выбрана эта тема?

Проблема проекта

Что надо сделать, чтобы решить данную проблему?

Цель проекта

Что ты создашь, чтобы цель была достигнута?

Образ проектного продукта (ожидаемый результат)

Если ты сделаешь такой продукт, достигнешь ли ты цели проекта и будет ли в этом случае решена его проблема?

Существует ли необходимая связь между проблемой, целью и проектным продуктом

Какие шаги ты должен проделать от проблемы проекта до реализации цели проекта?

Перечисление основных этапов работы

Всё ли у тебя есть, чтобы проделать эти шаги (информация, оборудование и прочее для проведения исследований, материалы для изготовления продукта, чего не хватает, где это найти, что ты умеешь делать и чему придётся научиться)?

Развёрнутый план работы

Когда ты будешь осуществлять всё необходимое?

Индивидуальный график проектной работы

Тип проекта: групповой или индивидуальный

Тип проектов

Преимущества

Недостатки

групповые

Формируются навыки сотрудничества, умения проявлять гибкость, видеть точку зрения другого, идти на компромисс ради общей цели;

проект может быть выполнен более глубоко и разносторонне;

групповая работа позволяет распределить обязанности и каждый участник группы может проявлять свои сильные стороны в той работе, которая лучше всего удаётся;

работа в группе создаёт психологически комфортную и безопасную ситуацию для неуверенных и тревожных детей, при успешном взаимодействии может подняться статус отдельных учащихся в группе сверстников;

совместная работа даёт возможность обогащаться опытом других участников, видеть наиболее эффективные стратегии поведения в учебной деятельности;

такой проект способствует групповому сплочению.

Даёт возможность отдельным учащимся не проявлять активность, а «выезжать» за счёт более инициативных и ответственных участников группы;

нет возможности получить всесторонний опыт работы на всех этапах проекта для каждого участника группы;

у отдельных участников не в полной мере формируется ответственность за ход и результат работы группы;

труднее организовать и координировать работу;

труднее оценить вклад каждого члена группы.

индивидуальные

Автор проекта получает наиболее полный и разносторонний опыт проектной деятельности на всех этапах работы;

развивается личная инициатива, ответственность, настойчивость, активность;

тема проекта может быть выбрана в максимальном соответствии с интересами автора;

ход работы и её результат зависят только от автора проекта;

итоговая оценка наиболее полно отражает качество работы автора

Не вырабатывается опыт группового сотрудничества;

нет возможности обогащаться опытом других, видеть более эффективные стратегии работы;

работа более трудоёмкая и ответственная на всех этапах проекта.

Примерный шаблон написания отчёта о проектной работе

 

1.Введение

 

Тема моего проекта..............................................................................................

Я выбрал эту тему, потому что..................................................

Цель моей работы - .............................

Проектным продуктом будет - .........................................

Этот продукт поможет достичь цель проекта, так как....................

План моей работы (указать время выполнения и перечислить все промежуточные этапы):

  • Выбор темы и уточнение названия....................
  • Сбор информации (где и как искал информацию).................
  • Изготовление продукта (что и как делал)..........................
  • Написание письменной части проекта (как это делал)....................

 

2. Основная часть

Я начал свою работу с того, что.........................................

Потом я приступил к................................

Я завершил работу тем, что........................

В ходе работы я столкнулся с такими проблемами.....................

Чтобы справиться с возникшими проблемами, я................................

Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен график работы)............................

План моей работы был нарушен, потому что................................

В ходе работы я принял решение изменить проектный продукт, так как.......................

Но всё же мне удалось достичь цели проекта, потому что.................................

 

3. Заключение

Закончив свой проект, я могу сказать, что не всё из того, что было задумано, получилось, например...........................................

Это произошло, потому что.........................

Если бы я начал работу заново, я бы.........................

В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы....................

Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как..................

Работа над проектом показала мне, что (что узнал о себе, о проблеме, над которой работал)..................................

 

 

P.S. Конечно, не обязательно пользоваться этим шаблоном в полном объёме. Однако необходимо, чтобы, отчитываясь о ходе и результативности работы, ребёнок проанализировал свои успехи и неудачи, отрефлексировал свои чувства и эмоции.

 

Типология учебных проектов 

Тип проекта

Цель проекта

Проектный продукт

Тип деятельности учащегося

Формируемая компетентность

Практико-ориентированный

Решение практических задач заказчика проекта

Учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации

Практическая деятельность в определённой предметной области

деятельностная

Исследовательский

Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы

Результат исследования, оформленный установленным способом

Деятельность, связанная с экспериментированием, логическими мыслительными операциями

мыслительная

Информационный проект

Сбор информации о каком-либо объекте или явлении

Статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу

Деятельность, связанная со сбором, проверкой, ранжированием информации из различных источников; общение с людьми, как источниками информации

информационная

Творческий проект

Привлечение интереса публики к проблеме проекта

Литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы

Творческая деятельность, связанная с получением обратной связи от публики

коммуникативная

Игровой или ролевой проект

Представление публике опыта участия в решение проблемы проекта

Мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и тому подобное)

Деятельность, связанная с групповой коммуникацией

коммуникативная

Показатели оценки учебно-исследовательских работ

(по Пиявскому С.А.)

Показатели

Т и п   р а б о т ы

0 – работа не носит исследовательского характера

1 –результат не был очевидным до его получения

2 – приращение к названному широкой эрудиции автора

Собственные оригинальные идеи

0 – оригинальных идей нет

1 – идея руководителя, но хорошо поданная обучающимся

2 – разработана совместно с руководителем

3 – разработана обучающимся, но не существенна

4 - разработана обучающимся и достаточно значительна

5 - разработана обучающимся идея не относится к выдающимся

Анализ литературы

0 – анализ литературы отсутствует

1 – имеющийся анализ литературы заимствован, обучающийся владеет им недостаточно уверенно

2 - имеющийся анализ литературы заимствован, но обучающийся владеет им достаточно уверенно

3 - обучающийся прочитал некоторые работы и владеет их содержанием достаточно уверенно

4 - обучающийся прочитал названные работы и владеет их содержанием достаточно уверенно

5 - обучающийся детально изучил названные работы и сопоставил полученные результаты с результатами литературных источников

Использование методов и приемов (за пределами ФГОСов)

0 – нет

1 – освоены простые и не универсальные методы и приемы

2 – освоены частные и трудоемкие методы и приемы

3 - освоены универсальные и не трудоемкие методы и приемы

Разработаны средства для выполнения работы

(модели программы для ЭВМ и др.)

0 – нет

1 – использованы широко известные, простые, не универсальные, трудоемкие средства

2 – использованы известные и достаточно трудоемкие средства, не требующие высокой квалификации

3 – разработаны оригинальные, но частные средства, не носящие универсального характера

4 - разработаны оригинальные универсальные средства

 

 Выполнено исследование проблемы

0 – личный вклад отсутствует или незначителен

1 - личный вклад весьма значителен

2 – исследование выполнено самостоятельно

Качество исследования

0 – исследование отсутствует

1 – результаты исследования не имеют новизны

2 – результаты исследования могут быть опубликованы в сборнике работ юных исследователей

3 - результаты исследования могут быть опубликованы в научной периодической печати

Практическая значимость результатов исследования

0 – практического значения не имеет

1 – работа может быть как упражнение в учебном курсе осваиваемом в учебном заведении

2 – результаты работы внедрены в данном учебном заведении

3 - результаты работы внедрены в других учебных заведениях, предприятиях, организациях

Оригинальность подхода

0 – нет

1 – тематика традиционна

2 – тематика актуальна

3 – работа носит дискуссионный характер, но не актуальна

4 – в работе использованы новые идеи по новому перспективному направлению

5 – в работе доказательно опровергается ранее принятые в науке и практике положения

Качество оформления работы

0 – неряшливо, неграмотно, неясно выражены результаты

1 – аккуратно, но неграмотно, неясно выражены результаты

2 - результаты работы изложены грамотно, ясно убедительно

3 – при выполнении всех условий п.3, применены нетрадиционные средства, повышающие качество описания (иллюстрации, модель, компьютерная презентация и др.)

Проблемы выступающего

Некомпетентность

А недостаточное владение информацией

Б некомпетентность в обсуждаемых вопросах

В не может импровизировать по ходу выступления

Эгоцентризм

А держится высокомерно

Б не учитывает мнение других

В проявляет интерес только к собственной деятельности

Нелогичность

А отсутствует ясность и четкость в изложении проблемы

Б нет четко поставленной цели

В непоследовательность изложения материала

Г не может аргументировать свою мысль

Д нет новизны

Е нет практической значимости

Проблема контакта

А не находит контакта с аудиторией

Б не может расположить к себе слушателей

В не может удержать внимание аудитории

Проблема самовыражения

А трудно преодолеть волнение

Б не может сосредоточится в ходе дискуссии

В не может изложить подготовленный материал

Г нуждается в помощи при ответах на вопросы

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая разработка. Организация проектно - исследовательской деятельности на уроках литературы и во внеурочное время как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся

Изменения в сфере применения и использования высоких технологий происходят так быстро, что порой трудно уследить даже за названиями её новых программных продуктов, не говоря уже об их назначении. Одна...

Методическая разработка внеурочной проектно-исследовательской деятельности по экологии «Река Моген-Бурен и озеро Хиндиктиг-Холь как водная экосистема».

Актуальность этой программы связано с возрастанием в республике антропогенного пресса или пресса хозяйственной деятельности человека на окружающую среду, в том числе и на реки и озера....

Методические рекомендации к проектно-исследовательской деятельности учащихся на примере работы «Исследование зависимости безопасности движения от силы трения»

В современном школьном образовании большое внимание уделяется проектно-исследовательской деятельности учащихся. Она является одним из видов внеклассной работы по предмету. Растет число учеников,...

Методические рекомендации "Организация проектно - исследовательской деятельности школьников по биологии в образовательном учреждении"

В сборнике представлена система организации и воспитательная роль исследовательской деятельности учащихся по биологии и экологии в образовательном учреждении, алгоритм разработки проекта, подготовки к...

Методическая разработка организации проектно-исследовательской деятельности на уроках английского языка в девятых классах общеобразовательной школы как средство достижения образовательных результатов ФГОС.

Обучение английскому языку в девятом классе общеобразовательной школы предполагает развитие коммуникативной компетенции в совокупности всех её составляющих: речевой, языковой, социальной, культурной, ...

Методическая разработка для проектно-исследовательской деятельности учащихся старших классов по биологии

Использование в образовательном процессе приемов и методов, способствующих формированию умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать ...

Методическая разработка "Программа проектно-исследовательской деятельности дошкольников "Наука и творчество"

В программе описывается работа по реализации образовательной технологии А.И. Савенкова, предполагающей исследовательское обучение детей дошкольного возраста....