Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Правописание приставок на –з-/-с-
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Конспект урока по теме "Правописание приставок на -з-/-с-.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 21.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 5 классе
по теме «Правописание приставок на –з-/-с-
Методическая разработка учителя русского языка и литературы
МОУ «СОШ пос.им.Морозова»
Тема урока: Правописание приставок на –з и -с
Класс: 5
Авторы программы – Т.А.Ладыженская,М.Т.Баранов Л.А.Тростенцова и др.
Учебник: «Русский язык 5 класс»(авторы: Т.А.Ладыженская,М.Т.Баранов Л.А.Тростенцова и др.)
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Цели урока: освоение способа действия при выборе согласных з – с на конце приставок.
Задачи урока:
- обучающая: определить способ действия при выборе з,с на конце приставок;
отрабатывать навык определения согласных по звонкости – глухости, навык выделения приставки слова, отрабатывать умение отличать слова с приставками на з-, с- от слов с приставками единообразного написания и слов, где з- является частью корня;
- развивающая: развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание;
развивать внимание, орфографическую зоркость;
- воспитывающая: воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности, ориентировать на здоровый образ жизни.
Планируемые результаты:
Предметные: формировать навык определения способа действия при написании приставок на –з и –с, развивать орфографическую зоркость.
Метапредметные:
регулятивные: уметь формулировать тему урока, ставить цели, проводить самопроверку;
познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи;
коммуникативные: развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; сохранять и развивать умение сотрудничать в группе; отвечать на вопросы, слушать и слышать; формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения
Личностные: развивать творческие способности, способствовать развитию и обогащению речи, стимулировать интеллектуальное развитие, воспитывать уважительное отношение к окружающим, наблюдательность, прививать интерес к предмету.
Понятия: приставка, глухой - звонкий согласный, средства художественной выразительности.
Методы обучения: проблемно-поисковый, дифференцированный подход, работа в группе, эвристическая беседа
Вид используемых ИКТ: презентация, компьютер, проектор, мультимедийная доска.
Методическое назначение ИКТ: усилить мотивацию, повысить интерес, расширить познавательные потребности обучаемых, повысить уровень визуализации изучаемого материала.
Используемая литература:
Учебник «Русский язык 5 класс»(авторы: Т.А. Ладыженская , М.Т.Баранов Л.А. Тростенцова и др.)М.: «Просвещение» 2015 г.
И.С.Ожегов ,Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка», РАН, М.:2005 г.
Л.В.Шибалова «Контрольные и проверочные работы по русскому языку к учебнику Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык.5 класс», издательство «Экзамен», Москва 2013 г.
Используемые ресурсы в сети Интернет:
- Издательский дом «Первое сентября»http://rus.1september.ru/article. php?ID=200401602
- Толковый словарь Д.П. Ушакова http://ushakovdictionary.ru/
- Библиотека материалов «Инфоурок».
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
- Организационный момент.
Учитель приветствует учащихся, создает комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку.
самоорганизация
Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.
- Актуализация знаний
- Какой раздел русского языка мы сейчас изучаем? (Словообразование).
- Какую тему мы проходим? (Словообразование).
-Из чего состоит слово?
- Что образуем формы слова?
-Какие части слова служат для образования новых слов?
Вы уже много знаете о приставках. Задайте друг другу вопросы об этой части слова. (Приставка – это…, ее место в слове, для чего служит. Гласные и согласные в приставках)
СЛАЙД 3.
- С какой орфограммой, связанной с правописанием приставок мы знакомы.
-Приведите примеры слов с этой орфограммой.
Задание: А) найти ошибки:
- от + ъ +
- про + ъ +
- об + ъ +
- на + ъ +
Б) Игра «Составь слово». Задание: при помощи приставок образовать слова с новым лексическим значением. СЛАЙД 5.
Говорить
Дать
Писать
Читать
О какой же части слова мы сейчас говорили? Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
- Формулировка темы и целей урока.
Записываем в тетради: «Правописание приставок (оставляем место) на -з-/-с-
- Прежде чем начнем говорить о новой теме обратимся к знаниям, которые помогут в изучении новой темы.
Посмотрим в рабочий лист.
Что такое образование? Значение слова «образование» и согласно толкового словаря обозначает.. (ответы учащихся).
- То, что создалось в результате какого-нибудь процесса.
- Совокупность знаний, полученных в результате систематического обучения (Специальное образование. Получить образование. Высшее образование. Техническое образование). Толковый словарь Д.П. Ушакова http://ushakovdictionary.ru/
- Какое значение слова соответствует теме нашего урока? (Первое определение). Чем мы будем заниматься? (Создавать, т.е. образовывать новые слова). Зачем мы будем это делать? (Расширять словарный запас, точнее выражать свою мысль и т.д.)
- При помощи какой части слова мы будем образовывать новые слова?
Задание: А) Записываем слова.
РАСписание - РАЗвязать
БЕСшумный – БЕЗжалостный
ВОЗделывать – ВОСпитывать
ИСпечь - ИЗдать
Б) Отметить приставки в них, подчеркнуть согласные.
В) Как вы думаете, какие согласные в приставках нас интересуют.
Г) попробуйте сформулировать полностью тему урока (записываем ее).
Д) А что же нас интересует в этих приставках?
Ра с,т, п, к… Ра г,б,в,л,н…
Бе С после приставки стоят Бе З после приставки стоят
Во глухие согласные Во звонкие согласные
И И
Ни Ни
Е) Сформулируйте правило.
Ж) Объясните написание –з-/с- в словах.
4. Физкультминутка.
Делимся на варианты. Игра «Подскажи слово». Представитель от каждой команды называет слово, представители другой команды должны замените начальный согласный парным ему глухим или звонким (по цепочке). Проигравшая команда делает 7 приседаний. Цель: повторить парные звонкие и глухие согласные, развивать внимание, слуховую память.
Работа над новым материалом. Первичное усвоение новых знаний (рабочий лист).
Задание: попробуйте решить лингвистическую задачу: почему в словах Списал, Срезал, Сделал пишется приставка с-?
Задание: запомните написание слов: Здесь, Здание, Здоровье, ни Зги (объясняю значение).
СЛАЙД 12.
А) выполняем выборочно-распределительный диктант (рабочий лист).
Б) Игра «четвертый лишний» (рабочий лист).
- Рефлексия. СЛАЙД 13
-Что нового и важного вы узнали о правописании приставок на –з и-с?
- Кто доволен своей работой на уроке? Поднимите руки.
- Удалось ли нам достичь поставленных целей? Почему?
- Что было самым интересным на уроке? Самым трудным?
- Чью работу на уроке можно выделить (почему?) и оценить (как?)
Ответы учащихся
- Домашнее задание: орфограмма № 11, упр. 438 (для всех – списать, обозначить орфограммы);
По желанию (устно): Задание: составить и записать 10 словосочетаний на тему «Здоровый образ жизни», используя слова с орфограммой «Правописание приставок на –з - - с-.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Правописание приставок, оканчивающихся на З (С).
Урок на тему: "Правописание приставок на З(С)"...
Конспект урока русского языка в 6 классе "Правописание приставок при- и пре-." Презентация к уроку.
Данный материал содержит конспект урока русского языка в 6 классе "Правописание приставок при- и пре-. Приложение к уроку - презентация....
методическая разработка урока русского языка в 6 классе "Правописание приставок при- и пре-"
Урок- игра "Творческая мастерская" по русскому языку в 6 классе по теме "Правописание приставок при- и пре-". Авторская разработка с использованием материалов сказки Г.Х.Андерсена "Снежная королева"...
Урок русского языка в 6 классе "Правописание приставок при- и пре-"
Данный урок закрепления знаний построен с учетом планируемых результатов: предметных, метапредметных, личностных. Предусмотрена работа в парах, взаимо- и самооценка учеников, самостоятельная работа, т...
Конспект урока русского языка с использованием ЭОР "Правописание приставок пре - при"
Конспект урока русского языка с использованием ЭОР "Правописание приставок пре - при" 6 класс....
Конспект урока русского языка в 5 классе "Правописание приставок пре-, при-"
Материал урока представлен в виде технологической карты...
конспект урока русского языка в 6 классе Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-
Урок изучения нового материала....