Конспект урока русского языка в 5 классе "Правописание приставок пре-, при-"
план-конспект урока (5 класс) на тему
Материал урока представлен в виде технологической карты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_pristavok_pre-_pri-_konspekt_uroka.docx | 21.36 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ СОШ №4 с.Нижняя Александровка Минераловодского района
Ставропольского края
учитель русского языка и литературы
Ложко Е.А.
Тема урока: ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК ПРЕ-, ПРИ-.
Цели урока:
- Содержательные: познакомить обучающихся с орфограммой «Буква и в приставке при-», уметь графически обозначать орфограмму на письме, тренировать учащихся в запоминании основных значений приставки при-, составлять алгоритм действия, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.
- Деятельностные: создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников, развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки.
Задачи:
- Учебные: изучить и закрепить знания об употреблении приставки ПРИ- в зависимости от лексического значения слова; продолжить формирование умения определять условия выбора гласных в приставках, правильно писать слова с приставками неясного значения.
-Развивающие: использовать слова с данными приставками в тексте, вставлять такие слова в текст по смыслу, употреблять в конкретной речевой ситуации.
-Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку.
Ожидаемые результаты:
- Предметные (объём освоения и уровень владения компетенции):знать правило написания буквы И в приставке ПРИ-; уметь правильно определять значение приставки, находить и правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия правильных написаний, пользоваться орфографическим словарем.
- Метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; анализ и самоанализ.
- Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.
ХОД УРОКА.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Мотивация к деятельности (1-2 мин) Цель этапа: включение учащихся в деятельность. | Прозвенел уже звонок. Сядьте тихо и неслышно, И скорей начнем урок. Будем мы читать, трудиться, Ведь заданья нелегки. Нам, друзья, нельзя лениться, Так как мы ученики! (Слайд №1) Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Включение в деловой ритм. | Подготовка класса к работе. Запись в тетрадях даты. |
2.Актуализация и пробное учебное действие (3 мин) Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. | 1.Организует проведение игры «Третий лишний». (Слайд №2) -Объясните, по какому признаку вы отбирали «лишние» слова? -Вспомните правила написания приставок на з-с. -Можно ли без ошибок написать гласные в приставках «лишних» слов ? Почему? -На какие группы и почему можно разделить эти слова? | Выполняют задания, определяя лишнее слово, Повторяют правила написания приставок на з-с. Объясняют, по каким признакам отбирали «лишние слова». Отвечают на вопросы. |
3.Постановка учебной задачи (2 мин) Цель этапа: обсуждение затруднений | Создает проблемную ситуацию (Слайд№3) - Почему возникает орфографическая задача при написании данных слов? - Составьте устно предложения, используя данные слова. - Что вызвало затруднение? - Чего мы ещё не знаем? -Сформулируйте проблемный вопрос . | Ставят цели, формулируют проблему и тему урока. Записывают тему в тетради. (Слайд№4) |
4.Выявление места и причины затруднения (7 мин) Цель этапа: постановка целей учебной деятельности | Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. 1. Предлагает понаблюдать над материалом § 54 (Русский язык.Теория) о значениях приставки при-.. 2. Учитель предлагает понаблюдать над материалом упр. 645. - Определите значения приставок при- в словах. - Сделайте вывод о правописании приставки при-. 3. Работа с алгоритмом. - Перед вами алгоритм (на слайде №5). Расставьте его шаги в нужном порядке. 4.Проверка выполнения задания (на слайде №6 алгоритм осуществления правильного выбора гласной буквы в приставках при-). 5. Предлагает в парах составить опорную схему "Значения приставки ПРИ-" | Составляют план достижения цели. На основе материала учебника делают вывод о правописании приставки при- . Составляют алгоритм и опорную схему. Опорная схема: ПРИ Приближение= близко Присоединение= друг к другу Расположение вблизи=около Неполное действие= чуть-чуть |
5.Первичное закрепление (10 мин) Цель этапа: усвоение учащимися правописания приставки при-, графического обозначения орфограммы | 1.Учитель предлагает выполнить упр. 646. (запись слов по столбикам в соответствии со значением) 2.Организует работу в группах, регулирует работу групп, по мере необходимости помогает в выполнении задания. Задание по группам: запишите слова с приставкой при- со следующими значениями: -неполнота действия; -приближение; - присоединение; - нахождение вблизи чего-нибудь. -Какая гласная пишется в приставке? Учитель организует физминутку (Слайд№7). | 1. Ребята читают задание, анализируют материал, проговаривают правило, по которому делят слова по столбикам, записывают в тетрадях. 2. Работают в группе Придумывают и записывают слова с данными значениями приставки при- После выполнения задания каждая группа озвучивает результат своей деятельности. |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (15 мин) Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности Определить недостатки в знаниях и умениях. | Организует деятельность по применению новых знаний, контролирует правильность выполнения задания. 1. Предлагает выполнить в парах упр.650 (подбор однокоренных слов с приставкой при-) 2.Предлагает выполнить творческую работу. (Приложение №1.) Дифференцированное задание 1 уровень-восстановить текст, воспользовавшись словами для справки. (вставляют в текст пропущенные слова с приставкой при-) 2 уровень-восстановить текст, самостоятельно вставив пропущенные слова с приставкой при-. 3. Предлагает самостоятельно выполнить мини-тест (Приложение №2.) с последующей проверкой. (Ключ к тесту на слайде №8) | Выполняют упражнение с последующей взаимопроверкой Знакомятся с текстом, выполняют задание творческого характера. Вспоминают орфограмму в приставках ПРИ-. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. |
7.Рефлексия деятельности (2 мин) Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Организует рефлексию, организует самооценку результатов учащихся. -Понравилось ли вам на уроке? -Что каждый нового узнал на уроке? -Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали? Оценивает ответы. Благодарит за работу. Задает домашнее задание. 1.Упр.651 (1 уровень) 2.Упр.649 (2 уровень) 3.Составить памятку «Правописание приставки ПРИ-» | Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия |
Приложение №1.
Работа с текстом
Восстановите текст, воспользовавшись словами для справки. Объясните значение приставки при-.
Вы любите осеннюю природу? Я всегда радуюсь … осени. Меня не пугают дождь и грязь.
«Советую тебе, Сережа, … к осеннему лесу», - говорил отец. Он … фотоаппарат, и я стал забираться в лесную глушь, фотографировать все интересное.
Чудесно в осеннем лесу. Музыка в траве … . Мелкая листва облетела с … лозин. Ветер осторожно … тонкие стволики деревьев к земле. Лес … . … на ветке березы дятел.
Устанешь, … , отдохнешь и опять в путь. А вечером надо разложить все, что … из похода. Осенний лес подарил мне много счастливых находок.
СЛОВА ДЛЯ СПРАВКИ: приближению, присмотреться, приобрел, притихла, прибрежных, пригнул, призадумался, Притаился, присядешь на пригорке, принес.
Приложение №2.
Мини-тест.
1. Правописание приставки при зависит от
А) от звонкости-глухости согласной после приставки
Б) от значения приставки
В) от ударения
2. Укажите слово со значением неполноты действия в приставке
А) приморский
Б) приляжет
В) приползет
3. Укажите слово со значением присоединения в приставке
А) пришивать
Б) приехать
В) присесть
4. Укажите слово со значением приближения в приставке
А) призадумался
Б) придорожный
В) прикатился
5. Укажите ряд слов, в которых приставка имеет значение "близость к чему-либо".
А) приморский, прикрыть, приостановить
Б) прибрежный, приусадебный, пришкольный
В) придорожный, привинтить, присмотреться
Г) приволжский, приделать, прицелиться
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 6-ом классе по теме "Правописание приставок пре- и при-"
Предлагаю конспект урока в 6-ом классе с мультимедийным приложением "Правописание приставок при- и пре-", построенного по технологии проблемного обучения. Это первый урок по данной теме. На нём учащие...
План-конспект урока русского языка в 6-ом классе по теме "Буквы ы-и в корне после приставок".
ЦЕЛЬ урока: 1) познакомить уч-ся с условиями выбора и написания букв Ы и И после приставок; учить находить данную орфограмму в словах и правильно писать буквы Ы и И после приставок; уметь ...
Конспект урока русского языка в 6 классе "Правописание приставок при- и пре-." Презентация к уроку.
Данный материал содержит конспект урока русского языка в 6 классе "Правописание приставок при- и пре-. Приложение к уроку - презентация....
Конспект урока русского языка "Правописание приставок пре- и при-"
Конспект урока русского языка "Правописание приставок пре- и при-" в 6 классе....
конспект урока русского языка по теме "Правописание приставок пре- и при-" 6 класс
Это обычный рабочий урок, в котором использованы разные формы работы: игровые, исследовательские, репродуктивные....
Конспект урока русского языка в 5 классепо теме"Правописание з и с на конце приставок".
Тема: Правописание з и с на конце приставок.Тип урока:урок объяснения нового материала.Цель:Познакомить учащихся с правилом правописания приставок, оканчивающихся на з и сЗадачи:формировать умение опр...
Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема "Буквы з и с на конце приставок".
Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема "Буквы з и с на конце приставок"....