Словообразование деепричастий
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Урок по русскому языку в 7 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovoobrazovanie_deeprichastiy.docx | 37.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Тип урока: объяснение нового материала
Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Используемые технологии: информационно-коммуникационные, обучение в сотрудничестве, игровые технологии, элементы исследовательской технологии, здоровьесберегающие
Средства обучения: компьютер, презентация, мультимедийная установка, карточки для индивидуальной работы, доска.
Цель урока: создать мини-сочинения на тему о детстве, о своей семье, о себе, правильно используя видовые формы деепричастий, выделяя запятыми одиночные деепричастия и деепричастные обороты.
Задачи:
Учащиеся должны знать:
суффиксальный способ словообразования деепричастий совершенного и несовершенного вида; смысловые, структурные и грамматические различия деепричастий совершенного и несовершенного вида;
правописание глагольного суффикса в деепричастиях совершенного вида;
правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами.
Учащиеся должны уметь:
образовывать деепричастия от глаголов;
отличать друг от друга деепричастия совершенного и несовершенно вида;
производить морфологический и словообразовательный разборы деепричастий;
употреблять в тексте деепричастия.
Познавательные (обучающие) задачи:
формирование навыка написания гласной перед суффиксами –в-, -вши-;
формирование навыка нахождения и выделения запятыми деепричастного оборота в тексте.
Развивающие задачи:
развитие внимательности, логического мышления;
развитие речи;
развитие творческих способностей.
Воспитывающие задачи:
формирование нравственных качеств личности;
воспитание любви к родному краю.
Ход урока
- Организационный этап
- Добрый день, ребята. Я рада видеть вас в этом кабинете русского языка. Проверим, как мы приготовились к уроку, все ли на месте?
2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению учебного материала
(на доске записаны дата, вид работы (классная), тема урока «Образование…»)
Учитель:
-Что неизвестно нам в заглавии темы? Как вы это определили? Давайте докажем это, обратившись к следующему заданию. Прочитаем акростих (слайд 3).
Дитя сидит, в окно глядит,
Его сомненья мучат, уроки он не учит. А
Если он захочет,
Преодолеть всё сможет:
Решится вдруг задача,
И вдруг придёт удача,
Что сочинение - шутка,
А правило – минутка.
Собрав всю свою волю,
Торопится он в школу.
И солнце вновь сияет,
Его путь освещает.
-Итак, какое слово нужно дописать в названии темы?
- Давайте вспомним, что такое деепричастие?
- Назовите деепричастие в приведённом акростихе?
- Что это за деепричастие?
- Что общего у деепричастия с глаголом?
- А с наречием?
-Что такое деепричастный оборот?
- Найдите в тексте деепричастие с зависимыми словами.
- Объясните постановку знаков препинания в предложении с деепричастным оборотом.
- С помощью каких суффиксов образуется деепричастие (таблички «Суффиксы деепричастий»).
- А как вы думаете, какие задачи будут стоять перед нами сегодня? (варианты ответов учащихся)
- Правильно, сегодня мы будем выяснять способы образования деепричастий, решать, от чего это зависит, что для образования деепричастий нужно делать, как правильно употреблять их в речи, как строить предложение и текст. А для этого нужно быть очень внимательным к слову. (слайд 4)
- Работа у доски.
- Запишем несколько предложений, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, объясняя пунктограммы. Задание выполняется в тетрадях.
Взявшись за гуж, не г…вори, что не дюж.
(Не) зная броду, (не) суйся в воду
Выстр…лив, пулю не схват…шь.
Он споткнулся, сп…ша нам (на) встречу.
(Один ученик выполняет задние индивидуальное задание у доски, остальные – в тетрадях.)
- Проверим. (Слайды 5,6). Учитель дает оценку выполненному заданию.
-Молодцы, с этим заданием вы справились. А сегодня нам с вами предстоит выяснить, когда в словообразовании деепричастий используются суффиксы -В-, -ВШИ-, а когда –А-, -Я-.
II.
- Возьмите карточки и выполните в тетрадях первое задание. Нужно записать предложение, найти деепричастный оборот и выделить его запятыми. В деепричастиях выделить суффикс. Сделайте вывод, когда при образовании деепричастий используются суффиксы -В-, -ВШИ-, а когда –А-, -Я-.
Задание №1.Спишите предложение. От глагола, стоящего в скобках, образуйте деепричастие и укажите вид. Выделите деепричастный оборот запятыми. |
Групповая работа. Класс разделён на 4 группы.
А) проверка (слайды7.8.9)
Б) (слайд 10,11)
В) (слайд 12,13)
Г) (слайд 14,15)
(Каждой группе предлагаются разные варианты задания. Группа обсуждает условия выбора суффикса деепричастия и высказывает свое мнение).
-Проверим (слайд) сначала постановку знаков препинания в предложениях. Прочитайте предложения, назовите деепричастные обороты. Можно ли утверждать, что перед нами текст? Почему? Какие чувства охватывают вас, когда вы слышите имя этого великого человека?
(Учитель отмечает наиболее активных членов, группы, дает оценку выполненных заданий).
-А теперь заполните таблицу по схеме. (Слайды 16, 17)
Выписать из предложений деепричастия | ||||
Выписать глагол, от которого образовалось деепричастие | ||||
Определить его вид | ||||
Выписать суффикс деепричастия |
-Какая группа сумеет сделать вывод о том, какие деепричастия образуются с помощью суффиксов -В- и –ВШИ-? А какие деепричастия образуются с помощью суффиксов –А-, -Я-?
(Слайд 18)
(слайд-помощник «Незаконченное предложение» «С помощью суффиксов –В-, -ВШИ- образуются деепричастия (совершенного вида)
А с помощью суффиксов –А-, -Я- образуются деепричастия (несовершенного вида)
-Попробуйте определить временную форму глагола, от основы которой образовано деепричастие.
ВЫВОД.
мы выяснили, что деепричастия несовершенного вида образуются от _________________________________ при помощи ___________.. а деепричастия совершенного вида от ______________________ при помощи______________.
- Как происходит словообразование деепричастий? (Деепричастия совершенного вида образуются от основы неопределенной формы плюс суффиксы " в - вши " ( после гласных ) или " ши " ( после согласных ) плюс " сь ". Деепричастия несовершенного вида образуются от основы глагола настоящего времени с помощью суффиксов –а, -я.)
- Каковы особенности суффикса –учи-, -ючи-?
(У глагола быть деепричастие образуется с помощью суффикса -учи от основы будущего времени: буд-учи. Этот же суффикс используется для образования стилистически окрашенных вариантных форм деепричастий у некоторых других глаголов: игра-я — игра-ючи.)
III. Этап закрепления изученного учебного материала.
1.
- Теперь вы знаете, с помощью каких суффиксов образуется деепричастие совершенного вида, а с помощью каких несовершенного, а когда не образуются. Давайте попробуем образовать деепричастия от следующих глаголов. На ваших карточках это задание №.2.
-А кто хочет выполнить работу на доске? (Индивидуальная работа. Карточка. Заполнить таблицу. Определяя вид, образуйте деепричастия от глаголов: спешить, облегчить, пронести, баловать, дождаться, премировать, расставьте в словах ударение).
-Проверяем задание №2 (Слайд 20, 21.22, 23) Проверим, все ли были сегодня внимательны. От каких глаголов вы не смогли образовать деепричастие?
-Почему?
- Всегда ли можно образовать от глаголов деепричастия несовершенного вида?
Не образуются деепричастия
- — от глаголов на -чь: печь — пекя(печа);
- — от глаголов на -нуть: вянуть — вяня,;
- — от некоторых глаголов на шипящий в основе настоящего времени: писать, пишут — пиша, лижут — лижа (но наречие лёжа);
- — от глаголов с основой настоящего времени, состоящей только из согласных, и производных от них: пить, пьют (пj-ут) -пья.) (Слайд 24)
-Теперь проверяем индивидуальную работу по карточке. Следить за правильным произношением слов(Слайд 25 )
глагол | играть | спешить | облегчить | пронести | баловать | дождаться | премировать |
ДНВ | играя, играючи | спеша | облегчив | балуя | премируя | ||
ДСВ | пронёсши | дождавшись |
3. Ну что ж, теперь, я думаю, вы сумеете справиться со следующим заданием - кроссворд. Запишем образованные от глаголов деепричастия в специальную таблицу.
(расписывать, включать, заливать, съехать, поискать, вкушать). Какая же группа вполне овладела навыком словообразования деепричастий?
с | ||||||||||||
| к | |||||||||||
л | ||||||||||||
е | ||||||||||||
и | ||||||||||||
в |
- Верно ли написано слово по вертикали? Произведите морфемный разбор. Так от чего же зависит правописание гласных перед суффиксом деепричастий?
(Слайд 26 «Незаконченное предложение» Перед суффиксом деепричастий пишется та же гласная, что и в инфинитиве перед суффиксом – ть).
3. Запишем следующие деепричастия: услышав, приклеив, увидев, обидев,
-Объясните правописание гласной перед суффиксом этого деепричастия.
-Проведите словообразовательный и морфемный разборы. (Это же задание выполняется одним из учеников)
Услышать, приклеить, увидеть, обидеть, продолжить, расстелить (Слайд 27, 28)
глагол | услышать | приклеить | увидеть | обидеть | продолжить | расстелить |
ДНВ | ||||||
ДСВ | услышав | приклеив | увидев | обидев | продолжив | расстелив |
Проверка
- Теперь я предлагаю вам отдохнуть и посмотреть отрывок из фильма по повести «Детство» Л.Н.Толстого.
4. Творческая работа
- Да, Л.Н.Толстой - великий русский писатель. Он автор многих всемирно известных произведений. Он прожил долгую жизнь (1828-1910) - 82 года. У него была большая семья: 8 детей и 26 внуков. И потому, наверное, самая близкая и самая главная для нас всех тема – это тема детства, тема семьи.
- Продолжаем работу на индивидуальных листах, вашему вниманию предложены фрагменты текста из повести Толстого «Детство», приступаем к заданию № 3.
Задание 3. Вставьте деепричастия и глаголы в ваши предложения. Не забудьте выделить деепричастные обороты запятыми (от одних глаголов, стоящих в инфинитиве вы должны образовать деепричастия, а от других – глагол в изъявительном наклонении) |
-Чья группа первая выполнила задание?
Проверяем.
-у кого получились другие варианты? (Слайд 29, 30, 31,32,33, 34)
- Так ребята, вы увидели, насколько тёплые, сердечные, радостные воспоминания у Л.Н.Толстого были о своём детстве. А теперь попробуйте самостоятельно написать мини-сочинения с использованием деепричастий на тему о детстве, о своей семье, о себе (слайд 35).
В качестве примера можно взять слова:
Играть и учиться
Думать и мечтать
Любить и стараться не причинять
-Прочитаем (слайд 36)
IV. Этап Рефлексия.
-Продолжите предложения:
Сегодня на уроке
Я узнал…
Я понял…
Я научился…(слайд 37)
-Итак, тема нашего урока называлась «Образование деепричастий».
-А как по-другому можно сформулировать тему сегодняшнего урока? (Деепричастия совершенного и несовершенного вида) (Слайд 38)
-Какое задание вам показалось самым лёгким? А самым сложным?
Какое задание вам показалось самым интересным? А самым скучным?
Внимательно посмотрите на свои записи и оцените свои задания, поставьте себе оценки.
И я поставила сегодня за работу на уроке отметки следующим ученикам:
за работу у доски, активную работу в группе, самые интересные мини-сочинения будут тоже мною оценены.
Д.З. (слайд 39) работа с учебником. Варианты д.з.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" С деепричастием на "ты"! (систематизация и обобщение изученного по теме "Деепричастие")
Урок является обобщающим по теме "Деепричастие", поэтому составлен так, что позволяет проверить и теоретические знания, и практические навыки учащихся по теме. На уроке используется презентация, индив...
конспект урока по теме "Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы словообразования"
Цели урока:познавательные :· формировать представление о словообразовании как разделе лингвистики, о различиях морфемики и словообразования;·...
ДЕЕПРИЧАСТИЕ И ПРИЧАСТИЕ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ И ПРЕДЛОЖЕНИИ. СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ ДЕЕПРИЧАСТИЙ И ПРИЧАСТИЙ.
· Повторение и обобщение сведений о роли деепричастий и причастий в словосочетании и предложении...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СЛОВООБРАЗОВАНИЮ, ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО- ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ, РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СЛОВООБРАЗОВАНИЮ, ФОРМИР
Перспективный план по лексическим темам старшая логопедическая группа ОНР....
Урок русского языка в 5 классе. Тема: Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы словообразования.
Урок разработан и проведен учителем русского языка Терёхиной В. Н. в рамках краевого конкурса «Учитель года Приморского края -2010»Цель: 1) дать представление о словообразовании как разделе линг...
Методическая разработка урока русского языка на тему "Словообразование деепричастий"
Методическая разработка урока русского языка на тему "Словообразование деепричастий" . Для 7 класса общеобразовательной школы....
Тема урока: Деепричастие как часть речи. Глагольные свойства деепричастия. Наречные признаки деепричастия.
Цель урока: дать понятие о деепричастии как о части речи; показать связь деепричастий с глаголами и наречиями; развивать практические навыки...