Глагол как часть речи
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Вводный урок урок русского языка «открытия нового знания» с опорой на имеющиеся знания по теме "Глагол", 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grammaticheskiy_priznak_glagola.docx | 40 КБ |
glagol.pptx | 429.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Грамматический признак глагола
Ф.И.О. учителя: Аниканова Яна Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 8 имени Бусыгина М.И.»
Предмет: русский язык
Класс: 6
Тема урока: Глагол как часть речи.
Тип урока: урок «открытия нового знания» с опорой на имеющиеся знания.
Технология: Технология проблемного обучения.
Методы обучения:
исследовательский – работа с раздаточным материалом по поиску глаголов различных действий;
частично-поисковый – эвристическая беседа, ведущая к составлению классификации глаголов по виду действия;
методы контроля и самоконтроля;
метод стимулирования.
Место урока в системе уроков: Урок 1 в теме «Глагол».
Форма работы учащихся – групповая (работа с текстом и выявление затруднений), индивидуальная, фронтальная, в парах (при необходимости работа с консультантом).
Цель: создание благоприятных условий для развития творческой и мыслительной деятельности учащихся за счет расширения понятийной базы и формирования представления о грамматическом признаке глагола, синтаксической роли и значении в речи.
Учебные задачи, направленные на достижение:
личностных результатов обучения:
-формировать умение ясно и грамотно проговаривать выполняемые действия;
-сравнивать результат действия с образцом и исправлять найденную ошибку;
-обсуждать под руководством учителя успешность/не успешность своих действий;
метапредметных результатов обучения:
-коммуникативные: развивать умение грамотно выразить свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии, формировать способности работать в группе;
-регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий;
-познавательные: уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, формировать умение обобщать и систематизировать материал;
предметных результатов обучения:
- различать глагол среди других самостоятельных частей речи;
- различать действия глаголов;
- правильно употреблять глаголы в речи в соответствии с нормами русского литературного языка;
- обобщать материал о глаголе;
- обогащать свой словарный запас.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, учебник.
Планируемые результаты:
предметные результаты: знать и уметь различать грамматический признак глагола;
метапредметные результаты:
познавательные: способность видеть проблемную ситуацию, формулировать познавательные цели, устанавливать причинно-следственные связи;
регулятивные: контролировать и оценивать собственную деятельность и деятельность группы, планировать свою деятельность;
коммуникативные: уметь грамотно и чётко выражать свои мысли, слушать и слышать собеседника;
личностные: определять границы собственного знания и незнания по теме; иметь мотивацию к учебной деятельности, принимать и осваивать социальную роль обучающегося, использовать приобретенные знания учебного сотрудничества со сверстниками в разных ситуациях; знать, как важны в учебной деятельности внимание, любознательность, аккуратность, личная ответственность.
Основные понятия: морфология, части речи, глагол как самостоятельная часть речи, морфологические признаки глагола.
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
1.Организационная часть. | Слайд № 1 - Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверьте все ли готово у вас к уроку. -Запишите число, оставьте строчку для темы урока. - Давайте узнаем, что же произошло интересного в истории 17 октября. - Ребята, медаль «За отвагу» вручали за исполнение воинского долга перед Отечеством, а какой долг у вас сейчас перед Отечеством? -У вас на партах макет медали. Впишите свое имя в медаль, а кто готов сегодня получить медаль «За отвагу», мы узнаем в конце урока. | Проверяют наличие учебных принадлежностей. Узнают о событии 17 октября: 17 октября 1938 года Указом Президиума Верховного Совета СССР была учреждена медаль «За отвагу». Согласно Положению, медаль была учреждена для награждения за личное мужество и отвагу, проявленные при защите Отечества и исполнении воинского долга. Осознают, что это получение образования. | Личностные УУД: оценивают свою готовность к уроку |
2.Актуализация опорных знаний. Слайд № 3 | Слайд № 2 - Как вы понимаете значение слова «отвага»? Наши понятия только предположения. А где можно найти более точную информацию о слове? -Если вы будет искать информацию в интернете, не забывайте об информационной безопасности. - Я отобрала основные ключевые понятия, характеризующие слово «отвага» из толкового словаря С.И. Ожегова Отвага — храбрость, смелость, решимость, бесстрашие (неустрашимость); надежда, уверенность в удаче, отсутствие робости, уныния. - Какие понятия из этого списка можно применить к себе во время работы на уроке? - А сейчас предлагаю вспомнить материал прошлых уроков и обозначить морфологические признаки слова «отвага». - Кому трудно, нужно найти в тетради подсказку с прошлого урока. Побуждает обсудить полученные результаты. -Ребята, проверяем выполнение задания Отвага – Ж.р., ед.ч, 1 скл., И.п., неодуш., нарицат. После проверки по образцу оценивают себя, выставляют 1 оценку Запишите предложение: Отвага побеждает страх Какой частью речи являются слова в этом предложении? Мы изучили с вами существительное? Побуждает сформулировать тему урока Значит, что нам предстоит изучить? Слайд № 4 | Ищут необходимый для работы ответ. Отвечают на вопрос. -интернет, словари Выполняют задание. При необходимости используют подсказку с прошлого урока. (у доски работает 1 ученик) Проверяют, обсуждают полученный результат, оценивают себя Отвечают: «Существительное и глагол». Отвечают: «Глагол». | Регулятивные УУД: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; Коммуникативные УУД: формируем умение спрашивать, интересоваться другим мнением, принимать другую точку зрения. Коммуникативные УДД: 1) формируем умение участвовать в диалоге; 2) формируем умение точно выражать свои мысли Личностные УУД: 1) формируем умение выказывать своё отношение к происходящему; 2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |
3.Основная часть. 3.1.Формулирование темы урока. Планирование деятельности. | Но если вы с легкостью назвали в предложении глагол, тогда зачем нам его изучать? Просит обосновать ответ. А мы хоти что-то узнать новое? -Записываем тему урока. - Поставим перед собой задачи для работы на уроке. Побуждает использовать опорные глаголы: изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, закрепить, сравнить, проанализировать, сделать вывод, разобраться… - Для каждого задачи свои, но в целом мы с вами будем работать с глаголом | Отвечают на вопросы Записываем тему после обсуждения. «Глагол» Постановка задач на урок. Ответы детей. | Коммуникативные УУД: 1) формируем умение точно выражать свои мысли; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; Регулятивные УУД: 1) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 2)формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); Личностные УУД: 1) формируем умение выказывать своё отношение к происходящему; 2) формируем мотивацию к целенаправленной познавательной деятельности; 3) формируем умение оценивать себя в соответствии с определённой ситуацией. |
3.2. Определение различных действий глагола. Погружение в проблемную ситуацию. | Слайд № 5 (1) - Какое произведение мы с вами проходим на уроках литературы? -Предлагаю ознакомиться с текстом из данного произведения. Читают текст Он шел, не разбирая дороги; сучья поминутно задевали и царапали его, нога его поминутно вязла в болоте, — он ничего не замечал. Наконец достигнул он маленькой лощины, со всех сторон окруженной лесом; ручеек извивался молча около деревьев, полуобнаженных осенью. Владимир остановился, сел на холодный дерн, и мысли одна другой мрачнее стеснились в душе его... Сильно чувствовал он свое одиночество. Будущее для него являлось покрытым грозными тучами. Вражда с Троекуровым предвещала ему новые несчастия. Бедное его достояние могло отойти от него в чужие руки — в таком случае нищета ожидала его. Долго сидел он неподвижно на том же месте, взирая на тихое течение ручья, уносящего несколько поблеклых листьев и живо представляющего ему верное подобие жизни — подобие столь обыкновенное. Наконец заметил он, что начало смеркаться; он встал и пошел искать дороги домой, но еще долго блуждал по незнакомому лесу, пока не попал на тропинку, которая и привела его прямо к воротам его дома. - В тексте выделены некоторые слова. Что общего в этих словах? - Давайте вспомним, что мы знаем о глаголах. - А теперь определите, по какому признаку я разделила выделенные глаголы? - Предлагаю организоваться в небольшие группы по желанию. Время выполнения 5 минут. С собой возьмите текст и ручку. По истечении времени результаты работы выносятся для обсуждения в классе. Проблемная ситуация. - Ребята, у нас с вами особая ситуация. Мы знаем, что это глагол, но не знаем, по какому признаку разделены слова. - Давайте отвлечемся от глаголов из текста и обратимся к словам из первой колонки нашей таблицы. Слайд № 5 (2) Они не из текста, но помогут нам выйти из затруднительного положения. | Отвечают: «А.С. Пушкин «Дубровский» Решают в группе поставленную задачу. Отвечают на вопросы. Работают в группах, обсуждая решения, советуются. В процессе работы повторяют орфограммы в глаголах. Отвечают. | Регулятивные УУД: 1) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 2) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: 1) формируем умение спрашивать, интересоваться другим мнением, принимать другую точку зрения. Познавательные УУД: 1) формируем умение в создании алгоритма деятельности; 2) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы |
3.3.Открытие нового знания. Стадия осмысления | Привлекает внимание учащихся. На доске глаголы: Рубить, копать, шил, вязала, строят, стираю, готовить. Давайте проанализируем и сделаем вывод, что объединяет эти глаголы? Обсудите в группах. Для этого зададим вопросы к этим словам (записать на доске) - Ребята, вопросы разные? Это нам помогло? - Анализируем дальше. Когда мы используем глаголы в речи, мы с какими словами их связываем? - На какие вопросы отвечают предметы или объекты? -В нашем случае, на какой вопрос будет отвечать существительное с этими глаголами? - То есть это живые объекты? Делаем вывод: ДАННЫЕ глаголы описывают действие живых объектов. А какое конкретно действие? Где мы свами шьем, вяжем, строим в школе? Деятельность какая? Слайд № 5 (3) - Давайте определим значение действий нашим словам из текста - Слово «шел» Слайд № 5 (4) - Слово «чувствовал» Слайд № 5 (5) - Живой объект не только что-то делает физически. У нас есть не только тело, но и душа. - Слово «смеркаться» Слайд № 5 (6) - Кроме живых объектов есть и неживые объекты или предметы, действие которых происходит в природе. Слово «не замечал/замечал» - Ребята, нас с вами можно отнести к живым объектам? Что мы в данный момент с вами делаем? С чем связаны наши действия? Научно это действие называется - действия, связанные с умственной и речевой деятельностью. Слайд № 5 (7) Все теоретические понятие, которыми мы сформулировали действия наших глаголов будут в ОТМ, который мы проводим традиционно в конце четверти -Ребята, мы знаем, что у каждой части речи есть 3 основных признака (грамматический, морфологический и синтаксический). К какому признаку будут относиться виды действий глагола, с которыми мы сегодня познакомились? Слайд № 5 (8) - Ребята, в 1 колонке у нас достаточное количество примеров. Предлагаю самостоятельно дополнить нашу таблицу примерами: Слайд № 6 Колоть (дрова), думать, лежать, любить, подморозило, светает, спать, лететь, решать, лепить. Организует проверку Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте по образцу, поставьте 2 оценку Слайд № 7 | Работают в группах Объясняют свои ответы. Отвечают – с предметом, объектом. Отвечают – Кто? Что? Отвечают – Кто? - действия, связанные с трудовой деятельностью Заполняют таблицу - действия, называющие перемещение и положение в пространстве - действия, называющие различные состояния - действия, называющие то, что происходит в природе Отвечают: « Думаем, рассуждаем, говорим». Отвечают: «К грамматическому» Проверяют результат своей деятельности | Регулятивные УУД: 1) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: 1) формируем умение спрашивать, интересоваться другим мнением, принимать другую точку зрения. Познавательные УУД: формируем умение в создании алгоритма деятельности |
4.физкультминутка | Организует динамическую паузу. -Давайте узнаем, правильно ли мы понимаем словосочетания , в которых используются глаголы. Я буду называть глаголы, вы выполнять заданное упражнение: Встали, вышли из-за парт, хлопнули в ладоши, повернули голову налево/направо, наклонили голову вперед/назад, вращаем головой влево/вправо, сели на место. | Участвуют в физкультминутке | Коммуникативные УУД: дружное выполнение зарядки Регулятивные УУД: самоконтроль своих действий |
5.Закрепление изученного. | - Ребята, вы все молодцы, вы справились с заданиями, так как с действиями данных глаголов мы сталкиваемся каждый день. -К какой группе они относятся? - Ребята, мы не зря изучаем тему «Глагол». Изучением глаголов интересуются и в наше время, и интересовались в прошлом. Работа по учебнику. Организует работу. - Откройте учебник на стр. 64, прочитайте высказывание А.Н. Толстого в упр. 168 -Найдите ключевую фразу в этом тексте. Выпишите ее в тетрадь. Слайд № 8 «Движение – это жизнь» Обсудите в паре, как вы ее понимаете. | Отвечают: « действия, называющие перемещение и положение в пространстве». Читают текст Работают в тетрадях, выполняя задания. Озвучивают ответ. Работают в парах. Озвучивают ответ. | Регулятивные УУД: самоконтроль своих действий Коммуникативные УУД: 1) Регулируют собственную деятельность посредством письменной речи Познавательные УУД: 1)формирование умений по использованию грамматического признака глагола и оценки полученных результатов 2)Выбирают, сопоставляют и обосновывают ответ |
6. Домашнее задание
| Объясняет, каким будет домашнее задание. - Ребята, я рада, что вы понимаете значение этой фразы. Эти знания помогут некоторым ребятам в выполнении домашнего задания. Слайд № 9
Все работы вы будете выполнять на листах формата А4, лучшие работы будут размещены на нашей выставке творчества. | Записывают разноуровневое домашнее задание. | Личностные УУД: 1) формируем умение выказывать своё отношение к происходящему; 2) формируем мотивации к обучению; 3) формируем умение оценивать себя и свои возможности в соответствии с определённой ситуацией. |
7.Подведение итогов. Рефлексия | - Сегодня на уроке вы попали в затруднительное положение, но все вместе смогли преодолеть трудности. Вернемся к определению слова «отвага». Слайд № 10 Давайте составим словосочетание: предмет + действие, используя существительные. Я вам немного помогу. Надежда – надеялись, что найдем ответ на вопросы. Уверенность – были уверены в удаче. Проявили: смелость, решимость, бесстрашие в выдвижении гипотез. Можете ли вы сказать, что проявили отвагу сегодня уроке? Несомненно! Вы все заслужили награду. И если вы со мной согласны, разместите ее на доске почета. Слайд № 11 Подводит итог урока. Благодарит учащихся за отличную работу. | Отвечают на вопросы, которые сами поставили в начале урока. Выполняют рефлексию «Доска почета». Вписывают в медаль свое имя и размещают на доске почета. | Личностные УУД: 1) формируем умение выказывать своё отношение к происходящему, выражать свои эмоции; 2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 3) формируем умение оценивать себя в соответствии с определённой ситуацией. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Отвага - храбрость , смелость, решимость, бесстрашие (неустрашимость); надежда , уверенность в удаче, отсутствие робости . (Толковый словарь С.И.Ожегова )
Отвага – Ж.р ., ед.ч , 1 скл ., И.п ., неодуш ., нарицат . Оцените себя: Нет ошибок – «5» 1 ошибка – «4» 2 ошибки – «3» 3 ошибки и более – «2»
Семнадцатое октября Глагол Опорные глаголы: изучить, знать, уметь, выяснить, закрепить , сравнить, проанализировать, сделать вывод, разобраться.
Рубить, копать, шил, вязала, строят, стираю, готовить. Шел Не замечал (замечал) Чувствовал Смеркаться Действия, связанные с трудовой деятельностью Действия, связанные с движением объекта Действия, связанные с умственной и речевой деятельностью Действия, называющие различные состояния Действия, называющие то, что происходит в природе Грамматический признак глагола
Распределите глаголы по колонкам в таблице. Колоть (дрова), думать, лежать, любить, подморозило, светает, спать, лететь, решать, лепить.
Действия, связанные с трудовой деятельностью Действия, называющие перемещение и положение в пространстве Действия, связанные с умственной и речевой деятельностью Действия, называющие различные состояния Действия, называющие то, что происходит в природе Рубить, копать, шил, вязала, строят, стираю, готовить , колоть (дрова), лепить. Шел, лежать, лететь. Не замечал (замечал), думать, решать. Чувствовал, любить , спать. Смеркаться, подморозило, светает.
«Движение – это жизнь» А.Н. Толстой
Домашнее задание: 1. Параграф 82 (всем) 2. Подобрать пословицы, поговорки, цитаты (5-7) к слову «отвага», выделить в предложениях глаголы, обозначить в них вид деятельности. 3. Мини-сочинение на тему: «Вся жизнь – это движение» (5-7 предложений), выделить в предложениях глаголы, обозначить в них вид деятельности.
Отвага - храбрость , смелость, решимость, бесстрашие (неустрашимость); предприимчивость; надежда, уверенность в удаче, отсутствие робости.
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Глагол – необыкновенная часть речи»
Урок- экскурсия для систематизации и обобщения знаний по теме «Глагол» в 6 классе. ...
Презентация "Глагол как часть речи"
Презентация к вводному уроку по теме...
"Глагол как часть речи"
"Глагол как часть речи"...
Презентация к уроку русского языка "Глагол как часть речи"
Презентация по теме "Глагол как часть речи"....
Тема урока: Глагол как часть речи.
Урок открытия нового знания. Материал построен так, что учащиеся самостоятельно определяют свои знания-незнания по данной теме, ставят цели и выбирают пути их достижения. В качестве мотивации использу...
Комплексный анализ текста по теме: «Глагол как часть речи. Группы глаголов по значению». Интегрированный урок-проект русского языка и литературы в 5 классе «На урок с К.Г.Паустовским» (по учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова)
Проект практико-ориентированный, по характеру групповой, по времени – краткосрочный, по предметно-содержательной области – межпредметный (русский язык и литература), связан с изучением творчеств...
План - конспект урока русского языка в 9 – ом классе коррекционной школы "Глагол как часть речи. Определение глагола в предложении".
Данный урок русского языка предназначен для учащихся 9 класса коррекционной школы. Образовательная цель урока: дать понятие глагола как части речи; формировать умение находить глаголы в предложе...